На прошлой неделе на проспекте Независимости в самом центре Минска были замечены дорожные знаки, которые запрещают движение мотоциклов с 21:00 до 6:00. Впрочем, закрывают для ночного мотодвижения не целиком главный проспект столицы, а лишь малую его часть. Но и этого было достаточно для того, чтобы вызвать полемику среди наших читателей: мотоциклистов, жильцов домов на проспекте и всех прочих. Мы постарались услышать мнения всех, кто хотел им поделиться, и теперь попробуем кратко рассказать, о чем же говорят люди.
Официальной информации о введенном запрете немного. В ГАИ пояснили, что знаки появились для создания комфортных условий для жителей центральной части города. Очевидно, что поводом для принятия таких мер стал именно резкий и громкий звук, который издают некоторые мотоциклы во время движения. На этот шум неоднократно жаловались и наши читатели, живущие не только на проспекте Независимости и прилегающих улицах, но и практически на всех крупных прямых проспектах и улицах столицы. Обратите на это внимание, поскольку к этому моменту мы еще вернемся.
Что касается недавно установленных знаков, то важно знать следующее: на ночь закрывается для мотоциклистов не весь проспект, а только двухкилометровый участок от площади Победы до улицы Свердлова.
Можно сделать предположение, что в таком масштабе это скорее эксперимент. Конкретный участок в границах трех станций метро не является особым местом притяжения мотоциклистов, и его закрытие вряд ли сильно ограничит тех, кто любит покататься по пустому городу. Мы не знаем, будут ли экипажи ГАИ дежурить на этом участке проспекта, чтобы добиваться выполнения требований знаков, или пока все отдается на откуп дисциплинированности самих байкеров.
К тому же на привыкание потребуется какое-то время. Пока знаки не так просто заметить, даже если искать их взглядом. Как быстро перестроятся те, кто регулярно ездит по проспекту и не готов к таким мерам? А ведь до конца мотосезона осталось не так много времени.
Мы хотели услышать мнения наших читателей о нововведениях, и за пару дней откликнулись более 150 человек. Очевидно, что тема для многих острая.
— Уважительно отношусь к мотоциклистам, на дороге обязательно смещусь вбок, если вижу приближающегося двухколесного — понимаю, что он маневреннее и быстрее, да и места хватит. В доме, где живу, раньше, видимо, снимал квартиру мотобрат: утром, уезжая на работу, он заводил мотоцикл (что-то объемное и не спортивное) и сразу уезжал из двора прогреваться подальше от окон — уважуха, — говорит минчанин. — Другое дело — те, кто после 23 часов, а зачастую и позже, устраивает гоночные заезды. Звуки бензопилы очень тонизируют после рабочего дня. Это же, кстати, касается и владельцев американских корыт на четырех колесах с прямотоками и «модернизированными» выхлопными системами. Хочешь гонять — езжай на трек. Как объяснить желание крутить в час ночи тахометр до красной зоны?
Почувствовали нерв? Если совсем коротко, то люди, регулярно испытывающие дискомфорт от ночного развлечения быстрых и дерзких (не только мотоциклистов), не вполне готовы терпеть это и дальше. И они поддержат любые, в том числе категоричные меры, которые воспрепятствуют проезду громкого транспорта вблизи их окон.
— Меня, несомненно, раздражает рев дикого выхлопа! Вы что, считаете себя крутыми пилотами MotoGP? На треке свой громкий байк демонстрируйте, там и повыпендриваться можно. За городом можете пошуметь, на крайний случай. И не надо говорить, что это пассивная безопасность, так меня заметят и т. п. Вот теперь вас всех устали слушать и заметили — как оно? И это не только мотоциклистов касается — «тюнинг-корчей» с прямоточным выхлопом также хватает. Я тоже езжу на мотоцикле. В стоковом исполнении он не громче автомобиля и для меня является основным средством передвижения. С запретом выезда на проспект после 21:00 не согласен. Я подрабатываю в доставке по вечерам. Что мне делать в таком случае? Просто стоит контролировать и отсеивать «лихачей-громкочей», — написал другой наш читатель.
В большом городе вы наверняка слышали то, что называют прямотоком, или «бензопилой». Звук внезапный, резкий, очень громкий, ничем не уступающий перфоратору соседа за стенкой. Но с соседом можно поговорить, на него можно пожаловаться, в конце концов, а «бензопилы» уже уехали в темноту. Только не торопитесь засыпать — они снова вернутся.
— Живем с мужем на проспекте, на площади Победы. И мотоциклисты — это большая беда! К любому шуму можно привыкнуть: к трамваям, к автобусам и машинам, но не к мотоциклам, — признается наша читательница. — Даже стеклопакеты не спасают. Одно дело, когда они просто едут, и совершенно другое, когда несколько мотоциклистов встречаются на светофоре и начинается заезд на скорость. Шум очень громкий, мешает, когда засыпаешь, про домашних животных вообще молчу. Я не представляю, как живут в наших домах люди с маленькими детьми, у которых четкий режим. Так вот из-за таких мотоциклистов у меня теперь соответствующее отношение ко всем любителям покататься на двух колесах. И да, я за то, чтобы запретить мотоциклистам кататься по проспекту, потому что непонятно вообще, кому нужен их, извините, ... (неприятный звук. — Прим. Onlíner) из выхлопной трубы!
Многие откликнувшиеся сетовали лишь на одно: движение закрыто на небольшом участке проспекта, а надо бы его закрыть еще много где. Мы выслушали всех и нанесли на карту все поступившие предложения. Вот как выглядел бы для мотоциклистов ночной Минск, если бы знаки развешивала не ГАИ, а эти невыспавшиеся и оттого несколько рассерженные на мотоциклистов люди.
О чем они нам рассказали?
— Проспект Партизанский, возле «Беларуси». Мотоциклисты каждую ночь гоняют, и визг проносится через квартиру и уши. На проспекте есть участок, где от одного светофора до другого — ровная широкая дорога, и она их прямо манит. Мотоциклисты сами говорят, мол, не нравится — меняй место жительства. Про Независимости и говорить нечего: там и так ходить сложно — все в машинах, но когда проносится мотоцикл, то кажется, что вибрирует каждая клеточка. Ненавижу их всем сердцем. Жду, когда запретят их в городе вообще.
— Живу в Лошице с видом на МКАД. Чтобы хорошо проветривалось, оставляю окно открытым, поэтому периодически слышу, как мотоциклы носятся по Игуменскому тракту, по кольцевой, по прилегающим улицам. Как-то в местном чате даже следили за их маршрутом: по какой улице, в какой двор заехал, куда выехал, где покрутил пятаки. Стоит заметить, что и машины есть с крайне громким выхлопом. И отдельные любители громкой музыки вызывают много вопросов.
— Частенько мотоциклисты шумят и на проспекте Дзержинского. От метро «Грушевка» в сторону «Михалово» есть прекрасный «трамплин» в виде моста без камер фиксации скорости и с ограничением 70 км/ч, которое, по ощущениям, превращается в 170. Было бы неплохо и этот проспект закрыть для них.
— Хочется узнать причины дискриминации жителей, живущих не на проспекте. Сам живу в доме в глубине района, и мне тоже мешают спортачи, только на улице Маяковского. Так это я вырос рядом с железной дорогой, а потом жил рядом с действующим Минск-1 и могу спать рядом с гоночным двигателем (не путать с мотоподелками).
— С мотоциклистами и не только большая проблема на развязке Маяковского — Денисовская. Живу тут уже почти 10 лет. На мосту по Маяковского вечно гоняют не только шумные мотоциклисты, но и ребята на прямотоках и откровенных корчах. Когда не было кондиционера и летом окна были открыты 24/7, это было невыносимо. Просыпаешься каждую ночь (привет, беруши). Но помимо этого на самой развязке еще очень любят ездить боком. Иногда это затягивается на 20—30 минут, просто туда-сюда. Однажды во время одного из таких заездов услышал характерный звук удара: подошел к окну, увидел две разбитые друг о друга спортивные машины, которые вдвоем дрифтовали, и без зазрения совести испытал приятный момент свершения справедливости. Ибо нефиг.
Вы же обратили внимание, что люди жалуются не только на мотоциклистов, но и на владельцев столь же громких автомобилей с переделанной либо неисправной выхлопной системой, на водителей, которые не желают быть деликатными и шумят по ночам? Условной семье, которая живет в квартире с окнами на проспект, очень не нравится тот, кто среди ночи разбудил ребенка перегазовкой, и ей все равно, на чем конкретно он поехал. А на знаке в красном круге нарисован именно мотоцикл.
— Всех мотоциклистов нельзя под одну гребенку чесать. Кто-то по проспекту домой вечером едет, кто-то не лихачит, а спокойно наслаждается пустым городом и не мешает никому громким выхлопом. И что теперь? По проспекту нельзя, хоть там в любое время трафик хороший, а езжай-ка через спальные районы и тихие улицы — так, что ли? — задается вопросом один из наших читателей.
Это, кстати, важное замечание. Если мотоциклист не может проехать по одному проспекту, это ведь не означает, что он останется дома. Просто он выберет другой маршрут. Или кто-то думает, что на проспекте так и подмывает разгоняться, а на какой-нибудь параллельной улочке соблазн исчезнет?
— Я мотоциклист. Проблема шума, конечно, существует, я сам порой страдаю от неадекватных гонщиков на проспекте Дзержинского. Но ведь это хорошо если 10% от общего числа мотоциклистов. Или мамкиных гонщиков на авто с «прожаренным» глушителем мало? Может, тогда вообще всем стоит запретить проезд по основному проспекту города? Почему именно мотоциклист после 21:00 должен передвигаться закоулками, как отщепенец? А прямотоки не менее остро будут визжать на улицах, которые раньше не слышали такого шума — и что тогда? — рассуждает еще один заинтересованный.
Что предлагают жильцы, ценящие ночную тишину, любителям ночных заездов? Кататься подальше от города, а потом возвращаться домой в спокойном ритме.
— Все бы ничего, мы раньше сами катались на мотоцикле по центральным улицам города. Пока не окажешься в роли слушателя такого рева, к этому относишься легко. А сейчас лично я больше злюсь, чем с пониманием отношусь к таким покатушкам, — отмечает читательница. — Муж всегда говорил, что, может, и не гоняли бы по городу так, если бы были условия — дорога хорошая, где можно оторваться и разогнаться.
Кому вообще нравится гонять на шумных, будто пикирующий самолет, мотоциклах?
— Что хочется сказать насчет прямотоков: лично я считаю, что это имеет место быть на дороге общего пользования. А вот что касается шума во дворе — это другое дело. Сама я во двор заезжаю на холостых, если это происходит ночью, а в светлое время суток не переживаю. Все зависит от времени, когда мы, мотоциклисты, наводим этот шум. Много раз наблюдала, когда тюнингованный автомобиль еще погромче мотоцикла, и он так же спокойно ревет по проспекту. Но машины никому не мешают, а о мотоциклистах сложилось лишь нехорошее мнение, — рассказала еще одна мотоциклистка.
Хотя обычно любители погонять-пошуметь не слишком охотно говорят о своей позиции во всеуслышанье. Отдуваться за них приходится мотоциклистам, которые выхлопную систему своих байков не меняли и пугать среди ночи горожан не желали.
— Мое мнение такое: решение с установкой знаков поспешное и необдуманное. Я не видел, чтобы на этот счет собирались мнения, проводился анализ или этот вопрос выносился на обсуждение. Я сам три года жил в общежитии БНТУ с окнами на проспект Независимости. Источников шума и помимо мотоциклов достаточно: это и громкие машины без глушителей, и довольно тяжелый басистый звук грузовых автомобилей, в частности с отечественными двигателями, и сирены спецтранспорта и т. д. Но это ведь проспект в большом городе — сложно ожидать от него тишины спальных районов или загородных участков. Я сам мотоциклист, однако езжу с заводским выхлопом, довольно тихим и спокойным. Живу в Уручье, многие мои маршруты связаны с проспектом. Считаю, что никак не решается проблема шума на других проспектах, соседних улицах. Или вовсе нас из города выгнать? Тогда как быть с остальными источниками шума? Не понятно. Думаю, есть гораздо более гуманные методы, но, возможно, они требуют больших материальных или технических затрат, — предположил один из читателей.
— Если я правильно помню, то есть нормы по громкости выхлопа. И отдельные товарищи для техосмотра ставят штатные глушители, а потом меняют их обратно на прямоток. Почему у нас ГАИ до сих пор не может начать контролировать этот вопрос? Могли бы штрафы рубить, как ягоды с куста, — отметил кто-то из читателей.
Действительно, еще в 2015-м на станциях техосмотра стали проверять уровень шума транспортных средств, что, как задумывалось, должно было исключить появление слишком громких мотоциклов и автомобилей на дорогах общего пользования. В технический кодекс установившейся практики ТКП 309-2011 «Государственный технический осмотр транспортных средств. Порядок проведения проверки технического состояния транспортных средств» тогда были внесены изменения и дополнения, касающиеся в том числе введения контроля уровня шума выпуска отработавших газов двигателей транспортных средств.
В этом документе регламентируется верхний допустимый уровень шума. Скажем, для самой популярной группы транспортных средств — 96 дБА. Это касается категорий М1 (легковые автомобили, имеющие не более восьми пассажирских мест), N1 (грузовики, максимальная масса которых не превышает 3,5 т), L (мопеды, мотоциклы, трициклы, квадрициклы). Для сравнения: уровень шума от работающей бензопилы составляет примерно 100 дБА.
На станциях появились измерительные приборы, но громкий транспорт с улиц не исчез. Так в чем же дело?
Во-первых, не все проходят техосмотр. Сейчас масштаб этой проблемы, разумеется, не тот, что раньше, но мотоциклы всегда были особой категорией. Транспорт сезонный, зачастую не единственный во владении. Во-вторых, прав был читатель: те, кто ездит на мотоциклах с прямотоками, хорошо понимают, что они делают, как и понимают то, что техосмотр в таком виде их транспорт не пройдет. Частенько люди возвращали штатную выхлопную систему, чтобы получить допуск к участию в дорожном движении, а затем все переделывали обратно — чтобы было громко.
В итоге на этапе техосмотра полностью убрать с дорог слишком громких не удалось. И никто, похоже, не надеется, что удастся поймать и перевоспитать всех в ручном режиме.
— Я являюсь обладателем 500-кубового дорожника со стоковым и достаточно тихим (по сравнению с прямотоками) выхлопом. И я не понимаю, зачем люди портят свою технику. Поскольку это, во-первых, никому, кроме владельца, не мешает, а во-вторых, никакого отношения к безопасности не имеет, — пишет нам мотоциклист. — Что касается запрета на проспекте Независимости — это типичное поведение чиновников в ответ на жалобу. Запретить, и точка. Почему из-за кого-то я, законопослушный мотоциклист (у меня даже техосмотр пройден), должен теперь объезжать стороной проспект? Я вижу решение проблемы в установке камеры шума. Проехал с прямотоком — получи штраф. Плюс будет повод проверить мотоцикл на факт прохождения техосмотра.
И правда, существуют специальные приборы, которые в постоянном режиме могут отслеживать уровень шума проезжающих транспортных средств: слишком громкие попадают на фото и получают «письма счастья» со штрафами. И это будет действовать уже с 2023 года. В Калифорнии.
— Личный транспорт с высоким уровнем шума двигателя вообще должен быть вне закона. И, разумеется, критерием в вопросе шумности должен выступать этот измеряемый показатель, а не вид транспорта, — поделился мнением еще один читатель.
В результате выходит, что знаки сами по себе, без регулярного контроля не будут гарантированной защитой от шумных мотоциклов. Под них не поедет самый дисциплинированный, но у него-то с байком все в порядке: штатный выхлоп, техосмотр пройден, он, может, и не мешает никому. А тот, кто мешает, кто изначально хотел быть громким, кто правдой или неправдой прошел или не прошел техосмотр, — станет ли он сворачивать с пути из-за какого-то там знака?
— Я мотоциклист. Я четко осознаю, что запрет движения в ночное время — это вынужденная мера. Поддерживаю ее и готов с этим мириться, разделять ущемление в праве передвижения по определенным улицам в силу бестолковости и бессовестности громкозвучных мотобратьев. Мотоциклист на дороге и без того «очень заметный» и зачастую раздражающий в наших краях участник дорожного движения — своей маневренностью, скоростью, внезапностью. И если часть этих участников еще и звуком в ночное время людей раздражает, то это очевидное неуважение окружающих. Прошу придерживаться совести и правил уважения. Считаю лучшим поведением громкозвучных мотоциклистов в данной ситуации (массово и максимально оперативно, чтобы это было заметно обществу) — привести глушители в норму и прекратить откручивать обороты двигателя. Это будет лучшим извинением перед остальными порядочными мотоциклистами и обществом. Худшее, что можно сделать, — начать отжигать с большей интенсивностью на смежных улицах, — отметил кто-то, у кого с мотоциклом явно все в полном порядке.
Откликнутся ли мотобратья?
Auto.Onlíner в Telegram: обстановка на дорогах и только самые важные новости
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by