25 ноября 2022 в 8:00
Автор: Виталий Петрович. Фото: Александр Ружечка
КРАСНОВ

Лишь немногие водители правильно выполняют этот маневр. Проверьте себя по методике Краснова

Разыгрываем три iPad Air! Скачайте приложение «Каталог Onlíner», чтобы участвовать!

Вы пользуетесь указателями поворота во время перестроений? А уверены ли вы в том, что делаете это правильно? Юрий Краснов, преподаватель, инструктор по вождению, повидал немало водителей и многих готовил или переподготавливал. С учетом своего опыта он говорит: большинство людей, вне зависимости от того, где и когда они получали права, перестраиваться не умеют. И это приводит к спорным, сложным и даже опасным дорожным ситуациям.

Когда включать поворотник?

— Перестроения — это самый сложный маневр на дороге. Возьмем для сравнения поворот направо, поворот налево и разворот — в любой ситуации можно остановиться перед тем, как маневрировать. А перестроение приходится выполнять в движении. И в плотном потоке нужно подобрать такую скорость, чтобы не помешать тому, кто сзади, но при этом не догонять того, кто спереди, — и в этом дополнительная трудность, — отмечает Юрий Краснов.

По правилам дорожного движения, выполнять перестроение необходимо после того, как соблюдены обязательные условия: включен соответствующий указатель поворота и водитель посмотрел в зеркала, убедился в том, что может безопасно маневрировать.

— Есть проблема: людей неправильно учат совершать перестроения. Что из Европы ко мне приезжали люди, что у нас — это сплошь и рядом. Почему-то инструкторы сначала просят смотреть в зеркала и только потом включать поворотник.

Какой смысл при перестроении смотреть в зеркала, не включая при этом указатель поворота? Ты едешь в потоке, смотришь в зеркала, что ты там видишь? Ты видишь машины, они едут. Водители в этих машинах воспринимают твой автомобиль как движущийся в своей полосе — и все. Только тогда, когда заморгал поворотник, люди обратят на машину внимание, причем не мгновенно, а со второго-третьего мигания, — говорит ведущий рубрики.

Обратите внимание на то, как перестраиваются водители на любой дороге, и вы заметите, что в большинстве случаев автомобиль сначала начинает смещаться в другую полосу и только потом у него зажигается указатель поворота.

— Почему так происходит? Потому что водитель смотрит в зеркала, находит «дырку», куда будет перестраиваться, и уже во время вращения руля включает указатель. Зачастую можно увидеть машину, которая заехала на половину соседней полосы, и только тогда у нее моргнула лампочка раз-другой. Для кого это делается, какой уже в этом смысл? — удивляется инструктор.

С молодыми водителями более-менее понятно. Они включают указатель поворота и боятся показаться медлительными: раз включил — перестраивайся.

— Другая типичная ошибка: включил поворотник, вдруг увидел машину в зеркале, и выключил поворотник. Не надо этого делать. Смысл указателя не в том, чтобы проиллюстрировать то, что ты уже делаешь, то есть перестраиваешься, а чтобы заранее предупредить остальных водителей о том, что ты намереваешься сделать, — настаивает Краснов.

— То есть включаем поворотник и едем с ним, пока не предоставится возможность перестроиться?

— Да! И именно из-за того, что люди поздно включают поворотники, и происходят опасные ситуации: такие водители едут, никого и ни о чем не предупреждают, а потом вдруг начинают куда-то щемиться.

Забодались на Партизанском проспекте

Конфликтную ситуацию, триггером которой стало как раз неудачное перестроение, наш эксперт наблюдал недавно на Партизанском проспекте.

— Skoda опережала Peugeot перед светофором. Хотя для чего это было делать, непонятно — впереди во всех рядах машины уже стояли на красный свет. Я бы понял, если бы где-то полоса была почти свободна и кто-то стремился попасть в эту «дырку». Но в той ситуации везде было одинаковое количество автомобилей: какой вообще смысл маневрировать, тем более в последний момент? Но водитель Skoda вклинился прямо перед носом другого водителя, а после этого, понятное дело, сразу затормозил — впереди же машины стоят. В общем, помешал человеку на Peugeot конкретно, — рассказал инструктор.

Все это привело к тому, что сначала водитель Peugeot захотел проучить оппонента, а потом последовала такая же ответная реакция.

— Мне кажется, что водитель Skoda, совершая свой маневр, не понимал, насколько в действительности близко он находился к другой машине. Ему казалось, что он нормально все делает, а со стороны было очевидно, что действие спонтанное, нечитаемое, нелепое. При этом оно спровоцировало агрессию со стороны автомобилиста на Peugeot. В итоге они стали бодаться на полупустом проспекте, пока не успокоились. Оба водителя могилевские, что примечательно, — добавил преподаватель.

— Нужно тебе перестроиться — ну мало ли, — так останься до светофора в своей полосе. Возобновится движение, включишь указатель поворота и найдешь возможность нормально перестроиться — какие проблемы?

— На дороге всегда будут люди, которые не умеют или не стремятся управлять автомобилем безопасно, правильно. Злиться на них не нужно — какой в этом смысл? Если вы собираетесь долго ездить за рулем, вы таких все равно будете встречать ежедневно. Научить их вы все равно не сможете, вот и берегите нервы. Одни, то и дело попадая в неприятные ситуации, заподозрят неладное — и пойдут где-то дополнительно поучиться, пройти какие-то курсы. Другие всю жизнь будут так ездить, подрезать остальных и думать, что все нормально. И ничего вы им не докажете.

Работа над ошибками

— Включенный поворотник не представляет никакой опасности. Зато опасность есть в изменении траектории без предупреждения, — подчеркивает Краснов. — Поэтому до последнего момента нужно ехать в своей полосе.

Это означает следующее. Включили указатель поворота — едем в своей полосе. Посмотрели по зеркалам — едем в своей полосе. И только когда убедились в безопасности и нашли возможность перестроиться — тогда начинаем крутить руль.

— Проблема в том, что некоторые трогают указатель поворота уже тогда, когда крутят руль, не оставляя остальным времени для реакции. Еще одна типичная ошибка — отпускать газ в тот момент, когда включил поворотник. В итоге тебя начинают догонять, кто-то опережает, закрывается «дырка», куда ты собирался перестроиться, — ужас, — отмечает инструктор.

Если вы ездите за рулем и вам частенько сигналят, проявляют агрессию в отношении вас, нужно задуматься: может быть, есть проблема, может быть, вы неправильно совершаете маневры. Один из способов себя проверить — посадить рядом опытного водителя, пусть оценит вашу манеру, подскажет что-то. В конце концов, признать ошибку — это начать ее исправлять.

— Мы проводим специальное занятие с тремя автомобилями: в одном находится ученик, в остальных — статисты. И ученик выполняет упражнение на перестроение при поддержании нужной скорости. Бывает, нужно два занятия провести, чтобы человек действительно научился держать скорость при перестроении, встраиваться, видеть заднюю машину и понимать расстояние до нее. Причем появляются сопутствующие сложности, когда неопытный водитель перестает держать полосу. Он начинает смотреть в зеркала, а его машина не пойми куда едет — тоже проблема, — делится преподавательским опытом Краснов.

— Влияет ли на выполнение перестроения скорость? Иначе говоря, легче перестраиваться в плотном потоке на проспекте или на скоростной МКАД?

— Перестраиваться можно и там, и там, но есть свои нюансы. Говоря про МКАД, мы понимаем, что есть люди, которые в принципе пугаются скорости. Чем быстрее едешь, тем сложнее обрабатывать информацию и принимать решения. Что касается плотного потока — то это серьезный фактор. Чем плотнее поток, тем сложнее перестроиться. Крайне желательно, чтобы в боковом зеркале ты видел весь перед машины — только тогда перестроение можно считать безопасным (при условии, что этот автомобиль тебя не догоняет). На самом деле, когда поток действительно плотный, совершить перестроение можно только тогда, когда кто-то поможет.

Именно поэтому так важно предупредить остальных о своих намерениях.

— Включил поворотник, посмотрел по зеркалам и принимаешь решение — что тебе делать. Люди увидели твой сигнал и тоже начинают как-то реагировать. Кто-то сам перестроится, кто-то пропустит или, наоборот, ускорится, чтобы ты не влез, — не важно. Главное, что твои действия будут предсказуемыми и ты сам увидишь объективную ситуацию на дороге, — считает ведущий рубрики.

МАЗ обиделся?

Еще одна ситуация, которую будем разбирать, также произошла на Партизанском проспекте. Водителю МАЗа, ехавшему в среднем ряду, нужно было повернуть направо, на улицу Кабушкина. И по всей видимости, ему не понравилось, что легковой автомобиль ему не уступил.

— Водитель грузовика хотел перестроиться. Водитель легкового авто ему посигналил и правильно сделал. Он увидел, что у МАЗа пошло движение, и посигналил, чтобы не произошло столкновения. Раз он начинает в меня смещаться, значит, он меня не видит — лично я так воспринимаю обстановку за рулем, — комментирует видео Краснов.

Грузовик поворотником моргал, причем достаточно долго. Но возможность перестроиться все не появлялась.

— Водителю МАЗа не нужно было обижаться: его просто предупредили, что нет возможности ему уступить. Мы же не знаем всей ситуации с точки зрения водителя легкого авто. Кроме того, уступить в такой ситуации — это право, а не обязанность. Но водитель грузовика обиделся и поступил так, как ему не следовало. Совершенно недопустимое поведение на дороге, тем более на грузовике, — говорит серьезным тоном преподаватель.

— Это же относится и ко всем прочим ситуациям. Ну обидели вас, не пропустили или подрезали — не нужно отвечать грубостью на грубость. Ну хотите — сообщите в ГАИ.

А как же быть с теми, кто намеренно не дает перестроиться, ускоряется, не пускает?

— Что скажете про так называемых «непущунов»?

— Общался я с таким как-то. Он ехал с той же скоростью, что и я, но как только я пытался перестроиться — добавлял газ. Спрашиваю его: «Зачем?» Знаешь, какой ответ? «Так а я спешу». То есть люди иногда вообще не понимают, что делают. Он не то чтобы специально меня не пропускал, у него просто такой стиль вождения — он первый по жизни, — со смехом вспоминает инструктор.

Мы слышали еще одно странное, но вполне реальное объяснение: «Еду с мойки, не хочу, чтобы брызги в мою машину летели».

— Когда у человека в голове какие-то мысли, он часто воспринимает их как уже реализованные действия. Он видит перед собой полосу, он в ней едет. Другой видит полосу, куда, как он думает, можно перестроиться. Когда такие водители сталкиваются, каждый из них видит ситуацию по-своему и у каждого своя правда. Один думает, что ему могли уступить, другой считает, что не нужно было щемиться перед носом, — рассуждает наш собеседник.

Вместе с тем он советует быть добрее за рулем:

— Водителей еще на этапе подготовки нужно учить взаимодействию на дороге. Второй момент — исключить всякую агрессию за рулем. Этого быть не должно, а любые проявления следует сразу же пресекать.

Применительно к нашей ситуации: тот, кому не дали перестроиться, не должен на это обижаться — возможно, на то были свои причины. А если в вашу полосу кто-то неловко въезжает — оставайтесь спокойны, просто человек попал в сложную для себя ситуацию, с которой не смог справиться лучше. Ну не умеет он — помогите, и пусть себе едет.

Сумасшедший маневр на МКАД

Но бывает, все развивается вообще по какому-то сумасшедшему сценарию. Водитель так торопился куда-то по МКАД, что едва разминулся с самосвалом. Да и разминулся ли?

— Этот водитель ехал на большой скорости, он явно спланировал свой маневр. Но плохо рассчитал. Грузовик ехал гораздо медленнее. И сложилась опасная ситуация: сбоку машина, и впереди машина. Чаще всего при таком раскладе подрезают бокового. Можно сказать, автору видео повезло, что водитель выбрал самосвал. В итоге он задел его по касательной, но тоже все сложилось неплохо с учетом обстоятельств: легковушку могло и раскрутить после такого, — Краснов пересматривает фрагмент снова и снова.

Он считает, что водитель, выполнявший опережение, был в опасном состоянии: он торопился и не мог сам себя остановить, действовал слишком рискованно.

— Но и таких нельзя изъять с дороги и сделать внушение, дескать, ну-ка езжай поосторожнее. У нас нет практики патрулей на МКАД, — разводит руками преподаватель.

В результате всем остальным нужно вести себя еще осмотрительнее, чтобы не стать случайной жертвой обстоятельств или чужого адреналина.

— Вот почему во время движения нужно поглядывать по зеркалам: 1 раз в 5—10 секунд. Если видишь, что такой вот несется, а впереди у него препятствие, то нужно либо ускориться и оставить ему пространство за собой, либо притормозить и пропустить его вперед. Не надо играть в «непущуна». Мы уступаем не потому, что такие добрые, а чтобы самому остаться в безопасности, не спровоцировать замес и в него же не угодить, — рассуждает Краснов.

— Работает правило ДДД?

— Нет такого правила, — серьезно осекает инструктор. — Потому что оно изначально настраивает против других людей, а это неправильно.

Есть правило ДДХЧ — «дай дорогу хорошему человеку», я лично им пользуюсь.

У вас есть тема для «Разбора с Красновым»? Пишите нам: pv@onliner.by или t.me/vitpetrovich.


Выбор покупателей
летние, для легковых автомобилей/минивенов и кроссоверов, страна производства: Беларусь
летние, для легковых автомобилей/минивенов и кроссоверов, евроэтикетка: D/C/71 дБ, страна производства: Сербия
летние, для легковых автомобилей/минивенов и кроссоверов, страна производства: Россия

Auto.Onlíner в Telegram: обстановка на дорогах и только самые важные новости

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by

Автор: Виталий Петрович. Фото: Александр Ружечка