07 апреля 2020 в 8:00
Автор: Андрей Гомыляев. Фото: Анна Иванова

Эксперимент: справится ли с работой курьера по доставке еды электрический BMW i3?

Автор: Андрей Гомыляев. Фото: Анна Иванова
Напишите отзыв на товар и получите шанс выиграть робот — мойщик окон

В нынешних реалиях электромобили — транспорт в первую очередь городской, на значительных расстояниях возникают вопросы. Но и в крупных населенных пунктах большие пробеги — далеко не редкость. Вспомнить хотя бы службы такси или доставки. Мы решили поэкспериментировать и попросили курьера по доставке еды на недельку пересесть с обычной машины на «электричку» BMW i3 с запасом хода около 120 км. Задача — выяснить, насколько равнозначной окажется замена в минских условиях.

Работа, пробеги и траты

Курьеры работают на собственных машинах, за топливо и содержание авто платят из своего кошелька. На АЗС они рассчитываются с помощью специальной карты, а при выплате зарплаты сумма, ушедшая с карты, списывается со счета работника. Никита обычно развозит заказы на Ford S-MAX с дизельным мотором — естественно, для экономии. Говорит, в день может поступить около 20 заказов, порой и под 30. В итоге пробег за 10 часов работы может составить около 150 км. На топливо, как утверждает молодой человек, уходит 15—20 рублей в день. За месяц набегает приличная сумма — 400 рублей только на рабочие нужды.

По словам собеседника, заказов из-за эпидемии стало больше — люди все чаще прибегают к услугам курьеров, предпочитая оставаться дома. Его компания в связи с этим расширила штат сотрудников (в том числе тех, кто занимается подработкой): пеших, водителей авто, скутеров или мотоциклов, самокатчиков. Нормой для курьеров стало ношение масок, каждому выдают антисептик для рук, сами машины также дезинфицируют.

С Никитой мы встретились в середине рабочего дня, когда у BMW i3 в запасе оставалось 80 км. Можно сильно не переживать — это гибридный автомобиль, есть еще запас традиционного топлива. «Я еще привыкаю к специфике управления электрокаром. Он беззвучно заводится, переключение АКПП находится справа от руля, машина резко снижает скорость при сбрасывании газа, но довольно неспешна в динамике, — говорит молодой человек. — В теории на одном полном заряде можно ездить примерно день. Безусловный плюс с точки зрения экономии — на общественных зарядках платить не нужно. То есть моя личная выручка будет больше».

Стандартный день на нестандартной машине

Заказы Никита, как и другие курьеры, получает с помощью мобильного приложения от отдела логистики. Там принимают запрос на доставку еды от клиента, связываются с кафе или рестораном, а после направляют ближайшего курьера. На мобильник молодого человека приходит сообщение: забрать заказ из точки на ул. Немиге, доставить на ул. Щорса. Выезжаем. Старт — от офиса службы доставки на пр. Дзержинского, 3.

По дороге есть время пообсуждать электробудущее страны. Никита разделяет оптимистичные взгляды: «Рано или поздно мы к этому придем. Топливо, насколько мы понимаем, дешеветь не собирается, будет только дорожать. Поэтому нужна альтернатива. Газ, к сожалению, не спасает — постоянные очереди на заправках. По-моему, их всего четыре штуки на двухмиллионный город, и все на окраинах. В качестве переломного момента называют 2022 год — тогда цены на EV и на авто с ДВС выравняются. Даже сейчас в Минске электрокары не воспринимаются как нечто экстраординарное. Да, людей все еще пугает малый запас хода, но для города его вполне хватает — даже для службы доставки, в чем я, собственно, в этот момент и убеждаюсь. Сейчас завезем заказ и отправимся на зарядку. Я к этому моменту никак не готовился, будем решать вопрос на ходу».

Вот мы и у входа в здание, в котором размещается кафе. Никита с термосумкой идет забирать заказ. В малом отделе сумки лежат терминал, антисептик и салфетки — в подтверждение слов курьера о специфике работы в это опасное время.

Ехать от Немиги до Щорса недолго. Однако в случае с электромобилем — по крайней мере, в первое время, до выработки привычки — приходится ловить себя на подсчете каждого километра. Не отпускает ощущение, что батарейка вот-вот сядет. Считаем: оставалось 50 км хода, до кафе проехали 3 км, оттуда до заказчика — еще 4. Выходит, на заказ ушло всего 10 км? С такими малыми маршрутами можно справиться и на электроскутере.

Тем не менее Никита принимает решение отправиться на станцию — чтобы лишний раз не рисковать. Насколько это разбивает его график? Не потеряет ли он заказы, а следовательно, и деньги? Вопрос актуальный с учетом того, что машина должна приносить прибыль, а в пиковое время простой в 40 минут (столько длится зарядка от 0 до 80% на быстрой станции) может сыграть решающую роль.

Первая и главная проблема

«В мобильном приложении можно взять перерыв, временно отключиться от доставки, — говорит курьер. — Основной поток заказов идет в обед и к вечеру. Потому чаще всего я беру перерыв с 15 до 18. За это время я успеваю перекусить, позаниматься собственными делами, иногда заехать домой. С электромобилем в этот список добавится и зарядка. Если около дома не окажется станции, придется ехать в кафе или ТЦ, около которого она есть. Обед там обойдется дороже домашней кухни, но вряд ли будет стоить больше тех 20 рублей в день, которые я трачу на топливо. Проблемы могут возникнуть при большом наплыве заказов. В теории можно столкнуться с ситуацией, когда тебя будут ждать три клиента, а заряд окажется на нуле. Решение, пожалуй, одно — подзаряжать батарею каждые сутки во время перерыва и ночью».

Итак, сталкиваемся с типичной проблемой — куда ехать на станцию. Еще раз подчеркнем: отсутствие предварительной подготовки было обязательным условием эксперимента. Если бы водитель предложил заготовленный заранее адрес, мы бы отмели этот вариант. Начинаем поиск со «звонка другу» — на другом конце называют несколько вариантов, но все они, мягко говоря, далековато от ул. Щорса. Включаем на мобильнике навигатор. В меню быстрого поиска есть только АЗС, хотя нужные станции этот фильтр все-таки показывает.

Оптимальным оказывается запрос в поисковой строке «Станция зарядки электромобилей». Но карта не позволяет понять, куда именно стоит ехать. Просто потому, что нет расшифровки, какой именно разъем (к слову, у BMW i3 — не самый распространенный) и тип (медленный или быстрый) имеются.

Все владельцы электрокаров говорят про известный в их кругах сайт, который предоставляет эту информацию с наложением на карту, но мы — люди неподготовленные, поэтому даже не вспомнили, как называется ресурс (только потом в памяти всплыло название — plugshare.com). Представители «Белоруснефти» не так давно заявляли о готовящемся мобильном приложении, которое поможет водителю электромобиля выстроить маршрут исходя из запаса хода, зарезервировать колонку, а также заказать техподдержку. Но появится оно только летом.

В итоге решили все же воспользоваться советом друга, который назвал среди прочих адресов улицу Танковую — а это за МКАД в сторону Уручья. Ехать туда 30 минут, или 20 км. Зато точно известно, что там, на АЗС, есть станция быстрой зарядки. Рисковать лучше не стоит, чтобы не пришлось звонить в службу эвакуации. По факту к BMW i3 на этой станции подошел только разъем медленной зарядки Mode 3. Воспользовались бы и быстрой, однако не оказалось переходника. На саму зарядку ушло более двух часов. Очевидно, что в следующий раз Никите нужно планировать маршрут, выяснив предварительно расположение всех быстрых станций — по крайней мере, в центре столицы.


Дневник курьера

Это был первый день работы. В последующем у Никиты выработались некие привычки. Полностью ему удалось подстроить эксплуатацию «электрички» под свой график на третий-четвертый день.

Второй день. «Передали переходник, наконец можно пользоваться быстрой зарядкой — уходит от 20 до 40 минут. Накануне рабочей смены вечером заехал на станцию. Пока приехал домой, ушло 6% заряда. С утра, когда выходил на работу, у батареи оставалось около 87% (запас хода — примерно 100 км). Предполагаю, машина холодной ночью поддерживала температуру батареи, из-за чего и потерялись 7%».

Третий день. «Заряд батареи расходуется неравномерно и зависит от темпа езды. Больше всего тратится при разгоне. Когда машина катится, заряд понемногу компенсируется (0,5—1%), но происходит это не постоянно. Энергия не тратится, когда BMW набирает стабильную скорость (к примеру, 60 км/ч). В общем, есть свои хитрости».

Четвертый день. «Решил вопрос с зарядкой с помощью друга. Он живет в частном секторе в 200 метрах от моего дома. Я поставил машину у него, а утром забрал. Заряд составил 100% и никуда не уходил. Первый заказ был коротким — примерно на 4 км, заряда ушло 3,5%. Потом попался длинный заказ на 9 км, на него потратил 8%. Выполнив четыре заказа (столько обычно нужно, чтобы отбить траты на топливо на моем Ford S-MAX), проехал 23 км, заряд упал до 76% с запасом хода в режиме EcoPro+ около 95 км. После двенадцати выполненных заказов (от 2,5 до 14 км) взял перерыв, чтобы зарядиться, — оставалось 26%».

Пятый день. «С переходником и приложением plugshare все стало намного проще. Когда вижу, что остается мало заряда, нахожу на карте ближайшую станцию и отправляюсь туда. Столкнулся с типичной проблемой, о которой говорили владельцы электрокаров, — занятые парковочные места у станций. С 3-метровым переходником это решаемо, но „родной“ кабель до разъема в BMW не дотянуть. Спустя час с небольшим процент заряда достиг 75. После этого я сделал еще восемь заказов (от 3 до 5 км). На ночь машину вновь оставил у друга».

Шестой день, резюме. «Эксперимент считаю удачным. Мне было приятно, что участие в нем принял именно я. Учитывая цены на обычное топливо, экономия однозначно есть. Рационально ли использовать электромобиль в сфере доставки? По-моему, да. Он также подойдет для передвижения по городу в свободном режиме, с „дальняком“ же возникнут вопросы. Зарядка не создает глобальной проблемы, особенно если есть где оставить на ночь. В дневное время можно найти ближайшую станцию в городе. На самом деле я уже задумывался о приобретении электрокара. Не конкретно этой модели, но мысль была. Пока не знаю, какие есть нюансы с обслуживанием EV, имеются ли у нас специализированные станции для них. Думаю, в скором времени технологии продвинутся, и вопрос с запасом хода и зарядки будет решаться проще».

Электросамокаты и электроскутеры в Каталоге Onliner. Есть в наличии

Выбор покупателей
взрослый/подростковый (макс. 110 кг), до 25 км/ч, мощность 250 Вт, запас хода 30 км, аккумулятор 7.8 А·ч, рекуперация, вес 12.5 кг
взрослый/подростковый (макс. 100 кг), до 25 км/ч, мощность 300 Вт, запас хода 45 км, аккумулятор 12.8 А·ч, рекуперация, вес 14.2 кг
Выбор покупателей
взрослый/подростковый (макс. 100 кг), до 30 км/ч, мощность 350 Вт, запас хода 30 км, аккумулятор 6 А·ч, рекуперация, материал платформы: алюминий, вес 11.7 кг

Хроника коронавируса в Беларуси и мире. Все главные новости и статьи здесь

Самые оперативные новости о пандемии и не только в новом сообществе Onliner в Viber. Подключайтесь

Auto.Onliner в Telegram: обстановка на дорогах и только самые важные новости

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by