ВелоПетрович

Что выбрать: электросамокат или велосипед?

19 097
14 мая 2023 в 14:00
Автор: Виталий Петрович. Фото: Максим Малиновский
ВелоПетрович

Что выбрать: электросамокат или велосипед?

Автор: Виталий Петрович. Фото: Максим Малиновский

Мы начинаем новый цикл, в котором будем сравнивать различные типы велосипедов и прочие средства персональной мобильности, для того, чтобы в реальных условиях выявить их сильные и слабые стороны, нюансы и специфику и, возможно, помочь вам определиться с выбором. Сегодня устроим тест-драйв горного велосипеда и электросамоката. Все по-честному, колесом к колесу!

Что мы сделаем

Задумка в том, чтобы прокатиться и на том, и на другом транспорте по довольно непростому маршруту и испытать все особенности поездки на разном рельефе. Сможет ли самокат тягаться с велосипедом на бездорожье? А кто окажется комфортнее на велодорожке? Правда ли, что движение на велосипеде отнимает больше сил?

Возьмем и проверим.

Маршрут выбрали такой: от станции метро «Уручье» рванем через здешний красивый парк в сторону «Новой Боровой», прокатимся и по обычным городским тротуарам, и по модным и правильным велодорожкам, посмотрим на деревенскую жизнь, а затем выедем в почти глухой лес и по трейловой трассе направимся к лесному озеру. Сделаем все дважды: на горном велосипеде и на электросамокате.

Что мы сравниваем

Прежде всего мы хотим испытать уже ставший традиционным и пользующийся популярностью горный велосипед. Поедем на одной из продвинутых, но уже архивных моделей Kellys. Ободные тормоза, колеса диаметром 26 дюймов, три звезды спереди, восемь сзади, стандартный для массового MTB набор передаточных соотношений, типичная «зубастая» резина, которая всегда кажется чрезмерно агрессивной для городского асфальта, но нас же ждет лес — вот и посмотрим на нее в подходящей среде.

Такой велосипед по своим характеристикам очень близок к любому добротному горнику в ценовом сегменте до 1500 рублей.

27.5", рама 20", горный, кросс-кантри, алюминий, вилка амортизационная, трансмиссия 27 скор. (3х9), переключатели: задний Shimano Altus/передний Shimano Altus, тормоз дисковый гидравлический, вес 13.8 кг
26", рама 18", горный/фэт-байк, сталь Hi-ten, вилка жесткая (алюминий), трансмиссия 8 скор. (1х8), переключатели: задний Shimano Altus, тормоз дисковый механический
27.5", рама 19", горный, сталь Hi-ten, вилка амортизационная с ходом 100 мм (алюминий), трансмиссия 9 скор. (1х9), переключатели: задний Shimano Altus, тормоз дисковый механический

А в красном углу — новый герой публики: электросамокат. У нас тестовая новинка от бренда White Siberia. Алюминиевый корпус, заявленный запас хода в 55 км, дисковые тормоза на обоих колесах, условно вседорожные покрышки, амортизация спереди и максимально допустимая скорость в 25 км/ч.

Нам важно, что в принципиальных моментах этот самокат схож с другими популярными моделями, в том числе доступными в кикшеринге: та же скорость, сопоставимая динамика, вес и ходовые качества.

взрослый/подростковый (макс. 100 кг), до 25 км/ч, мощность 350 Вт, запас хода 65 км, аккумулятор 15.3 А·ч, задний привод, колеса 10"/10", вес 19.1 кг
Выбор покупателей
Onlíner рекомендует
взрослый/подростковый (макс. 100 кг), до 25 км/ч, мощность 250 Вт, запас хода 30 км, аккумулятор 7.8 А·ч, передний привод, колеса 8.5"/8.5", вес 12.5 кг
взрослый/подростковый (макс. 120 кг), до 25 км/ч, мощность 450 Вт, запас хода 75 км, аккумулятор 15.3 А·ч, задний привод, колеса 10"/10", вес 24.3 кг

Парковые дорожки

От станции метро «Уручье», вдоль проспекта Независимости, мы спустились к улице Шафарнянской и раскинувшемуся там парку. Он красивый, в Уручье его очень любят, но для скоростных заездов на чем бы то ни было этот парк не подходит совершенно: там принято неспешно прогуливаться, играть с детьми, наблюдать за уточками — в общем, нечего носиться и мешать людям отдыхать. Поэтому поедем медленно и аккуратно. По пути замечаем отсутствие огромного рекламного щита «БелАЗ», который лет за 20 стал родным для всего района, а теперь исчез почти бесследно. Впрочем, те следы, которые пока все же остались, пришлось объезжать по сложенному из досок тоннелю — интересные ощущения.

Дождей особо не было, но и солнце пока только разогревается, поэтому парковые грунтовые дорожки находятся в идеальном состоянии: не размокли и не пылят, ехать одно удовольствие. Но есть и важный момент: закладывать резкие виражи и слишком уж наклонять свой транспорт в поворотах не рекомендуем категорически. Грунт с песочком легко могут подловить на чрезмерной самоуверенности: глазом не успеешь моргнуть, как пойдешь юзом и окажешься на земле. Поэтому еще раз: катим неспешно, наслаждаемся видами.

В таком парке любой велосипед подарит вам максимум удовольствия. Нет каких-либо заметных неровностей, нет подъемов и спусков, на которые необходимо взбираться: катишься совсем не напрягаясь, выискиваешь тех самых уточек на водоеме да слушаешь приятный шелест песчинок под колесами.

Что касается электросамоката, то удовольствие оказалось не столь однозначным. С типом покрытия он справляется также на пятерку с плюсом, а вот по части получения удовольствия могут возникнуть некоторые вопросы. И связано это с тем, что самокат, как и многие другие виды электротранспорта, достаточно неохотно едет на небольшой скорости. Он резкий, и к этому нужно привыкнуть. Рычаг скорости на руле не особо чувствителен, еще нужно приноровиться, чтобы почувствовать диапазон его работы, а не ездить в режиме «газ — тормоз».

В общем, матрасная покатушка по парку чисто технически легко далась обоим конкурсантам. Но если на велосипеде мы именно катались, расслабляясь в лучах майского солнца, то на электросамокате ехали по маршруту, с нетерпением ожидая участка, где уже можно будет дать газ в пол.

Тротуары и велодорожки

Из парка возвращаемся на улицу Шафарнянскую и едем в направлении улицы Авиационной и «Новой Боровой». Уручье-6 появилось куда раньше кварталов в деревне Копище, но оно сохраняет свой уют, который особенно заметен в теплое время года: все Уручье утопает в свежей зелени, а новым районам приходится плавиться на солнце и мечтать о спасительной тени больших деревьев.

На Шафарнянской попытались обустроить велодорожку, она тянется на участке между улицами Городецкой и Гинтовта по нечетной стороне. Места достаточно, и разделение потоков получилось образцовым, хромает лишь качество дорожного покрытия. На велосипеде, да еще и горном, это не так заметно, а вот электросамокат на своих небольших колесах с жесткостью отбойного молотка передает все неровности в руки и колени. А ведь у нас модель со вполне рабочей передней амортизацией и увеличенными колесами с мягкой резиной. Отсюда рекомендация: чуть подпружиньтесь на своем транспортном средстве, то есть подсогните колени, локти, не перенапрягайте запястья — амортизируйте себя сами, чтобы не получить неприятные ощущения с еще более неприятными последствиями.

Велодорожки на противоположной стороне улицы нет, есть полузаниженные бордюры, которые неприятно преодолеваются и на велосипеде, и в еще большей мере на самокате. Важно проявлять осмотрительность. Пешеходы ходят там, где им удобно, и не всегда линейно: у них телефон, собачка на поводке и мороженка, а у вас только груз ответственности — не разгоняйтесь. Остановка общественного транспорта — это всегда проблемная зона, так как кто-то непременно выйдет из-под навеса, кому-то нужно успеть на прибывший троллейбус, или кто-то, наоборот, внезапно вывалится из открывшихся дверей, не глядя по сторонам. В общем, не зевайте, лучше оставлять такие места в стороне.

Авиационная начинается здесь симпатичным подъемом, который с непривычки может показаться даже крутоватым. Это если вы на велосипеде. Совет простой: скинуть передачу, чтобы было легко крутить, и терпеть, стараться дышать ровно. Подъем короткий, он быстро закончится. Если терпеть тяжело, можно попытаться взять его рывком, заодно узнаете свой подпредельный пульс. Вопрос: оно вам надо?

И вот тут-то электросамокат набирает очки: ему все равно, вверх или вниз. Электродвигатель гудит, градиент съедает пару-тройку ваших километров в час, но все равно самокат очень лихо заскакивает на эту горочку. Пульс в норме, ноги не болят. Возможно, этот транспорт — то, что вам нужно, если нет цели заниматься физкультурой.

В «Новой Боровой» все очень хорошо с велодорожками: они есть на каждой улице (по крайней мере, с одной стороны), и покрытие пока еще находится в отличном состоянии. Спутать велодорожку и тротуар невозможно: есть обозначения, разметка, да и само покрытие разное. Нет лишь привычки обращать на это внимание: пешеходы идут там, где им нравится, мамы катят коляску по ровному асфальту, а не по плитке, дети бегут зигзагами — в общем, опять-таки не разгоняйтесь, как есть — так есть.

Не разгоняться на велосипеде проще, но и электросамокат свои обязанности отрабатывает безукоризненно. Тормоза у него оказались на удивление эффективными, главное — правильно тормозить. У двухколесного транспорта непосредственно за торможение отвечает передний тормоз. Задний призван помогать, в том числе стабилизировать транспортное средство. Поэтому работаем и на велосипеде, и на самокате обоими тормозами: мягко, но уверенно, стараясь не заблокировать, а именно замедлить колеса до самой остановки. У самоката, к слову, центр тяжести пониже: гораздо меньше риск опрокинуться, резко зажав только передний тормоз и не сместившись назад.

С маневренностью у конкурсантов также полный порядок, с той лишь оговоркой, что к управлению электросамокатом нужно привыкнуть. Велосипед многим знаком с детства, а вот штуковину, которая едет сама по себе, еще нужно узнать поближе — имейте это в виду. Управляемость сильно зависит не только от того, что вы делаете рулем, но и от того, как вы располагаетесь на самокате. На нем можно и нужно двигаться: привставать или, наоборот, больше сгибать колени, чтобы ниже опускать центр тяжести, переносить вес на одну или другую сторону при повороте. Это отчасти напоминает езду на скейтборде.

Ну а горный велосипед для велодорожки — откровенно не лучший выбор. То есть на нем можно ехать, это вполне комфортно, но резина шумит, не катит: пересядьте на гибрид или шоссейник и сразу почувствуете, что это значит. С другой стороны, стоимость MTB в среднем гораздо ниже, чем, вероятно, и объясняется его массовость. Совет, который нужно дать: на хорошей дороге блокируйте амортизационную вилку, если у нее есть такая функция. Это исключит ненужное раскачивание и позволит немного сэкономить силы.

Лес и трейлы

Мигом проезжаем через Валерьяново в направлении леса. Ожидание ремонта — нормальное состояние для многих деревенских дорог, так что неожиданностей не было, видали места и похуже. В целом, не разгоняясь и маневрируя, проехать можно почти везде. По крайней мере, до тех пор, пока дорогу или бездорожье не размоет дождем.

Мы направляемся через лес к тайному озеру, о котором уже рассказывали раньше и о котором хорошо знают жители кварталов по соседству. Туда ведет лесная тропа, которую постарались превратить в трейл. Получилось хорошо, и для нас теперь это станет отличным полигоном для испытания возможностей электросамоката: то, что здесь можно проехать на велосипеде, мы уже знаем.

Проезд на тропу заслонен нарубленными ветками, и это становится первым экзаменом. Для велосипеда это несерьезная преграда, главное, ехать аккуратно, чтобы ничего не попало в спицы.

Самокат также справляется. Очень выручают колеса увеличенного диаметра и вседорожные покрышки. Идет, конечно, жестковато, нужно приноровиться к этому и быть осторожным, чтобы не потерять равновесие.

Дальше трейлы: вверх — вниз. Хорошенькая дорога для велозабав, главное, не затяжелять передачу и наслаждаться подпрыгиваниями. Это территория MTB, и езду на нем берем за эталон. Прежде мы ехали здесь на шоссейнике, а это совсем не то. Горный велосипед — цепкий, динамичный, хорошо управляемый на такой трассе. Даже если у вас не много опыта, обязательно попробуйте такую езду — это интересно и неопасно, если проявлять благоразумие.

Теперь самокат. Давайте откровенно: это не его территория, мы просто хотим понять, способен ли он в принципе здесь проехать. Ведь электросамокат вполне можно использовать как полноценный вид транспорта, и не на всех маршрутах есть идеальные велодорожки — нужно понимать, что он может.

У нашей модели задний привод, колесо гребет как надо. На проселке бывают даже пробуксовки, из-под колеса вылетает опавшая хвоя. Чтобы догрузить ведущее колесо, чуть смещаемся назад. Необходимо привыкнуть к тому, чтобы тоньше работать рычагом газа — на плохой дороге важно не перегазовать, но и не прекратить движение совсем.

Трейлы не стали для электросамоката серьезным препятствием. Это тоже было весело: реактивная доска с рулем, на которой то опускаешься вниз, то подлетаешь будто на трамплине. Серьезный тест, и самокат его выдержал.

Смешно, но он даже отыграл очко в экзамене на проходимость. На велосипеде ты все равно сидишь повыше, а на самокате можно присесть и проехать под упавшим деревом. Не повторяйте этого, если не уверены в безопасности трюка.

Но есть и нюанс: наш самокат действительно тяжелый, он весит раза в два больше даже горного велосипеда. Поднимать и таскать его очень неудобно, проще протолкнуть через препятствие снизу, если это возможно. На самом деле это очень большой недостаток модели. Если нет возможности закатить самокат к месту стоянки и его придется всякий раз складывать и тащить куда-то по лестнице — это нерешаемая проблема, он для этого не подходит. Ручка складывается, вроде и есть возможность нести, но вес такой, что даже для взрослого мужчины это будет нагрузкой сродни той, ради которой приходят в спортзал (с той лишь разницей, что вряд ли удастся нормально выпрямить спину и напряжение уйдет именно в нее, а не в руку). Девушкам таскать такие тяжести и вовсе не рекомендуется ни при каких условиях.

Финальный тест — объезд препятствия по ограниченной траектории. И велосипед, и электросамокат справляются безупречно. Все отличие в том, что на одном нужно крутить педали, а другой едет сам. Сравнивать скорость не имеет смысла, так как на велосипеде этот параметр для каждого индивидуальный.

В довершение еще немного покуражились возле озера. Есть там пригорки и спуски, которые даже на велосипеде проходятся экстремальнее трейловой трассы, а уж на самокате и подавно. То, что по ним в принципе удалось проехать, — очко электротранспорту, который оказался готов не только к хорошим городским дорожкам, но и к лесному бездорожью.

Наши выводы

И самокат, и горный велосипед отлично проявили себя на маршрутах, которые, скорее всего, могут быть привычными и для вас. И все же предназначение этих транспортных средств различно.

Электросамокат, как нам кажется, это больше транспорт, а не развлечение. Забавно прокатиться на нем недолго по какому-то интересному маршруту, но все же главное его достоинство — в возможности достаточно быстро и комфортно доставить вас из одной точки в другую. И уж точно электросамокат — это не про спорт. Едва ли это ваш выбор, если вы собираетесь подтянуть физическую форму, сбросить лишний вес или начать вести более активный образ жизни. Зато самокат можно использовать в качестве основного вида транспорта в теплый сезон. Он вполне подойдет для того, чтобы даже в официальной одежде примчаться на работу или учебу — душ не потребуется.

Электросамокат
Это не спорт, но это и не плохо. Электросамокат — это городской транспорт. Доехать до работы или учебы, вернуться к автомобилю на парковку или сразу домой. Вы можете выбрать подходящую одежду без риска вспотеть за время пути.
Нравится
Динамика
Ходовые качества
Эффективность тормозов
Большая площадка для ног
Информативный дисплей
Хорошее освещение: фонари и боковые панели
Не нравится
Вес
Резкость
Слабая чувствительность рычага газа
взрослый/подростковый (макс. 120 кг), до 55 км/ч, мощность 1000 Вт, запас хода 77 км, аккумулятор 20 А·ч, задний привод, колеса 11"/10", вес 37.5 кг
взрослый/подростковый (макс. 145 кг), до 85 км/ч, мощность 6000 Вт, запас хода 80 км, аккумулятор 35 А·ч, полный привод, колеса 11"/11", вес 40 кг
взрослый/подростковый (макс. 100 кг), до 25 км/ч, мощность 350 Вт, запас хода 65 км, аккумулятор 15.3 А·ч, задний привод, колеса 10"/10", вес 19.1 кг

Велосипед — это всегда про физическую активность. Он проедет там, где вам нужно, и с той скоростью, на которую вы способны. Горник удобен на бездорожье, он мягкий, маневренный. Это не самый подходящий вариант для хорошего покрытия ввиду избыточности своего потенциала: слишком внедорожный для асфальта. Но с учетом своей доступности на рынке горный велосипед был и останется популярным у велосипедистов любого уровня подготовки.

Горный велосипед
Велосипед — это спорт, активность. Со всеми вытекающими последствиями. Провести отличное кардио — да. Покататься в выходной день ради удовольствия — да. Приехать на работу без возможности посетить душ — нет.
Нравится
Вседорожность
Мягкость
Набор скоростей
Устойчивость
Динамика
Активность
Не нравится
Избыточность для хорошего асфальта
Вес
Свист резины на асфальте
29", рама 17.5", горный, алюминий, вилка амортизационная с ходом 100 мм (алюминий), трансмиссия 24 скор. (3х8), переключатели: задний Shimano Altus/передний Shimano, тормоз дисковый механический
29", рама 19", горный, трэйл, алюминий, вилка амортизационная с ходом 100 мм (алюминий), трансмиссия 8 скор. (1х8), тормоз дисковый механический
29", рама M, горный, трэйл, алюминий, вилка амортизационная с ходом 100 мм, трансмиссия 16 скор. (2х8), переключатели: задний Shimano Altus/передний Shimano Altus, тормоз дисковый гидравлический, вес 13.9 кг

 

 

 

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by