Владелец Tesla из региона: «Не прекращал экономить с момента покупки электрокара»

1147
31 марта 2020 в 8:00
Автор: Андрей Гомыляев. Фото: Максим Тарналицкий

Владелец Tesla из региона: «Не прекращал экономить с момента покупки электрокара»

Ограниченный запас хода, отсутствие масштабной сети зарядок, нехватка квалифицированного сервиса — все это может стать проблемой при владении электромобилем в регионах. На этом фоне нулевые НДС и растаможка могут отойти на второй план из-за каждодневных трудностей. Член клуба tesla-cars.by брестчанин Юрий был чуть ли не первым нестоличным человеком, пересевшим с традиционных машин с ДВС на электрокар. Сейчас он ездит по облцентру на Tesla Model S и уверяет, что не перестает экономить — примерно по 60 рублей в неделю.

О восстановлении

— Это вторая моя Tesla. Первую — тоже Model S, но 2013 г. в. с запасом хода в 400 км — купил как раз тогда, когда было первое обнуление пошлины. А до этого два года катался на Nissan Leaf с его ограничениями по пробегу. Скажу так: тот, кто сел на «электричку», обратно на ДВС не пересядет. Лично я заболел EV сразу: моментальный разгон, отсутствие расходников, приоритет на дороге (разрешено ездить по полосе общественного транспорта). Человек должен четко понимать, для чего ему авто. В 90 процентах случаев — для поездок по городу и окрестностям. И электромобиль (даже Leaf с запасом хода в 130 км) для этой функции точно подойдет.

— Вторую Tesla (2016 г. в.) купил из Штатов, на аукционе. В ней уже есть автопилот. Правда, в городе он держит скорость ровно 50 км/ч, на трассе же сильно помогает. Конечно, брал с повреждениями — была бита в заднюю часть. Везут оттуда, потому как в США выгоднее получить страховку, чем ремонтировать. Поэтому бывшие владельцы пользуются аукционами. Почему я не боялся брать машину после ДТП? Кузова Tesla выполнены из алюминия, собираются как конструктор. Не нужно ничего варить и замазывать. Я справился своими силами, только покраской занимался специалист. Нужные детали привез быстро — Польша же под боком. Цены там стали намного скромнее, чем еще пять лет назад. Не скрою, датчики пришлось заказывать из Америки.

— Первая поездка из Бреста в Минск была с приключениями. Печку я не включал, запаса хватило на 350 км пути. Сейчас же территория страны полностью покрыта станциями, проблем с этим нет. В Европе и Украине — и подавно. Раньше мне нужно было планировать свой маршрут, чтобы видеть, где есть зарядки, и понимать, сколько времени уйдет на восстановление энергии (медленные, средне-быстрые и быстрые станции). Сейчас я выезжаю из двора без этих мыслей.

— Важный нюанс про ДТП и восстановление. Могут возникнуть сложности со страхованием. Дело в том, что завод Tesla не выпускает новых запчастей. Потому и оценить, например, лобовое стекло наши страховщики затрудняются. Подчеркну — все восстановление происходит с помощью разборок и «доноров».

Об экономии

— На сегодня Tesla стоит примерно столько же, сколько самый навороченный Geely в салоне. То есть до 30 тысяч. Я говорю о модели 2013 года и называю цифру с учетом дополнительных платежей и ремонта. Безусловно, важно еще вовремя поймать ее на аукционе. Одну и ту же модель можно купить и за 10, и за 12, и за 8 тысяч. Очевидно, что конечная стоимость авто зависит от количества претендентов. В последнее время среди желающих было много украинцев — у них льготную растаможку ввели раньше, чем у нас, потому они готовы были платить больше. Именно эту Tesla мы ловили месяца три, чтобы попасть в минимальное количество ставок и, соответственно, в наш бюджет. Если бы я купил машину такого же класса, но с ДВС, терял бы где-то 2—3 тысячи долларов в год.

— Не нужно думать о замене тормозных колодок, масла или ремня ГРМ. Обновление происходит автоматически, общественные зарядки у нас пока бесплатные. И в Бресте ситуация намного лучше, чем в столице. Например, нет очередей, проблем, когда машина с ДВС занимает место на парковке. Но все может измениться. По моим сведениям, в облцентре насчитывается несколько десятков «электричек» — число приближается к пятидесяти.

Текущие расходы на содержание авто стремятся к нулю. Затрат немного: мойка кузова, омывающая жидкость. У меня частный дом, иногда заряжаюсь малым током там. Уходит около 8 часов — то есть подключаю к розетке, как телефон, на ночь. Выходит дешево. Я написал в электросети заявление, чтобы разделить электронный счетчик на два тарифа: с 22 до 17 — подешевле (выходит около 13 копеек), с 17 до 22 — подороже. И тут я сэкономил — в самый дорогой период переключаюсь на потребление энергии, накопленной солнечными батареями. Полностью зарядить Tesla на 400 км получается за 11 рублей. Для машины с ДВС это было бы в среднем 40 литров. Сколько литр АИ-95 сейчас стоит? Я, если честно, даже не знаю актуальных цен на топливо. Подсказывают, что выйдет более 73 рублей. Разница почти в семь раз. Одного заряда для поездок по городу мне хватает на неделю.

— Не спорю, пока в регионах Беларуси проблема с зарядками имеется. Те люди, которые живут в многоквартирных домах, вряд ли побегут за электромобилями даже с учетом обнуления платежей — во дворах и на парковках нет станций. Правда, обещают расширить сеть — до 443 зарядок к 2022 году. Считаю нехватку станций единственным стоп-фактором для роста популярности электрокаров в регионах нашей страны. Как только владелец сможет пополнить энергию в месте, максимально близком к дому, многие сомнения отпадут. Вопрос же цены не должен стоять — нужно просто искать выгодное предложение на аукционе. Остальное — лишь привычки и консерватизм мышления.

Уверен, в скором времени на общественных зарядках Беларуси начнут взимать плату. Думаю, владельцы электромобилей готовы к плате в разумных пределах. Хотя в той же Европе есть как бесплатные станции (у торговых центров, супермаркетов, мест общественного притяжения), так и те, где нужно платить (в основном быстрые и на трассах).

Об обнулении допплатежей. Прогнозы

— Долгое время распространение EV в регионах сдерживала величина таможенных платежей, более низкая средняя зарплата и отсутствие сервиса. Не так давно минская СТО научилась исправлять некоторые ошибки дистанционно. Тем не менее владельцы новых Tesla все еще вынуждены ездить на ТО в Варшаву, чтобы не терять гарантию. Ну а мне, как хозяину восстановленного экземпляра, это ни к чему. Да, в теории возобновить гарантию можно — необходимо приехать в варшавский салон и провести ряд экспертиз и проверок. Но по сведениям из Украины поляки после проведения диагностики (небесплатной, конечно) чаще всего отказывают в продлении гарантии.

— Обнуление растаможки и НДС — безусловный плюс. Однако потенциальным покупателям стоит быть готовыми к тому, что в ближайшее время начальные цены на лоты у американцев повысятся. Обычно они быстро реагируют на рыночные изменения — а в нашем случае спрос будет расти.

И все же я думаю, что поток ввозимых машин увеличится. А вместе с ним активизируются и фирмы-посредники. В западном приграничье могут вновь проснуться перекупщики, появятся СТО, ориентированные на восстановление электромобилей. Пока таких станций нет, но, насколько мне известно, в Бресте ребята уже задумываются над открытием подобной. И такие СТО появятся в каждом областном центре, долго ждать не придется.

синий, лифтбэк, электро, автоматическая, полный привод
45 000$ / 41 872€
белый, хетчбэк, электро, автоматическая, задний привод
27 300$ / 25 402€
серый, седан, электро, автоматическая, полный привод
37 300$ / 34 707€
Автобарахолка
мобильное приложение

Читайте также:

Хроника коронавируса в Беларуси и мире. Все главные новости и статьи здесь

Auto.Onliner в Telegram: обстановка на дорогах и только самые важные новости

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by