Трудно себе представить сферу, на которую в той или иной степени не повлияла вспышка коронавируса нового типа. После распространения эпидемии на регионы ЕС и США особенно сильно пострадали перевозчики и туристические фирмы. А вот автомобильные заводы (как и предприятия других сфер) били тревогу, еще когда новости о COVID-19 поступали исключительно из Китая. Давайте посмотрим, как коронавирус повлиял на автомобильный бизнес.
Чуть более месяца назад компания Hyundai остановила свои конвейерные линии в Южной Корее. Причиной тогда было распространение вируса в Китае — в Южной Корее на тот момент было относительно спокойно. На заводах концерна возникла острая нехватка жгутов для бортовой электроники автомобилей. Данный элемент на конвейерные линии Hyundai в основном поставляли из Китая. Среди поставщиков жгутов были еще корейские компании Kyungshin и Yura Corporation, но они не справлялись с выпуском необходимого количества материала. Чтобы понимать, насколько корейский автопром зависит от Китая, достаточно напомнить, что в 2019 году на автомобильные заводы в Южную Корею из Китая было импортировано компонентов на $1,56 млрд. В 2018 году эта цифра составляла $1,47 млрд.
Позже, в начале марта, Hyundai сообщила о резком падении спроса на новые автомобили как в Южной Корее, так и в остальных регионах. На фоне новостей о коронавирусе в мире изменилось потребительское настроение. Людям стало попросту не до машин. Все замерли в ожидании пика пандемии и кризиса, который неминуемо обрушится на экономику всей планеты, когда все это закончится. Уж точно не лучшее время для покупки новой машины.
Когда эпидемия еще не переросла в пандемию, основные проблемы автопроизводители испытывали на локальных предприятиях в Китае. В январе, после того, как китайцы начали закрывать целые города на карантин, свои предприятия поставили на «паузу» Tesla, Ford, PSA Group, Nissan, Honda, FAW, Chery и пр. Перечисленные заводы выпускают машины в основном для китайского рынка, поэтому глобальной проблемы по этому поводу не возникло.
В машинах Lexus китайские комплектующие тоже есть, но на складах производителя оказалось достаточное количество деталей, чтобы продолжать выпускать машины. Впрочем, это не помогло японскому премиум-производителю остаться в стороне от проблем. Спрос на Lexus в Китае в этом году упал аж на две трети — для Toyota это настоящий финансовый удар. Компания приняла решение сократить количество производимых машин, чтобы не работать «на склад». В марте спрос на Lexus (как и на многие другие авто) стал падать в остальных регионах.
Сегодня стало известно, что сразу у троих сотрудников завода Ford в Валенсии обнаружен коронавирус. Компания экстренно изолировала всех сотрудников, которые контактировали с зараженными, и остановила конвейер. В Испании на заводе Ford трудятся семь тысяч человек. Это крупнейший завод Ford за пределами США. Каждый год здесь выпускается по 400 тысяч машин.
На прошлой неделе итальянские СМИ сообщили, что практически вся коммерческая деятельность в стране свернута. Прекращена сборка Fiat, Alfa Romeo и Lamborghini. До 27 марта в Маранелло и Модене не будут собирать Ferrari. Такой массовой остановки производства машин в Италии не было никогда. Эксперты считают, что это нанесет сильнейший удар по экономике страны, которая, кроме всего прочего, временно лишилась и туристов.
Начиная с 17 марта в Словакии временно прекращает работу завод VAG. Там собирают модели Audi, Porsche, Seat и Skoda. Одно из крупнейших автомобильных предприятий в стране закрывают на карантин. «Мы надеялись, что ситуация с коронавирусом нормализуется в выходные, но этого не произошло», — сообщил журналистам председатель правления VAG в Словакии Оливер Грюнберг и распорядился прекратить выпуск машин. К слову, зараженных коронавирусом на предприятии VAG не было. На заводе работает 8 тысяч человек.
Американская компания Tesla Motors решила вернуть три десятка своих сотрудников со строящегося предприятия в Германии. Это сделано в целях безопасности по причине распространения нового вируса. В компании считают, что отзыв американских специалистов не должен повлиять на сроки возведения первого в Европе предприятия Tesla.
Пандемия стала причиной отмены или переноса крупных автомобильных выставок. Китайцы решили отменить Пекинский автосалон, который должен был пройти в конце апреля. Причем решение было принято еще в середине февраля, когда большинство людей не понимали масштабов эпидемии. Днем 28 февраля стало известно, что власти Швейцарии запретили проводить мероприятия с участием более 1000 человек. Это поставило крест на Женевском автосалоне, стенды которого уже были практически готовы к тому времени: выставка должна была заработать 3 марта. Автопроизводители просто разослали журналистам фотографии и описания новинок. Это была первая отмена Женевского автосалона за 90 лет. Организаторы нью-йоркского моторшоу, которое должно было распахнуть свои двери 8 апреля, решили перенести выставку на август.
Геннадий Свидерский, директор предприятия, отметил, что проблемы с китайскими партнерами из-за коронавируса в КНР не критичны: «Без последствий, безусловно, не обошлось. Например, самый крупный завод по производству ветровых стекол для Geely и других производителей находится как раз в городе Ухань, который был в свое время закрыт на карантин. Мы ожидаем, что полноценное возобновление поставок будет где-то в середине апреля. Но, думаю, обойдемся без простоев — у нас есть запас комплектующих».
Auto.Onliner в Telegram: обстановка на дорогах и только самые важные новости
Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!
Библиотека Onliner: лучшие материалы и циклы статей