Разбираем с судэкспертами реальные случаи ДТП из-за состояния шин

03 декабря 2019 в 8:00
Автор: Андрей Гомыляев. Фото: Максим Малиновский, ГКСЭ, МВД, МЧС

Разбираем с судэкспертами реальные случаи ДТП из-за состояния шин

Автор: Андрей Гомыляев. Фото: Максим Малиновский, ГКСЭ, МВД, МЧС

В ПДД закреплено: с 1 декабря по 1 марта на автомобили должны быть установлены зимние шины. Состояние резины прописано не только в Правилах, но и в других законах. Очевидно, к сегодняшнему дню большинство автомобилистов уже «переобулось», однако вероятность существования тех, кто еще этого не сделал, исключать нельзя. В Госкомитете судэкспертиз решили объяснить, почему данное требование не стоит называть пустым. Для этого мы разберем несколько конкретных ДТП с тяжелыми последствиями — именно тех, в которых состояние покрышек имело значительное влияние на развитие механизма аварии и даже стало основной причиной случившегося.

Наш собеседник — Алексей Цыбульский. Эксперт уже более 15 лет занимается вопросами безопасности шин. Он выделяет три основных направления своей деятельности: исследования покрышек при ДТП с тяжелыми последствиями (изучение шин входит в обязательную проверку технического состояния транспортного средства); исследования при ЧП на производстве — например, в случае разгерметизации колеса грузовика с последующим травмирующим хлопком; рекламации при обращении покупателя в суд с иском о некачественной продукции. Нас интересуют в первую очередь дорожные происшествия, к которым привело состояние резины, — каковы основные сценарии их развития?

О каких авариях пойдет речь:

По календарю, а не по погоде

25 ноября 2018 года под Бобруйском водитель BMW Х5 выехал на встречную полосу и столкнулся с Citroen С5. Пассажирка второго автомобиля погибла, а его водитель и пассажир-школьник получили травмы. На место, как обычно при таких авариях, выбыли сотрудники ГКСЭ в составе следственно-оперативной группы.

Выяснилось, что BMW ехал по заснеженной дороге на летних шинах, хотя по ПДД это не было нарушением со стороны водителя (зимняя резина обязательна с 1 декабря, то есть у автомобилиста было в запасе 5 дней). Но сложные погодные условия и плохое сцепление с дорогой сыграли свою роковую роль. Официальным языком ГАИ: «Водитель не выбрал безопасную скорость движения, не учел погодные условия, не справился с управлением и выехал на полосу встречного движения».


Эксперты советуют не дожидаться зимы для смены шин, ориентироваться в первую очередь на погодные условия.

На ведущей оси — зимние шины, на ведомой — какие попало

Эта авария произошла 16 февраля 2014 года под Вилейкой. Тогда Opel Zafira врезался в Volkswagen Bora. Во второй машине погибли водитель и трое пассажиров (в том числе ребенок), выжила только девочка дошкольного возраста. Авария страшная, потому так важно было выяснить все обстоятельства, предшествовавшие выезду седана на встречную.


О погодных условиях рассказал очевидец: «Примерно за два часа до происшествия начался мокрый снег. Позже осадки прекратились, но на дороге образовался наст, все ехали по колее. Скорость Bora была низкой, в какой-то момент этот автомобиль занесло, развернуло, он оказался на встречной полосе и уперся в „отбойник“. Машина стояла поперек движения. В следующий момент в нее врезался встречный Opel».

Вскоре стало известно: «На передней ведущей оси Volkswagen были установлены зимние шины (в хорошем состоянии), на задней оси покрышки были практически полностью изношены. По состоянию протектора они были не пригодны к эксплуатации из-за сверхнормативного износа с проявлением индикаторов износа».

«Установка лысой резины на одной из осей может привести к развитию следующего сценария при торможении, — объясняет Алексей Цыбульский. — Чем меньше протектор, тем быстрее может блокироваться ось, на которой стоят изношенные шины. Та ось, которая заблокируется первой, будет стремиться вперед — по направлению движения. Выходит, при торможении автомобиля с лысой резиной на задней оси может произойти занос задней части вперед. Это в первую очередь касается машин, не оборудованных ABS. Избежать такого в современных моделях помогают электронные помощники системы безопасности, но, как видим, спасают они не всегда. Разность протектора на ведущей и ведомой оси даже при наличии ABS чаще всего проявляется на поворотах».

Шины соответствуют сезону, но истерлись

Зимняя дорога и изношенный протектор шин стали причинами ДТП, случившегося 17 января 2018 года в Толочинском районе на трассе М1. Автомобиль Renault Master под управлением 29-летнего молодого человека лоб в лоб врезался в Volkswagen Passat. По официальным данным, водитель фургона неправильно выбрал скорость, не учел дорожные и погодные условия, выехал на полосу встречного движения. 41-летний водитель «Пассата» с ЧМТ и множественными переломами был госпитализирован.

И в этом случае были изучены колеса участников аварии. Выяснилось, что у Renault Master был полный износ протектора шин.


Износ протектора приводит к ДТП и в летнее время. Гомельская трасса: грузовик выезжает на встречную, падает на бок, в этот момент в лежащую кабину врезается фургон. Без жертв тогда не обошлось.

«Выехавшие на место происшествия эксперты сразу обнаружили на заднем левом колесе отсутствие верхнего слоя шины, — рассказывает Алексей Цыбульский. — На полосе, откуда выехал на встречную грузовик, остались отслоившиеся куски резины. Они лежали как раз у следов, свидетельствовавших о боковом скольжении. Протектор отслоившихся элементов свидетельствовал о серьезном износе. Позже, изучив маркировку шины, заметили цифру 9 — год выпуска. Но после 2000-го резину стали маркировать с использованием нуля (09). То есть можно предположить, что покрышка была выпущена в 1999 или 1989 году — ей на момент ДТП было минимум 20 лет. На других шинах были обнаружены сетки трещин. В приложении 4 к ПДД (перечень неисправностей, при которых запрещается участие в движении) указано: „шины имеют местные повреждения (пробои, порезы, разрывы), растрескивания от старения резины“».

По словам сотрудника Госкомитета судэкспертиз, в итоге расследования был сделан вывод, что повреждения покрышки существовали до момента происшествия, могли быть обнаружены водителем перед выездом. То есть развитию ДТП однозначно поспособствовала разгерметизация колеса.

Резина низшего ценового сегмента

Из материалов дела о смертельной аварии на дзержинской трассе следует, что для микроавтобуса купили комплект новой резины за две недели до происшествия. Производитель базируется в одной из стран-соседок. Известно, что продавцы шин зарегистрировали несколько рекламаций в отношении бренда — по вопросу пневмовзрывов.

«На месте аварии нашли фрагмент протектора, который отслоился однозначно до момента удара — он лежал на другой стороне дороги, — вспоминает эксперт. — На исследование была предоставлена шина и фрагмент ее протектора. Однозначный вывод — произошел пневмовзрыв, отчего протектор отделился, машина ушла в занос и опрокинулась. Мы сложили остатки фрагментов шины, но полностью она не собиралась, отсутствовал небольшой элемент. Его так и не нашли».

Один из возможных вариантов развития событий — элемент отвалился где-то раньше по пути следования микроавтобуса, образовалось локальное вздутие («шишка»), которое подверглось более интенсивному износу. Об этом могут свидетельствовать истертые края найденного протектора. Но нужно подчеркнуть, что это была лишь версия. Из-за отсутствия того самого небольшого элемента нельзя было прийти к категорическим выводам. Если повреждение шины было до начала поездки и водитель мог его обнаружить, то ответственность легла бы на него. Если же разгерметизация произошла во время движения из-за низкого качества покрышки, можно было бы говорить об ответственности производителя. Однако, как было сказано, самое важное доказательство — маленький элемент резины — найти не удалось.

Читайте также:

Библиотека Onliner: лучшие материалы и циклы статей

Auto.Onliner теперь в Telegram! Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by