Закрыли погранпереход «Бобровники — Берестовица». Что будет дальше?

 
10 февраля 2023 в 14:00
Автор: Андрей Гомыляев
Автор: Андрей Гомыляев

Днем 9 февраля глава МВД Польши Мариуш Каминьский (Mariusz Kamiński) заявил, что 10 февраля 2023 года закрывается пункт пропуска на белорусско-польской границе «Бобровники — Берестовица». Таким образом, останется только два пункта пропуска на границе с Польшей: один для грузовиков, другой для легковушек и автобусов. В одной публикации мы собрали информацию о развитии ситуации и возможных последствиях.

Закрытие «Берестовицы»: когда и на сколько?

В качестве причин решения Каминьский называет «важные интересы государственной безопасности». Сроки — с 12:00 10 февраля (по польскому времени, то есть с 14:00 по белорусскому). Дата окончания приостановления работы не называется — «до дальнейшего уведомления».

С учетом закона перераспределения очереди можно ждать увеличения очередей на оставшихся работать пунктах пропуска: «Брест — Тересполь» (для легковых авто) и «Козловичи — Кукурыки» (для грузовых).

В 14:00 шлагбаумы пункта пропуска опустились. Момент закрытия перехода «Берестовица — Бобровники» попал на видео. Автомобили просто развернули обратно в Беларусь.

После 14:00 по белорусскому времени граница опустела, люди в очередях тоже стали разворачиваться. Оживились все и в зоне ожидания. Водители большегрузов стали получать новые разрешения, дающие право уехать из зоны ожидания в ПП «Берестовица» и пересечь границу в другом пункте пропуска.

Вид с белорусской стороны
Вид с польской стороны

«АвтоГродно» пообщался с женщиной, которая ехала на маршрутке «Варшава — Гродно» и ей чуть-чуть не хватило времени, чтобы проехать границу:

— Мы приехали на маршрутке за час до закрытия пункта пропуска «Бобровники». В 500 метрах до погранперехода нас оставили и предупредили, что мы можем не успеть, что в это время на границе оформляется автобус. Сказали, что, если автобус успеют оформить, нас пропустят. Мы согласились и стояли час, глядя на шлагбаум. К сожалению, все, как обычно, затянулось, мы простояли до 12, и нас развернули. Нас было 13 пассажиров. Все сразу стали звонить родственникам, сообщать новость. Одна женщина сказала: «Уже везите куда хотите, только доставьте нас домой». Было решено пробиться через литовскую границу, держим путь туда.

А вот какая ситуация на белорусской стороне была уже после закрытия пункта пропуска. «В Берестовице осталось около 40 грузовых и 60 легковых оформленных автомобилей, — сообщили белорусские пограничники. — В зоне ожидания — более 200 грузовиков. Водители фур получают разрешения, чтобы пересечь границу в другом пункте пропуска».

Комментарии ГПК РБ и Таможни

В ГПК РБ сообщили 9 февраля в 14:20, что польское погранведомство проинформировало белорусскую сторону о приостановке оформления ТС и лиц, следующих через госграницу, на неопределенное время с 10 февраля с 12:00.

В Госпогранкомитете считают, что закрытие пункта пропуска может привести к коллапсу по обе стороны границы. Там напомнили, что в последнее время из 6 пунктов пропуска функционировали только 3, а сейчас, после закрытия еще одного, «ситуация станет катастрофической» и может привести к коллапсу в приграничье, так как нагрузка на 2 оставшихся пункта пропуска критически возрастет. «Грузовики смогут пересекать границу на польском направлении только через пункт пропуска Кукурыки (Козловичи), а легковой транспорт — только через пункт пропуска Тересполь (Брест)», — говорится в сообщении.

В свою очередь на таможне рассказали, что приняли меры по изменению системы перегрузки и перецепки, усилили смены в оставшихся ПП на польском и литовском направлениях: «Порядка 30% грузовиков и 40% легкового транспорта следовали через пункт пропуска „Берестовица“. Теперь на других ПП на границе с ЕС значительно увеличится нагрузка. Для стабилизации обстановки при въезде европейских грузовых ТС на территорию Беларуси через „Козловичи“ или „Привалку“ для совершения грузовых операций (для перецепки) допускается, помимо определенных постановлением Совета Министров №247 мест, следование в пункт таможенного оформления „Берестовица-ТЛЦ“ и зону ожидания перед пунктом пропуска „Берестовица“. При следовании в обратном направлении (после перецепки) допускается убытие через „Козловичи“, „Привалку“ и „Бенякони“. При этом перевозчики не будут привлекаться к ответственности».

Что думают водители?

Мы связались с Романом — водителем, который часто пересекает границу именно через Берестовицу на легковушке. Кроме того, он руководит фирмой, занимающейся грузоперевозками. По его словам, несложно спрогнозировать, как теперь распределятся потоки транспорта: «Считаю, легковушки поедут в Польшу через Литву. Круг получится около 200 км, но это лучше, чем стоять в бесконечных очередях в Бресте. Сейчас моя супруга в Минске, а я в Варшаве. Посоветовал ей ехать через Литву. Не думаю, что все желающие попасть в Польшу будут ехать со всей страны через „Варшавский мост“. На мой взгляд, колейка в Бресте увеличится, но не кратно. В любом случае теперь придется закладывать больше времени на поездку, в том числе на пересечение границы».

«А вот грузовики, работающие на польском направлении, поедут в Козловичи, объезжать через Литву не будут, —- дополнил собеседник. — Ранее Польша ввела правило: если загрузился в Польше и въезжаешь в Беларусь, нужен именно польский „дазвол“, даже если фура пересекает границу через Литву. Чуть позже Литва ввела такое же правило: загрузка в Литве — литовский „дазвол“. Поэтому у дальнобойщиков, работающих с Польшей, нет выбора — остаются только Козловичи. В январе — феврале традиционно объем перевозок снижается, поэтому катастрофы сразу после 10-го числа быть не должно. Закрыли бы Берестовицу в декабре перед Рождеством — был бы коллапс. Сейчас многие компании перестраивают логистические пути: через Турцию, напрямую в Россию в обход Беларуси (плюс 500 км). Этот процесс тоже повлияет на очереди на нашей границе».

Наш читатель Игорь, собственник транспорта, высказал другое мнение: «Те дальнобойщики, которые ездили на Берестовицу, в 70% поедут на литовские переходы. Потому что в Козловичах нередко встречаются перевозчики, которые лезут без колейки: условно, сегодня он выезжает с базы, завтра стоит в Бресте, несмотря на очередь в 20 км. Откровенно говоря, ситуация тяжелая и сильно непонятная. Сложно что-либо прогнозировать».

Оба спикера приходят к одному выводу: если из-за вынужденного объезда траты на логистику увеличатся, это отразится на конечной стоимости товаров.

Перераспределение

По данным пограничников, уже 10 февраля произошло перераспределение транспортных потоков. Скопление большегрузов увеличилось на литовском направлении перед пунктами пропуска Мядининкай (Каменный Лог), Шальчининкай (Бенякони) и Райгардас (Привалка). При этом скорость оформления машин польской стороной не увеличилась, процесс все так же идет медленно.

По состоянию на 16:00, представители ГПК сообщали БЕЛТА о ситуации в Бресте: «За текущие сутки появились автомобили, которые следуют из Гродненской области и изменили маршрут в связи с закрытием ПП "Бобровники". Кроме того, несколько автобусов, следующих из Гродно в Польшу, также были перенаправлены через Брест. Как правило, увеличение пассажиропотока наблюдается перед выходными днями, в воскресенье число пересекающих границу уменьшается. Пока существенного роста пассажиропотока мы не наблюдаем. Но со своей стороны готовы к его увеличению».

Автобусы и маршрутки

Компании, занимающиеся пассажирскими перевозками, также перекладывают маршрут. Например, Минсктранс сообщил, что с 10 февраля автобусы «Минск – Варшава» (с отправлением из Минска в 08-00, из Варшавы в 19-30) будут следовать через Барановичи, Брест, пункты пропуска «Брест»/«Тересполь», аэропорт им. Шопена, автовокзал «Заходний» в Варшаве в обоих направлениях. Заезд в Слоним, Зельву, Волковыск, Белосток осуществляться не будет.

«Пассажиры уже отреагировали небывалым спросом на автобусы и маршрутки, которые едут 9 февраля и 10 февраля в первой половине дня, билеты раскупили за считаные часы, — приводит слова сотрудников сервиса бронирования и покупки билетов Auto.Grodno. — Сейчас большинство перевозчиков переориентируются именно на литовский пункт пропуска „Райгардас“, с нашей стороны — „Привалка". Такой маршрут наши партнеры уже практиковали и ранее. Сейчас возникает вопрос, как к такому наплыву отнесутся литовские пограничники. К слову, на „Бенякони“ гродненские перевозчики тоже не поедут, потому что это дополнительный путь в 400 километров, пока этот вариант даже не рассматривается. На Брест наши партнеры-перевозчики тоже не могут ехать, потому что все компании, которые осуществляли рейсы через Берестовицу, не имеют права начать ездить через Брестский пограничный пункт без предварительного согласования, а это занимает определенное время. Проблема закрытия погранперехода „Бобровники“ — проблема исключительно Гродненской области. Минские перевозчики преимущественно ездили через Брест и на Вильнюс. Эти погранпереходы продолжают работать. А вот гродненским нужно полностью менять логистику. Это проблема именно нашей области. Информация о росте цен на билеты от перевозчиков пока не поступала».


10 февраля днем стало известно о вызове в МИД РБ Временного поверенного в делах Польши в Беларуси. «Ему заявлен решительный протест, — сообщает министерство. — Данный шаг обостряет и без того крайне сложную ситуацию на белорусско-польской границе, создает нечеловеческие условия для простых граждан и перевозчиков, наносит существенный вред как крупным экономическим операторам, так и мелкому бизнесу. Наибольший ущерб понесут европейские компании и граждане. Белорусские перевозчики границу пересекать не могут. Белорусская сторона оставляет за собой право принять адекватные меры реагирования».

Знакомы с ситуацией? Расскажите нам: ga@onliner.by или t.me/gaonliner.

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро