На Tesla до Гродно. Стало ли ближе электрическое будущее?

33 634
02 февраля 2023 в 8:00
Автор: Андрей Гомыляев

На Tesla до Гродно. Стало ли ближе электрическое будущее?

Автор: Андрей Гомыляев

Пять электрокаров собрались на одной супербыстрой зарядной станции в Минске не просто так. Намечался дальнобойный тест, тур в пригород Гродно, зимний челлендж длиной в 300 км. Претенденты на победу: Tesla (Model 3, X и S Plaid), китайский Zeekr 001, а также Mercedes EQS. Предстояло выяснить, какая из «электричек» доберется до пункта назначения с максимальным запасом заряда батареи в условиях холодной погоды, а какая может похвастаться минимальным расходом. Журналисты же решили проехать на каждой из моделей и пообщаться с владельцами на тему, насколько мы стали ближе к электробудущему. Или же обещанного бума EV-движения в скором времени не произойдет?

Конкурсанты, на старт. Артур на Tesla Model S Plaid: «Продажи „электричек“ упали, но все изменится, когда цены станут доступнее»

Стартовали конкурсанты с некоторым отставанием от графика — оказалось, Zeekr никак не мог принять достаточно электричества, чтобы зарядиться на 100%. А это одно из главных условий испытания. Есть и другие: одинаковые максимально разрешенная скорость, количество пассажиров, комфортная температура климат-контроля в 20 градусов (чтобы не экономить). Сразу ясно — на победу в номинации «Дальнобойность» в первую очередь претендуют три модели.

Характеристики номинантов:

  • Tesla Model S Plaid с «паспортным» запасом хода в 637 км и батареей на 100 кВт·ч;
  • Mercedes EQS 580 с реальным запасом хода в 394 км, но с максимумом в 647 км и батареей на 108 кВт·ч;
  • Zeekr 001 с запасом хода в 605 км и батареей на 100 кВт·ч;
  • Tesla Model X с запасом хода в 524 км и батареей на 100 кВт·ч;
  • Tesla Model 3 с запасом хода в 442 км и батареей на 75 кВт·ч.

Еще не выехав за пределы столицы, мы решили сравнить расход. В лидерах экономии оказался Model 3 с расходом 18 кВт·ч, а вот компьютер Zeekr показал почти 29 кВт·ч на сотню. Неужели не доедет? Впору вспомнить дежурные шутки про эвакуатор.

серый, хетчбэк, электро, автоматическая, полный привод
синий, лифтбэк, электро, автоматическая, полный привод
черный, лифтбэк, электро, автоматическая, задний привод
Автобарахолка
мобильное приложение

Основателя tesla-cars.by Артура можно назвать технопозитивистом — он уже более семи лет ездит на Tesla и утверждает, что ни разу не воспользовался услугами эвакуатора. Еще до пандемии мужчина уверенно рассуждал о том, что страну ждет взрыв продаж «электричек». События последних лет сыграли явно не в пользу прогнозов.

— Тогда мы говорили, что 30 тыс. электрокаров для нашей страны — это критическая масса. После ее преодоления «электрички» перестанут восприниматься как некие диковинки, а рынок (новых машин и б/у) поведет себя аналогичным образом — цены на ДВС и EV уравняются. Безусловно, до этой отметки мы пока не дошли, — признает Артур. — Но тут важно проследить тенденцию. В начале 2020-го в Беларуси было зарегистрировано около 450 электромобилей. В конце 2022-го их насчитывалось уже 3420, то есть рост в семь раз. Это немало, если говорить о процентном соотношении. В абсолютных цифрах 3 тыс. машин из общего числа ТС в 4 млн — капля в море даже для небольшого белорусского рынка. Да, взрыва не произошло, а вот мягкое распространение — вполне.

Нельзя не признать: за последний год продажи «электричек» упали. Белорусы стали более прагматичны: еще на стадии выбора авто думают, насколько выгодно будет его перепродать через несколько лет. Россияне также не спешат, боятся рисковать, стали более настороженно относиться к дорогим покупкам.

В то же время можно пересмотреть и прежние мысли о критической массе в 30 тыс. электрокаров. Уже сейчас они стали, можно сказать, обыденностью. Появление зарядок перестало удивлять. Также произошло выравнивание цен на ДВС и EV — пусть и не так, как нам хотелось бы. Все автомобили подорожали, а «электрички» стали дешевле за счет нулевых НДС и растаможки. Плюс та же Tesla в отличие от многих производителей не подняла цены. Например, Model Y как стоила 60 тыс. евро, так и стоит. А бензиновый BMW подорожал для конечного покупателя с 70 тыс. до 140 тыс.

Еще одна тенденция: стоимость электромобилей сильно привязана к цене батареи. Но цифры становятся более позитивными для потенциального покупателя. При выводе Model S на рынок каждый киловатт-час батареи стоил 800 долларов, сейчас — 120. И процесс продолжается. Есть мнение, что когда показатель будет ниже 50 долларов, произойдет технологический скачок — такой же, как при переходе от сотовых телефонов к смартфонам.

Одним словом, по-прежнему верю в светлое электрическое будущее для Беларуси. Тут сказывается и отсутствие полезных ископаемых, и сигналы от правительства, и распространение зарядок, и установка супербыстрых ЭЗС. Пока скачку препятствуют цены на новые электрокары — слишком дорогой входной билет в клуб. Если в «БелДжи» начнут собирать Geometry и предложат выгодный кредит, все поменяется в момент.

Остановка для сверки показаний. Елена на Mercedes EQS: «Проблемы с ремонтом и парковкой у зарядок остаются. Плата на ЭЗС тоже не радует»

На этом этапе пилоты уверились: доедут все. Что важно — без дополнительной подзарядки. Позади более сотни километров, а машины разрядились максимум на 36% (Tesla Model 3 и X). Очевидно, что показания борткомпьютеров могут привирать — они столь же комплиментарны, как и сведения о среднем расходе авто с ДВС. Но даже с учетом поправок на лукавый оптимизм запаса хода должно хватить всем участникам. Mercedes EQS продолжал удивлять цифрами: обещал 343 км в реальной жизни и 455 км в идеальной. Серьезная разбежка. Пересаживаемся в Mercedes и пробуем выяснить, каково владеть европейской «электричкой».

На белорусском рынке сейчас стало появляться много китайских электрокаров. Владельцы «европеек» смотрят на ситуацию с долей скепсиса — мол, все эти машины одноразовые, до первой поломки. Шутят, что покупать нужно сразу два образца одной модели: на одном ездить, а другой — на запчасти. Мол, чтобы починить Tesla, европейский или японский EV, не нужно много усилий — детали и узлы легко найти. А вот для авто made in China пока нет практически ничего. Уверяют, что проблема актуальна в том числе для Geely Geometry C, и приводят историю одного владельца: после поломки инвертора машина простояла 9 месяцев.

— На самом деле и Tesla может рассыпаться, — говорит Елена. — Раньше я ездила на Model X из Германии, но решила найти что-то более комфортное и привычное. Поэтому Mercedes. Однако не могу не покритиковать и эту машину. За пару десятков тысяч километров пробега вытек антифриз, однажды отключились все мониторы, перестали работать парктроники после того, как обклеили кузовные элементы пленкой. В общем, уже успела побывать в ремонте, и нужно заезжать на СТО опять. Потому считаю, что «электричкам» еще нужен не один год развития, чтобы дорасти до уровня сервиса современных авто с обычными моторами.

Пока что в стране есть проблема с сервисом отнюдь не только для «китайцев». Если случается что-то более-менее серьезное — нужно ехать в Варшаву. Порой и Malanka подводит — бывало, на запуск процесса зарядки приходилось тратить целый час. До введения платы на ЭЗС бесплатное электричество было сильным мотивирующим фактором. Сейчас Malanka просит 49 копеек за 1 кВт·ч. Помогает своя собственная станция в частном доме. Мы разбили тариф на ночной (12 копеек за киловатт) и дневной (32 копейки), заряжаем после полуночи. Для 100% хватает 4,5—5 часов. Большой плюс, что Mercedes не прекращает зарядку при скачке напряжения, как это делает Tesla. В случае срочной поездки с самого утра это может стать очень неприятным сюрпризом.

Конкретные цифры для частного дома: за собственную станцию отдали 600 евро, немало потянули и работы по укладке кабеля. Сейчас за электричество в зимний период мы платим 250 рублей в месяц за 1300 кВт. Из них на дом уходит только 200 кВт, остальное — машина. Нужно учесть, что мой ежедневный пробег на Mercedes — 250—300 км (за три месяца накатала 15 тыс. км). Выходит, на «питание» для авто трачу 200 рублей в месяц. Если заряжаться на общественных зарядных станциях, выйдет минимум в три раза дороже — 600 рублей. А это сопоставимо с тратами на современную дизельную машину.

В то же время не считаю, что электромобили доступны только владельцам частных домов. В Минске сейчас около 450 станций, владельцу квартиры можно найти ЭЗС в пешей доступности. В новых районах устанавливают зарядки у подъездов. Лишь бы все работало и не было припаркованных авто с ДВС. Несмотря на изменения в ПДД, с этой проблемой сталкиваемся до сих пор. Теперь стоянка у зарядной станции — нарушение, но «паркунов» не останавливает даже угроза штрафа. Недавно заехала в столичный торговый центр — все места у зарядок заняты «дэвээсниками», а вокруг полно свободных мест.

Еще одна пауза перед финальным рывком. Антон и Анна на Tesla Model X: «Сейчас инфраструктура близка к отличной. Но скоро могут появиться очереди»

Колонна вновь останавливается для сверки показаний. Вспоминают, что в прошлую подобную поездку в Брест на этом этапе с дистанции сошли Jaguar I-Pace и две Tesla Model S с малоемкими батареями. Но в этот раз дела намного лучше: даже у Model 3 c минимальной среди конкурентов батареей осталась треть заряда. Примечательно, что именно эта машина показала наилучший промежуточный показатель по расходу — 18 кВт·ч. Фавориты челленджа — Tesla Model S Plaid и Mercedes EQS — шли «ноздря в ноздрю»: у них оставалось 52 и 51 процент заряда соответственно. А вот китайский Zeekr, несмотря на идентичную емкость батареи (100 кВт·ч), растратил в пути 61% заряда. Высокий расход очевиден.

Ну а мы пересаживаемся в Tesla Model X. Супруги Антон и Анна говорят, что это вторая «Тесла» в их семье. Первая — Model 3 — осталась в родном Гомеле. Пара успела съездить на электромобиле в Европу, поэтому ребятам мы адресовали вопросы о сравнении инфраструктуры.

— В той же Польше сообщество Tesla делится на два лагеря: одним доступен бесплатный Supercharger, другим нет. Попав туда, мы искали именно бесплатные зарядки: они работают без «косяков», быстро и не требуют оплату, — вспоминают Антон и Анна. — Мы катались по Польше и не заплатили ни цента, ни гроша. Те же владельцы электрокаров, кому не доступен Supercharger, выбирают местные сети. И если в РП цены на них более-менее приемлемы, то дальше на Запад (в Германии, Австрии) стоимость киловатта доходит до 70—80 евроцентов. А это сопоставимо с белорусской ценой за литр бензина. Учитывая местную среднюю зарплату, сумма может считаться приемлемой, но, на наш взгляд, это все равно дорого.

Показалось, что на пути в ту же Варшаву инфраструктура для «электричек» развита хуже, чем в нашей стране. А если ехать еще западнее, то стойки попадаются чаще, их больше. Считаем, что в Беларуси уже нет проблем с сетью ЭЗС. По нашим маршрутам всегда находим где зарядиться, даже при поездке между городами. Буквально недавно ввели еще одну станцию — под Осиповичами (100 км от Минска, 200 от Гомеля), мощностью в 150 кВт. Для нас — идеальное расположение, приехали туда с 20%. Кроме того, подзарядиться можно в Жлобине и в Бобруйске. Еще два года назад ситуация была хуже, существовали проблемы и с корректностью работы самих станций. Признаться, надежности в работе зарядок порой не хватает и сейчас.

Когда электромобилей станет значительно больше, наш ждут неприятности другого толка. Имеем в виду очереди на станциях. Приехать на ЭЗС и встать третьим в очередь — это минимум 1,5 часа ожидания. Так что рост электрификации нужно четко спрогнозировать, детально спланировать строительство новых станций.

Финиш. Подводим итоги

К счастью, до Гродно добрались все участники пробега. Более того, у всех машин осталась примерно пятая часть заряда. Если точнее, то места в конкурсе дальнобойности распределились следующим образом (от худшего результата к лучшему):

  • Tesla Model X — осталось 111 км запаса хода и 21% заряда;
  • Zeekr 001 — 118 км и 19%;
  • Tesla Model 3 — 138 км и 19%;
  • Mercedes EQS — 142 км реальных и 221 максимальных и 34%;
  • Tesla Model S Plaid — 233 км и 37%.

Самой экономичной машиной оказалась Tesla Model 3 с расходом 17,3 кВт·ч, а наибольшее значение показал китайский Zeekr — 27 кВт·ч.

белый, внедорожник, электро, автоматическая, полный привод
черный, внедорожник, электро, автоматическая, передний привод
черный, внедорожник, электро, автоматическая, задний привод
Автобарахолка
мобильное приложение

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by