567
21 января 2020 в 8:00
Автор: Виталий Петрович. Фото: Павел для Auto.Onliner

Водитель налетел на обломок на МКАД-2. Теперь ждет «приговор» по страховому возмещению

На что может рассчитывать водитель, который попал в дорожно-транспортное происшествие на скоростной трассе — наехал на посторонний предмет? Сорвались все планы, автомобилю нанесен ущерб, неясно даже, в какую сумму обойдется ремонт. Полагается ли автовладельцу компенсация, страховая выплата или же в произошедшем виноват он сам, так как допустил наезд на препятствие? Кто несет ответственность за то, что лежит на наших дорогах?

ДТП на МКАД-2: кто виноват?

Авария

Ранним утром 16 января наш читатель Павел ехал на своем Kia Ceed из Фаниполя в направлении границы с Литвой. С МКАД-2 собирался свернуть на трассу М6 (Минск — Гродно), но за два километра до съезда автомобиль наехал на некий металлический предмет.

— Как позже выяснилось, это была часть металлического диска грузовика. Этот обломок лежал в левой полосе движения и не был заметен, я увидел его всего за метр-полтора. Произошел удар, машину сильно «шматануло», но благодаря опыту я смог ее удержать. Остановился, пошел смотреть, что случилось. Увидел пробитое колесо, разбитую заднюю правую противотуманку. Задний бампер в районе правого колеса слетел с крепления, — рассказал корреспонденту Onliner водитель.

Стало понятно, что поездку придется отложить на неопределенный срок. Нужно было вызывать ГАИ, чтобы зафиксировать произошедшее.

— Я стал еще раз обходить авто, осматривать его и тогда заметил, что задний номер отсутствует. Посмотрел назад, надеясь увидеть его где-нибудь на дороге, и в этот момент услышал, как на тот же обломок наехала еще одна машина — Volkswagen Passat. Я включил «аварийку», и, набирая 102, побежал к этому автомобилю узнать, все ли в порядке с водителем.

Все остались целы, повреждения были только у машины — Volkswagen вроде бы отделался только пробитым колесом.

ГАИ

Павел дозвонился в милицию, описал диспетчеру ситуацию. На место выехал экипаж ГАИ.

— Я спросил, можно ли убрать этот обломок с дороги, чтобы на него не наехали и другие машины? Неизвестно же, сможет ли какой-нибудь водитель удержать авто на дороге после наезда на такое препятствие. Был риск, что от удара автомобиль может врезаться в наши стоящие машины. На это по телефону мне ответили: «Да, убирайте».

Некоторое время пришлось ожидать, когда на место приедут инспекторы.

— Я поначалу ушел в машину греться, но потом вспомнил, что бывали случаи, когда в подобных ситуациях в авто врезалась фура или другая легковушка: сразу вышел, отошел в сторону метров на 20.

Прибывшие сотрудники ГАИ стали осматривать место происшествия.

— Меня быстро опросили, сказали: «Пойдем посмотрим, на что вы наехали». От места, где находился обломок, до моей машины было порядка 100 метров. Пока мы шли, меня убеждали в том, что ничего я не добьюсь, раз это не яма и не выбоина на дороге — только время потеряю. Водитель Volkswagen это услышал и попросил его не оформлять, мол, его здесь вообще не было. С него взяли пояснения, а я стоял на своем: я же видел повреждения своего авто, причем, как оказалось, далеко не все.

Правила дорожного движения

Не возникает сомнений в том, что наезд на обломок с последующими повреждениями автомобиля — это именно дорожно-транспортное происшествие, то есть происшествие, совершенное с участием хотя бы одного находившегося в движении механического транспортного средства, в результате которого причинен вред жизни или здоровью физического лица, его имуществу либо имуществу юридического лица (п. 2.18 ПДД).

Препятствие для дорожного движения, в соответствии с п. 2.52 ПДД, это объект, который находится на пути участника дорожного движения и вынуждает его снизить скорость движения, совершить объезд или остановиться. Случалось, что после наезда на такой вот объект на дороге либо на яму водителя признавали виновным в нарушении.

В Правилах есть п. 87.2 — «При возникновении препятствия или опасности для движения, которые водитель в состоянии обнаружить, он обязан немедленно принять меры к снижению скорости движения, вплоть до остановки транспортного средства». В результате все сводится к вопросу: имел ли водитель возможность своевременно обнаружить препятствие, чтобы затем принять соответствующие меры?

Павлу, можно сказать, повезло. Сотрудники ГАИ выдали ему справку о ДТП.

Повреждения авто

О дальней поездке, понятное дело, речь уже не шла, но необходимо было как-то возвращаться домой.

— Позвонил сестре, она привезла мне запасное колесо. У меня в машине есть докатка, но после такого удара я не рискнул ставить ее. Заменил колесо, осмотрел авто — никакой течи технических жидкостей не было. В итоге я потихоньку поехал домой.

Добравшись, Павел сразу погнал машину на яму для детального осмотра.

— Увиденное повергло в шок: сорвано металлическое крепление выхлопной трубы, днище повреждено в трех местах (в двух — сильные вмятины, а в одном днище разорвало прямо до ковролина в салоне). Сломана пластиковая защита между баком и бампером, разбита противотуманная фара, отколота часть бампера в районе выхлопной трубы, — констатировал собеседник.

Обращение в страховую компанию

Автомобиль Павла застрахован по «автогражданке», каско нет.

— Я принялся звонить в страховую компанию, но там меня, мягко говоря, «обнадежили», мол, о какой выплате может идти речь, если виновного лица нет, а в ДТП участвовали только вы? — говорит наш читатель. — Такой ответ меня не удовлетворил, я стал думать сам: если нет виновного лица, значит, есть обслуживающая данный участок дороги организация, которая вовремя не произвела уборку, вследствие чего и произошла авария.

Автовладелец направился в офис страховщиков, чтобы получить если не выплату, то по крайней мере бумагу с отказом — документ, который может потребоваться при дальнейших действиях.

— Во время беседы со специалистом мы выяснили, что этот инцидент не является случаем гражданской ответственности, а речь идет о юридической ответственности лица, которая обслуживает этот участок дороги. Застрахована ли эта дорога? Если да, то есть основания обращаться в страховую компанию за выплатой.

Юридическая сторона

Вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред (п. 1 ст. 933 Гражданского кодекса). Но юристы говорят, что обстоятельства каждого ДТП индивидуальны, поэтому те или иные доводы относительно лица, ответственного за возмещение ущерба, должны быть подтверждены достаточными и достоверными доказательствами.

— В том случае, когда автомобиль на дороге въезжает в необозначенную яму и получает повреждения, можно говорить об ответственности организации, обслуживающей дорогу. Чаще всего ответственность такой службы застрахована, поэтому автовладелец может рассчитывать на компенсационные выплаты, — пояснил корреспонденту Onliner эксперт.

Но наезд на обломок другого автомобиля — несколько иная ситуация.

— Если будет установлен собственник того транспортного средства, от которого отлетел этот обломок, то логично говорить о гражданской ответственности в рамках действующего законодательства, — отметил специалист. — И, исходя из практики, это единственный вариант получить компенсацию. Дорожная служба отвечает за качество дорожного покрытия. А в данном случае мы говорим о наезде на препятствие: этот обломок мог появиться на дороге за минуту до наезда на него — каким образом и кто именно должен был это предусмотреть и предотвратить?

Визит в дорожную службу

Павел выяснил, какое именно дорожно-эксплуатационное управление обслуживает указанный отрезок трассы, позвонил туда, поехал в офис, встретился с инженером по безопасности движения.

— Я узнал, что дорога застрахована, а значит, есть шанс получить выплату. Составил заявление с просьбой рассмотреть мой страховой случай, зарегистрировал его как полагается. Собственно, теперь ожидание: 14 дней — именно столько дается на рассмотрение подобных вопросов, — рассказал водитель. — Я понимаю, что только в результате признания данного случая страховым смогу получить компенсацию.

Onliner проследит за тем, как завершится эта ситуация для нашего читателя.

Что произошло? Совсем коротко

  • Водитель Kia на МКАД-2 наехал на обломанный элемент другого автомобиля. Машина в результате получила повреждения.
  • Это ДТП, водитель Kia получил соответствующую справку от сотрудников ГАИ.
  • Вопрос в том, может ли автовладелец рассчитывать на компенсацию? Каско у него нет, а «автогражданка» на подобные случаи не распространяется. Юристы говорят, что нужно искать владельца того авто, от которого отломался элемент, нанесший повреждения. Сам автовладелец обратился с заявлением в дорожно-эксплуатационное управление, обслуживающее указанный отрезок трассы.

Нужен надежный свидетель? Автомобильные видеорегистраторы в Каталоге Onliner

Читайте также:

Auto.Onliner в Telegram: обстановка на дорогах и только самые важные новости

Быстрая связь с редакцией: пишите нам в Viber!

Библиотека Onliner: лучшие материалы и циклы статей

Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by