КРАСНОВ

«Дорожники отрабатывают нормально. А вам идеальные условия подавай?» Спецвыпуск с Красновым

13 декабря 2022 в 8:00
Автор: Виталий Петрович. Фото: Александр Ружечка
КРАСНОВ

«Дорожники отрабатывают нормально. А вам идеальные условия подавай?» Спецвыпуск с Красновым

Автор: Виталий Петрович. Фото: Александр Ружечка

Этот год, похоже, решил не дожидаться новогодней ночи и хочет заранее спрятаться в сугробе — авось про него забудут. Снегом сыплет так, что хоть отбавляй, даром что зима только начинается. А в минувшие выходные чаша терпения многих автомобилистов стала переполняться: да сколько ж можно? И посыпались в «тиктоки» видео с дорог с эмоциональными возгласами: «Не чистят, скользко, берегись!» Беречься надо — это факт, а вот по поводу того, что не чистят, утверждение спорное. И опровергнуть его взялся не кто иной, как Юрий Краснов, преподаватель, инструктор по вождению, который все эти дни буквально не вылезает из-за руля.

Мы изнежились за 10 лет без Хаверов?

— За последнее время я таких «трешовых» видео с дорог видел огромное количество. Да, бывает сложная обстановка: на одной записи, кажется из Витебской области, водитель стоял почти по пояс в снегу, так много его намело. Согласен, в таких условиях не проехать. Но в большинстве случаев ехать можно. Да, выпал снег, да, не везде мгновенно его убрали, но условия нормальные, ехать можно. Вопрос в другом: а все ли умеют ездить по зимней дороге? — задает акцент ведущий рубрики.

Скоро минет уже 10 лет, как мы пережили Хавер. Вот уж когда сыпануло так сыпануло. Спорим, вы хорошо помните и тот день, и следующий тоже? Что любопытно: тогда жаловались меньше. Лопатами махали больше, помогали друг другу охотнее — это было, а вот претензий к кому-то — нет.

Юрий Краснов, преподаватель, инструктор по вождению: 

— Я помню 2013 год, когда случился Хавер. В тот день я приехал к своему отцу, привез ему внуков. Поставил машину на стоянку. После 15 часов нужно было ехать на работу: я вышел — машина была уже в снегу. Очистил, выезжаю. А на улицах пробки — ужас! Я понял, что никуда так не доеду. Вернулся во двор, поставил машину на то же место. Вечером нужно ехать домой с детьми. Выхожу — автомобиль, разумеется, опять в снегу. Я его снова выкопал и, чтобы выехать со стоянки, лопатой раскапывал впереди колеи. Разгонялся, застревал — и назад, все по новой. Кое-как выехал. Добрался до дома, а во дворе снега по фары! Толкал его перед собой, толкал, чтобы хоть как-то въехать, — добрался. А в 5 утра вышел во двор с лопатой откапывать машину.

— И вот теперь, когда водители видят на дороге снег и первым делом кричат о том, что им чего-то не расчистили, у меня возникают вопросы. Дорожники отрабатывают нормально: я много езжу, я это вижу. Понятно, что они не могут одномоментно почистить везде и у них есть приоритетные участки. Но те, кто так кричит, — вы водители или кто? Вам только условия создавай, а сами вы ничего сделать не можете? — ставит вопрос ребром Юрий Краснов.

Что может сделать простой водитель в условиях снегопада и сложных дорожных условий? Проявить навыки вождения, помогать другим на дороге, вносить посильный вклад в уборку снега. Многим не нравится, как убирают их дворовую стоянку, в том числе с задействованием специальной техники. А многие ли на это время убрали свою машину куда-нибудь, чтобы не мешать тракторам, или хотя бы очистили занимаемое паркоместо от снега?

С навыками и взаимопомощью у некоторых тоже все не так однозначно. И вот об этом будем говорить подробно.

— Я, кстати, хорошо помню, как ездил в 90-х. Были нормальные зимы, а дороги были еще хуже. Едешь — две колеи, а ты на летней резине. Раньше, я открою страшную тайну, никто зимнюю резину особо не ставил. И все как-то нормально ездили. А сейчас ездят на зимних шинах и жалуются, что им дороги моментально не расчистили, — разводит руками преподаватель. Он сегодня строг.

Как не застрять в сугробе? Лайфхак

Что толку говорить о заснеженных дорогах у классной доски? Идем к машине, садимся, едем. Нет, не едем — вытаскиваем из сугроба застрявшую коллегу. На самом деле Краснов успел схватить лопату и сделать это до того, как мы расчехлили фотокамеру, пришлось повторять на бис. Вы знали, что в такую погоду он возит на заднем сиденье лопату?

— Многие делают одну и ту же ошибку: как застряли немножко, сразу газуют и крутят рулем в разные стороны. То есть сами же себя закапывают еще сильнее. Не надо так! Лучше остановиться, можно чуть отъехать по своим же следам, чтобы тронуться, а потом внатяжечку — и все получится, — рекомендует инструктор.

Город чистят. И крупные трассы тоже

Из центра города направляемся за МКАД. Сегодня мы на Renault Logan Stepway. Передний привод, ESP нет — короче, будет непросто. Краснову предлагали Renault Arkana, но любит человек трудности, что тут скажешь. По дороге оценим состояние городских улиц и проспектов: репортаж готовили в понедельник утром, то есть сразу после снежных выходных, которые вызвали у многих столько эмоций. После этого выедем за МКАД и посмотрим, как расчистили крупные трассы и небольшие дороги.

В городе обстановка нормальная. Во дворах, конечно, сложно, но трактора кое-где гудят, стараясь маневрировать между припаркованных машин. На улицах же больших проблем нет. Да, под колесами снежная каша, состоящая из подтаявшего снега, воды и песка, который сюда сыпали в минувшие дни: лишнее подтверждение того, что дорожники работают. На перекрестках этой каши больше.

Время от времени встречается техника: в одиночку или небольшими звеньями. Понятное дело, что на самых интенсивных участках, к примеру на проспектах Независимости или Победителей, больше шансов ее повстречать.

— Кстати говоря, нужно помнить, что когда выпадает много снега, то число полос на дороге автоматически уменьшается. К примеру, на проспекте Независимости обычно по четыре полосы движения. Но выпал снег — и лучше, если водители едут по трое в ряд, так как нужно оставлять больший боковой интервал, иначе очень трудно обеспечить нормальное положение автомобиля. Не нужно рисковать — дайте себе и другим больше пространства, — рекомендует Краснов.

Правила дорожного движения:

количество полос движения для транспортных средств определяется дорожными знаками «Направления движения по полосам», «Направление движения по полосе», «Направление движения по полосам» и (или) горизонтальной дорожной разметкой, а если их нет, то самими водителями с учетом ширины проезжей части дороги, габаритов транспортных средств и необходимых боковых интервалов между ними (п. 75).


Мы выбираемся к молодечненской трассе. Видно, что дорогу чистили. Можно найти участки, где снега больше, но в целом картина в понедельник была приемлемая.

— Обычно если заметает, то в снегу крайняя левая полоса, а в правой образуется колея, по которой все и едут, — говорит наш водитель. — Но находятся те, кто, вместо того чтобы ехать друг за другом, начинает объезжать поток. Если нормально едет — он объедет. А если нет — его начинает заносить.

Оставьте опережения для лучшей погоды

Именно в этот момент впереди перестраивается влево огромный самосвал, которому вдруг понадобилось опередить точно такую же махину. Из-за только что сказанного ситуация кажется более напряженной, но в целом все спокойно: дорога в порядке, никого не заносит.

— Когда мы едем зимой, а на дороге полно снега, не надо рискованно объезжать другие машины. Возьмите хорошую дистанцию и двигайтесь друг за другом, а опережения совершайте там, где это безопасно. Но на практике всегда найдется кто-то, кто начнет поджимать остальных. Такой уж менталитет у наших водителей: они не дают нормально разобраться в ситуации, им надо опережать. И это очень плохая история, потому что тот, кого они поджимают, нервничает и начинает допускать ошибки, — рассуждает инструктор.

В воскресенье, в тот самый день, когда столь многие жаловались на состояние дорог, Краснов возвращался из Стаек в Минск по могилевской трассе.

— Я был слева, сзади пристроился Mercedes. Я не могу перестроиться, у меня сбоку идут машины, а ему аж не терпится. Справа вдруг появилось небольшое окно, но я же вижу, что впереди все равно автомобили, не дергаюсь лишний раз, потому что идем по колеям, а между ними снежный вал — это всегда опасность. И вот этот Mercedes ныряет в это окно, видит, что там машина, выныривает обратно — столько лишних действий на дороге, которая требует особого к себе отношения, — качает головой ведущий рубрики.

Через некоторое время Краснов все-таки уступил Mercedes. Тот рванул вперед.

— А что толку: чуть отъехал и уперся в следующую машину. К чему было столько суеты? — добавляет инструктор.

Движение по колеям: думайте и о других

Уходим с молодечненской трассы: ее чистили — какой смысл наматывать здесь километры, выискивая, к чему бы придраться. А вот не столь крупная автодорога Колодищи — Заславль (мы видели с путепровода) куда больше похоже на то, о чем рассказывали люди в «тиктоках».

Уже на съезде условия значительно меняются. На дороге снег, Краснов тормозит заранее.

— Вот нормальная зимняя дорога. Моя скорость — 30 км/ч, и то машину чуть-чуть ведет. Но я нормально еду, — комментирует водитель.

Хорошо видна колея посреди дороги.

— В снегопад люди стараются двигаться ближе к середине проезжей части. В итоге образуется одна колея, по которой все и едут. Вопрос в том, как разминуться, если навстречу едет машина? Есть такой прием: водители заезжают левыми колесами в правую по ходу их движения колею и так разъезжаются, — рассказывает инструктор.

Он отмечает, что между колеями все равно будет собираться много снега. И лучше, если водители будут стараться разбивать его, расширять участок, по которому легче ехать.

— Это часто заметно и на загородных дорогах, и в дворовых проездах: все едут по следам. Ну возьми ты немного в сторону, подумай о других! Не нужно сильно залезать в сугроб, достаточно проехать по краю, совсем чуть-чуть. Согласен, это нужно уметь делать. Заедешь слишком сильно, и машину начнет стягивать в сугроб — нужно это контролировать. Есть водители, которые боятся, которые едут только по колее. Наверное, они и говорят громче всех, что дороги не чистят. Но если каждый будет чуть-чуть расширять колею, то машины сами дорогу расчистят, им никакие службы будут не нужны, — говорит Краснов.

Дистанция решает

Мы уже говорили о том, что зимой лучше увеличить боковой интервал. То же самое касается дистанции: она должна быть больше.

— У нас слишком часто не соблюдают безопасную дистанцию, едут в снегопад будто по сухому асфальту. К примеру, на трассе в такую погоду безопасная дистанция — это 5—6 секунд, — отметил ведущий рубрики.

Как измерить дистанцию не метрами, а секундами? Заприметьте, когда автомобиль перед вами проедет мимо дорожного знака, светофора или другого ориентира. И прикиньте, через какое время в той точке окажетесь вы.

Правила дорожного движения:

водитель обязан соблюдать такую дистанцию до движущегося впереди транспортного средства, которая позволила бы избежать столкновения в случае его экстренного торможения или остановки, и необходимый боковой интервал, обеспечивающий безопасность дорожного движения с транспортными средствами или участниками дорожного движения, стоящими или движущимися по дороге, а также с техническими средствами организации дорожного движения и иными объектами (п. 85).

Автодорога между Колодищами и Заславлем и в летнее время вызывает вопросы. Качество полотна много где хромает, нормальной обочины на длинных участках нет. Зимой же проезжая часть представляет из себя две колеи, которые с обеих сторон обступают сугробы. Край дороги можно определить разве что по специальным шестам, установленным тут загодя.

— Вот дорога, нормальная зимняя дорога. Я нормально еду, нормально перестраиваюсь. Скорость у меня 70 км/ч, и я нормально могу ехать колесами и разбивать эту кашу, чтобы ее утаптывать и делать дорогу лучше. Но 80 км/ч будет уже многовато. Нужно ли кричать, что дорогу не очистили до асфальта? А зачем? — рассуждает Краснов.

Впереди автомобили тоже хорошо идут, держат дистанцию. Но скорость падает — в чем причина? Оказалось, трактор.

— Дергаться в такой ситуации не надо, нужно запастись терпением. Есть неприятное свойство у тракторов: задумаешь обгон, а они вдруг начинают левый поворот, — невесело шутит водитель. — Поэтому будем ждать стопроцентной возможности.

Через некоторое время ситуация кажется подходящей.

— По снегу обязательно движение на пониженной передаче, чтобы была возможность поддать газа. Когда выше обороты — ты надежнее едешь. Чтобы пересечь снежный вал за колеей, нужно вначале сбросить газ, чтобы улучшить сцепление с дорогой, а затем, наоборот, чуть поднажать, чтобы пробить снег. Руль не бросать: нужно работать им, корректировать траекторию, — комментирует инструктор.

Вроде ничего особенного: обгон как обгон. Если все сделать как надо, то можно справиться и на зимней дороге.

Дальше был участок почище, Краснов разогнался до 80 км/ч. Ворчал, что будь в машине ESP, смог бы ехать даже быстрее.

— На самом деле, важно быть осторожным. Если я на такой скорости попаду в снежный вал, то могу не вытянуть машину газом, — задумчиво говорит ведущий рубрики.

Страшно, что после этого он скажет: «Вот, смотри!»

Вдруг на узком участке дороги показалась встречная машина, ее водитель стал снижать скорость.

— Важно, чтобы при разъезде и ты, и встречный водитель приняли вправо от себя. Нужно взаимопонимание. Вот девочка за рулем — умничка. Все очень аккуратно сделала, — похвалил инструктор.

А мы обратили внимание на скорость при разъезде — 30 км/ч. И быстрее в таких условиях нельзя — опасно.

Скорость и тормозной путь на снегу

С дороги Колодищи — Заславль сворачиваем в сторону, едем в направлении Семково. Не похоже, что здесь ходила снегоуборочная техника, но Краснова это не смущает.

— Хорошая дорога, нормальная дорога, а будет еще хуже. При этом еще хуже — это все равно нормальная. Ну потому что зима, потому что нужно уметь по такому покрытию ехать, — говорит он.

— Какая должна быть оптимальная скорость?

— Я не могу назвать цифру, здесь должен работать водительский опыт, должно срабатывать чутье. Бывает, едешь 70—80 км/ч, чувствуешь, что машина хорошо идет, можно спокойно перестроиться через снежные валы между колеями. Разгоняешься до 90, и срабатывает внутренний предохранитель: стоп! Что-то не то. А на 100 км/ч становится совсем тяжело. Причем по прямой — ладно, по прямой машина как-то едет. Но нужно же думать, что тебе придется останавливаться. А если придется маневрировать — как ты это сделаешь на такой скорости? Поэтому нашел комфортную скорость на конкретном участке дороги и придерживайся ее. Чувствуешь дискомфорт, разлад с машиной — снижайся. Нужно постоянно оценивать, как ведет себя автомобиль и насколько ты сам уверенно себя чувствуешь на этой скорости. Будут дороги, где не поедешь больше 40 км/ч, где-то нужно еще медленнее, а где-то — быстрее.

Это не значит, что Краснов не попадает во всякие ситуации. Попадает. Было дело, его даже заносило на дороге.

— Первое чувство — тормозить. И сам себе говоришь, что нельзя, но это инстинкт. Только тренировками можно набить руку. И тогда газуешь и вытягиваешь машину из заноса. У нас, к сожалению, нет полигонов, где на скорости можно порепетировать занос, почувствовать его. И люди ругают тех, кто дрифтует на «Экспобеле», хотя отчасти они дрифтуют затем, чтобы потом на дороге никого не подбить, — Краснов высказывает непопулярное мнение.

Он подсказывает интересный прием, позволяющий потренировать экстренную ситуацию, а заодно проверить реальное состояние дороги под колесами. Убедились, что одни на дороге, — примените экстренное торможение. Сколько там у нас скорость? 60 км/ч. А теперь педаль тормоза в пол! Кажется, мы успели начать и окончить небольшой диалог, а машина все ехала. Когда наконец пейзаж за окном остановился, Краснов вышел и зашагал, как аист, назад, к месту, где начал тормозить. Получилось около 70 метров, если шаги были более-менее точными.

— Вот что значит зимняя дорога, — констатировал водитель.

Самое страшное — лед. Его не видно под снегом, он может даже не ощущаться.

— Легко покачали рулем из стороны в сторону: если машина не откликается, а просто идет по прямой — возможно, дорога скользкая. Притормозили в ситуации, когда никого нет сзади: если несет — будьте осторожны. Можно попробовать также разгон: на льду колеса будут шлифовать, вы это почувствуете, — дает рекомендации инструктор.

Юрий Краснов, преподаватель, инструктор по вождению: 

— У меня отец когда-то работал на грузовике. Зимней резины никто тогда не ставил, все ездили на летней, и никто так не впечатлялся. Короче, он рассказывал, мол, еду-еду, решил остановиться покурить. Выпрыгиваю из кабины и плюхаюсь с ходу на пятую точку! Дорога — стекло. А ты едешь и этого не понимаешь. Ты это поймешь, когда придется либо резко тормозить или маневрировать, либо снижать скорость, например, перед перекрестком. В этом и опасность.

«Техника тут не ездила и не поедет. А я еду»

В завершение сворачиваем на совсем мелкую дорогу. Фактически это снежное поле, с едва заметной колеей. Все настолько белое, что у фотоаппарата не срабатывает автофокус.

— Вот тут точно никого не было и в помине, техника тут не ездила и не поедет. Кто-то из местных проезжал — и все. Дорогу замело, снега на глаз сантиметров 15—20. Но я же еду. Да, на небольшой скорости, но еду, — радуется Краснов. — Кто-нибудь снял бы видео и пожаловался: ой, не чистят! А что тут чистить: едь себе, главное уметь. Конечно, получится не везде. Бывает, засыпет так, что не проехать, нечего и соваться. Но у нас же как: еще чуть-чуть, еще чуть-чуть, а потом — опа, и уже поздно. Но здесь мы проедем. Главное, не останавливаться, иначе можно уже не сдвинуться с места.

— Попробуем?

— Конечно!

Аккуратно, на небольшой скорости, но Краснов выезжает и после остановки. Здесь не чистили, не посыпали песком, но здесь можно проехать. Это зима.

— Дороги у нас чистят нормально. Где успевают — там чистят, где не успевают — надо подождать. Нужно понять, что одномоментно это сделать невозможно, — подводит итог ведущий рубрики. — Но даже если куда-то дорожники еще не доехали, это не значит, что дорогу не чистят, просто техника занята в других местах, где, возможно, риски больше, интенсивность выше. А может быть, и почистили уже, но снег метет и результат работы быстро сходит на нет — я сам наблюдал такое в воскресенье.

У вас есть тема для «Разбора с Красновым»? Пишите нам: pv@onliner.by или t.me/vitpetrovich.


зимние, для легковых автомобилей, без шипов, страна производства: Беларусь
зимние, для легковых автомобилей/минивенов и кроссоверов, без шипов, страна производства: Беларусь
зимние, для легковых автомобилей/минивенов и кроссоверов, без шипов, страна производства: Сербия
зимние, для легковых автомобилей/минивенов и кроссоверов, без шипов, страна производства: Россия
зимние, для легковых автомобилей/минивенов и кроссоверов, без шипов, евроэтикетка: C/E/72 дБ, страна производства: Россия


Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by