На что может рассчитывать водитель, который попал в дорожно-транспортное происшествие на скоростной трассе — наехал на посторонний предмет? Сорвались все планы, автомобилю нанесен ущерб, неясно даже, в какую сумму обойдется ремонт. Полагается ли автовладельцу компенсация, страховая выплата или же в произошедшем виноват он сам, так как допустил наезд на препятствие? Кто несет ответственность за то, что лежит на наших дорогах?
Ранним утром 16 января наш читатель Павел ехал на своем Kia Ceed из Фаниполя в направлении границы с Литвой. С МКАД-2 собирался свернуть на трассу М6 (Минск — Гродно), но за два километра до съезда автомобиль наехал на некий металлический предмет.
— Как позже выяснилось, это была часть металлического диска грузовика. Этот обломок лежал в левой полосе движения и не был заметен, я увидел его всего за метр-полтора. Произошел удар, машину сильно «шматануло», но благодаря опыту я смог ее удержать. Остановился, пошел смотреть, что случилось. Увидел пробитое колесо, разбитую заднюю правую противотуманку. Задний бампер в районе правого колеса слетел с крепления, — рассказал корреспонденту Onliner водитель.
Стало понятно, что поездку придется отложить на неопределенный срок. Нужно было вызывать ГАИ, чтобы зафиксировать произошедшее.
— Я стал еще раз обходить авто, осматривать его и тогда заметил, что задний номер отсутствует. Посмотрел назад, надеясь увидеть его где-нибудь на дороге, и в этот момент услышал, как на тот же обломок наехала еще одна машина — Volkswagen Passat. Я включил «аварийку», и, набирая 102, побежал к этому автомобилю узнать, все ли в порядке с водителем.
Все остались целы, повреждения были только у машины — Volkswagen вроде бы отделался только пробитым колесом.
Павел дозвонился в милицию, описал диспетчеру ситуацию. На место выехал экипаж ГАИ.
— Я спросил, можно ли убрать этот обломок с дороги, чтобы на него не наехали и другие машины? Неизвестно же, сможет ли какой-нибудь водитель удержать авто на дороге после наезда на такое препятствие. Был риск, что от удара автомобиль может врезаться в наши стоящие машины. На это по телефону мне ответили: «Да, убирайте».
Некоторое время пришлось ожидать, когда на место приедут инспекторы.
— Я поначалу ушел в машину греться, но потом вспомнил, что бывали случаи, когда в подобных ситуациях в авто врезалась фура или другая легковушка: сразу вышел, отошел в сторону метров на 20.
Прибывшие сотрудники ГАИ стали осматривать место происшествия.
— Меня быстро опросили, сказали: «Пойдем посмотрим, на что вы наехали». От места, где находился обломок, до моей машины было порядка 100 метров. Пока мы шли, меня убеждали в том, что ничего я не добьюсь, раз это не яма и не выбоина на дороге — только время потеряю. Водитель Volkswagen это услышал и попросил его не оформлять, мол, его здесь вообще не было. С него взяли пояснения, а я стоял на своем: я же видел повреждения своего авто, причем, как оказалось, далеко не все.
Не возникает сомнений в том, что наезд на обломок с последующими повреждениями автомобиля — это именно дорожно-транспортное происшествие, то есть происшествие, совершенное с участием хотя бы одного находившегося в движении механического транспортного средства, в результате которого причинен вред жизни или здоровью физического лица, его имуществу либо имуществу юридического лица (п. 2.18 ПДД).
Препятствие для дорожного движения, в соответствии с п. 2.52 ПДД, это объект, который находится на пути участника дорожного движения и вынуждает его снизить скорость движения, совершить объезд или остановиться. Случалось, что после наезда на такой вот объект на дороге либо на яму водителя признавали виновным в нарушении.
В Правилах есть п. 87.2 — «При возникновении препятствия или опасности для движения, которые водитель в состоянии обнаружить, он обязан немедленно принять меры к снижению скорости движения, вплоть до остановки транспортного средства». В результате все сводится к вопросу: имел ли водитель возможность своевременно обнаружить препятствие, чтобы затем принять соответствующие меры?
Павлу, можно сказать, повезло. Сотрудники ГАИ выдали ему справку о ДТП.
О дальней поездке, понятное дело, речь уже не шла, но необходимо было как-то возвращаться домой.
— Позвонил сестре, она привезла мне запасное колесо. У меня в машине есть докатка, но после такого удара я не рискнул ставить ее. Заменил колесо, осмотрел авто — никакой течи технических жидкостей не было. В итоге я потихоньку поехал домой.
Добравшись, Павел сразу погнал машину на яму для детального осмотра.
— Увиденное повергло в шок: сорвано металлическое крепление выхлопной трубы, днище повреждено в трех местах (в двух — сильные вмятины, а в одном днище разорвало прямо до ковролина в салоне). Сломана пластиковая защита между баком и бампером, разбита противотуманная фара, отколота часть бампера в районе выхлопной трубы, — констатировал собеседник.
Автомобиль Павла застрахован по «автогражданке», каско нет.
— Я принялся звонить в страховую компанию, но там меня, мягко говоря, «обнадежили», мол, о какой выплате может идти речь, если виновного лица нет, а в ДТП участвовали только вы? — говорит наш читатель. — Такой ответ меня не удовлетворил, я стал думать сам: если нет виновного лица, значит, есть обслуживающая данный участок дороги организация, которая вовремя не произвела уборку, вследствие чего и произошла авария.
Автовладелец направился в офис страховщиков, чтобы получить если не выплату, то по крайней мере бумагу с отказом — документ, который может потребоваться при дальнейших действиях.
— Во время беседы со специалистом мы выяснили, что этот инцидент не является случаем гражданской ответственности, а речь идет о юридической ответственности лица, которая обслуживает этот участок дороги. Застрахована ли эта дорога? Если да, то есть основания обращаться в страховую компанию за выплатой.
Вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред (п. 1 ст. 933 Гражданского кодекса). Но юристы говорят, что обстоятельства каждого ДТП индивидуальны, поэтому те или иные доводы относительно лица, ответственного за возмещение ущерба, должны быть подтверждены достаточными и достоверными доказательствами.
— В том случае, когда автомобиль на дороге въезжает в необозначенную яму и получает повреждения, можно говорить об ответственности организации, обслуживающей дорогу. Чаще всего ответственность такой службы застрахована, поэтому автовладелец может рассчитывать на компенсационные выплаты, — пояснил корреспонденту Onliner эксперт.
Но наезд на обломок другого автомобиля — несколько иная ситуация.
— Если будет установлен собственник того транспортного средства, от которого отлетел этот обломок, то логично говорить о гражданской ответственности в рамках действующего законодательства, — отметил специалист. — И, исходя из практики, это единственный вариант получить компенсацию. Дорожная служба отвечает за качество дорожного покрытия. А в данном случае мы говорим о наезде на препятствие: этот обломок мог появиться на дороге за минуту до наезда на него — каким образом и кто именно должен был это предусмотреть и предотвратить?
Павел выяснил, какое именно дорожно-эксплуатационное управление обслуживает указанный отрезок трассы, позвонил туда, поехал в офис, встретился с инженером по безопасности движения.
— Я узнал, что дорога застрахована, а значит, есть шанс получить выплату. Составил заявление с просьбой рассмотреть мой страховой случай, зарегистрировал его как полагается. Собственно, теперь ожидание: 14 дней — именно столько дается на рассмотрение подобных вопросов, — рассказал водитель. — Я понимаю, что только в результате признания данного случая страховым смогу получить компенсацию.
Onliner проследит за тем, как завершится эта ситуация для нашего читателя.
Нужен надежный свидетель? Автомобильные видеорегистраторы в Каталоге Onliner
Читайте также:
Auto.Onliner в Telegram: обстановка на дорогах и только самые важные новости
Быстрая связь с редакцией: пишите нам в Viber!
Библиотека Onliner: лучшие материалы и циклы статей
Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by