«Вместо пяти рублей заплатила таксисту 32». Можно ли что-то сделать с завышенными тарифами?

 
14 817
01 июня 2020 в 9:38
Автор: Андрей Гомыляев. Фото: архив auto.onliner.by
Автор: Андрей Гомыляев. Фото: архив auto.onliner.by

Компании-перевозчики и законодатели бьются над вопросом, являются ли подключенные к агрегаторам типа «Яндекс.Такси» или Maxim водители, принимающие наличку, нарушителями? В это время пассажиров, как кажется, все устраивает — услуга подешевела. А вот что раздражает горожан, так это таксисты, требующие оплату по завышенным тарифам. При этом они действуют исключительно в рамках закона. История Людмилы вновь заставила вернуться к этой теме. Также мы попросили эксперта прокомментировать, поднимают ли госрегуляторы этот вопрос.

«Прибыла с сыном в Минск на ж/д вокзал, — пишет Людмила. — Нужно было срочно добраться до стоматологической клиники на ул. Алибегова, 26. Я знала, что водители у вокзала берут больше обычного. Подошла, спросила, сколько будет стоить, таксист четкого ответа не дал, лишь сказал, что будет все нормально, по счетчику — до 15 рублей. В итоге, когда приехали, предъявил чек на 32 рубля (для сравнения: дорога обратно обошлась в 5,1 рубля в „Яндекс.Такси“). Водитель сразу после объявления стоимости заблокировал двери. Я сказала, что таких денег платить не буду, что это похоже на мошенничество, предложила вызвать милицию. Мужчина не выпускал нас из машины, ребенок сильно испугался. Таксист же потребовал документы в залог. Я оставила паспорт и 10 рублей. После он уехал с моим паспортом, а я сразу же позвонила в милицию. В результате таксист завез паспорт в милицию, а сотрудники мне его вернули. Знаю, что тема не новая, но до сих пор не понимаю, как такие такси могут работать, если жалобы на них поступают чуть ли не каждый день?»

Напомним, выставлять такие расценки дает право пункт 169 постановления Совмина Республики Беларусь «О некоторых вопросах автоперевозок пассажиров». Он определяет, что размер платы за поездку устанавливается автомобильным перевозчиком, исходя из его затрат, связанных с выполнением посадки и высадки пассажиров, укладки и выгрузки багажа и ручной клади. То есть перевозчик сам решает, сколько стоит его услуга. Размер платы при этом определяется по таксометру, то есть таксист в любом случае обязан предоставить чек по завершении поездки.

Мнение эксперта

Для урегулирования конфликтов в сфере перевозок была создана рабочая группа при Министерстве антимонопольного регулирования и торговли. В нее входит и Михаил Счастный, председатель Ассоциации рециклинга и инноваций при Республиканской конфедерации предпринимателей. Он подчеркнуто выступает за возвращение водителей «Яндекс.Такси» в легальное поле, уверен, что рынок такси, работающий «с использованием электронной информационной системы» на 90 процентов теневой, а падение цен происходит за счет демпинга, экономии на налогах, неоплаты возложенных госрегулятором на сферу пассажирских перевозок обязательных платежей. Тем не менее большинство клиентов довольны дешевыми поездками. В то время как таксисты, действующие легально, но по сверхвысоким тарифам, вызывают у людей обоснованное негодование.

По информации Михаила, сейчас готовятся изменения в законодательстве, которые можно назвать ужесточением правил для таксистов. Мы поинтересовались, будет ли затронута тема неоправданно высоких тарифов.

«Действительно, перевозчик сейчас вправе самостоятельно определять тариф. Но уже были судебные прецеденты по делам о завышенных тарифах, в которых выигрывал пассажир, — заметил Михаил Счастный. — Участие в заседаниях принимало и общество защиты потребителей, присутствовали представители МАРТ. На заседании исходили в том числе и из нормы, закрепляющей, что гражданское законодательство основывается на принципах добросовестности и разумности (ст. 2 ГК). А устанавливать такие завышенные тарифы недобросовестно и неразумно. Но это в большей степени нормы морали, а не права. При этом с точки зрения постановления Совмина „О некоторых вопросах автоперевозок пассажиров“, нарушений закона нет. Потому было бы верным, чтобы Минтранс прописал методические рекомендации по формированию тарифов — грубо говоря, определил минимальный и максимальный пределы. В этом документе должны быть установлены затраты и возможная прибыль. Нечто подобное регулирует сферу строительства, чтобы фирмы не возводили квартиры стоимостью миллион долларов. В ТКП указаны размеры надбавок, стоимость материалов и так далее. В сфере того же общественного транспорта ведь руководствуются какими-то методиками при повышении стоимости проезда? А в такси работают частники, и считается, что рынок все рассудит. И тут можно вспомнить слова Даннинга, часто приписываемые Марксу, — при 300 процентах прибыли нет такого преступления, на которое бизнес не рискнул бы пойти. Я в составе рабочей группы при МАРТ буду отстаивать позицию документального закрепления методических рекомендаций по формированию тарифов».

«С другой стороны, и пассажир должен знать свои права, — дополнил Михаил. — Если он садится в машину и нигде не указаны тарифы, нужно напрямую задать этот вопрос водителю. В противном случае не следует начинать поездку».

Читайте также:

Велосипеды в каталоге. Все в наличии

шоссейный, материал рамы: углепластик (карбон), колеса 28", вилка жесткая, трансмиссия 22 скор., тормоза клещевой + клещевой
шоссейный, материал рамы: алюминий, колеса 28", вилка жесткая, трансмиссия 22 скор., тормоза клещевой + клещевой

Хроника коронавируса в Беларуси и мире. Все главные новости и статьи здесь

Auto. Onliner в Telegram: обстановка на дорогах и только самые важные новости

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Самые оперативные новости о пандемии и не только в новом сообществе Onliner в Viber. Подключайтесь