Давать прогнозы во времена рыночной нестабильности — дело неблагодарное. Но и застыть в ожидании резких перемен непозволительно. 2022 год был ознаменован уходом из страны многих автомобильных брендов, дефицитом новых машин, ростом роли ввоза бэушки из США и Европы и, конечно, поднятием цен на авто. Учитывая эти вводные, мы попросили специалистов по импорту машин сделать предположения, как будет развиваться рынок в 2023 году. Отметим сразу: нет никаких предпосылок к возврату прайсов на прежний уровень, а массовый приход китайских брендов, как и отмена дающего льготы при растаможке 140-го указа, маловероятны.
В качестве эксперта рынка мы пригласили Дмитрия Больдюсова, основателя и руководителя AutoGroup — профильной компании по подбору и информационному сопровождению в вопросе приобретения авто с мировых аукционов (США/Европа/Корея). Для удобства публикуем видео с главными тезисами интервью.
С каким бэкграундом мы приходили в этот подходящий к завершению год? После COVID-19 рынок замер, а после его возрождения был поделен между дилерами и импортом ввезенных авто в примерном соотношении 50 на 50. Под импортом стоит понимать все ввезенные из Европы и США машины, в том числе те, что сразу уходят на Россию. Исходили из числа в 2 тыс. авто в месяц, или около 25 тыс. в год.
Хронология последних событий такова. Еще в 2020 году производство просело из-за пандемии. В 2021 году случился дефицит новых автомобилей, они подорожали вслед за нехваткой и ростом цен на комплектующие (тех же чипов). Рынок бэушки отреагировал моментально и показал абсолютный рост цен. С накопившимися проблемами на основном рынке (новые авто от дилера) стал более востребован рынок альтернативный (импорт). Соответственно спрос вырос и здесь. Но в США разбивать машины чаще не стали, аукционных авто осталось такое же количество. Покупателей же стало больше, они чаще, с более крупными шагами стали повышать ставки на аукционах — и, конечно, цены поднялись. Весь автомобильный рынок вырос. Причем покупателей это не стало сдерживать: ездить по-прежнему на чем-то надо: средний чек в 2019 году составлял $12—15 тысяч (со всеми платежами и ремонтом), в 2021-м он достиг $25—30 тысяч.
Собственно, чего ожидали от уходящего года? Сохранения трендов 2021-го в части:
— сложной ситуации с производством новых авто;
— сложной логистики, острой нехватки транспорта (в начале года за морскую доставку Китай — Европа просили $4—5 тыс., в конце — $15—16 тыс.);
— еще большего смещения фокуса рынка в сторону импорта;
— укрепления позиций активных рынков, а также возможное открытие новых, прихода новых брендов (например, из Китая);
— сохранения спроса или даже его роста, невзирая на возможный рост цены закупки и итоговой стоимости авто.
Что еще? Сложилась поистине уникальная ситуация, когда живые «трехлетки» с пробегом до 50 000 км продают за цену, идентичную той, что была при покупке. При этом количество объявлений на автобарахолках сокращается. Ключевой вывод: происходит не удорожание авто, а удешевление денег — за один и тот же товар одинакового качества приходится отдавать бóльшие суммы.
— Как видим, фактически все прогнозы сбылись. Появились и новые тенденции, на основе которых можно строить картину ближайшего будущего. Производства приостановлены, склады переполнены новыми авто без необходимых комплектующих в виде чипов и другой электроники. Ряд дилеров после весенних событий вынужденно покинули рынок. До остальных доведены лимиты и так называемые квоты по поставкам. Салоны опустели. Соотношение на рынке машин между предложениями от дилеров и импортом свежих моделей, по некоторым оценкам, стало составлять примерно 20 на 80.
— Ситуация в доставках контейнеров по морю не улучшилась, до сих пор большой перекос за счет высокой цены по направлению экспорта из Китая. Основной парк кораблей и контейнеров остается на этом направлении. Так выгоднее для судоходных компаний. А для маршрута США — Европа транспорта просто не хватает, что неминуемо приводит к переполнению складов в портах Америки (нет контейнеров — нет своевременного оттока с площадки), а также к увеличению срока доставки. Одесский порт закрыт, его прежний объем практически полностью переброшен на Клайпеду. Клайпеда физически не в состоянии справиться с таким объемом. Не хватает ни мощностей, ни площадей для приемки груза. Даже если приемка контейнера с машинами проходит, их попросту некуда разгрузить, а столь масштабной парковки в литовском порту просто нет. По итогу порт явно перегружен. Вывозят по очереди, которая растягивается на две-три недели. И это мы не говорим о сложности прохождения границы — еще 7—10 дней.
Одним словом, в вопросе перевозки все стало еще сложнее: начиная от самой Америки (где простои на аукционах могут быть действительно внушительными, потому как авто с площадки аукциона попросту некуда вывозить) и до доставки на склад получателя.
— Несколько раз за год спрос заметно замирал. В начале года — по причине нестабильной ситуации, блокировки белорусских аккаунтов и счетов на американских аукционах. Некоторые компании, в том числе наша, приостановили оформление любых новых договоров по покупке, сконцентрировавшись на закрытии ранее совершенных сделок. На разрешение вопроса ушло три месяца. Позже люди приходили к пониманию, что новых машин больше не стало, а необходимость в авто осталась прежней. Спрос возвращался. Компании, которые работают в сфере предоставления информационных услуг по подбору и поставке авто, вместо аккаунтов из РБ заводили кабинеты, зарегистрированные в других странах. Есть спрос, рынок подсказывает новые решения. В следующий раз падение спроса пришлось на осень, а именно на октябрь. Ситуация сохранялась примерно в течение месяца.
— Колебание курсов евро/доллар возродило рынок импорта из Европы. Он оказался еще более интересным на фоне сроков доставки авто из США. Вне зависимости от ситуации в конкретном моменте рынки могли меняться, при том что общий спрос в более долгосрочном периоде сохранялся либо возрастал. Рынок авто из США по большей своей части — это рынок именно аварийных авто. Такой рынок имеет сезонность: летом аварий меньше и аварии более сильные. То есть предложений с малыми повреждениями меньше, а значит и цена на них выше. Спрос может незначительно сокращаться. Сейчас — зимний период, после первого снега появляется больше битых машин на аукционах. Поэтому в декабре рынок США традиционно выравнивает колебания.
По большому счету, ситуация сохраняется и продолжается: есть дефицит в производстве новых машин, растет приоритет импорта автомобилей, этому способствует 140-й указ о льготной растаможке. Профильных компаний по сопровождению в подборе и доставке становится больше, что естественно для любого растущего рынка.
Когда-то импорт из США представлял собой альтернативу дилерам, в топе ввоза были свежие малообъемные седаны: Ford Fusion, Chevrolet Malibu, Ford Escape. Сейчас выделить самые популярные модели стало сложнее: ввозят все. Из общей доли сложно выделить те модели, что сразу уезжают в Россию (обширный ряд премиума). В среднем сегменте ($20 тысяч) в лидеры выбивается кроссовер Chevrolet Equinox. Америка до сих пор сохраняет позиции лидера на рынке импорта. Одна из причин — количество и объем предложений, который не дает ни одна другая страна-экспортер. 99% покупок — с аукционов.
Как уже отмечали, вырос ввоз из Европы. В основном машины находят среди частных объявлений. Это свежие авто, как правило, с пробегом от 100 тысяч километров. Аукционы также есть, но в меньшей мере. Как и в случае с Америкой, присутствуют некоторые сложности с проведением оплаты, оформлением экспорта, сроками по доставке.
— Стали больше ввозить авто из Кореи. Это совсем иной рынок. По большей части здесь представлены именно корейские бренды — Kia и Hyundai (H1 Starex, Stinger, K5), в основном с дизельными моторами. Корейский рынок отличается подходом к продаже. При заказе допосмотра перед покупкой будущий владелец получает максимально подробное описание состояния авто: под 100 фото, с указанием любого нюанса по салону или ЛКП. Минус рынка — ограниченное количество моделей, их можно пересчитать по пальцам. Логистику также нельзя назвать простой.
— Наверное, достаточно перспективным стоит назвать китайский рынок. Особенно это касается новых электромобилей по вполне комфортной цене. Но то, что он по-настоящему выстрелит в ближайший год, маловероятно — с учетом нынешнего развития инфраструктуры для «электричек» и числа людей, готовых пересесть на EV в условиях глобальной нестабильности.
Все вышеописанное подталкивает к мысли, что ныне существующие тенденции сохранятся и станут трендами в 2023 году. Новые автобренды (например, из Китая) быстро не придут: на процесс уходит не менее полугода. Предполагают сохранение уровня спроса и видят его стабильно высоким. Роль импорта будет повышаться и укрепляться. Приостановить такой процесс либо остановить его полностью способны только исключительные события глобального масштаба.
Американские аукционы как экспортировали авто, так и будут продолжать это делать, и спрос на такой товар будет сохраняться даже при условии роста финальной цены на торгах. Временной лаг, скорее всего, сохранится: 3—4 месяца на доставку и еще 1—2 месяца на ремонт. Таким образом, заказав авто сегодня, на нем можно будет проехать примерно через полгода. Вознаграждением за ожидание будет возможность получить максимально свежий авто по компромиссной цене, даже с учетом восстановления.
В целом к автомобильному рынку можно будет применить медицинский термин — «состояние тяжелое, но стабильное». Цены на авто будут зависеть от многих факторов и будут регулироваться прежде всего рынком по закону спроса и предложения. Пока нет никаких предпосылок, чтобы они снижались.
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. dm@onliner.by