КРАСНОВ

Мотоциклисты в междурядье — это вообще нормально? Разбор опережений на МКАД

37 462
05 мая 2023 в 8:00
Автор: Виталий Петрович. Фото: Александр Ружечка
КРАСНОВ

Мотоциклисты в междурядье — это вообще нормально? Разбор опережений на МКАД

Автор: Виталий Петрович. Фото: Александр Ружечка

Это повторяется из года в год. Стартует очередной сезон, на дорогах появляются мотоциклисты, и вскоре обязательно приходят жалобы из-за того, что они ездят между рядами. Одни случаи действительно кажутся весьма опасными, другие не выглядят рискованными, но все равно раздражают некоторых водителей. Для чего мотоциклисты это вообще делают? Общего понимания вопроса нет. Попытались разобраться в ситуации вместе с Юрием Красновым, преподавателем, инструктором по вождению.

Видео с МКАД

Два недавних примера с МКАД. Первый — в исполнении мотоциклиста, который опережал поток в крайней левой полосе слева, в опасной близости к разделительному ограждению.

— Ситуация показывает нам, что нетерпеливыми могут быть не только водители автомобилей, но и мотоциклисты, — комментирует запись Юрий Краснов. — Такое опережение между автомобилем и разделительным ограждением само по себе очень опасно. Все мотоциклисты знают, что на разметке или на песке, который скапливается у края проезжей части, мотоцикл может повести, есть риск падения. И можно найти немало примеров, когда в подобных ситуациях мотоциклист не справлялся с управлением и врезался либо в отбойник, либо в машину, что с учетом всех факторов, включая скорость, может иметь самые серьезные последствия. То есть если что-то вдруг пойдет не так — беда.

К тому же даже если мотоциклист так уж уверен в своем мастерстве, это не дает ему право пугать окружающих его водителей.

На другом видео — маневры водителя BMW, который решил опережать мотоциклистов впритирку, по одной с ними полосе.

«Автомобиль чуть не зацепил ногу зеркалом, — рассказал автор ролика. — BMW ехал c пересечением желтой линии разметки и со скоростью, как показалось, под 120 км/ч».

— Конечно, водитель BMW еще больше угрожал безопасности движения, в первую очередь жизни и здоровью мотоциклистов, которых он опережал. Причем, как мне кажется, он просто хотел показать им, дескать, на мотоцикле нечего делать в крайней левой полосе, либо ему не понравилось, что мотоциклисты заняли сразу левый и средний ряд, — говорит ведущий рубрики. — Поэтому отчасти можно говорить о том, что автомобилиста спровоцировали. Но это не отменяет того факта, что человек не умеет контролировать свои эмоции. Возможно, если бы он немного подождал, мотоциклисты уступили бы ему дорогу.

В любом случае обе эти ситуации можно рассматривать как весьма опасное поведение водителей на дороге.

Авторитетное мнение

Думаете, Краснов строг? Вот вам еще одно авторитетное мнение.

— Соблюдение рядности на МКАД — это очень острый вопрос. Непонятная скорость в левой полосе, расположение на проезжей части при наличии свободной правой, выезд большегрузов в третью полосу — все это создает немало проблем, — отметил Дмитрий Евхименко, основатель и руководитель мотошколы KeyMotoSchool. — Часто люди не смотрят в зеркала в этой позиции. Отсюда и возникают проблемы с «лекарями» и «тошнотами». Нередко в начале мотосезона можно увидеть наклейки с надписью «Смотрите в зеркала: на дороге мотоциклисты». А часто ли сами мотоциклисты в третьей полосе смотрят по зеркалам? Поэтому обстоятельное разъяснение правил рядности на МКАД крайне необходимо. Ведь по сути это прообраз автобана. В Европе такие поступки повлекли бы большие проблемы.

Можно ли ехать в междурядье?

В начале сезона Юрий Краснов был участником семинара по безопасности, организованного мотошколой KeyMotoSchool, и там в числе прочего преподавателя как раз спрашивали о движении в междурядье.

— Дело в том, что в Правилах дорожного движения само определение полосы движения сформулировано достаточно своеобразно, — замечает преподаватель.

Правила дорожного движения:

Количество полос движения для транспортных средств (за исключением трамваев и одноколейных транспортных средств) определяется дорожными знаками «Направления движения по полосам», «Направление движения по полосе», «Направление движения по полосам» и (или) горизонтальной дорожной разметкой, а если их нет, то самими водителями с учетом ширины проезжей части дороги, габаритов транспортных средств и необходимых боковых интервалов между ними (п. 75).

Полоса движения — любая из продольных полос проезжей части дороги, обозначенная или не обозначенная горизонтальной дорожной разметкой и имеющая ширину, достаточную для движения транспортных средств (за исключением одноколейных) в один ряд (п. 2.50).

— «Ширина, достаточная для движения транспортных средств» — как это понимать с учетом того вопроса, который мы разбираем. Плюс есть оговорка об одноколейных транспортных средствах, то есть в первую очередь как раз о мотоциклах. Нигде четко не написано, что в полосе может ехать только одно транспортное средство, и это приводит к тому, что некоторые начинают трактовать ПДД так, как им удобно. Ведь если не написано, что нельзя — значит, можно? — продолжает ведущий рубрики.

— При этом широко применяется следующая трактовка, в том числе так учат во многих автошколах: машина едет в полосе одна, мотоциклисты могут ехать там вдвоем, параллельно друг другу. Машина и мотоцикл параллельно в одной полосе ехать не могут. Но это именно трактовка, нигде в ПДД это однозначно не прописано, — говорит инструктор.

Это не означает, что все мотоциклисты, которые едут между рядами (в том числе совершают опережения), не хотят следовать правилам безопасности и рискуют почем зря. Многие как раз считают, что это безопаснее. По словам преподавателя, существует сформировавшаяся стратегия поведения мотоциклистов на дороге, и вот она-то как раз предусматривает, что мотоциклист не должен ехать в потоке рядом с автомобилем. Потому что мотоциклиста могут не заметить, бортануть, с ним могут столкнуться и т. д.

— Поэтому зачастую мотоциклисты предпочитают двигаться хотя бы немного быстрее автомобилей: догнал, повисел в зеркалах, опередил. Еще один принцип — не ехать в полосе ровно по центру. Мотоцикл в междурядье хорошо виден водителям в зеркалах, а если ехать ближе к центру полосы, то в какой-то момент тебя могут не заметить, а это опасно. По той же причине некоторые мотоциклисты днем ездят со светом фар, причем с дальним: с одной стороны, это нарушение правил использования световых приборов, а с другой — мотоцикл лучше видно в потоке, а это уже безопасность, — рассуждает Юрий Краснов.

Еще один способ привлечения внимания — громкий звук выхлопа, перегазовки.

— Я понимаю, что такие проявления — это не вредность, а желание предупредить о своем присутствии. Но также понимаю, что для окружающих это неприятно, — отмечает преподаватель. — Я сам водитель. Бывает, едешь, и вдруг сбоку — дрын-дрын-дрын! А ты этого не ожидал совсем, будто кто-то подошел и внезапно в ухо крикнул. Конечно, реакция будет негативной.

Но важно помнить, что отнюдь не всегда мотоциклист поступает так из хулиганских побуждений, его цель — быть заметнее. Это конфликт интересов: мотоциклисты хотят безопасности, а водителям нужен комфорт.

Никто не говорит, что нужно оправдывать опасное поведение на дороге или грубые нарушения правил дорожного движения. Но зная мотивы своего соседа по полосе, проще прийти к взаимопониманию, и это как раз способствует повышению общей безопасности.

— Одно дело — аккуратно проехать между машинами, другое — делать это рискованно, создавать опасность. Я знаю, что есть страны, где мотоциклистам, наоборот, рекомендовано двигаться между рядов — именно для того, чтобы быть заметнее в потоке, — добавляет ведущий рубрики. — У нас, возможно, опасаются пойти на такую меру, потому что не ясно, как разбирать конфликтные ситуации и ДТП, которые все равно будут случаться. Допустим, автомобилям можно ехать только в полосе, а мотоциклистам — между. И кто будет виноват в случае столкновения?

Не стоит раздражаться

Вот еще одно видео с кольцевой. Мотоциклист решил проскочить между самосвалом и нагоняющим его по соседнему ряду автомобилем.

Но бывает, что непосредственной опасности нет, а автомобилистов все равно раздражает мотоциклист, пробирающийся между рядами.

— Типичная ситуация: машины стоят в заторе, а мотоциклист проезжает между ними. Некоторым водителям это неприятно: они же стоят, а он едет. Встречаются и такие, кто очень принципиально относится к подобным ситуациям: они блокируют возможность проезда, делают все, чтобы мотоциклист не смог пробраться вперед, обостряют конфликт. Лучше от этого никому, разумеется, не становится, — говорит инструктор.

— Это особенность нашего менталитета — обижаться друг на друга на дороге, пытаться чему-то учить.

К слову, уже поэтому мотоциклистам важно постоянно повышать свои навыки вождения, оттачивать собственное мастерство: на дороге многие относятся к ним предвзято, и любая ошибка вызывает много негатива — лучше просто не давать повода.

— Я был свидетелем ситуации, когда мотоциклист, проезжая вот так между рядов, ручкой зацепил боковое зеркало автомобиля. Безусловно, это не способствует повышению взаимоуважения на дороге, — рассказывает преподаватель. — А на улице Аэродромной как-то видел совсем курьезную ситуацию: водитель автомобиля стоял на светофоре, а мотоциклист пробирался мимо и зачем-то решил стать перед машиной. Не вполне понятно зачем, ведь он все равно разгонится быстрее со светофора. Но он объехал, попытался стать, и так совпало, что в этот момент загорелся зеленый: водитель автомобиля начал движение и бампером задел мотоцикл, в буквальном смысле напоролся на подножку. Она пробила бампер и переднее колесо, оба транспортных средства сцепились между собой. В итоге мотоциклист не может даже слезть с мотоцикла, а водитель автомобиля выходит и начинает кричать на него — ему обидно, ведь ДТП на ровном месте!

— Поэтому нужно учиться ездить. Хорошо, когда человек садится на мотоцикл, уже имея опыт управления автомобилем. Он знает, что может происходить на дороге, какие есть опасности, риски, и проецирует это понимание на свое новое транспортное средство. Гораздо хуже, когда молодые люди сразу садятся на байк: опыта нет, навыков зачастую тоже недостаточно, а скидку новичку дорога не сделает, — отмечает Юрий Краснов. — Но это не все. Нужно учиться общаться друг с другом, нормально, без агрессии. Где-то быть лояльнее друг к другу, понимать, почему сосед по потоку так себя ведет, знать нюансы. Кстати, я обращаю внимание, что люди, которые водят и мотоцикл, и автомобиль, всегда в таких вопросах более гибкие, они видят ситуацию с двух сторон. Вот и получается, что чем больше человек знает, чем больше он умеет, тем он осознаннее, тем более безопасно его поведение и тем лояльнее он в отношении других.

У вас есть тема для «Разбора с Красновым»? Пишите нам: pv@onliner.by или t.me/vitpetrovich.


Какая экипировка обязательно должна быть у мотоциклиста? Гайд от мастеров

модуляр (трансформер), поликарбонат, 1700 г
интеграл (закрытый), термопластик, 1300 г
открытый (3/4), термопластик, 1300 г

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by