Удивительная история оранжевого буса бчб-СССР, который забрали на штрафстоянку и не отдают

UPD
24 декабря 2020 в 17:00
Автор: Виталий Петрович. Фото: Алексей для Auto.Onliner

Удивительная история оранжевого буса бчб-СССР, который забрали на штрафстоянку и не отдают

Автор: Виталий Петрович. Фото: Алексей для Auto.Onliner

Героем этой правдивой истории стал микроавтобус Mercedes T1. Чудо немецкого автопрома в коммерческом сегменте: таких, как он, на наших дорогах еще ой как немало, и мы бы вряд ли обратили на него внимание, если бы не сложный и запутанный клубок противоречивых событий, в который оказался втянут этот оранжевый работяга. Он и сейчас мотает свой срок на штрафстоянке. Угодил-то старик туда за дело, а вот почему его на волю не отпускают — это вопрос.

Бус бчб-СССР забрали на штрафстоянку и теперь не отдают

Немецкий гастарбайтер

Уже упомянутый T1, сойдя с конвейера не то в Бремене, не то в Дюссельдорфе, начал свою нелегкую карьеру в 1985-м, одновременно с Майком Тайсоном, и проехал уже сотни тысяч километров. Пора бы задуматься о заслуженном отдыхе, но не тут-то было. Гоняет во всю мощь по белорусским дорогам, куда его занесло даже и не вспомнить когда.

Регистрационные номера — транзиты. Техосмотр — много вы знаете 35-летних автомобилей с пройденным техосмотром? Это констатация факта, а не оправдание: какие уж тут оправдания, когда нарушения налицо.

— Обычно меня пару раз в месяц останавливают: инспекторы чаще всего улыбаются и отпускают, — говорит наш читатель Алексей, владелец буса.

— Исключение — Лошица. Вот уж где каждый раз хоть за что-нибудь, но выпишут протокол!

Внимание ГАИ к повидавшему жизнь автомобилю понятно, и все же для хозяина это хлопотное дельце. Могут поулыбаться и отпустить, но нужно учитывать, что каждый составленный протокол — это как прохудившийся ниппель: вроде и не заметно, а воздух (в нашем случае — деньги) куда-то постоянно уходит. Много ли денег, спросите? От 1 до 3 базовых (от 27 до 81 рубля) по одной только ч. 5 ст. 18.12 КоАП («Управление транспортным средством, в отношении которого не выдано разрешение на допуск к участию в дорожном движении либо которое не зарегистрировано в установленном порядке»). За повторность в течение года (ч. 9 ст. 18.12 КоАП) — от 2 до 5 базовых величин (от 54 до 135 рублей). Короче, ощутимо.

Но коммерческий «Мерс» — это как конь в колхозе: пока ходит — на нем будут пахать.

бчб-СССР-БССР

По большому счету все эти разговоры про регулярные остановки и нерегулярные штрафы — это спокойные и размеренные будни оранжевого буса. А история, которая заставила обратить внимание на эту машину, началась около двух месяцев назад, еще по осени, когда на борту автомобиля появилось то, что называют незарегистрированной символикой.

Вопреки ожиданиям, само по себе это не повлекло повышенного интереса со стороны ГАИ. Водитель говорит, что его не стали останавливать чаще, а инспекторы во время привычных уже проверок на флаг особого внимания не обращали либо относились к ситуации с юмором.

Другое дело — иные небезразличные граждане, которые внесли некоторые дополнения во внешний вид транспортного средства. Так на изображении бчб-флага появилась надпись «СССР», а на противоположном борту — «БССР». Что к чему — не ясно совершенно, зато сразу видно, что гражданам было очень небезразлично.

— Сурово и нелогично. Типичные... — вздыхает Алексей.

Так на немецком автомобиле, ровеснике перестройки, появились противоречащие друг другу символы.

За решетку!

Еще одна беда — парковка. В «спальниках» бывает трудно найти подходящее место, и водители решают вопрос по-своему: одни ищут места, другие — оправдания. И вот тут Алексей усматривает некую тенденцию, потому как раньше припаркованный не по правилам бус, по его словам, особо не привлекал внимания, а бус с символикой на бортах уже два раза оказывался на штрафстоянке.

Алексей оставляет машину в дворовом проезде по Игуменскому тракту, близко к перекрестку. Нарушение, никаких вопросов. Вспоминаем п. 143.4 ПДД: «Остановка и стоянка транспортных средств запрещаются на перекрестках и ближе 15 метров от края пересекаемой проезжей части дороги».

— Прежде за парковку не эвакуировали ни разу, так как у нас во дворе все так ставят. А теперь эвакуируют, причем только меня, — отметил собеседник.

Около месяца назад Mercedes увезли на штрафстоянку за нарушение п. 143.4 ПДД. Тогда автовладелец без проблем смог забрать свой бус, получив в довесок протокол и счет за эвакуацию.

— Потребовали написать объяснительную, ну то есть протокол опроса: откуда флаг и все остальное. Я сказал, что вандалы какие-то нарисовали. Посмеялись и разъехались, — рассказал наш читатель.

Здесь есть своя тонкость: поскольку T1 по всем документам — грузовой автомобиль, то ответственность за нарушение правил остановки и стоянки наступает по ч. 3 ст. 18.22 КоАП. Наказание — 5 базовых без вариантов (135 рублей). Плюс принудительная отбуксировка (эвакуация) транспортного средства на охраняемую стоянку с полной погрузкой на эвакуатор.

— В общем, 80 рублей и 5 базовых. Больно, конечно, — признает Алексей.

А на днях с того же самого места Mercedes эвакуировали во второй раз. И опять за нарушение п. 143.4 ПДД. Как и месяц тому назад, это сфотографировали очевидцы: бус на районе узнаваемый, владелец отмечает, что его машину в чате уже прозвали символом Лошицы.

Так оранжевый T1 во второй раз за какой-то месяц оказался за решеткой штрафстоянки. Ну а владельцу, судя по всему, нужно готовиться к более суровому наказанию, ведь за повторное нарушение в течение года ответственность наступает уже по ч. 4 ст. 18.22 КоАП, а там — 10 базовых и точка (270 рублей по расценкам этого года). Плюс все те же расходы на эвакуацию. Дорого, одним словом.

Амнистию отменили?

Автомобили, припаркованные с нарушением, доставляют на штрафстоянку — что ж такого удивительного, справедливо отметит кто-то. Действительно, стандартная процедура. Чудеса начались тогда, когда хозяин машины во второй раз приехал забирать ее на волю.

— Сторож мне сказал, что отдать бус не может, так как у него резолюция — «Без разрешения начальника ГАИ не отдавать», — рассказал Алексей.

Он показал протокол осмотра, где ручкой кто-то и дописал ту самую «резолюцию». Чем она подкреплена, в какой форме должно быть дано разрешение начальника ГАИ, чтобы автомобиль отдали законному владельцу, — об этом на документе информации нет.

— На штрафстоянке мне ничего пояснить не смогли: сторож сказал, что сталкивается с подобным впервые. То, что это неправомерно, в наше время, разумеется, никого не волнует. Мне предложили ехать в ГАИ — разбираться там самому. Но я, честно говоря, не очень хочу туда ехать, чтобы оттуда потом на Окрестина не попасть — мне кажется, есть такая вероятность, — считает наш читатель.

Когда этот материал уже готовился к публикации, Алексей позвонил на линию «102», чтобы выяснить, что вообще происходит, почему ему не отдают машину. Он сообщил, что ему перезвонили из ГАИ: сказали, что сторожу следовало связаться с инспекторами либо автовладельцу самому их вызвать — это помогло бы решить вопрос. Пока же он повис в воздухе, как полотно в безветренную погоду.

На тему законности

Мы обратились за комментарием в ГАИ и опубликуем любой ответ, который удастся получить.

А пока попытаемся разобраться в ситуации с помощью юриста Татьяны Ревинской.

— Статьей 18.22 КоАП предусмотрена ответственность за нарушение правил остановки и стоянки транспортного средства, а также иных правил дорожного движения. Кроме предупреждения или штрафа в качестве взыскания за нарушение, владелец автомобиля может столкнуться с эвакуацией транспортного средства, — подтвердила она.

— Однако следует отметить, что эвакуация транспортного средства может быть осуществлена только в случаях, когда его неправильная остановка или стоянка препятствует дорожному движению или вызывает угрозу безопасности людей. При наличии одного из этих оснований действия работника ГАИ по эвакуации авто с последующей его постановкой на специальную охраняемую стоянку будут являться обоснованными.

Юрист отметила, что задержание и принудительная отбуксировка (эвакуация) транспортного средства регламентированы ст. 8.10 ПИКоАП: ч. 1 — «Работник Государственной автомобильной инспекции вправе производить задержание и принудительную отбуксировку транспортного средства и доставлять его на охраняемую стоянку, если лицом, управляющим транспортным средством, совершено административное правонарушение, предусмотренное статьями 18.16 и 18.19 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, при отсутствии иной возможности доставить транспортное средство к месту хранения. При совершении водителем административного правонарушения, предусмотренного частями 1—4 статьи 18.22 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, в результате которого создано препятствие для дорожного движения или возникла угроза безопасности граждан, работники Государственной автомобильной инспекции вправе произвести принудительную отбуксировку (эвакуацию) таких транспортных средств на охраняемую стоянку, если водитель не находится в транспортном средстве или в непосредственной близости от него».

Таким образом, эвакуация автомобиля — это право работника ГАИ, но он может и не прибегать к эвакуации.

Чтобы узнать, куда отбуксирована машина, следует обратиться в дежурную часть территориального отдела внутренних дел по месту нахождения авто (ч. 5 ст. 19-1 закона «О дорожном движении»), где сообщат, действительно ли произведена эвакуация и на какой штрафстоянке находится транспортное средство.

Чтобы забрать авто со штрафстоянки, нужно будет уплатить 63 рубля. Такой тариф установлен решением Мингорисполкома от 28.02.2013 №469 «О тарифах на работы (услуги) по принудительной отбуксировке (эвакуации), а также хранению транспортных средств».

Оплате также подлежит и каждый день нахождения авто на штрафстоянке по тарифам, установленным решением Мингорисполкома от 28.02.2013 №3560: за 1—3 суток хранения — 7,4 рубля (за сутки); за 4—9 суток — 4,2 рубля (за сутки); за 10 суток и больше — 3,2 рубля (за сутки).

— Забрать автомобиль со штрафстоянки может его собственник (владелец) или уполномоченное им лицо (например, по доверенности) круглосуточно в присутствии лица, который осуществляет охрану стоянки (п. 10 Инструкции об эвакуации, утвержденной Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17.10.2014 №986), — подчеркнула Татьяна Ревинская. — При этом надо отметить, что отказать в выдаче автомобиля со ссылкой на то, что не оплачен административный штраф либо штрафстоянка, не могут, что указано в п. 11 упомянутой Инструкции об эвакуации.

«Помещенное на охраняемую стоянку транспортное средство возвращается его собственнику (владельцу) или уполномоченному им лицу по их первому требованию работником, осуществляющим его охрану. Невозврат транспортного средства в связи с неисполнением постановления о наложении административного взыскания, отказом от оплаты работ (услуг) по принудительной отбуксировке (эвакуации) транспортного средства и его хранению не допускается».

И еще один момент: чтобы получить авто, нужно предъявить свидетельство о регистрации транспортного средства и водительское удостоверение (если авто забирают без управления им (например, способом буксировки), то водительское удостоверение не нужно). При возврате собственнику должны вручить протокол осмотра транспортного средства, составленный работником ГАИ, который принял решение об эвакуации (в документе необходимо будет расписаться). Следует обратить внимание, что в этом протоколе должно быть также отражено состояние авто, повреждения и дефекты (при их наличии). Если у собственника возникнут претензии к состоянию транспортного средства, то должен быть произведен осмотр авто и составлен соответствующий акт в двух экземплярах, который должны будут подписать собственник и работник штрафстоянки (п. 14 упомянутой Инструкции об эвакуации).

Как видим, «резолюции», касающиеся «разрешения начальника ГАИ» на выдачу машины, действующим законодательством не предусмотрены. Зато у автовладельца есть право обратиться в прокуратуру с жалобой на действия работников стоянки.

Кроме того, у Алексея остается опция «Звонок в ГАИ» — возможно, она поможет разрешить возникшее недоразумение.


Мы остаемся на связи с нашим читателем и впоследствии расскажем, как сложится судьба оранжевого Mercedes T1.

Дополнено. Комментарий ГАИ

Как уже было сказано, мы обращались в ГАИ Минска за комментарием и сегодня получили достаточно обстоятельный ответ.

— 21 декабря около 01:30 сотрудниками ОГАИ Ленинского РУВД города Минска при несении службы был выявлен факт нарушения правил стоянки водителем Mercedes: автомобиль находился в проезде у дома №32 по Игуменскому тракту, на расстоянии ближе 15 метров от перекрестка, чем создавал препятствие для движения других транспортных средств, — сообщила корреспонденту Onliner начальник отдела агитации и пропаганды ГАИ Минска Александра Попова. — Руководствуясь частью 1 статьи 8.10 ПИКоАП, сотрудники ОГАИ принудительно отбуксировали (эвакуировали) этот автомобиль на охраняемую стоянку по улице Семашко, 17а.

В ГАИ отметили, что в действиях водителя Mercedes усматриваются также признаки иных правонарушений.

— В частности, несвоевременная регистрация транспортного средства, отсутствие допуска к участию в дорожном движении, отсутствие страховки, — перечислила Александра Попова. — Учитывая изложенное, автомобиль как средство совершения правонарушений в соответствии со статьей 6.8 ПИКоАП признан вещественным доказательством, о чем вынесено соответствующее постановление. На основании части 3 статьи 6.9 ПИКоАП вещественное доказательство хранится до вступления постановления по делу об административном правонарушении в законную силу или до истечения срока на обжалование постановления по делу.

В Госавтоинспекции подчеркнули, что до настоящего времени непосредственно в ОГАИ по факту эвакуации автомобиля никто не обращался.

— Следует отметить, что 3 ноября данный автомобиль также был припаркован с нарушением ПДД по указанному адресу, за что водитель, допустивший нарушение, был привлечен к ответственности по части 3 статьи 18.22 КоАП. Вместе с тем штраф до настоящего времени им не уплачен, — сообщила Александра Попова.

У вас похожая ситуация? Пишите нам: pv@onliner.by.

зеленый, пикап, дизель 2.3 л, механическая, задний привод
желтый, фургон, дизель 3 л, механическая, задний привод
белый, фургон, дизель 3 л, механическая, передний привод
Автобарахолка
мобильное приложение

Auto.Onliner в Telegram: обстановка на дорогах и только самые важные новости

Есть о чем рассказать? Пишите в наш Telegram-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by