34 438
04 апреля 2022 в 8:00
Источник: Дмитрий Гладкий. Фото: Дмитрий Гладкий

Забытая марка недавнего прошлого. Микроавтобусы RAF на белорусских дорогах

Источник: Дмитрий Гладкий. Фото: Дмитрий Гладкий

Слово «раф» молодежь, безусловно, знает и сегодня. Причем и в кириллическом, и в латинском вариантах. Раф — это кофейный напиток, состоящий из сливок, ванильного сахара или сиропа и кофе эспрессо. А RAF — это Royal Air Force, или Королевские военно-воздушные силы Великобритании, из игры War Thunder. Те, кому сегодня хорошо за 30, помнят еще одно значение слова «раф»: это легендарная марка советских микроавтобусов, уже ставшая историей. Наш рассказ о том, как последние рафики уходили с улиц белорусских городов.

У предприятия Rīgas Autobusu Fabrika богатая и насыщенная история, берущая свое начало в Риге в 1949 году. До 1976-го производство базировалось в столице Латвийской ССР, а семейство РАФ-977 стало самым массовым продуктом рижской производственной площадки. Таких машин было много в Минске, но все они «вымерли» еще в 1980-е. На дорогах еще долго оставались армянские «родственники» тех рафов — фургоны ЕрАЗ-762 Ереванского автомобильного завода. Вот их выпускали аж до конца 1990-х, поэтому встретить ЕрАЗ-762 в Минске вполне можно было и в нулевых. Конкретно этот кадр с перекрестка Одинцова — Якубовского сделан в феврале 2000 года.

С 1976 года «рижские микроавтобусы» выпускались уже не в столице Латвии, а на новом заводе в городе Елгава. То была новая модель РАФ-2203. Именно в таком виде рафики помнят люди среднего поколения. РАФ-2203 часто представляли собой «спецслужбистские» машины — милицейские или штабные пожарные, как этот АШ минского гарнизона военизированной пожарной службы МВД БССР.

Но, конечно, главная их профессия — служба скорой помощи. Медицинская версия называлась РАФ-22031. Конкретно эта машина — не минская, а московская, но по всему СССР они выглядели одинаково. В начале 1990-х исчезли последние из них.

Доктора вызывали?

На смену РАФ-22031 пришла обновленная модель. Медицинский RAF-2915-02 — это классический представитель карет скорой помощи эпохи заката завода РАФ. Выпускался с 1994 по 1997 год вплоть до самого банкротства предприятия. Именно эти автомобили составляли почти весь парк белорусских медиков в тот период. Кадр сделан в январе 1998 года на 7-й подстанции скорой помощи в Минске. Футуристического жилого дома по переулку Одинцова, 3, который сейчас был бы фоном, еще нет в природе, как и самого переулка Одинцова.

В Беларуси эти машины эксплуатировались примерно до середины нулевых, причем эксплуатировались нещадно, поэтому уже к миллениуму многие экземпляры выглядели, мягко говоря, неважно. Автомобили самых последних лет выпуска красились в желтый цвет. Этот кадр сделан в начале проспекта Жукова примерно в 2001 году. Сейчас на заднем плане была бы «стекляшка» «Белагропромбанка», но тогда ее еще не было и в помине.

Вершиной развития линейки медицинских машин латвийской марки был РАФ-2914 с высокой крышей. Такие покупало, например, белорусское Министерство обороны. Один из таких автомобилей даже гордо демонстрировали на самой первой выставке Milex в 2001 году.

Последний раз медицинский рафик в эксплуатации встретился мне в Орше в июне 2009 года. Судя по крестам зеленого цвета, это все-таки была уже не скорая помощь, а, возможно, машина, обслуживающая аптечную сеть.

Передайте на билетик

Другая важная ипостась РАФ-2203 — маршрутка. Об истории маршруток в Минске мы рассказывали отдельно, а вот в Бресте рафики в этой роли эксплуатировались даже тогда, когда минчане о них позабыли.

Это конец 1990-х. Легендарный брестский маршрут №23, связывавший пригородный автовокзал с вещевым рынком — знаменитой «Толкучкой». Вполне бодрый рафик цвета «баклажан» ждет пассажиров.

А водитель этой брестской маршрутки точно знал, сколько пачек сигарет можно уложить под ветровым стеклом. Если вы не знали, то ровно двадцать шесть. Сама модификация микроавтобуса — из поздних РАФ-22038-02.

Рафики в Бресте работали даже на межгороде. По крайней мере, на линии Брест — Кобрин в 2001 году одна машина использовалась точно.

Во дворах и на дорогах

В советские времена в частные руки рафики не продавались. Граждане Страны Советов о личном микроавтобусе могли мечтать сколько угодно, но купить не могли. После развала СССР все поменялось, и у рафов появились индивидуальные владельцы. Вот как машины выглядели во дворах и на дорогах.

Это туманный, почти бесснежный январь 1998 года, двор Якубовского, 34. Уже видавший виды РАФ-2203 с замененными фарами еще служит своему хозяину, но явно просится на заслуженный отдых.

Начало нулевых. Минский двор по ул. Одинцова, 79/1. Багажник на крыше добавляет практичности, но отсутствие должного ухода отнюдь не добавляет коррозионной стойкости. Рафики вообще ржавели очень быстро, потому и служили относительно недолго.

Но этой машине явно повезло с хозяином. Октябрь 2006 года, перекресток улиц Притыцкого и Якубовского, метро «Кунцевщина». Мимо проехал РАФ-2203, вполне бодрый и ухоженный. В 2006-м рафик на дороге уже был мегаредкостью.

Тем удивительнее была встреча на брестской трассе в августе 2008 года. Дорожно-строительный трест №4 города Бреста тогда еще вполне себе эксплуатировал РАФ-22038-02 для перевозки рабочих. С тех пор рафики в регулярной эксплуатации лично мне больше не встречались.

«Коммерсанты». Первые и последние

Отдельная страница истории рафов — коммерческие автомобили, выпускавшиеся в 1990-х годах.

Например, такой бортовой РАФ-33111 с одинарной кабиной серийно выпускался с 1991 по 1995 год. Такие даже в годы своего серийного выпуска были сверхредкостью в Минске, и чтобы сделать снимок, за ними приходилось целенаправленно охотится.

Бортовой вариант с дубль-кабиной назывался РАФ-3311-01. Его однажды удалось подловить у метро «Фрунзенская», когда известнейший и популярнейший минский магазин «Радиотехника» еще не знал, что через много лет станет продовольственным супермаркетом.

Пикап РАФ-33113-01 был самым редким грузовиком латвийской марки. Я знал, что в Минске есть как минимум один такой, и однажды мне повезло. Сфотографировать его удалось в самом центре города — на улице Комсомольской, рядом с центральным книжным магазином. Возможно, этот экземпляр принадлежал киностудии «Беларусьфильм».


Ввиду безальтернативности рафиками в СССР называли целый класс автомобилей. Термин «микроавтобус» хоть и существовал в официальной классификации продукции Минавтопрома, но был не в ходу. А слово «рафик» знали все и сразу понимали, о чем речь. Та же история, что и с примусом, ксероксом или памперсом. Сейчас с автомобильными марками так уже не бывает, а марка RAF — исчезнувшая, окончательно ставшая частью истории.

Читайте также:


зимние, для легковых автомобилей/минивенов и кроссоверов, без шипов
зимние, для легковых автомобилей, без шипов, евроэтикетка: C/C/70 дБ
зимние, для легковых автомобилей/минивенов и кроссоверов, без шипов

Auto.Onlíner в Telegram: обстановка на дорогах и только самые важные новости

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by