21 859
23 марта 2022 в 15:14
Автор: Павел Козловский. Фото: фото автора

Рынок электромобилей. Нас ждет дефицит или изобилие?

Рынок электромобилей в Беларуси за последние несколько лет выглядит как сюжет голливудского блокбастера. Сначала — спокойное развитие сюжета, затем, после отмены таможенных пошлин, — экстремальный экшен, причем остроты добавляли как внезапно возникшие логистические проблемы, так и сроки возвращения тех самых пошлин для стран — участников ЕАЭС. Но только мы успели подумать, что вот-вот появятся титры после хеппи-энда, в сценарии возникли сразу несколько новых сюжетных линий: экономические санкции, проблемы с денежными переводами и внезапная отмена таможенной пошлины для отдельных стран ЕАЭС. Мы опросили экспертов о том, что происходило на белорусском рынке электрокаров, что происходит сейчас и какие перспективы они видят в будущем в связи с изменением таможенного законодательства.

Мы задали специалистам максимально простые вопросы, интересующие каждого, кто хоть когда-то присматривался к «электричкам»:

1. Как повлияло на белорусский рынок электромобилей введение таможенной пошлины?

2. Что происходит с логистикой из-за недавно введенных санкций и ограничений?

3. Чего ждать от ближайшего будущего с учетом повторной отмены таможенной пошлины и других обстоятельств?

Алексей Мартыновский, соучредитель Greencars.by

— Введение пошлины с начала 2022-го практически парализовало рынок. Ведь об этом было известно задолго до 1 января, поэтому клиенты старались купить авто заранее — перед Новым годом был ажиотаж. Многие брали электрокары на продажу, большой спрос был как на авто в наличии, так и на заказ. Но после введения пошлин все замерло, продавались единичные экземпляры. И если сравнивать спрос в декабре и в январе, то падение можно можно оценить в 90% — электрокары покупали или заказывали лишь те, кто хорошо продал предыдущий. На аукционах цены упали примерно на 15%, поэтому те, кто предугадал ситуацию, в плане цены заметно не проиграли. Структура спроса при этом не изменилась: самая популярная модель — по-прежнему Tesla Model 3.

В вопросе логистики все гораздо серьезнее — многие компании из США ограничили работу «на всякий случай», в связи с введением санкций. 11 марта вышел документ, который запрещает экспорт подержанных автомобилей в Беларусь и Россию. Аккаунты компаний популярные аукционы заблокировали, и это было весьма неприятная ситуация — мы не знали, что с балансом на аккаунте, что с машинами и т. д. Но по факту мы забрали автомобили с площадок аукционов. И они уже находятся в пути. При этом многие компании, когда в документах фигурирует Беларусь или Россия, отказываются сотрудничать, поэтому мы ищем и разрабатываем новые варианты поставок. На данный момент у нас нет проблемы с доступом к американским аукционам.

Что касается европейского рынка, то здесь пока все более-менее стабильно: логистика работает, платежи проходят. Многие клиенты опасаются, однако мы отмечаем, что появились довольно интересные предложения по цене, поэтому те, кто давно намеревался заказать авто из Европы, сейчас не прогадают. Вся ситуация — ограничение поставок комплектующих в Россию и т. д. — наверняка приведет и к увеличению цен на «бэушку». Поэтому пока европейский рынок доступен, можно найти выгодный вариант. С Китаем ситуация следующая: есть мелкие «шероховатости», но в целом процесс идет. Все отгружается, доставляется — нюансы могут быть только в сроках.

Что дальше? Отмена таможенных пошлин повлияет на рынок однозначно положительно. Потому что электрокары, которые уже есть в Беларуси, автоматически получат статус «проходных» на Россию — а значит, их можно выгодно продать и заказать себе другой. А Россия, как ни крути, это большой рынок сбыта, и цены там выше. И поэтому «обнуление» затем заработает уже на белорусский рынок, многие захотят обновить электромобиль. Так что рост наверняка будет, но до объемов прошлого года, конечно, очень далеко.

Артур Туманов, учредитель Tesla-cars.by

— Спрос на электрокары после введения пошлин у нас упал примерно на 80%. Но здесь сыграло несколько факторов. Во-первых, те, кто хотел привезти электрокар, позаботился об этом заранее. Можно сказать, купили впрок. Поэтому были лишь единичные продажи со склада.

Что касается логистики, то никаких проблем не возникает. Мы возим новые электромобили из Европы, поэтому максимум, что может произойти, это задержка доставки из-за длительных простоев на границе. Но могут возникнуть проблемы с оплатой, многие банки не хотят сотрудничать с клиентами из России и Беларуси, но это тоже решаемая проблема. Санкции? Напомню, мы доставляем электромобили только из Европы и на самые популярные модели — Tesla Model 3 и Tesla Model Y Long Range — санкции не действуют, поскольку они дешевле введенного ценового ограничения. То есть теоретически поставки возможны.

Что дальше? О перспективах рассуждать сложно: покупка многих электрокаров ограничена, плюс то, что будет ввезено после снятия таможенной пошлины, невозможно будет продать в Россию. Поэтому, я думаю, некоторое время спрос будет отсутствовать, потому что в данный момент рынок насыщен уже ввезенными электромобилями. А затем постепенно продажи возрастут — но в связи с нынешней ситуацией непонятно, как именно будет развиваться рынок электрокаров в Беларуси.

Ян Шарапов, основатель Electro-car.by:

— Касательно введения таможенной пошлины — с полной уверенностью могу сказать, что интерес к электромобилям не упал, но одновременно с этим выросшая цена отпугнула многих. Спрос упал резко, так как все, кто хотел купить электромобиль, заказывали заранее еще до возвращения 15-процентной таможенной пошлины с 01.01.2022. В процентном соотношении сказать сложно. В декабре прошлого года, например, как таковых продаж не было. Но уже в январе заказы на электромобили снова начали поступать. С введением санкций продажи были поставлены на паузу, но она была недолгой, и через пару недель торговля возобновилась. Стоит уточнить, что мы продаем довольно редкие электромобили, можно точно утверждать, что каждый месяц у нас уникальный. С 28 марта 2022 года таможенная пошлина на данный класс авто снова будет равна нулю, что увеличит спрос на электромобили.

Мы работаем только с Китаем, поэтому поставка заказанных электромобилей у нас осуществляется автовозами, также в данный момент прорабатываем вариант поставки железнодорожными путями. Путь, по которому осуществляется поставка, проходит по «нейтральным» территориям. Сегодня логистика работает в штатном режиме. У нас поменялось лишь то, что заказчик может теперь платить в юанях официально через банк, что упростит для клиента покупку электромобиля из Китая. Так стало даже удобней, ведь раньше клиент шел в банк и покупал доллары США, а уже при оплате поставщику они конвертировались в юани, что все равно удорожало для конечного клиента электромобиль. Теперь в случае оплаты в юанях комиссию банку он платит один раз, а не дважды, как было ранее.

Что дальше? С отменой пошлин внутренний рынок будет больше потреблять, а не продавать после покупки. Хотя встречались и такие случаи, когда клиенты покупали себе электромобиль, ездили на нем примерно год и понимали, что им нужен EV с другими характеристиками (более емкий аккумулятор или просто другой кузов). Такие клиенты продавали свой авто, после чего покупали новый. Граждане России в таких случаях выступали «голодными» покупателями, что делало предложение на рынке ликвидным. Сейчас с продажей на вторичном рынке могут возникнуть проблемы. Но это вопрос только лишь ближайшего времени. Мы рассчитываем на рост электромобилей и рынка в целом.


летние, для легковых автомобилей, страна производства: Беларусь
летние, для легковых автомобилей, евроэтикетка: A/B/69 дБ, страна производства: Россия
летние, для легковых автомобилей, страна производства: Сербия

Auto.Onlíner в Telegram: обстановка на дорогах и только самые важные новости

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Автор: Павел Козловский. Фото: фото автора