Сумасшедший маршрут, который начался в минском парке, а закончился за кукурузным полем среди лошадей

14 203
23 сентября 2022 в 7:48
Автор: Виталий Петрович. Фото: Максим Малиновский

Сумасшедший маршрут, который начался в минском парке, а закончился за кукурузным полем среди лошадей

Хорошие велосипедные маршруты проходят не только там, где уложен качественный асфальт велодорожек. Они всюду. Откройте карту, снарядитесь, смажьте цепь. И сами не заметите, как к обеду будете у стен Мирского замка или заберетесь на раубичские холмы, чтобы увидеть наспех прибранные золотом леса этой стремительной осени. Иногда достаточно начать небольшую велопрогулку по знакомому с детства парку, как глядишь, а велосипед уже катит там, где никогда не катил прежде. Именно такую поездку мы спланировали сегодня. Начнем ее в Минске, а закончим в одном уникальном месте, о котором, впрочем, должны знать все наездники.

«Пушкинская» — Тарасово — Ратомка — «Пирс»

До сих пор в наших велопутешествиях мы не затрагивали Фрунзенский район столицы. Что и говорить, на карте он и вправду не выглядит самым велосипедным, основные пути для покатушек проходят мимо. Мы прибегнем к проверенному способу, который использовали ранее: соберем все интересные локации и одну за другой, как жемчужины, выстроим в единый маршрут. Скверы, парки, возвышенности, с которых открываются симпатичные панорамы, — подойдет все.

Прокатившись по городу, выедем за МКАД. Задумка — доехать до Ратомки с ее центром коневодства. Посмотрим там на лошадок, перекусим и затем переедем в «Пирс»: этот жилой квартал часто позиционируют как жилье на берегу Минского моря — вот и проверим, так ли это.

По плану, сделаем около 20 км в одну сторону — это меньше, чем протяженность главной столичной велодорожки.

Минские парки

Все зависит от того, где начинать. В случае путешествия по Фрунзенскому району стартовать можно от «Пушкинской». Перекусите на дорожку, а затем отправляйтесь коротким зигзагом от парка к парку, приближаясь к кольцевой. С улицы Притыцкого свернем направо, на живописную улочку Данилы Сердича. Оттуда хорошо бы заехать в парк 60-летия Великого Октября. Затем короткое перемещение по улице Матусевича до парка Тивали.

В парках нет обустроенных велодорожек, но они там и не нужны. Совет простой: не разгоняйтесь. Мы едем не на скорость, а ради наполнения. Поэтому активно мотаем головой по сторонам, не уставая восхищаться красотой природы. В парках приятная публика: мамы с колясками, детвора, дружелюбная домашняя живность. Хорошая идея — прикатить в такое место с малышом в велоприцепе: и малышу интересно, и вам не обязательно отказываться от спорта. Мы как-то тестировали такие штуки и подтверждаем, что это один из самых удобных и безопасных способов путешествовать на велосипеде с ребенком, по крайней мере в черте города.

пассажировместимость: 2 чел., макс. нагрузка 45 кг, быстросъемное крепление: в комплекте, подвеска: нет, особенности: съемная крыша/регулировка сиденья, 137x80x103 см
пассажировместимость: 2 чел., макс. нагрузка 41 кг, подвеска: пружинная, особенности: багажное отделение, 93.5x77.5x94 см
пассажировместимость: 2 чел., макс. нагрузка 45 кг, быстросъемное крепление: в комплекте, подвеска: нет, особенности: съемная крыша/регулировка сиденья, 137x80x103 см
Нет в наличии

Парки в этой части компактные, на велосипеде за небольшое время можно объездить их вдоль и поперек. Именно поэтому, планируя серьезный маршрут, мы набираем побольше таких локаций — чтобы не заскучать. В итоге складывается впечатление обо всем районе и его красотах. Здесь можно найти ложбины, подобные тем, что мы видели на Юго-Западе. А с возвышенности в парке имени Уго Чавеса нам открылся красивый вид на Веснянку под отяжелевшим небом.

Ваш маршрут будет интересным настолько, насколько вы сами этого захотите. Можно ехать по тротуарам широких улиц, уставившись в привычный пейзаж, а можно свернуть на незнакомые тропы, чтобы забраться по косогору куда повыше и увидеть местность с другого ракурса.

Еще раз убеждаемся, что в большом городе, по крайней мере в Минске, совершенно все равно, какой у вас велосипед. Рельеф не создает трудностей, тротуары и парковые дорожки могут быть в лучшем или худшем состоянии, но они так или иначе проезжие, будь вы на шоссейнике или на всепроходимом горнике. Поэтому выбор в итоге сводится к определению допустимого бюджета с поправкой на предпочтения. Самый простой совет в этой ситуации — не забывайте, что кроме МТБ существуют и другие типы велосипедов. Тот же гибрид окажется ничуть не менее универсальным при ряде преимуществ, по крайней мере до тех пор, пока вы не решите попробовать настоящее бездорожье.

Мы путешествуем на шоссейнике просто потому, что он есть, а попутно доказываем всем скептикам, что проехать можно на чем угодно и где угодно (в разумных пределах) — было бы желание.

28", рама 52cm, гибридный, алюминий, вилка жесткая (алюминий), трансмиссия 24 скор. (3х8), переключатели: задний Shimano Acera/передний Shimano Tourney, тормоз дисковый гидравлический, вес 12.3 кг
28", рама 21", гибридный, алюминий, вилка амортизационная, трансмиссия 24 скор. (3х8), переключатели: задний Shimano Acera/передний Shimano, тормоз дисковый механический
28", рама L, гибридный, алюминий, вилка амортизационная с ходом 63 мм, трансмиссия 18 скор. (2х9), переключатели: задний Shimano Alivio/передний Shimano Acera, тормоз дисковый гидравлический

За МКАД. Тарасово

В районе съезда с улицы Казимировской через МКАД перекинут замечательный велопешеходный мост. Он хорош настолько, что не приходится даже спешиваться, чтобы переехать на другую сторону. Можно было бы счесть это чем-то естественным, но слишком свежи воспоминания о похожем мосте в Уручье. Что называется, почувствуйте разницу.

В общем, настолько комфортного способа пересечь кольцевую мы прежде не встречали. Ну а за МКАД можно с полным правом почувствовать себя настоящим велопутешественником: все лучшие маршруты начинаются здесь.

В Тарасово днем безлюдно. На основных улицах на совесть уложен асфальт, все прочие дороги грунтовые с добавлением булыжников — лучше сбросить передачу, сбавить скорость и глядеть под колесо.

В сущности, здесь нам делать нечего. Из-за высоких заборов без особого любопытства за нами присматривают окна домиков и усадеб, под кустом отдыхает трактор: цвет настроения синий, состояние какое-то разобранное.

И здесь снова встает выбор: можно пораньше забрать вправо, чтобы через деревню Каменная Горка выехать на торную дорогу и проследовать по ней в сторону Ратомки, а можно избрать менее очевидный маршрут, следуя по всеми забытым тропам. Первое — быстрее, второе — интереснее.

В кукурузу!

Тропы привели нас к окраине кукурузного поля. Любопытно, что все карты настаивали на том, что через поле можно и пройти, и проехать, причем маршрут вроде как начертан. Что ж, в кукурузе действительно виднеется прогалина. Карта обещает, что где-то там, за зеленой стеной выше человеческого роста, прячутся пару водоемов. На них, конечно, хотелось бы взглянуть, поэтому, с тоской взглянув на тонюсенькие шоссейные колеса, ныряем в кукурузные джунгли, как в омут с головой.

Это на самом деле джунгли. Кукуруза вырастает настолько высокой и высажена так плотно, что ничего другого вокруг просто не видно. По бокам зеленые стены, над головой небо, скребущее влажными облаками по шлему, под колесами дорога, которая тебя сюда завела, и лишь ей под силу тебя отсюда вывести. Был бы это лабиринт, а не коридор без ответвлений — впору было бы паниковать. А так, набрался терпения и крути педали, надеясь, что вскоре стены раздвинутся.

24", рама 12", горный, подростковый, сталь Hi-ten, вилка амортизационная с ходом 50 мм, трансмиссия 18 скор. (3х6), переключатели: задний Microshift/передний Microshift, тормоз дисковый механический, вес 15.5 кг
29", рама 20", горный, сталь Hi-ten, вилка амортизационная с ходом 80 мм (сталь Hi-ten), трансмиссия 21 скор. (3х7), переключатели: задний Microshift/передний Microshift, тормоз дисковый механический, вес 18 кг
29", рама 18", горный, алюминий, вилка амортизационная с ходом 100 мм, трансмиссия 21 скор. (3х7), тормоз дисковый механический

Водоемы действительно отыскались — уютные, живописные. Короче, все было не зря. Здесь можно сделать короткий привал, но держите ушки на макушке: как бы вдалеке не зашумел уборочный комбайн.

Вынырнули из джунглей где-то под Ждановичами. Свежая полоса асфальта: направо — в город, налево — к приключениям. Едем налево.

Перед перекрестком у леса притормозите. С левой стороны увидите короткий мосток над водой, подводящий к месту, где излишки воды уходят в бетонную шахту. Что скажете, страшновато?

Через лес к пастбищам

Здесь мы съедем с асфальтовой дороги и продолжим колесить по бездорожью, стараясь не увязнуть в песке, смоченном недавними дождями. В лесу посуше и поуютнее. Нападавшая не за один сезон листва богатым ковром лежит повсюду, дорога огибает холмики и, будто ручей, скатывается вниз. Не торопитесь, притормозите здесь и подышите минутку. Услышите, как дятел гулко отстукивает по стволу, не обращая на вас никакого внимания, а деревья поскрипывают, обсуждая, кто вы и для чего сюда приехали.

Подпрыгивая на корнях, спускаемся наконец вниз и слышим приветливое:

— Обедать-то будете?

— Будем! — отвечаем моментально.

— Ой, это же я не вам, — смеется женщина, выглядывая из дома, примостившегося у опушки.

— Не вам, не вам, — с хохотом подтверждают мужчины, сидящие на огромных бревнах неподалеку. В руках рубанок и прочий инструмент — что-то строят.

Ну и ладно — проезжаем мимо. Совсем скоро оказываемся на деревенской дороге в Качино. Школьники в пиджаках и с портфелями возвращаются с уроков, где-то гудят автомобили. До железнодорожной станции «Минское море» отсюда рукой подать, как, собственно, и до самого моря.

Но мы сворачиваем между домами влево и через короткое время вываливаемся на межу. Здесь пахнет прелыми яблоками и лошадьми. А вот и они сами — прогуливаются, пощипывают влажную траву.

Кони как на подбор: стройные, статные. Глядят удивленно: вроде мы и верхом прибыли, но как-то чудно. Нет, ребята, мы вам не соперники. Восхищенно любуемся скакунами и не торопясь едем дальше. Теперь на всех дорогах здесь видны следы копыт, сразу понятно, чья это земля.

Из-за пролеска верхом спускается наездница. Трудно вообразить, каким образом ей удалось добиться такого взаимопонимания со скакуном — он откликается на малейшее движение, а вдвоем они подобны одному целому, единому организму двух живых существ.

Если когда-то и хотелось сравнить езду на велосипеде с ездой верхом, то теперь становится ясно, насколько это неблизко к истине. Есть шлем и обтягивающая одежда, но все сходство на этом и заканчивается. Велосипедист всегда один. У него есть надежный инструмент, готовый преобразовывать силу в скорость и расстояние, но это именно инструмент. Езда на велосипеде — это соло, спорт. Езда верхом — искусство взаимопонимания, это больше напоминает танец, что ли.

28", рама L, гравел, алюминий, вилка жесткая (углепластик (карбон)), трансмиссия 11 скор. (1х11), переключатели: задний Sram Apex 1, тормоз дисковый механический, вес 9.99 кг
28", рама 58cm, гравел, алюминий, вилка жесткая (углепластик (карбон)), трансмиссия 16 скор. (2х8), переключатели: задний Shimano Claris/передний Shimano Claris, тормоз дисковый механический
28", рама S, гравел, хром-молибденовая сталь, вилка жесткая, трансмиссия 18 скор. (2х9), переключатели: задний Microshift/передний Microshift, тормоз дисковый механический, вес 12.9 кг

С этих пастбищ до главной базы рукой подать. Это целый лошадиный город со своим медучреждением, местами для работы и отдыха и так далее. Кони и наездники заняты тренировками или возвращаются с них. Мало кто обратит внимание на велосипедиста, зато можно примоститься где-то в уголке и понаблюдать за тем, как здесь все устроено. Возможно, вы приезжали в Ратомку и смотрели здесь спортивные мероприятия и показательные выступления, но вот такую будничную жизнь Центра конного спорта вряд ли видели.

Обязательно пообедайте здесь — заслужили, проделав такой путь. У ипподрома, к примеру, делают неплохие блины. Варенье, жаль, закончилось, пришлось брать с ветчиной и сыром.

Конец пути или начало нового?

В «Пирсе» за чашкой кофе можно продумать свой дальнейший путь. Вернуться домой тем же маршрутом? Или переехать по подземному переходу до берега Минского моря? Жилой квартал здесь хоть и не стоит совсем уж на берегу, но расположен действительно неподалеку. И никто не мешает, окончив одно велопутешествие, тут же начать новое — мы уже ездили здесь, вспомните.

Также совсем близко станции с электричками: подъехать немного, прокатиться по старинному Заславлю и оттуда катить дальше, до самого Ракова, — тоже ведь было.

Что делать — решать вам. Велосипед дарит целый мир — слишком близкий, чтобы лететь туда самолетом, и слишком знакомый, чтобы разглядывать его из окна автомобиля. Но мир непознанный, необычный, готовый раскрыться тому, кто хочет увидеть и услышать. Наверное, поэтому велосипед так хотелось сравнить с верховой ездой: вместе с ним вы сильнее, быстрее, а мир в этом случае шире и интереснее. Вместе вы способны открывать!

Знаете свой район, у вас есть любимые места и маршруты? Пишите, будете провожатым: pv@onliner.by или t.me/vitpetrovich.

Auto.Onliner в Telegram: обстановка на дорогах и только самые важные новости

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by

Автор: Виталий Петрович. Фото: Максим Малиновский