На Tesla до Гродно. Стало ли ближе электрическое будущее?

33 167
02 февраля 2023 в 8:00
Автор: Андрей Гомыляев

На Tesla до Гродно. Стало ли ближе электрическое будущее?

Пять электрокаров собрались на одной супербыстрой зарядной станции в Минске не просто так. Намечался дальнобойный тест, тур в пригород Гродно, зимний челлендж длиной в 300 км. Претенденты на победу: Tesla (Model 3, X и S Plaid), китайский Zeekr 001, а также Mercedes EQS. Предстояло выяснить, какая из «электричек» доберется до пункта назначения с максимальным запасом заряда батареи в условиях холодной погоды, а какая может похвастаться минимальным расходом. Журналисты же решили проехать на каждой из моделей и пообщаться с владельцами на тему, насколько мы стали ближе к электробудущему. Или же обещанного бума EV-движения в скором времени не произойдет?

Конкурсанты, на старт. Артур на Tesla Model S Plaid: «Продажи „электричек“ упали, но все изменится, когда цены станут доступнее»

Стартовали конкурсанты с некоторым отставанием от графика — оказалось, Zeekr никак не мог принять достаточно электричества, чтобы зарядиться на 100%. А это одно из главных условий испытания. Есть и другие: одинаковые максимально разрешенная скорость, количество пассажиров, комфортная температура климат-контроля в 20 градусов (чтобы не экономить). Сразу ясно — на победу в номинации «Дальнобойность» в первую очередь претендуют три модели.

Характеристики номинантов:

  • Tesla Model S Plaid с «паспортным» запасом хода в 637 км и батареей на 100 кВт·ч;
  • Mercedes EQS 580 с реальным запасом хода в 394 км, но с максимумом в 647 км и батареей на 108 кВт·ч;
  • Zeekr 001 с запасом хода в 605 км и батареей на 100 кВт·ч;
  • Tesla Model X с запасом хода в 524 км и батареей на 100 кВт·ч;
  • Tesla Model 3 с запасом хода в 442 км и батареей на 75 кВт·ч.

Еще не выехав за пределы столицы, мы решили сравнить расход. В лидерах экономии оказался Model 3 с расходом 18 кВт·ч, а вот компьютер Zeekr показал почти 29 кВт·ч на сотню. Неужели не доедет? Впору вспомнить дежурные шутки про эвакуатор.

серый, лифтбэк, электро, автоматическая, задний привод
33 800$ / 31 507€
черный, внедорожник, электро, автоматическая, полный привод
63 500$ / 59 192€
красный, седан, электро, автоматическая, задний привод
39 000$ / 36 354€
Автобарахолка
мобильное приложение

Основателя tesla-cars.by Артура можно назвать технопозитивистом — он уже более семи лет ездит на Tesla и утверждает, что ни разу не воспользовался услугами эвакуатора. Еще до пандемии мужчина уверенно рассуждал о том, что страну ждет взрыв продаж «электричек». События последних лет сыграли явно не в пользу прогнозов.

— Тогда мы говорили, что 30 тыс. электрокаров для нашей страны — это критическая масса. После ее преодоления «электрички» перестанут восприниматься как некие диковинки, а рынок (новых машин и б/у) поведет себя аналогичным образом — цены на ДВС и EV уравняются. Безусловно, до этой отметки мы пока не дошли, — признает Артур. — Но тут важно проследить тенденцию. В начале 2020-го в Беларуси было зарегистрировано около 450 электромобилей. В конце 2022-го их насчитывалось уже 3420, то есть рост в семь раз. Это немало, если говорить о процентном соотношении. В абсолютных цифрах 3 тыс. машин из общего числа ТС в 4 млн — капля в море даже для небольшого белорусского рынка. Да, взрыва не произошло, а вот мягкое распространение — вполне.

Нельзя не признать: за последний год продажи «электричек» упали. Белорусы стали более прагматичны: еще на стадии выбора авто думают, насколько выгодно будет его перепродать через несколько лет. Россияне также не спешат, боятся рисковать, стали более настороженно относиться к дорогим покупкам.

В то же время можно пересмотреть и прежние мысли о критической массе в 30 тыс. электрокаров. Уже сейчас они стали, можно сказать, обыденностью. Появление зарядок перестало удивлять. Также произошло выравнивание цен на ДВС и EV — пусть и не так, как нам хотелось бы. Все автомобили подорожали, а «электрички» стали дешевле за счет нулевых НДС и растаможки. Плюс та же Tesla в отличие от многих производителей не подняла цены. Например, Model Y как стоила 60 тыс. евро, так и стоит. А бензиновый BMW подорожал для конечного покупателя с 70 тыс. до 140 тыс.

Еще одна тенденция: стоимость электромобилей сильно привязана к цене батареи. Но цифры становятся более позитивными для потенциального покупателя. При выводе Model S на рынок каждый киловатт-час батареи стоил 800 долларов, сейчас — 120. И процесс продолжается. Есть мнение, что когда показатель будет ниже 50 долларов, произойдет технологический скачок — такой же, как при переходе от сотовых телефонов к смартфонам.

Одним словом, по-прежнему верю в светлое электрическое будущее для Беларуси. Тут сказывается и отсутствие полезных ископаемых, и сигналы от правительства, и распространение зарядок, и установка супербыстрых ЭЗС. Пока скачку препятствуют цены на новые электрокары — слишком дорогой входной билет в клуб. Если в «БелДжи» начнут собирать Geometry и предложат выгодный кредит, все поменяется в момент.

Остановка для сверки показаний. Елена на Mercedes EQS: «Проблемы с ремонтом и парковкой у зарядок остаются. Плата на ЭЗС тоже не радует»

На этом этапе пилоты уверились: доедут все. Что важно — без дополнительной подзарядки. Позади более сотни километров, а машины разрядились максимум на 36% (Tesla Model 3 и X). Очевидно, что показания борткомпьютеров могут привирать — они столь же комплиментарны, как и сведения о среднем расходе авто с ДВС. Но даже с учетом поправок на лукавый оптимизм запаса хода должно хватить всем участникам. Mercedes EQS продолжал удивлять цифрами: обещал 343 км в реальной жизни и 455 км в идеальной. Серьезная разбежка. Пересаживаемся в Mercedes и пробуем выяснить, каково владеть европейской «электричкой».

На белорусском рынке сейчас стало появляться много китайских электрокаров. Владельцы «европеек» смотрят на ситуацию с долей скепсиса — мол, все эти машины одноразовые, до первой поломки. Шутят, что покупать нужно сразу два образца одной модели: на одном ездить, а другой — на запчасти. Мол, чтобы починить Tesla, европейский или японский EV, не нужно много усилий — детали и узлы легко найти. А вот для авто made in China пока нет практически ничего. Уверяют, что проблема актуальна в том числе для Geely Geometry C, и приводят историю одного владельца: после поломки инвертора машина простояла 9 месяцев.

— На самом деле и Tesla может рассыпаться, — говорит Елена. — Раньше я ездила на Model X из Германии, но решила найти что-то более комфортное и привычное. Поэтому Mercedes. Однако не могу не покритиковать и эту машину. За пару десятков тысяч километров пробега вытек антифриз, однажды отключились все мониторы, перестали работать парктроники после того, как обклеили кузовные элементы пленкой. В общем, уже успела побывать в ремонте, и нужно заезжать на СТО опять. Потому считаю, что «электричкам» еще нужен не один год развития, чтобы дорасти до уровня сервиса современных авто с обычными моторами.

Пока что в стране есть проблема с сервисом отнюдь не только для «китайцев». Если случается что-то более-менее серьезное — нужно ехать в Варшаву. Порой и Malanka подводит — бывало, на запуск процесса зарядки приходилось тратить целый час. До введения платы на ЭЗС бесплатное электричество было сильным мотивирующим фактором. Сейчас Malanka просит 49 копеек за 1 кВт·ч. Помогает своя собственная станция в частном доме. Мы разбили тариф на ночной (12 копеек за киловатт) и дневной (32 копейки), заряжаем после полуночи. Для 100% хватает 4,5—5 часов. Большой плюс, что Mercedes не прекращает зарядку при скачке напряжения, как это делает Tesla. В случае срочной поездки с самого утра это может стать очень неприятным сюрпризом.

Конкретные цифры для частного дома: за собственную станцию отдали 600 евро, немало потянули и работы по укладке кабеля. Сейчас за электричество в зимний период мы платим 250 рублей в месяц за 1300 кВт. Из них на дом уходит только 200 кВт, остальное — машина. Нужно учесть, что мой ежедневный пробег на Mercedes — 250—300 км (за три месяца накатала 15 тыс. км). Выходит, на «питание» для авто трачу 200 рублей в месяц. Если заряжаться на общественных зарядных станциях, выйдет минимум в три раза дороже — 600 рублей. А это сопоставимо с тратами на современную дизельную машину.

В то же время не считаю, что электромобили доступны только владельцам частных домов. В Минске сейчас около 450 станций, владельцу квартиры можно найти ЭЗС в пешей доступности. В новых районах устанавливают зарядки у подъездов. Лишь бы все работало и не было припаркованных авто с ДВС. Несмотря на изменения в ПДД, с этой проблемой сталкиваемся до сих пор. Теперь стоянка у зарядной станции — нарушение, но «паркунов» не останавливает даже угроза штрафа. Недавно заехала в столичный торговый центр — все места у зарядок заняты «дэвээсниками», а вокруг полно свободных мест.

Еще одна пауза перед финальным рывком. Антон и Анна на Tesla Model X: «Сейчас инфраструктура близка к отличной. Но скоро могут появиться очереди»

Колонна вновь останавливается для сверки показаний. Вспоминают, что в прошлую подобную поездку в Брест на этом этапе с дистанции сошли Jaguar I-Pace и две Tesla Model S с малоемкими батареями. Но в этот раз дела намного лучше: даже у Model 3 c минимальной среди конкурентов батареей осталась треть заряда. Примечательно, что именно эта машина показала наилучший промежуточный показатель по расходу — 18 кВт·ч. Фавориты челленджа — Tesla Model S Plaid и Mercedes EQS — шли «ноздря в ноздрю»: у них оставалось 52 и 51 процент заряда соответственно. А вот китайский Zeekr, несмотря на идентичную емкость батареи (100 кВт·ч), растратил в пути 61% заряда. Высокий расход очевиден.

Ну а мы пересаживаемся в Tesla Model X. Супруги Антон и Анна говорят, что это вторая «Тесла» в их семье. Первая — Model 3 — осталась в родном Гомеле. Пара успела съездить на электромобиле в Европу, поэтому ребятам мы адресовали вопросы о сравнении инфраструктуры.

— В той же Польше сообщество Tesla делится на два лагеря: одним доступен бесплатный Supercharger, другим нет. Попав туда, мы искали именно бесплатные зарядки: они работают без «косяков», быстро и не требуют оплату, — вспоминают Антон и Анна. — Мы катались по Польше и не заплатили ни цента, ни гроша. Те же владельцы электрокаров, кому не доступен Supercharger, выбирают местные сети. И если в РП цены на них более-менее приемлемы, то дальше на Запад (в Германии, Австрии) стоимость киловатта доходит до 70—80 евроцентов. А это сопоставимо с белорусской ценой за литр бензина. Учитывая местную среднюю зарплату, сумма может считаться приемлемой, но, на наш взгляд, это все равно дорого.

Показалось, что на пути в ту же Варшаву инфраструктура для «электричек» развита хуже, чем в нашей стране. А если ехать еще западнее, то стойки попадаются чаще, их больше. Считаем, что в Беларуси уже нет проблем с сетью ЭЗС. По нашим маршрутам всегда находим где зарядиться, даже при поездке между городами. Буквально недавно ввели еще одну станцию — под Осиповичами (100 км от Минска, 200 от Гомеля), мощностью в 150 кВт. Для нас — идеальное расположение, приехали туда с 20%. Кроме того, подзарядиться можно в Жлобине и в Бобруйске. Еще два года назад ситуация была хуже, существовали проблемы и с корректностью работы самих станций. Признаться, надежности в работе зарядок порой не хватает и сейчас.

Когда электромобилей станет значительно больше, наш ждут неприятности другого толка. Имеем в виду очереди на станциях. Приехать на ЭЗС и встать третьим в очередь — это минимум 1,5 часа ожидания. Так что рост электрификации нужно четко спрогнозировать, детально спланировать строительство новых станций.

Финиш. Подводим итоги

К счастью, до Гродно добрались все участники пробега. Более того, у всех машин осталась примерно пятая часть заряда. Если точнее, то места в конкурсе дальнобойности распределились следующим образом (от худшего результата к лучшему):

  • Tesla Model X — осталось 111 км запаса хода и 21% заряда;
  • Zeekr 001 — 118 км и 19%;
  • Tesla Model 3 — 138 км и 19%;
  • Mercedes EQS — 142 км реальных и 221 максимальных и 34%;
  • Tesla Model S Plaid — 233 км и 37%.

Самой экономичной машиной оказалась Tesla Model 3 с расходом 17,3 кВт·ч, а наибольшее значение показал китайский Zeekr — 27 кВт·ч.

белый, хетчбэк, электро, автоматическая, передний привод
21 999$ / 20 506€
серый, лифтбэк, электро, автоматическая, задний привод
33 800$ / 31 507€
черный, внедорожник, электро, автоматическая, полный привод
63 500$ / 59 192€
Автобарахолка
мобильное приложение

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by