Сколько стоит стать мотоциклистом и вообще стоит ли оно того?

13 октября 2020 в 8:00
Автор: Денис Логунович. Фото: Влад Борисевич

Сколько стоит стать мотоциклистом и вообще стоит ли оно того?

Автор: Денис Логунович. Фото: Влад Борисевич

Покупка мотоцикла, как и в целом стремление научиться на нем ездить, всегда были у меня в планах категории «может быть, когда-нибудь». На этой же полке валяются планы сделать татуировку и выучить испанский язык. Если бы не коронавирус, наверняка мотоцикл я бы так и не оседлал, ведь именно закрытые границы и удаленная работа сделали мою жизнь максимально скучной и однообразной. Дефицит эмоций привел к тому, что в один прекрасный день (в середине июня) я решил, что пора вдвое уменьшить количество колес в моем транспортном средстве. Спустя месяц я, переполненный эмоциями, мчал по гродненской трассе на своем первом мотоцикле. Теперь закрытых границ стало меньше. По крайней мере, у меня в голове. Сезон фактически подошел к концу. Время подвести итоги.

Обучение в мотошколе — 250 рублей

К сожалению, во взрослом возрасте мы редко учимся чему-то новому. А ведь какое это прекрасное чувство, когда ты шаг за шагом постигаешь некий неведомый доселе навык. В свои 33 года ездить на байке я не умел от слова «совсем»: в отличие от многих сверстников, у меня в детстве не было «минскача» в отцовском гараже. На первом уроке в мотошколе мне буквально на пальцах объясняли, где у мотоцикла находятся органы управления и как правильно на нем сидеть. Если кто не знает, при наличии прав категории B сдача на А включает в себя только практический экзамен на площадке. Теорию зубрить не нужно, но пройти курс обучения вождению придется, даже если вы умеете кататься.

Мотошколу я особо не выбирал. Нашел ближайшую к дому — туда и записался. Позже к вопросу выбора школы еще вернемся. Стоимость обучения в июне составляла 250 рублей. Это за 18 часов занятий (1 урок — 2 часа) и подачу мотоцикла на площадку ГАИ в день сдачи. Учтите, что для обучения нужна медицинская справка с отметкой категории. Я прошел за день.

На первом уроке научился кое-как трогаться и ехать по прямой, меняя первую передачу на вторую и обратно. Второй и последующие уроки были одинаковыми — два часа катаешься по площадке, проходя фигуры, необходимые для сдачи в ГАИ. Последовательность такая: прямая, восьмерка, обычная змейка, змейка на скорость (7 секунд), стоп-линия. Наиболее сложный элемент — восьмерка. На ней чаще всего заваливают экзамен.

Если нет желания проходить обучение, можно просто сдать площадку в ГАИ и получить категорию А1. Она дает право управления мотоциклами и мопедами с двигателем до 125 куб. см. Через два года А1 автоматически превращается в А без экзамена. Такая схема работает только при наличии категории B.

18 июля я сдал экзамен с первого раза (видео выше), хотя на восьмерке едва не заехал на бордюр. Половина группы, которая была со мной, не сдала. Почти все из них не справились как раз с восьмеркой. Если не сдал — пересдача через неделю. Провалил три раза подряд — очередная попытка через месяц. Все это стоит дополнительных денег (за саму сдачу и за подачу мотоцикла на площадку ГАИ).

Любопытно, что во время тренировок на полигоне мотошколы все ученики с легкостью проходят элементы без ошибок. На экзамене, конечно, дает знать о себе волнение, но еще влияет тот факт, что на площадке ГАИ нельзя проехать ни одного круга до самого экзамена. То есть тренируешься целый месяц ты на одной площадке, а сдаешь — на другой, пусть и с такими же фигурами. Но есть нюанс. На автодроме мотошколы восьмерка была выделена фишками, а на экзамене в ГАИ — бордюром. Кажется, это мелочь, но поверьте, ощущения от прохождения элемента абсолютно разные. Поэтому многие и заваливают.

Вернемся к моменту выбора мотошколы. Будущим мотоциклистам я бы рекомендовал найти заведение, на территории которого можно сдать экзамен. Обучение в таких мотошколах стоит дороже, но оно того стоит. Тогда вы будете сдавать экзамен на той же площадке, где тренируетесь, и вам не придется по несколько раз ездить на Семашко и «играть на чужом поле» с конструктивно разными восьмерками. Знаю людей, которые из-за трех несдач в ГАИ пропустили этот сезон.

Экипировка — 2522 рубля

В любой мотошколе вам кроме мотоцикла предоставят шлем, наколенники и налокотники. Но я решил сразу обзавестись защитой, поэтому еще до первого занятия направился в магазин мотоэкипировки. Стоит все очень дорого! За полный комплект «экипа» придется отдать $800—1000. По ПДД требуется только шлем, и можно, конечно, обойтись без остального. Но если кроме штрафов вас заботит еще и собственная безопасность, то лучше экипироваться по полной. Тем более в первый сезон. Я купил относительно недорогой (но качественный) шлем и слегка бэушные ботинки. На остальном не экономил. Вышло следующее:

  • перчатки: 169 рублей;
  • балаклава: 40 рублей;
  • шлем (+ пинлок): 350 рублей;
  • куртка летняя: 523 рубля;
  • куртка кожаная на осень: 850 рублей;
  • штаны: 440 рублей;
  • ботинки (б/у): 150 рублей.

Мотоцикл — $4000

Мотоцикл я выбирал дольше, чем в свое время выбирал квартиру. Целый месяц изучал характеристики и смотрел на YouTube советы опытных мотоциклистов по выбору первого «железного коня». Меня бросало из крайности в крайность. Утром мог смотреть объявления о продаже Minsk D4 125, а вечером — присматриваться к BMW 9T Scrambler. В итоге выбор пал на «золотую середину» — я купил BMW G310R 2017 года выпуска с пробегом всего 2300 км. Внешне мотоцикл был как новый, официальный дилер подтверждал «прозрачность» истории, поэтому я купил байк даже не прокатившись (т. к. еще не было прав). Стоил он $4000 по курсу.

Почему выбрал именно эту модель? Насмотревшись видео с мотоавариями, я решил ограничить себя кубатурой — выбирал мотоцикл до 500 куб. см. Да, я знаю, что убиться можно и на Yamaha YBR и что «если голова на месте, можно начинать и с литра» (на момент написания статьи я слышал эту фразу 836 раз), но все же провоцировать себя лишней мощностью не хотел. Еще я выбирал среди свежих моделей класса «Стрит» и обязательно с ABS. Желательно не Китай. В итоге список претендентов сократился до трех моделей: новый Bajaj Dominar 400, а также подержанные KTM 390 Duke и BMW G310R. Все три модели — индийские. Последняя оказалась дешевле «оппонентов», поэтому ее и взял.

О выборе данного мотоцикла ни разу не пожалел. Зато пару раз ловил себя на мысли «хорошо, что у меня не литр!». Байк, несмотря на малую кубатуру, вполне резвый — 6,9 секунды до сотни. Для трассы слабоват, но это не помешало мне раз пять прокатиться по Беларуси. Скорость 100—110 км/ч держит легко, а быстрее без ветровика ехать очень дискомфортно. Да и сдувает — весит байк всего 150 кг. Максимальная скорость BMW G310R — 160 км/ч. Разочаровал расход — 4 литра на 100 км. При баке на 12 литров приходится заправляться чуть ли не каждые два дня. Кстати, этому мотоциклу посвящен единственный мотообзор на Onliner.

Дополнительные курсы вождения — 750 рублей

В мотошколе вас никто не учит ездить на мотоцикле. Там вас учат сдавать площадку в ГАИ, и эти навыки практически неприменимы на дороге общего пользования. Переключать передачи, занимать правильное положение в ряду, работать со взглядом при поворотах придется учиться самому. На YouTube полно полезных роликов, благодаря которым вы поймете, что мотоцикл держат не руками, а ногами, что байк едет туда, куда смотришь, что ехать по центру полосы — опасно, что, поворачивая руль мотоцикла влево, вы будете поворачивать вправо (и наоборот) и т. д.

Но я слишком сильно боялся мотоциклов (возможно, даже сильнее, чем моя мама), поэтому решил не ограничиваться просмотром роликов, а записался на дополнительные курсы в одну из лучших мотошкол Минска (не буду рекламировать, их и так все мотоциклисты знают). За 750 рублей со мной провели пять индивидуальных занятий по два часа каждое. С одной стороны, мне кажется, что это слишком дорого. С другой — за эти деньги я действительно понял, как управлять мотоциклом на любой скорости и получил ценные знания о правильной езде в городском потоке. После курсов я стал смелее закладывать мотоцикл в поворотах, лучше прочувствовал принцип контрруления и научился правильно переключать передачи.

Считаю, что дополнительные курсы после мотошколы должен пройти каждый начинающий мотоциклист. Двухколесный транспорт слишком опасный и сложный в управлении по сравнению с автомобилем. Странно, что по возрасту на категорию A можно сдавать раньше, чем на B. После мотоцикла езда на машине кажется до безобразия простой и примитивной. Крути баранку влево-вправо да жми на педали. На мотоцикле у тебя два тормоза, каждый из которых выполняет свою роль в определенных ситуациях. На мотоцикле очень сильно ощущается изменение развесовки и пятна контакта каждого колеса, а также работа подвески. На мотоцикле можно упасть на ровном месте и получить серьезные травмы. Учиться управлению байком только с помощью YouTube довольно рискованно.

Остальные расходы — 1410 рублей

Среди других расходов — чехол для мотоцикла (80 рублей), защитная клетка и сабкейдж Crazy Iron (850 рублей с установкой). Сейчас я уже жалею, что купил такую дорогую клетку и сабкейдж. Эта защита нужна, чтобы при падении у мотоцикла не повредились важные элементы (например, двигатель). Говорят, мотоциклисты делятся на две категории: те, кто уже упал, и те, кому еще предстоит упасть. Я отношусь ко второй категории, но все равно думаю, что защита была лишней. За 5500 км опасных моментов, которые могли бы привести к падению, не было. Мало того что клетка испортила внешний вид мотоцикла, так еще и добавила лишних вибраций на высоких оборотах. У меня есть знакомые, которые роняли BMW G310R и все у них уцелело. Благо пластика у этой модели почти нет. В общем, перестраховался с защитой, но уже пусть стоит.

В остальные расходы можно еще внести полное ТО мотоцикла у дилера, постановку на учет, страховку и аренду гаража на зиму. На все про все ушло еще 480 рублей.

Итого: 4000 USD + 4000 BYN. Стоило оно того?

Итого входной билет в клуб мотоциклистов стоил для меня 4000 долларов (мотоцикл) и 4000 рублей (все остальное). Стоило оно того? Сейчас я могу сказать однозначно — да! Не помню, чтобы какая-то вещь приносила мне столько удовольствия, сколько приносит мотоцикл. Ни одна машина не подарит такого ощущения свободы и легкости. В городе на компактном «стрите» ты как рыба в воде. Прогноз погоды теперь меня волнует больше, чем пробки или наличие парковочных мест в точке назначения.

ПДД нарушаешь?!

Самый скользкий и волнующий всех вопрос — это соблюдение мотоциклистами ПДД. Я не буду строить из себя праведника, который даже по пустому проспекту едет 59 км/ч, но и не стану притворяться бунтарем с юношеским максимализмом, который «не для того покупал мотоцикл, чтобы ездить по правилам». Скажу так — во всем нужно знать меру.

Катаюсь ли я между рядов? Да. Но только когда машины стоят. Еду между ними на минимальной скорости. Открою секрет — мотоциклисты суются в междурядье не только для того, чтобы быть быстрее автомобилей (хотя не без этого), но и для безопасности. Одной из самых распространенных аварий в городе является «паровозик». Кто-то зазевался, отвлекся... Бывает. Но если в случае с машинами это, как правило, заканчивается поцарапанными бамперами, то мотоциклист, невольно ставший предпоследним «вагоном» такого ДТП, может попасть в больницу с переломами. Именно поэтому я стараюсь не останавливаться в потоке без «прикрытия» сзади. Даже если у светофора стоит два автомобиля, я их аккуратно объеду и стану перед ними, порой слегка заехав за стоп-линию.

Гоняю ли я по ночам 200 км/ч по городу? Нет. Мало того что мой мотоцикл не разгонится до 200 км/ч, я решил в первый сезон не ездить в темное время суток вообще. Проанализировав смертельные ДТП с участием байкеров, пришел к выводу, что чаще всего они происходят ночью. Днем же я, как и остальные мотоциклисты, еду быстрее потока. Это тоже безопасно — так я не задерживаюсь в «слепых» зонах автомобилистов. Вы бы знали, сколько раз за день в мотоциклиста пытаются перестроиться в потоке! Стараюсь ехать со скоростью +10—15 км/ч относительно других машин. Перестраиваться на мотоцикле приходится в разы чаще, чем на автомобиле. Но в этом есть свой кайф. Любая поездка на байке — это маленькое приключение, наполненное эмоциями и адреналином. Главное — не перебарщивать.

Во время езды в потоке самое важное для меня — это не мешать другим участникам дорожного движения. Даже если слегка нарушаешь ПДД (я считаю, что это делают все водители без исключения), то нарушай без проявления неуважения по отношению к другим водителям и пешеходам. Именно поэтому я не езжу между рядов, когда поток движется. Не хочется оказаться для перестраивающейся машины сюрпризом. Никогда не езжу «правее правого» и «левее левого».

В целом к мотоциклистам не такое уж плохое отношение, как рассказывают на форумах. Часто водители «подвигаются» в пробке, чтобы дать проехать. Иногда на светофоре могут открыть окно и задать пару вопросов про мотоцикл. Хотя на тысячу пропускающих находится какой-нибудь вечно недовольный человек. Как правило, такие изначально настроены негативно, и им только дай повод возмутиться. Как-то проехал между рядов огромную пробку и стал первым на светофоре. Сзади посигналил грозный мужчина на Subaru Forester. Я оглянулся и прочитал в его глазах: «Ты что, самый хитрый, что ли?». Он в моих глазах прочитал ответ: «Да. Купи себе мотоцикл — тоже будешь быстрее всех».

Считаете, это наглость и ничем не отличается от езды на машине по обочине? Я бы так не сказал. Когда автомобиль едет по обочине, он обязательно займет чье-то место впереди. Мотоцикл же использует пространство проезжей части, которое не используют машины (я про междурядье). Загорится зеленый, и мой след простынет. Я не отниму ни одной секунды у водителя этого Subaru или еще у кого-либо. Более того, когда я первым приезжаю на красный сигнал светофора, я становлюсь не по центру полосы, а с краю, в паре сантиметров от разметки, разделяющей полосы, — чтобы и справа и слева от меня водители машин могли стать, словно меня здесь нет. Кроме того, в городе я редко занимаю целое парковочное место, предпочитая оставлять байк где-нибудь с краю парковки.

Отмечу, что я по-прежнему негативно отношусь к мотоциклистам, гоняющим со скоростью 150+ км/ч по ночному городу и пугающим спящих детей прямотоком. Но не стоит обо всех владельцах «двухколесников» судить по отдельным индивидуумам.

Auto.Onliner в Telegram: обстановка на дорогах и только самые важные новости

Есть о чем рассказать? Пишите в наш Telegram-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by