20 мая 2022 в 8:00
Источник: Дмитрий Гладкий. Фото: Дмитрий Гладкий, коллекция автора

«В этой точке торгуют автомашинами иномарок». Посмотрите, как в Беларуси 90-х рекламировали машины

Источник: Дмитрий Гладкий. Фото: Дмитрий Гладкий, коллекция автора

Дилерские шоурумы, мультибрендовые автохаусы, официальные сервисы, автомобильные выставки — все это сейчас переживает не лучшие времена, но, по крайней мере, давно стало привычным атрибутом жизни белорусского автомобилиста. Тридцать лет назад, когда Беларусь только обрела независимость, все было совсем по-другому. Как выглядел тот самый «дикий рынок» в самом начале лихих 1990-х? Какие иностранные автомобили предлагались к продаже, когда и «Жигули»-то оставались недостижимой мечтой для большинства? Попробуем восстановить картину.

Мысленно перенесемся в 1992 год. Советский Союз только-только развалился, еще не все успели это осознать. Но централизованный контроль над ценами уже отменен, их «либерализация» началась, а одновременно с ней вводят купоны-талоны-карточки. В мае наряду с советскими рублями в обращении появятся «зайчики». Большинство не может позволить себе банальные продукты питания. Какие уж тут автомобили? Вот заметка из газеты «Рэспублiка» за самое начало 1992 года.

Но если в стране ходят денежные знаки, то есть и люди, у которых их очень много. И для них появлялись торговые точки. Уже в конце 1992 года газета «Вечерний Минск» писала об одном из первых в стране автосалонов так:

Что это были за «автомашины иномарок»? По прессе тех лет можно примерно восстановить картину. Благо период, когда в 1992 году из-за отсутствия бумаги в Минске было приостановлено издание ряда газет, в том числе главных государственных, продлился недолго. Бумаги какое-то время не было, а международные автомобильные выставки уже организовывали. В 1992-м в Минске (в это трудно поверить) их прошло несколько. Одна из них — «Автосервис-92».

Видимо, девушка возле Renault 5 была особенно яркой, раз именно ее напечатали и «Народная газета», и «Минская правда». «Ну, скажыце, каму не ахвота аглядзець да шрубкi, пасядзець за рулём машыны ўсiм вядомай японскай фiрмы „Таёта“? Вас цiкавяць падрабязнасцi? Тут жа на любое пытанне адкажа прадстаўнiк фiрмы ў Маскве Н. Сэiкэ», — писала «Минская правда».

Точнее, выставки тогда были «про всё сразу», просто автомобили были самыми яркими их экспонатами. На «Минском кирмаше» чего только не предлагали, но пресса проиллюстрировала заметку именно машиной.

А вот, например, с высоты нынешних лет до ужаса банальные Opel Omega A и Mercedes-Benz W124, показанные на ярмарке «1000 мелочей». Да-да, по меркам тех лет даже они выглядели верхом роскоши.

Марку Opel в газетах рекламировали достаточно своеобразно. Цитата: «удивительно низкая цена и редкая возможность применять отечественный бензин без ущерба для предлагаемых автомобилей». Что первое, что второе утверждение можно подвергнуть сомнению.

Тем не менее когда многие граждане и о сливочном масле-то мечтать не могли, в газетах уже появлялись рекламные изображения Mercedes SL Coupe. Вот, например, рекламный блок одной рижской фирмы, который регулярно в 1992 году печатал «Вечерний Минск».

Кстати, эти же рижане были готовы наполнить гардероб белоруса джинсовыми изделиями «Ливайс», а бар белоруса — шикарными сигаретами, напитками и экзотическими продуктами. Раз рекламу печатали регулярно, то спрос, видимо, был.

Изображениями шикарных «Мерседесов» заманивали и на выставочные мероприятия. В 1992 году помимо рижского «Пикора» рекламой со страниц всех газет гремело СП «SEGO P+S». Оно и было организатором самой представительной автомобильной выставки, которая прошла в Минске летом 1992-го.

«Презентация была проведена на уровне мировых стандартов. Объемы торговли, как и положено, фирма держит в тайне. Не каждому встречному назовут даже стоимость лимузинов», — писал о выставке «Вечерний Минск». «Перешагнуть грань, именуемую финансовой возможностью, большинство посетителей не могут. Зато организаторы сильно подорвали позиции тех, кто привык набивать карманы за счет подержанных иномарок. Похоже, теперь развалюхи, купленные за бесценок на заграничных свалках, перестанут быть излюбленным интерьером белорусских дорог», — писала «Народная газета». Но она, как показала практика, все-таки ошиблась.

В печати сообщали, что за три первых месяца своей работы СП «SEGO P+S» продало в Минске около 30 новых автомобилей. Эта же фирма первой показала нам ставший впоследствии легендарным «стосорокет».

Mercedes-Benz S-Klasse с кузовом W140 олицетворяет собой те самые «лихие девяностые» целиком, от начала до конца, как по периоду своего выпуска, так и по имиджу, который у него сложился. Этот автомобиль стоимостью с десяток хороших столичных квартир был атрибутом «сильных мира сего». Это и «машина новых русских», и «машина власти». Да вы и сами все знаете. Экземпляр на фото как раз из «машин власти» самого конца 1990-х. Снимок сделан в июне 1999 года. Ездил на этом W140 премьер-министр Беларуси того периода Сергей Линг. Кто помнит такого?

Mercedes-Benz S-Klasse могли позволить себе единицы. К таким машинам даже подходить боялись. С интересом подходили к чему-то попроще. Это было время, когда можно было притащить любые три «бэушки» к гостинице «Орбита» и назвать мероприятие выставкой. О вас бы тогда точно написала главная городская газета. Вот заметка из «Вечернего Минска» от 9 декабря 1992 года:

Привозили к нам и американские автомобили. Одновременно продавать «Кадиллаки» за рубли и валюту, делать кухни и спальни, учить кикбоксингу и устанавливать мини-АТС? В 1992 году так можно было.

Продавать машины можно было даже не зная, как толком пишется их название. Посмотрите на этот шедевр рекламы. Только внимательно. Найдите 10 ошибок.

Crysler вместо Chrysler, Shevrolet вместо Chevrolet, Cadillak вместо Cadillac, Escord вместо Escort, Pontiac Transport вместо Pontiac Trans Sport — и ничего! Бизнес работал.

Кстати, Pontiac Trans Sport, он же Chevrolet Lumina, был одним из самых необычных автомобилей того времени на наших дорогах. Дизайн восхищал, а «Вечерний Минск» объяснял, что «„вэны“ это микроавтобусы с удобствами лимузинов». Своим Chevrolet Lumina впоследствии обзавелись даже пожарные из Бобруйска.


Уникальность тех времен полностью отражает рекламный модуль, который тоже постоянно мелькал в минской прессе 1992 года.

Да-да, вам не показалось. Было такое время, когда Министерство обороны (!) вполне себе привозило иномарки под заказ и продавало их за валюту! Многое с высоты наших лет сейчас выглядит дико, но тогда еще никто не знал, как правильно, и делал как мог. Это было очень тяжелое и вместе с тем совершенно необычное время. Для кого-то время крушения всей предыдущей жизни, а для кого-то время колоссальных возможностей для обогащения. В любом случае наш мир (таким, каким мы привыкли его видеть в плане потребления) зародился именно тогда.

Читайте также:


зимние, для легковых автомобилей/минивенов и кроссоверов, без шипов
зимние, для легковых автомобилей, без шипов, евроэтикетка: C/C/70 дБ
зимние, для легковых автомобилей/минивенов и кроссоверов, без шипов

Auto.Onlíner в Telegram: обстановка на дорогах и только самые важные новости

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by