АПИД: ужесточение регулирования пассажирских перевозок может нанести экономике ущерб в сотни миллионов рублей

 
UPD
8148
18 ноября 2021 в 14:34
Автор: Виталий Петрович. Фото: архив Onliner, фото носит иллюстративный характер
Автор: Виталий Петрович. Фото: архив Onliner, фото носит иллюстративный характер

Ужесточение регулирования пассажирских перевозок может нанести экономике ущерб в сотни миллионов рублей. К такому выводу пришла Ассоциация перевозчиков и диспетчеров такси (АПИД) по результатам проведенного исследования экономического эффекта предлагаемых реформ на рынке такси в Беларуси.

«В частности, речь идет о подготовленном Министерством транспорта и коммуникаций новом проекте регулирования, которое касается пассажирских перевозок в такси. Оно нацелено на введение ряда обязательных требований, таких как лицензии на водителей, машины, парки, платформы, а также в принципе недопущение к перевозке пассажиров тех, кто не является водителем по основному месту работы», — отметили в АПИД.

Согласно исследованию увеличение цен на поездки, времени ожидания такси, а также ухудшение качества обслуживания — это те последствия, которые могут ожидать рядового пассажира при введении новых правил для автомобильных перевозчиков.

«Новое регулирование может привести к уходу иностранных онлайн-платформ и невозможности использования водителями такси как источника дополнительного дохода, — говорят в Ассоциации перевозчиков и диспетчеров такси. — По экспертным оценкам, 30—40% рынка такси составляют водители, для которых эта работа не является основной. Новое регулирование способно либо оставить их „за бортом”, либо подтолкнуть к переходу в теневой сегмент рынка. Как результат — увеличение цен на поездки, времени ожидания и общая тенденция снижения доступности такси для населения».

Высказывается мнение, что для государства сокращение рынка будет означать актуализацию проблемы падения доходов не только населения, но и бюджета.

«По нашим расчетам, налоговые поступления в бюджет от рынка нерегулярных автомобильных перевозок составляют до 170 миллионов рублей в год, но в рассматриваемой ситуации могут сократиться как минимум на 55—70 миллионов, в том числе из-за ухода подавляющего большинства водителей „в тень”», — говорят в АПИД.

Там считают, что «эффект домино» в отношении замедления развития других цифровых платформ — еще одно ожидаемое последствие регуляторных манипуляций на рынке перевозок. Видимые барьеры и риски их применения в других сферах цифровой экономики могут повлечь сокращение инвестиций в развитие множества государственных (банки, страховые организации, автопарки) и частных компаний на рынке транспортных и иных услуг Беларуси.

«Избежать грядущей проблемы можно при внедрении прогрессивных подходов к реформе. За примерами не нужно ходить далеко: по всей России с июля 2020 года действует специальный налоговый режим для самозанятых, который позволяет в том числе и водителям такси работать на себя и приносить доход в госбюджет. Такая система позволила большому количеству населения снова работать „по-белому“ и увеличила поступление налогов в бюджет, — отметили в ассоциации. — Например, в Москве за 11 месяцев 2020 года налоговые поступления увеличились в два раза по сравнению с целым 2019 годом. Также после дерегулирования отрасли в скандинавских странах и Финляндии существенно вырос рынок такси и, соответственно, налоговые поступления, сами поездки стали доступнее, а на рынке в результате конкуренции в целом повысился уровень обслуживания».

Дополнено

Исследование АПИД прокомментировали в пресс-службе «Яндекс Go».

«Процент водителей, для которых работа в такси не является основной, может быть на порядок выше, чем говорится в исследовании. По нашим подсчетам, до 80% водителей уйдут из отрасли. Удовлетворить спрос на такси будет сложно, в результате вырастут как цены на поездки, так и время ожидания машины», — считают там.

Отмечается также, что финансовые потери для государства будут больше, чем считают эксперты АПИД.

«Отрасль такси и вообще платформенная занятость в целом активно развиваются в последние годы, и теперь произойдет резкий откат назад. Видим, что законодатели в Беларуси в этой сфере идут в направлении, обратном мировым тенденциям. Так, СНГ, Финляндия, Норвегия и другие страны действительно упрощают требования, отказываются от лицензий, что дает импульс развитию экономики, созданию новых рабочих мест», — говорят в «Яндекс Go».

Читайте также:

Знакомы с ситуацией? Пишите нам: pv@onliner.by или t.me/vitpetrovich.

Auto.Onlíner в Telegram: обстановка на дорогах и только самые важные новости

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро