Исследования главных автодорог страны, которые мы начали с Юрием Красновым, преподавателем и инструктором по вождению, привели нас на трассу М1 (Брест — Минск — граница России). «Олимпийка», как ее еще называют по старой памяти, безусловно, особенная во всех отношениях. Протяженностью за 600 км она была и остается одной из главных не только для грузового транспорта, но и для легковых авто, снующих на запад или на восток. Осилить ее в один присест — задача не из легких, поэтому исследовать будем в два захода. И сегодня отправляемся из Минска в Брест.
Некоторые минские водители ошибочно полагают, что М1 начинается сразу за пересечением проспекта Дзержинского и МКАД: то есть выехали из Минска и держим курс на Брест, никуда не сворачивая. Логично, но не верно. От МКАД в направлении Фаниполя и Дзержинска ведет автодорога Р1, которая в районе Дзержинска и вливается в «олимпийку».
К слову, теперь любят вспоминать, дескать, к 1980 году М1 на белорусской территории была завершена не полностью. Это так, но для многих магистраль прочно ассоциируется именно с подготовкой к московской Олимпиаде.
Мы выезжаем из Минска и едем по трассе Р1, стремясь поскорее попасть на М1. И ехать меньше 30 км, и дорога широкая, но Краснову здесь не нравится.
— Здесь постоянно происходит какая-то вакханалия, — ворчит он. — В ПДД же написано: вне населенных пунктов запрещается занимать левые полосы движения при свободных правых (п. 79.1. — Прим. Onlíner). Но наши минские водители, которые привыкли к такой же трехполосной МКАД, знают, что лучше ехать в средней полосе, иначе в крайней правой под тебя все время кто-то вылетает. Вот и получается, что на дзержинской трассе правая полоса бесполезная — по ней никто не ездит. Возникает вопрос: зачем она тут нужна?
Проблема правой полосы на МКАД хорошо известна: короткие полосы разгона, много съездов и выездов. Ехать там и правда бывает некомфортно. Р1 в этом отношении иная. Но ведь привычка — вторая натура, как говорят.
— Вот казалось бы: широкая дорога, три полосы. Давайте распределимся: самые медленные — справа, самые быстрые — слева. Но вся трасса каждый раз забивается хаотично, здесь всегда много лишних перестроений. И тот, кто торопится, едет в левой, видит, что она занята, пробует уйти в среднюю, там тоже машины, а правая вроде свободна, и он лезет туда — в общем, постоянные перемещения. А чем больше вот таких перемещений, тем больше на дороге опасных ситуаций, — продолжает инструктор.
В будний день это не так заметно, самое характерное время — дачный сезон, выходные дни.
— Я помню время, когда ее только такой сделали. Помню, как ехал из Бреста, вижу — трехполосная дорога. Думаю про себя: по правилам же нужно в крайней правой ехать — перестраиваюсь туда. И понимаю, что я еду по ней один, периодически только догоняю кого-то, кто едет совсем медленно. И хочешь не хочешь, начинаешь задумываться: чего я еду в этой правой полосе, если все едут по второй и по третьей? — отмечает ведущий рубрики.
За Птичью Р1 распадается надвое, встречная полоса прячется за пролеском. Нетипичная история для белорусских дорог, хотя в целом в мировой практике решение отработанное: противоположные направления расходятся в стороны, а по середине появляется мотель, АЗС, торговый центр. В результате отовсюду есть удобный заезд и выезд, можно не тратиться на возведение развязки.
К качеству дорожного полотна больших претензий нет. Там, где оно совсем износилось, асфальт меняют.
На трассе оборудованы подземные пешеходные переходы, но встречаются и наземные, в том числе печально известный переход возле «Дедовой корчмы». Проблему пытались решить техническими средствами, и определенные результаты есть. Впрочем, после каждого ДТП в таких местах повторяют: наземный переход на скоростной трассе хорошим и совершенно безопасным не может быть по определению.
В районе Дзержинска Р1 вливается в трассу М1, которая обходит Минск стороной. В 130 км отсюда по схожему принципу организовано слияние с трассой Р53, ведущей из столицы через Борисов. Когда-то дорога из Бреста на Москву шла через Минск, «олимпийка» позволила транзитному транспорту не нагружать столицу и оставлять ее в стороне.
— Трасса М1 в направлении Бреста для меня родная, я постоянно по ней езжу в деревню, под Мир. Только чаще выезжаю из города по слуцкой трассе и оттуда сворачиваю на брестскую, а по Р1 езжу редко, под настроение, — рассказывает Краснов.
М1 для многих родная на разных участках: до Бреста или до Барановичей, до Орши или до Москвы. Многие из Минска в Смолевичи и Борисов едут по М1, не желая соваться лишний раз на Р53, где сначала было узко и опасно, а теперь ремонт. И «олимпийке», как старому знакомому, многое прощают. Хотя в последние годы все чаще с сожалением говорят о том, что трасса уже не та: подустала, и это чувствуется.
— Чтобы считать дорогу хорошей, недостаточно асфальта без ям. Под асфальтом же подложка, и вот на М1 она, чувствуется, местами заметно просела. В результате образовались перепады, стыки нехорошие. Едешь себе — ты-дын, в подвеску бьет, очень похоже на искусственную неровность. Наверное, это бетон так поднимается под асфальтом. На других трассах такое встречается разве что где-то на путепроводах, а здесь это повсеместно, — отмечает ведущий рубрики.
Таких ты-дын на пути до Бреста было много — мы сбились со счета. При этом нельзя сказать, что дорогу не ремонтируют. Бригады встречаются то и дело, и асфальт в целом неплохой. Проблема явно глубже и требует более обстоятельного вмешательства, да и жара в этом плане явно не помогает.
О пешеходном переходе через М1 в районе поворота на Колосово мы рассказывали 5 лет назад, но и теперь, подъезжая к этому месту, Краснов с содроганием вспоминает свои ощущения. Вот вам и яркая иллюстрация того, что такое нерегулируемый наземный переход на скоростной трассе.
— Я помню, как сам там пытался перейти дорогу во время того репортажа — это просто какой-то кошмар. А ведь когда едешь в автомобиле, то этого не понимаешь. И только когда выходишь на этот переход, до тебя доходит, как там опасно. Хоть есть знаки, понижающие скорость, но все равно. Пятница, вечер, все едут на дачи, или воскресенье, когда все возвращаются, — как эту дорогу перейти? Это один из самых опасных пешеходных переходов, которые я видел, — признается инструктор.
К теме пешеходных переходов мы раз за разом возвращаемся на каждой трассе, которую исследуем, но на «олимпийке» свои особенности.
— По другим дорогам едешь, по той же гродненской трассе — там переход за переходом. Так не должно быть, но так есть, и ты к этому привыкаешь, ты всегда начеку. А на М1 наземных переходов немного на самом деле. И вот ты едешь и едешь много километров, ни о чем таком не думаешь, и тут раз — пешеходный переход. И на нем обязательно кто-то будет. Где-то много этих переходов и нет никого, а тут один на длинном участке — и с людьми. И всякий раз это как холодный душ на М1, — говорит наш водитель.
Как бы там ни было, на Р1 и затем недолго на брестской трассе, по крайней мере до «Весты», ехать было приятно уже потому, что кругом все зелено.
— Что мне не нравится в брестской трассе, так это то, что на значительном отрезке здесь она совершенно одинаковая, как пустыня просто: поля да поля — скучно! — вдруг пожаловался Краснов.
Замечаем велосипедиста, который крутит педали куда-то по обочине. Вообще-то, велосипедистам сюда нельзя, ведь М1 — обозначенная дорога для автомобилей, то есть ехать можно только на авто, мотоциклах или автобусах. Но там, где неподалеку есть деревни, будут и велосипедисты, сколько знаков ни повесь.
На «олимпийке» предусмотрено немало мест для остановки и отдыха, но далеко не все они оборудованы подходящим образом. Мало остановиться в чистом поле, нужна какая-никакая инфраструктура.
— Стоянки есть, а туалетов нет, — разводит руками ведущий рубрики. — На других трассах, когда туалета нет, — для мальчика это не проблема: есть деревья, кусты. А здесь пустыня: некуда деться.
Спасают, как всегда, заправки, ну и придорожные кафе, рядом с которыми всегда стоит немало автопоездов: дальнобойщики — целевая аудитория таких заведений.
Так за беседой добрались до зубра — известной фигуры чуть в стороне от трассы. Зубр, нужно сказать, в полном порядке, да и поблизости вовсю велись работы, обустраивались парковочные места. Видно, все уже устали от водителей, которые ломились к зубру через поле, чтобы сделать селфи: теперь символ будет общедоступным в более цивилизованном формате. Что и говорить: заслужил. Он да ветряки неподалеку — возможно, самые частые объекты для фотографирования на всей брестской трассе.
Зашел разговор про камеры скорости. Их на трассе М1 достаточно много, в том числе есть участки, где контролируется средняя скорость движения.
— Камер немало, но они хорошо обозначены. Кто знает, тот так и ездит: от камеры до камеры. К контролю средней скорости люди тоже уже привыкли, хотя за некоторыми очень интересно наблюдать. Ну поставили камеры средней скорости, ну езжайте вы все вместе! Нет, обязательно кто-то будет ехать со скоростью 128,5 км/ч, чтобы тебя объехать. Я еду 120 км/ч, а он сзади прессует — дай ему проехать. Ладно, я перестраиваюсь, и он полчаса начинает меня опережать. А потом еще и тормозит впридачу: ему же нужно, чтобы средняя скорость не была превышена, — со смехом рассказывает преподаватель.
К слову, в одном месте работа таких камер показалась странной. Среднюю скорость они отслеживают, но те, кто сворачивает на Негорелое или, наоборот, выезжает с той стороны, под контроль, выходит, не попадают и поэтому едут как вздумается, удивляя остальных.
— А еще на этой трассе бывают ловушки: висит знак «70», впереди пешеходный переход, установлен знак о том, что ведется фотофиксация. Водители проезжают переход, впереди видят знаки «100», «120» и начинают ускоряться по привычке. Но камера стоит чуть ближе этих знаков — соответственно, на +10 многие попадают, со мной это тоже случалось, — признается опытный инструктор.
— Но вообще, предупреждение о том, что работает фотофиксация, перед пешеходным переходом — это правильный ход. Когда водители видят камеру, они обычно замедляются даже ниже разрешенной скорости. Соответственно, по своему эффекту это более безопасно, чем просто знак ограничения, на который некоторые и внимания не обратят, — считает Краснов.
За Барановичами поля сменяются лесом. Появляются знаки, предупреждающие о возможности появления диких животных. Знаки есть, а оградительной сетки нет, приходится водителям уповать на собственное не то внимание, не то везение. Ограждение вообще не самая сильная черта трассы М1: отбойник на разделительной полосе зачастую исчезает, а когда есть, то не вызывает уверенности. Вяловат он для тяжелого грузового транспорта, свидетельств тому немало.
— Есть же еще такой нюанс: когда мест для разворота и развязок мало, а разделительное ограждение есть не везде, некоторые водители разворачиваются как попало в не предназначенных для этого местах. Разумеется, это может нести определенную опасность для остальных, — указывает преподаватель.
Он совершенно прав, во время этой поездки мы видели два-три примера таких разворотов.
Ближе к Бресту заметили еще одну любопытную закономерность.
— Смотри, знак населенного пункта, но установлен знак ограничения скорости — «80». Правильно: зачем мне это расстояние непосредственно до пешеходного перехода ехать со скоростью 60 км/ч? Это только раздражает водителей и провоцирует нарушение. Снизились до 80, потом, где нужно, до 60, затем снова в набор. Ближе к Минску я нигде такого не видел. Там если населенный пункт, то ты должен 3 км ехать со скоростью 60 км/ч, что не всегда оправданно, — делится наблюдениями ведущий рубрики.
То, что Брест совсем близко, становится понятно по тому, как много населенных пунктов встречается по дороге. Теперь это уже не назвать пустыней.
— По ощущениями, от Минска до Кобрина доехали быстрее, чем от Кобрина до Бреста — еле тянемся, — снова ворчит Краснов. — Вот такая она и есть — М1 до Бреста: дорога, дорога, развязки и развороты в неположенном месте в исполнении тех, кто не может дотерпеть. А вот кто-нибудь мне может объяснить: ремонт этого моста через Муховец длится бесконечно, что ли? Как не приедешь — они его ремонтируют!
У вас есть тема для «Разбора с Красновым»? Пишите нам: pv@onliner.by или t.me/vitpetrovich.
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ok@onliner.by