Автомобиль разгоняется до 80 км/ч, затем торможение в пол... Визг шин, водитель со штурманом повисают на ремнях безопасности, ABS вовсю стрекочет. Бросаем взгляд на экран планшета, где высвечивается результат: тридцать с половиной метров! Вентилируем тормоза и уходим на следующий заезд... Примерно в таком темпе проходил первый этап испытаний зимних покрышек, оказавшийся самым тяжелым по перегрузкам. Наша первая публикация шинного цикла посвящена изучению поведения шести комплектов при торможении на мокром дорожном покрытии. Разница оказалась весьма ощутимой!
Сразу подчеркнем, что мы не проводим сертификационные испытания. Наше сравнительное исследование стоит воспринимать как журналистский тест, приближенный к «бытовым», повседневным условиям.
При этом мы добивались того, чтобы параметры испытания были одинаковыми для всех шести комплектов шин.
Напомним, заезды проводились на редакционном автомобиле Renault Arkana, штатный размер колес которого — 215/60 R17. Участники теста выбирались исходя из этого параметра, а также типа и стоимости. Всего было пять комплектов «зимы» и один — «лета».
Во время испытаний система ABS не отключалась. Режим трансмиссии — 2WD. В салоне находились два человека (Юрий Краснов за рулем и автор данной статьи в качестве штурмана). Водитель действовал по одному алгоритму: когда стрелка спидометра превышала отметку в 80 км/ч — что есть силы давил педаль тормоза в пол. Давление в шинах, которые перед испытаниями проходили небольшую обкатку (до 100 км), составляло 2,2 бара.
Наиболее показательной, как мы полагаем, является длина тормозного пути с 8о км/ч. Эта скорость считается средней для движения по загородной трассе и потому репрезентативной.
Заезды проходили на Республиканском полигоне для испытания мобильных машин (более известен как «Липки»). Для создания необходимых условий асфальт перед заездами увлажняли с помощью поливальной машины. Это было сделано по аналогии с тестами по определению коэффициента сцепления, а также для имитации типичной дорожной обстановки в межсезонье и во время частых оттепелей зимой, когда проезжая часть становится мокрой.
Про температурные и прочие показатели нужно сказать отдельно. Испытания проводились в течение трех дней, когда сохранялись стабильные погодные условия. Этого мы ждали долго, прежде многократно консультировались с синоптиками Белгидромета.
В правилах ЕЭК ООН №117 указано, что при подобных тестах температура поверхности увлажненной испытательной площадки должна быть в пределах ±5 °C. Фактические данные измерялись на полигоне с помощью сертифицированных приборов.
В первый день испытаний температура окружающего воздуха составляла от +6,2 до +6,4 градуса (дорожного покрытия — +7,7...+8,2), во второй — от +5 до +6 (дорожного покрытия — +7...+8), в третий — от +5,5 до +6 (дорожного покрытия — +7...+8). Ветер был слабым — всего 1—3 метра в секунду.
Отметим, что именно при среднесуточной температуре в +6—8 градусов специалисты рекомендуют «обувать» зимние шины. Поскольку эта часть испытаний посвящена именно переходному периоду, тем интереснее будет проследить разницу между «летом» и «зимой».
Racelogic VBOX Sport — прибор, который использовался во время испытаний. С высокой точностью он позволяет измерять динамические характеристики автомобиля, а также тормозной путь. У прибора большое количество обращений к GPS для перепроверки данных: 20 раз в секунду!
Устройство фиксирует показатели в рамках заданных параметров. В данном случае был установлен диапазон с 80 до 0 км/ч. Даже если машина двигалась с более высокой скоростью, измерение проводилось именно с установленной величины.
В зачет шли результаты, которые соответствовали условиям репрезентативности. Отклонения от общей картины в расчет не принимались. Подсчитанное в финале среднее арифметическое будет ключевым итоговым параметром.
В роли самых дешевых выступали шины с романтичным названием Premiorri ViaMaggiore Z Plus. В нашем каталоге продаются по 120 рублей за штуку. На боковине покрышек упоминается, что спроектированы они в Великобритании, а выпущены в Украине.
На сайте производителя, украинской компании «Росава» (ранее Белоцерковский шинный завод), сказано, что эти шины разработаны для суровых зим, при этом «акцент был сделан на высокое сцепление с дорожным покрытием в любых погодных условиях».
Однако нас в данном случае интересует, как они поведут себя на мокром покрытии. Изготовитель на этот счет сообщает следующее: «Конструкция ламелей делает шину устойчивой к аквапланированию на мокром асфальте». А также: «Благодаря различным углам расположения кромок зацепления, три продольных ребра, разделённые наклонными стреловидными канавками, позволяют шине эффективно работать в любых ситуациях: при разгоне, торможении и прохождении поворотов».
Чтобы получить кучные результаты, мы совершили семь заездов. Все как описано выше: разгон, педаль в пол, срабатывание ABS... За показаниями прибора следили с помощью планшета в режиме реального времени. Больших разбежек зафиксировано не было: 37,68 м; 38,32 м; 40,12 м...
Но уже в спокойной обстановке, анализируя данные, пришли к выводу, что два результата (44,33 и 42,33 м) все же следует исключить. Остальные пять заездов идут в зачет. Средний тормозной путь — 38,7 м!
Следующим на трассу выехал еще один бюджетный производитель — китайский бренд HIFLY. Одна шина модели Win-Turi 212 обойдется в каталоге от 122 до 127 рублей. Рисунок протектора выглядит внушительно. На что он способен?
Описание на сайте изготовителя очень краткое. Касаемо интересующего нас параметра сказано так: «Улучшенное торможение, сцепление при прохождении поворотов, удаление воды и слякоти».
Придерживаемся прежней стратегии. Юрий Краснов набирает чуть более чем 80 км/ч, затем резко тормозит, выжимая педаль до упора. Штурман следит за показаниями Racelogic VBOX Sport.
Честно говоря, результаты «китайца» удивили: тормозной путь крутится возле отметки в 30 м (неверифицированным считаем лишь результат в 31,74 м). Средний итог — 30,3 м.
Российский бренд Viatti сейчас широко рекламируется в РФ и не только. У нас продукция из соседней страны тоже широко представлена. Для испытания была выбрана модель Bosco S/T V-526. Одна шина стоит в каталоге от 130 до 178 рублей.
На самом деле производитель знаком нашим автомобилистам давно: покрышки Viatti выпускаются шинным комплексом «Татнефть», более известным под брендом KAMA.
Что касается модели Bosco S/T, то изготовитель позиционирует ее так: «Шины разработаны с учётом всей специфики российской зимы, в том числе и в условиях мегаполисов и южных широт, где зима остаётся тёплой, а дороги покрываются сложной для преодоления снежной кашей».
По поводу движения на мокром покрытии имеется такой комментарий: «Сопротивление аквапланированию (слэшплэнингу) гарантирует проверенная система Hydro Safe V — снежная каша и вода удаляется из пятна контакта шины с дорогой за счёт пересечения широких продольных и поперечных канавок по всей площади протектора».
Что ж, особенности торможения на влажном асфальте со скорости 80 км/ч проверим во время заездов.
Двигатель набирает обороты, нужная скорость достигнута, резкий спад.
Результаты получились довольно кучными и стабильными. Несколько выбивается только заезд на 37,6 м, который решено было исключить. Без учета этого результата средний тормозной путь составил 36,3 м.
Настал черед суббренда компании с мировым именем. Tigar — сербский производитель, который теперь принадлежит концерну Michelin. Для испытаний была выбрана модель SUV Winter, одна такая шина обойдется в 196 рублей. Это классическая «еврозима», которую рекомендуют использовать для погоды «каля нуля».
Изготовитель на русскоязычном сайте делает упор на том, что данная покрышка надежна на снежных, мокрых и сухих дорогах, а также эффективно предотвращает аквапланирование на воде и слякоти.
У нас как раз влажный асфальт и острая необходимость срочно остановить автомобиль со скорости 80 км/ч. Поехали!
Боже, как же больно врезается ремень...
Нам пришлось совершить более десяти заездов, чтобы получить репрезентативную, на наш взгляд, выборку. Получился разброс от 30,63 до 31,82 м. Вполне правдоподобно, учитывая описанные выше условия. Выходит, средний тормозной путь — 31 м.
На роль премиум-«скандинава» была приглашена модель финского производителя Nokian Hakkapeliitta R3 SUV. Стоимость в каталоге составляет от 323 до 341 рубля за одну шину.
На сайте изготовителя много говорится про управляемость и характеристики в зимних условиях: на льду и на снегу. Тут ничего удивительного — лучше всего такие покрышки проявляют себя при отрицательных температурах. А что насчет мокрого асфальта?
Представители Nokian дают следующую характеристику в связи с этим типом покрытия: «В рисунке протектора шин Nokian Hakkapeliitta R3 и Nokian Hakkapeliitta R3 SUV есть ламели-насосы. За счет изменения внутреннего объема они позволяют втягивать водяную пленку с дорожного покрытия, что улучшает сцепление на мокрой поверхности на льду».
Сев за руль, Юрий Краснов сразу отметил, что эти покрышки едут мягче. Но в данном случае нас больше интересует не комфорт, а величина тормозного пути. Прибор готов фиксировать...
Результаты для нашего фотокорреспондента, являющегося поклонником «тру-скандинавских» шин, оказались обескураживающими: от 34,05 до 35,24 м (два результата мы посчитали нерепрезентативными). Средний тормозной путь — 34,6 м!
Наконец, самым интересным было испытать в переходный период летние шины Bridgestone Dueler H/P Sport, с которыми Renault Arkana и продавалась.
Напомним, температура во время испытаний составляла примерно +5—6 градусов. Именно при этих показателях настойчиво рекомендуют переходить на «зиму». Так ли это критично? Нам было интересно сравнить результаты.
А они оказались весьма неожиданными! Все, кроме двух, которые мы отнесли к числу незачетных (30,34 и 39,01 м), получились менее 30 м. Выходит, на мокром асфальте при небольшом плюсе летние Bridgestone Dueler H/P Sport отработали лучше зимних покрышек!
Средний тормозной путь получился 28,3 м. На минуточку, это лучший результат в данном испытании...
Таблица результатов
(длина тормозного пути указана в метрах)
Тормозной путь на влажном покрытии с 80 до 0 км/ч | Premiorri ViaMaggiore Z Plus (зимние) | HIFLY Win-Turi 212 (зимние) | Viatti Bosco S/T V-526 (зимние) | Tigar SUV Winter (зимние) | Nokian Hakkapeliitta R3 SUV (зимние) | Bridgestone Dueler H/P Sport (летние) |
1-й заезд | 37,68 | 30,63 | 36,68 | 31,82 | 35,23 | 28,46 |
2-й заезд | 44,33 (нерепрезентативный) | 30,88 | 36,38 | 30,75 | 36,52 (нерепрезентативный) | 29,35 |
3-й заезд | 42,33 (нерепрезентативный) | 29,5 | 36,31 | 30,69 | 34,42 | 27,66 |
4-й заезд | 38,32 | 30,47 | 35,68 | 31,02 | 35,24 | 28,48 |
5-й заезд | 38,07 | 30,5 | 36,56 | 31,1 | 37,42 (нерепрезентативный) | 39,01 (нерепрезентативный) |
6-й заезд | 39,54 | 30,49 | 37,6 (нерепрезентативный) | 31,24 | 34,05 | 27,77 |
7-й заезд | 40,12 | 31,74 (нерепрезентативный) | 35,89 | 30,63 | 34,11 | 30,34 (нерепрезентативный) |
8-й заезд | – | 29,46 | – | 31,26 | – | – |
9-й заезд | – | – | – | 30,65 | – | – |
10-й заезд | – | – | – | 30,99 | – | – |
11-й заезд | – | – | – | 31,29 | – | – |
12-й заезд | – | – | – | 30,82 | – | – |
Средний тормозной путь | 38,7 | 30,3 | 36,3 | 31 | 34,6 | 28,3 |
Это лишь первое испытание в межсезонье, когда на улице небольшой плюс и мокро. Напомним, мы исследовали шины еще по пяти параметрам: торможение на покрытии, имитирующем гололедицу (базальтовое); уровень шума в салоне; вхождение в поворот; разгон; сопротивление качению (выбег).
Да, лучший результат при торможении на мокром асфальте и плюсовой температуре показали летние Bridgestone. Но неужели это удивляет? На то покрышки и зимние, чтобы раскрывать свой потенциал при отрицательных температурах. Отметим, что небольшой тест «зима» vs «лето» с Юрием Красновым проводился при других погодных условиях и результат вышел другим.
Делать далеко идущие выводы по результатам торможения на мокром асфальте, на наш взгляд, преждевременно. Тем более если учесть, что впереди нас еще ждут тесты в более зимних условиях, когда позволит погода...
Читайте также:
Библиотека Onliner: лучшие материалы и циклы статей
Auto.Onliner теперь в Telegram! Присоединяйтесь!
Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!
Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by