Снег обидчивыми сугробами остался лежать за полярным кругом, обделил Европу. Зато там, далеко на севере, настоящая зимняя сказка. Безмолвные стражи-снеговики провожают удивленным взглядом проезжающий автомобиль, а тот мчит себе, разбрасывая из-под шипованных колес фонтаны пушистого, дефицитного теперь снега. Машина летит по обледенелой дороге вглубь загадочной страны, казалось бы, совсем непригодной для вождения — настолько сурова здесь бывает погода. И все же мороз не запугал, а закалил местных жителей, научил их ездить зимой. А они передали этот навык всем остальным. Мы в Финляндии, на родине зимних шин.
Наш путь лежит в Лапландию: это почти тысяча километров до Хельсинки, а затем еще столько же на север, туда, где за полярным кругом живет финский Дед Мороз — Йоулупукки. Путь неблизкий, поэтому развлечемся-ка хорошей историей.
Вы не помните 1898-й, а именно тогда все началось — с финского предприятия Suomen Gummitehdas Osakeyhtiö: оно базировалось в Хельсинки и занималось производством изделий из резины. По-настоящему фабрика гордилась своими калошами — вот что пользовалось спросом в конце XIX века. Калоши, возможно, были и неплохие, но в них далеко не уйдешь, компания терпела убытки.
В 1900 году были приняты, как сказали бы сейчас, антикризисные меры: у предприятия сменилось руководство. Техническим директором стал Антти Антеро, которого сегодня называют не иначе как основателем финской резиновой промышленности. Тогда ему было 30: еще молодой, но уже с достаточным опытом и образованием инженера-химика, Антти оставался на руководящих должностях следующие 40 лет.
Новое правление Suomen Gummitehdas перенесло производство из Хельсинки, где стало тесновато, в городок Нокиа. История обошлась с ним причудливо: каждый, наверное, слышал это название, но мало кто связывает его с населенным пунктом в окрестностях Тампере. Да, именно там рождался промышленный потенциал Финляндии.
Впрочем, это потом, а пока Антти Антеро изо всех сил старался сделать продукцию компании конкурентоспособной. Чего и говорить: хватало сильных игроков на калошном рынке в те годы, потеснить их было непросто.
Отгромыхала Первая мировая, разодрав Европу траншеями и гусеницами изобретенных танков. Мир возвращался к миру, и людям снова нужны были простые вещи в хозяйстве. Дела у Suomen Gummitehdas пошли в гору: калоши и прочие резиновые изделия стоили дорого и были нарасхват. На этой волне компания скупила акции других предприятий, в том числе Nokia, которая занималась и производством бумаги, и выработкой электроэнергии, а также фирмы Suomen Kaapelitehdas, производившей электрические кабели. Образовалась объединенная компания, одно из подразделений которой выпускало резиновые изделия, другое производило электронные устройства, третье имело дело с древесиной и так далее.
Много лет спустя, во время очередного экономического кризиса, это предприятие распадется, подразделения уйдут в свободное плавание. Появится финская Nokia, казалось бы, совсем недавно удивлявшая мир своими мобильными телефонами. Появится Nokian Tyres, которая поставляет свои автомобильные шины в 61 страну.
Забежали вперед, давайте возвращаться. В 1925 году Suomen Gummitehdas налаживает производство велосипедных шин. Но Антти Антеро понимал, что этого недостаточно, что по-настоящему заявить о себе компания сможет лишь выпуская автомобильные шины. На подготовку ушло еще несколько лет, и вот в 1932-м предприятие наконец представляет Kesäpinta — «Летнюю шину».
Импортная продукция в те годы точно так же, как и сейчас, облагалась дополнительными пошлинами, что играло на руку Suomen Gummitehdas — спрос на их шины был. Но гнаться за конкурентами, имеющими больший опыт, можно бесконечно, требовался прорыв. Теперь в компании очень этим гордятся, хотя, откровенно говоря, логично, что первую зимнюю шину (не путать с первой ошипованной) изобрели именно в Финляндии — они просто это умеют, такими их сделала погода. В 1934 году публике была представлена шина Kelirengas («Шина для определенной погоды»), которая и вошла в историю как первая. Модель была предназначена для автобусов и грузовиков, которым требовалось проезжать в том числе по глубокому снегу. Что придумали финны: протектор стал гораздо глубже, а в центральной части появились канавки зигзагообразной формы — все гениальное просто (даже не пытайтесь перевести эту фразу на финский).
А дальше пошло как по накатанной и заснеженной финской дороге. В 1936-м появляется, как теперь говорят, первое поколение Hakkapeliitta — зимняя шина для легковых автомобилей. Много раз с тех пор в Финляндии выпадал и таял снег, сменялись поколения. Сейчас, к слову, Nokian Tyres выпускает Hakkapeliitta 9. Она бесконечно отличается от той, самой первой шины, но все же преемственность сохранена.
Лапландия — это там, где зима. В этом году финны просто решили не поставлять это великолепие на экспорт — оставили все себе. Здесь, за полярным кругом, многие топовые производители автомобильных шин стремятся протестировать свою продукцию. Сама погода принимает этот суровый экзамен, причем поблажки не делаются никому, даже своим.
Аэропорт в Ивало совсем крохотный — кажется, больше одного самолета тут не уместится. Никаких автобусов, никаких «телескопов»: спустился по трапу и побрел за чемоданом. Воздух к вечеру — под –25 по Цельсию. Но как дышится!
Этот малютка-аэропорт в сезон принимает какое-то невообразимое количество рейсов со всей Европы. Туристы прилетают в настоящую зиму, где можно встретить северного оленя, покататься на лыжах, снегоходах и даже на собачьих упряжках — последние стоят дороже всего, по 200 евро на человека за пятичасовую прогулку. «Вы слышали? Говорят, ночью есть шанс увидеть северное сияние!» — местных совершенно не впечатляет эта фраза, по ней здесь определяют приезжих.
В 1986 году компания Nokian Tyres выкупила в собственное владение 300 гектаров земли в Лапландии. Некоторое время заповедную тишину нарушал шум тяжелой техники, затем снова стало тихо. И теперь, как говорят старожилы, откуда-то из-за деревьев стали слышаться диковинные звуки — это гонщики-испытатели на свежих Porsche и Tesla испытывают новые финские шины.
White Hell — это собственный испытательный центр Nokian Tyres, включающий целый комплекс зданий и полигонов и позволяющий проводить любые тесты зимних автомобильных шин. Сто километров трасс с различными покрытиями от голого льда до заснеженной, почти непроезжей дороги. Три замерзших озера, на которых также проводятся заезды. Изо дня в день люди гоняют на мощных машинах сквозь все это великолепие исключительно во имя науки и технического прогресса. Благородное занятие, к которому нельзя не приобщиться.
В «Белый ад» нам повезло попасть в хорошую погоду, что для этих мест, может, и не редкость, но и не обязательное условие. Хотя профессионалы здесь, в центре, были недовольны: солнце в это время года серьезно влияет на верхний слой снежного покрытия — оно подтаивает даже в сильный мороз. При проведении тестов это имеет громадное значение, поскольку «убивает» репрезентативность.
К хорошим шинам предъявляют немало требований, но самое важное — водитель должен уверенно чувствовать себя за рулем в любых погодных и дорожных условиях. К этому и стремятся производители.
— Мы разделяем зимние шины на три вида в зависимости от условий эксплуатации. При самом суровом климате выбирают так называемый скандинавский вариант: он может быть с шипами или без. Такая резина популярна в Северной Европе, России, Северной Америке. Для более мягкой зимы создается центрально-европейский вариант шин. И наконец, в регионах с очень мягкой погодой иногда используются всесезонные шины, — отмечают специалисты.
Белорусам в этом отношении бывает сложно определиться — никто же не знает, отгрузят ли нам снег во время очередной зимы. Когда вспоминают о настоящих морозах и метелях как встарь, то думают о скандинавских шинах. Но еще две-три такие зимы, как эта, и народ будет активно брать «всесезонку».
А вот в Финляндии такой вопрос не стоит, особенно на севере страны. Абсолютное большинство автомобилей, которые мы видели, включая автобусы и грузовики, «обуты» в серьезную шипованную резину. Если сугробы величиной с человека, с погодой не шутят, понимаете?
«Белый ад» огражден от нежелательных посетителей, но временами туда прорываются. Знаете кто? Олени. Северные, ну а какие же еще? Ходят, смотрят вызывающе, готовы принять вызов от любого, кто захочет погоняться: но не по трассам, а по пересеченке через лес. На слабо берут, ага.
Олени, к слову, в Финляндии создания всеми любимые. Не то чтобы священные, нет: исторически как-то не сложилось, поэтому и по сей день здесь можно встретить немало блюд из оленины. Но обижать оленя в этой стране не позволено никому. Кроме того, они здесь не бесхозные: каждая особь подучетна и находится под защитой.
На дорогах вне полигона также есть вероятность повстречаться с оленем, что является еще одной причиной не разгоняться. При этом ограждений вдоль второстепенных направлений нет, зато предупреждающих знаков в избытке — остается полагаться на везение и быть осторожным.
Кстати, если специально созданных трасс недостаточно, тесты проводят в том числе и на запасной взлетно-посадочной полосе местного аэропорта — она сдается в аренду для таких случаев. Говорят, местные любители разогнаться до предела активно пользуются этой возможностью.
— А финны вообще любят водить машину?
— Ну да... У многих это вынужденная мера. Я, например, учился далековато от дома, поэтому рано научился водить. Взять машину и поехать — бывает, это единственный адекватный вариант, чтобы куда-то добраться, — рассказал один из самых молодых водителей-испытателей, которых мы повстречали в «Белом аду».
— Ну, быстро ездить финны умеют: Хаккинен, Райкконен...
— Ты про Формулу-1? Нет, я больше люблю ралли. У нас многие следят за гонками — популярный спорт. Некоторые сами занимаются, стараются пробиться.
— А как же хоккей?
— Мало им интересуюсь. Вообще, мне кажется, как-то спадает его популярность в Финляндии. Эй, осторожней на вираже!
Я крутил руль и тихонько думал про себя: «Ага, спадает у них интерес. Финны — действующие чемпионы мира и среди национальных команд, и среди молодежных. У нас бы так интерес спадал!»
И заканчивая про финский хоккей. В White Hell есть закрытая площадка с чистым льдом, просто кристальным. Здесь, спрятавшись от солнечных лучей, тестируют поведение шин именно в таких условиях — на голом льду. Выглядит это завораживающе: автомобиль чуть разгоняется и затем тормозит. Что происходит? Ну почти ничего — он скользит. Я сам раза два упал, хотя просили быть осторожнее.
Так вот, по большому секрету нам рассказали, что сотрудники полигона в свободное время устраивают тут импровизированные хоккейные матчи. Только не говорите никому, а то парням может влететь.
Как же сегодня можно охарактеризовать структуру Nokian Tyres? Штаб-квартира и один из заводов по-прежнему расположены в городке Нокиа, где, по всей видимости, благодатная почва для бизнес-начинаний. Завод, к слову, относительно небольшой, занимается в основном выпуском индустриальных шин и (в меньших объемах) покрышек для легковых автомобилей. Объем — около 4 млн шин в год.
Здесь же, неподалеку от предприятия, находится еще один испытательный полигон компании. Это, конечно, не White Hell, он куда компактнее, но тут также проводят важные испытания, в основном на асфальтовом покрытии. В северных странах структура асфальта, который используют при укладке дорожного полотна, имеет свою особенность — он, если так можно выразиться, крупнозернистый. Финны, разумеется, хорошо это понимают, когда разрабатывают шины, предназначенные для северных регионов.
В компании открыто говорят, кто основные потребители их зимней продукции — страны Северной Европы, а также Россия. В российском Всеволожске (Ленинградская область) работает и самый крупный завод Nokian Tyres. Его производственная мощность — 17 млн шин в год, то есть в четыре раза больше, чем выдает завод в Финляндии.
Кроме того, сейчас очевидна нацеленность компании на североамериканский рынок: новый завод был открыт в Дейтоне (США, штат Теннесси). Пока он не вышел на расчетную мощность, но в планах — еще 4 млн шин ежегодно, которые, понятно, предназначены в первую очередь для потребителей в Канаде и Соединенных Штатах.
У многих бренд Nokian Tyres ассоциируется именно с зимней резиной, но компания намерена прибавить и в летнем сегменте. К концу года в Испании, недалеко от Мадрида, будет открыт центр технологий, позволяющий проводить исследования и испытания шин, в том числе при высокоскоростных тестах.
Такие вот амбиции у финского производителя, общий оборот которого в 2019 году составил порядка 1,5 млрд евро.
Хороший бизнес должен предугадывать будущее и даже отчасти его формировать. Неужели кто-то изобретет шину заново или она по-прежнему останется круглой и черной? Представители компании обозначили несколько возможных векторов развития.
Во-первых, уже в 2020-х годах ожидается серьезный прорыв в плане цифровизации. Шина, которая сообщает водителю свою температуру, давление, степень износа, — очертания такой реальности уже вполне сформированы. Пока эти технологии обкатываются в грузовом сегменте, где они имеют большее значение.
Во-вторых, производители автомобильных покрышек внимательно следят за развитием рынка электрокаров. Такие машины тяжелее и зачастую обладают значительно большим крутящим моментом. Уже проводятся тесты шин, адаптированных именно для электромобилей.
Прошли «Белый ад», давайте возвращаться к нормальной жизни, тем более что жить финны умеют. Вот лишь несколько сделанных нами наблюдений.
Благодарим ООО «НОКИАН ШИНА» за помощь в организации репортажа.
Автомобильные шины в Каталоге Onliner
Читайте также:
Библиотека Onliner: лучшие материалы и циклы статей
Auto.Onliner в Telegram: обстановка на дорогах и только самые важные новости
Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!
Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by