24 сентября 2021 в 8:00
Автор: Андрей Гомыляев. Фото: Александр Ружечка

«Бери электрокар и дуй в командировку». Траты — 7 рублей на 100 километров, но на встречу опоздали

Не все поездки желанные, не всегда они запланированные. Отнесем к таковым командировки — те самые, которые «вот прямо сейчас срочно». Тот самый случай, когда нужно не думать, а ехать. Так уж вышло, что из машин, на которых можно было быстро сорваться в путь, доступен оказался только электромобиль Jaguar I-Pace. Что с ним делать и как? «Разберетесь по ходу дела». Хорошо, будем разбираться. Вновь мне необходимо было выключить в себе журналиста и на день побыть просто водителем. Никаких планов, главное — доехать до Пинска, встретиться и поговорить с нужным человеком. И если в прошлой семейной поездке в Брест обстановка была вполне расслабленной, на сей раз пришлось действовать в условиях настоящего цейтнота. Забегая вперед, нужно отметить, что в регионах зарядок пока явно не хватает — из-за этого поездка в столицу Полесья заняла у нас с фотографом почти шесть часов. И если бы не лояльность источника информации, мы бы остались без интервью.

Проще привыкнуть к чужому офисному креслу, чем убедить коллег оставлять полный бак в машине каждый раз после командировки. В компаниях, где есть один служебный автомобиль на всех, думаю, это беда знакома. Вот и нам, как это обычно бывает, достался электрокар с 40% заряда.

Было бы правильным для начала навернуть пару кружков по столице для теста. Но не судьба: надо срочно выдвигаться в Пинск.

Инструктаж был кратким: «Это I-Pace — премиальный электрокар. Цена такой бэушной машины — от 75 тыс. „условных“. В общем, нужно аккуратно. Сел, нажал Start/Stop, включил Drive кнопкой на центральной панели — и поехал. Зарядки найдете в приложении Malanka. Но учтите, что далеко от Минска не уедете: оставшегося запаса хода не хватит. Под солнцезащитным козырьком есть телефон поддержки владельцев Jaguar и эвакуатора». Последняя фраза при любых обстоятельствах звучит не самым обнадеживающим образом, однако ехать все равно надо. Malanka на смартфон закачана, данные о машине и банковской карте введены, 20 рублей на кошелек отправлены. В путь.

По старой памяти решили ехать в Пинск по М1 — там же покрытие получше, чем на слуцкой трассе, нет неприятных в движении стыков плит. Как оказалось позже, это было фатальной ошибкой. Маршрут, как водится при срочных командировках, прокладывали по пути.

Планирование поездки — пункт номер один в списке дел владельца электромобиля. Ведь нельзя просто отправиться куда-то и заглянуть на ближайшую заправку, если вдруг загорится красная лампочка.

Для столицы такой проблемы уже нет, тогда как в регионах дела обстоят похуже. И вот мы мчимся по МКАД в сторону съезда на Р1, наслаждаемся беззвучным, буквально парящим Jaguar и тут обнаруживаем, что в Пинске нет ни одной электрозарядной станции. То есть на всю 125-тысячную столицу Полесья приходится примерно 0 (ноль) ЭЗС. Я-то думал, будущее поближе.

Первый блин

Погодите, есть и более актуальная неприятность — с 38% заряда мы и до Барановичей не доберемся. Проблемы стоит решать по мере поступления. Malanka подсказала адрес ближайшей зарядки в нашем направлении — 12-й километр Р1. Готовый к предстоящей кофе-паузе, тяну кабель к разъему. Действуем по инструкции, указанной на станции: в приложении выбрать тип разъема (в нашем случае CCS), вставить кабель, считать QR-код. Но камера включается не сразу, срабатывает только после перезагрузки смартфона. Идентичная заминка была и в предыдущей поездке в Брест.

Камеру удалось реанимировать, однако оживить зарядную станцию не вышло.

Я посчитал: шесть раз я следовал одной и той же последовательности действий. I-Pace реагировал лишь словом «Инициализация» на панели, но электричество так и не побежало. Стоял и думал: то ли беда с электроникой, то ли что-то не так с моими руками.

Ответом на самокритику стал звонок с неизвестного номера: «Андрей Александрович? Это оператор сети Malanka. У вас не получается зарядиться?» Обычно звонки со скрытых номеров несут неприятности, рекламу банковских услуг и просьбы оценить по 10-балльной шкале удовлетворенность жизнью. В этот раз сюрприз получился приятным. Оператор позвонил сам, заметив активность у ЭЗС с нулевым выхлопом. Пообещал что-то удаленно настроить. Пока шел процесс, мы сверились с картой: ближайшая станция — в 60 километрах, под Столбцами. Jaguar подсказывал оставшийся запас хода — 128 километров. То есть чуть что дотянем. Это самое «чуть что», к сожалению, случилось. Зарядить машину на 12-м километре Р1 так и не получилось. Только потеряли время.

К тому же кабель застрял в разъеме и не вынимался. Понятное дело, функция блокировки предусмотрена для безопасности. Но в нашем случае и зарядка не шла, и кабель не вынимался. Пришлось звонить дилеру. Специалисты посоветовали поднять капот (под ним оказалось дополнительное багажное отделение), в левой верхней части найти красное кольцо и потянуть — такой механический «разблокиратор».

С электромобилем голодным не будешь

В нервной обстановке не уделили должного внимания премиальности модели. Вокруг кожа, стиль, электрорегулировки, дорогие материалы отделки, три дисплея, подсветка — а все мысли о том, как бы не застрять посреди пути. Бывалые электромобилисты говорят, что это типичный синдром новичка, детская болезнь, которая проходит сама собой на третий день пользования EV.

Даже с мыслью, что мы в командировке, было все же приятно отдаться ощущению собственной статусности. Пускай и всего на один день.

Напоминали об этом и взгляды из проезжающих мимо машин, и случайные попутчики на заправках. Возможно, у автовладельцев уже нет прежнего вау-эффекта: все же электрокары перестали считаться диковинкой. По моим наблюдениям, интерес эволюционировал до практичного, можно сказать, бытового. Одни увлеченно присматриваются, другие настороженно наблюдают за развитием технологий со стороны. Но хотят многие.

Пока ехали до следующей ЭЗС в Столбцах, появилась возможность побаловаться с возможностями электромобиля. Скажу сразу: с 90 до 120 км/ч машинка разгоняется с той же прытью, что и стартует. Это волшебное ощущение, когда ты знаешь, что в любой момент сможешь опередить кого угодно, — необязательно даже пользоваться им.

Особый кайф — наслаждаться поездкой с адаптивном круиз-контролем. Автомобиль сам держит полосу, не дает выехать за ее пределы, подруливает, если водитель зазевается. Можно установить и оптимальную дистанцию до впереди идущей машины. Кроме того, Jaguar еще умеет читать знаки. Скоростной максимум выводится на проекцию на лобовое стекло рядом с показаниями спидометра. Одним словом, едет почти без участия пилота, тотальный релакс. Но руки с руля убирать не стоит: уже через 30 секунд машина начнет громко возмущаться.

Когда добрались до Столбцов, уровень зарядки упал до 16%. Уже пошли разговоры в стиле «Ну, если не получится подключиться, отменим встречу в Пинске и поедем назад на эвакуаторе». Но на сей раз повезло: заряд пошел. Видимо, дело было в станции.

Обычно электрофанаты говорят: мол, время быстрой зарядки можно скоротать за перекусом в кафе. Окей, мы перекусили, выпили кофе, стали просчитывать следующий этап поездки. Вышло, что до Пинска остается 250 километров. Но есть проблема: в самом райцентре нет зарядок, ближайшая — под Микашевичами. А это еще плюс 100 километров. Даже если зарядить I-Pace до 100%, все равно остается большой риск не доехать до Микашевичей. Следовательно, придется искать промежуточную станцию, а это временны́е потери. Пришлось предупреждать пинчанина о том, что мы можем опоздать. Ну а следующий отрезок пути вел нас к «промежуточной» ЭЗС у Ивацевичей.

Зарядка разместилась непосредственно позади поворота на Пинск. То есть придется делать немалый круг. Умом можно понять, что станцию поставили на территории давно построенной заправки. Но логичнее было бы установить ее за пару десятков метров до поворота на второстепенную трассу. С появлением электромобиля возникают даже мысли о проблемах проектирования. Хотя основной вопрос — чем себя занять.

Хот-дог с кофе мы отведали во время прошлой остановки, проголодаться не успели. От скуки побаловали себя мороженкой. А что дальше?

Не оставалось делать ничего другого, кроме как сидеть на лавочке и с видом на проезжающие по трассе машины рассуждать: «Сети зарядок стоило бы придумать какие-нибудь развлечения для ожидающих пользователей. Может, игровые автоматы, бильярд или настольный теннис, какие-нибудь активности в соседней лесополосе? А как быть зимой, когда холодно?» В условиях прошлой неспешной семейной поездки это время ожидания могло бы показаться приятным, но мы здесь по делам и вроде как спешим. В финале паузы родился афоризм: «С электромобилем никогда не будешь голодным: будешь есть на каждой зарядке».

Неожиданное открытие

Наконец-то Jaguar «наэлектризовался» на 98%. По дороге в Пинск считаем денежки. Со счета списали 17,06 рубля в Столбцах, еще 19,77 — в Ивацевичах. К пути в 370 километров самого маршрута добавим 120 километров запаса хода. Выходит, что на 490 километров мы потратим почти 37 рубликов, или 7,5 рубля на сотню километров. Признаться, это намного дешевле, чем на авто с ДВС, однако чуть больше, чем я планировал.

Дорога Р6 Ивацевичи — Пинск — Столин проходит через несколько городков и деревень. Проезжая по ним, мы не могли не заметить, как проценты заряда стали исчезать намного медленнее, чем на М1. Городской расход — мизерный. Стало ясно, что I-Pace разряжается значительно быстрее на скорости в 120 км/ч и выше. Капитан Очевидность позавидовал бы этому выводу. Но — без шуток — разница оказалась просто поразительной. Если бы мы «тащились» по «олимпийке» в правой полосе на 100 км/ч, нам бы не пришлось терять почти 45 минут на «промежуточной» станции в Ивацевичах и делать круг.

В общем, на встречу с пинским автоподборщиком Игорем мы опоздали на два часа. Действительно, люди в нашей стране отличаются феноменальным терпением. Болтали с парнем о региональном рынке «бэушки» почти два с половиной часа. И все это время электрокар просто стоял на парковке. А ведь мог бы заряжаться! Вроде бы это так должно работать.

Во время беседы зашла речь и про спрос на EV в регионе. По словам Игоря, интерес есть, а вот реальных заказов — единицы. А как иначе, если зарядиться можно, по сути, только во дворе частного дома? Личное наблюдение молодого человека: пока еще в стране не научились проводить достоверную диагностику состояния батареи, потому за подбор электрокаров и гибридов со «вторички» он старается не браться.

Командировка явно затянулась, а ведь нам предстояло еще вернуться в Минск. На сей раз вопрос выбора маршрута не стоял: только через Микашевичи и по слуцкой трассе. Да, небыстро, зато экономно.

Доехал до станции в Микашевичах, не спеша, наслаждаясь видами на местную флору — адаптивный круиз-контроль позволял. Он же в критический момент резко затормозил перед внезапно выскочившим на дорогу велосипедистом. Спасибо тебе, умная машина! Ты заслужила еще немного вкусного электричества. И как вы думаете, что мы с фотографом делали, пока Jaguar заряжался? Правильно, ели. Не забывайте: с электромобилем никогда не будешь голодным.

По дороге домой, в Минск коллега нашел среди менюшек центральной панели интересное окно. Раньше, как кажется, просто не было времени основательно покопаться в настройках электрокара. Так вот, в этом меню система выводит информацию о том, насколько экологичны были последние поездки, и даже выставляет баллы. Оказалось, вялую дорогу Пинск — Микашевичи компьютер оценил на 96%. А путь по скоростной М1 получил всего 61 балл. Вот тебе, водитель, и ориентир по расходу, по запасу хода. Получается, электрический Jaguar может быть по-настоящему стремительным, но недолго. А дальше — или кушать, или бег трусцой.

И вновь возвращаемся к подсчетам трат. На последней зарядке с карты списалось 21,74 рубля. Судя по показаниям авто, хватило бы на 310 километров, то есть 7 рублей на «сотню». В принципе, сопоставимо с предыдущими подсчетами.

В столице мы оказались ближе к полуночи. В голову лезли мысли, начинающиеся со слов «если бы»: если бы запас хода был больше 320 километров, если бы в Пинске поставили зарядку, если бы я ехал экономичнее, если бы завтра наступило будущее…


Auto.Onlíner в Telegram: обстановка на дорогах и только самые важные новости

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by

Автор: Андрей Гомыляев. Фото: Александр Ружечка
Без комментариев