17 ноября 2018 в 8:00
Автор: Андрей Журов. Фото: Александр Ружечка

«Две недели — двое погибших пешеходов. В чем вина водителей?» Разбор наездов в аварийном месте трассы М1

Автор: Андрей Журов. Фото: Александр Ружечка

Две недели назад на трассе М1 произошла авария с трагическими последствиями. Возле поворота к поселку Колосово погибла пешеход: водители легковых автомобилей женщину пропустили, а вот шофер грузовика не остановился... На днях в этом месте вновь сбили пешехода — мужчина был доставлен в больницу, где скончался. Как говорят дачники, которые обычно пользуются данным переходом, это одно из самых аварийных мест на дороге Брест — Минск — граница России. Когда оказываешься на месте происшествия, впору ужаснуться ситуации, в которой оказываются как водители, так и пешеходы. Автомобилисты зачастую и рады бы пропустить, но не успевают погасить скорость, даже заметив человека возле края проезжей части.

Врезались автомобили, а погибла пешеход...

Наиболее сложная ситуация на трассе М1 складывается в выходные дни, когда поток заметно увеличивается. Резонансное происшествие случилось утром 3 ноября, в субботу, возле поворота к поселку Колосово (Столбцовский район). Сразу несколько человек сообщили в редакцию Onliner о трагедии.

— Я ехал в Барановичи и тоже видел последствия, — вспоминает Юрий Краснов. — Многие поначалу решили, что погиб пассажир легкового автомобиля, но это не так. Как оказалось, в легковушки, остановившиеся для пропуска пешехода, врезался грузовик, перевозивший свеклу. Машины от удара продвинулись и сбили женщину.

На месте происшествия до сих пор можно найти осколки фар, бамперов и других кузовных элементов, на обочине валяется свекла.

В ГАИ тогда уточнили, что произошла цепная реакция: водитель автопоезда Volvo врезался в Geely. От удара легковая машина продвинулась и столкнулась с Lancia, которая сбила женщину (1940 г. р.). Она скончалась на месте происшествия.

Мог ли пожилой человек, которого пропускали как минимум двое водителей, предугадать такое развитие событий? В подобной ситуации пешеход стремится поскорее пересечь проезжую часть в благодарность перед остановившимися автомобилистами.

Также в этой аварии пострадал пассажир (1995 г. р.) Geely. Молодого человека доставили в районную больницу.

Как сообщали очевидцы, перед автопоездом двигался еще один грузовик. Водитель, когда понял, что не успевает остановиться, принял правее. Соответственно, времени на реакцию у движущегося следом шофера Volvo было еще меньше — обзор оказался ограничен. По словам свидетелей ДТП, первый грузовик вскоре уехал.

Ведущий «Разборов...» связывался с данным пользователем. Тот подтвердил комментарий, упомянув, что ситуацию полностью наблюдала супруга. Для нее увиденное стало сильным потрясением, и сейчас она не готова вновь вспоминать детали происшествия.

— У дальнобойщиков есть привычка ехать друг за другом, — замечает Юрий Краснов. — По секрету скажу, что их учат как можно реже применять торможение. Это объясняется несколькими причинами, в том числе экономией топлива. Поэтому самые страшные аварии происходят тогда, когда водитель грузовика не успевает среагировать на опасность в плотном потоке.

«Не ходим, а мучаемся...»

Уже при подъезде к злосчастному переходу становится понятно, что обстановка тут очень непростая. На этом участке необходимо снижать скорость — установлены знаки «90», есть датчики фотофиксации. Но такие меры не спасают ситуацию — опасность буквально витает в воздухе. На наших глазах пешеход бегом преодолевает опасные метры.

Это довольно оживленный переход, учитывая, что речь идет о скоростной трассе. Только при нас «зебру» пересекли несколько человек. Причем это были одиночные пешеходы, заметить которых сложнее.

Встречаем женщину, которая идет от железнодорожной станции к своей даче. Елена Валентиновна знает путь наизусть — за 28 лет изучила его детально. По ее словам, в дачный сезон дорогу тут пересекают тысячи людей — с пожитками, детьми, собаками.

— С этим переходом надо что-то делать. У меня фликер, а толку, — демонстрирует наклейку на рюкзаке дачница. — Мы не ходим, а мучаемся. Сначала три километра нужно пройти от станции электрички до трассы, потом еще два — до дачи, кому-то даже дальше. Но это полбеды, самое сложное — пересечь дорогу. В этом году меня с собакой дважды чуть не сбили. В прошлом году под колеса едва не попала дочь.

Тяготение пешеходов, подтверждают местные жители, будет существовать всегда. Даже в холодное время года дачники приезжают на свои пять соток. За лесом размещен целый массив. Елена Валентиновна берется перечислять садовые товарищества: «„Искра“, „Математик“, „Полиграфист“, „Верасок“, „Пищевик“, „Механизатор“... И это не все, там тысячи домов!»

Вопрос в принципе должен ставиться иначе: что делает на скоростной трассе нерегулируемый пешеходный переход?

Как погасить энергию?

О трагедии, случившейся две недели назад, наша собеседница, конечно, слышала. О погибшей известно немногое — 1940 г. р., проживала в Столбцах. Вероятно, тоже направлялась к дачам... А куда еще?

— Поток автомобилей постоянный: фуры, легковушки, военные грузовики... — вздыхает дачница.

Словно в подтверждение этих слов в сопровождении ГАИ появляются несколько автопоездов, которые транспортируют крупногабаритный груз.

— Одно направление остановилось, — Елена Валентиновна описывает стандартную ситуацию, в которой оказалась на днях. — Я дошла до середины дороги, а водитель со встречки проехал даже не притормозив.

Со стороны пешехода может показаться, что автомобилисты действуют так умышленно. Однако заметим, что даже при соблюдении установленного скоростного режима в 90 км/ч (поток движется примерно с такой скоростью) спокойно остановить машину крайне сложно, пусть ты и заранее увидишь человека.

Представьте, каково это — погасить такую энергию? Очень непростая задача. Это имеет мало общего с безопасностью. Один водитель начнет тормозить, но кто гарантирует, что движущиеся следом успеют среагировать и правильно определят намерения переднего автомобилиста?

Юрий Краснов предлагает дачнице помощь — перейти дорогу вместе. Он надевает световозвращающий жилет, после чего приближается к переходу и всматривается в горизонт.

— Тактика такая: подойти к краю проезжей части и спокойно ждать разрыва в потоке, — инструктирует ведущий «Разборов...». — Затем быстро дойти до середины и повторить то же самое.

Наша спутница сомневается, что получится, однако, несмотря на скепсис, преодолеть опасный путь удается довольно легко. Переходя проезжую часть, невольно ускоряешься, понимая, с какой скоростью приближаются во-о-он те автомобили.

Еще одна жертва! Вторая за две недели...

Перейдя на другую сторону дороги, замечаем на обочине осколки. Наша спутница заверяет, что это последствия аварии, произошедшей днем ранее.

Вернувшись в редакцию и получив сводку ГАИ, мы удивились: оказалось, накануне вечером на этом переходе вновь погиб человек. Как сообщила пресс-служба, водитель грузового (опять!) Renault совершил наезд на мужчину (1971 г. р.), который впоследствии скончался в больнице.

Погибший — минчанин. Дачник? Характерно также, что грузовик двигался в том же направлении, что и Volvo, сбивший пенсионерку.

Еще одно наблюдение касается тяготения автомобилей. Днем раз в несколько минут обязательно кто-то разворачивается или поворачивает налево — к Колосово. Со стороны поселка также разрешен поворот налево, и это тоже довольно опасный маневр, учитывая среднюю скорость потока.

— Когда машина выезжает со второстепенной дороги, то на ней сконцентрировано основное внимание движущихся по трассе, — говорит Юрий Краснов. — И только потом водители замечают пешеходов. Это тоже фактор аварийности.

Может развязку?

У нас возникает предположение, что здесь требуется не просто реконструкция узла, а чуть ли не строительство развязки совместно с подземным/надземным переходом (лучше если он будет выполнен в один уровень, чтобы пешеходам не приходилось преодолевать барьеры). Конечно, решение должно быть принято только после составления экспертного заключения — с учетом трафика, пешеходного движения, аварийности, затрат и пр.

— Из-за снижения скоростного режима получается такая штука: поток уплотняется, автомобили кучкуются, образуются эдакие партии из машин, — анализирует ситуацию ведущий рубрики. — Это тоже влияет на обстановку, поскольку обзор из-за движущихся впереди ограничен, а намерения водителей не всегда очевидны.

Поизучав обстановку на месте, сделали несколько наблюдений. Шумовая разметка, предупреждающая о приближении к пешеходному переходу, частично стерлась. Как считает Юрий Краснов, возможно, из-за интенсивного торможения автомобилей на этом участке.

В то же время сам переход освещен хорошо — установлены светодиодные лампы. Впрочем, один из последних случаев произошел в светлое время суток. Так что в той ситуации фонари не имели значения...

Еще одна важная деталь. Из-за ограждения, столбов, шкафа управления освещением водителям может быть не видно пешеходов до самого последнего момента.

— Одни пытаются уступать, другие просто едут, — перейдя несколько раз дорогу, констатирует ведущий «Разборов...». — Тяжеловато...

Строительство подземных и надземных переходов — это работа над ошибками

А может ли быть иначе? Вполне. По пути останавливаемся возле деревень Чурилы и Павловщина Дзержинского района, где построен надземный переход. Когда-то здесь была обычная «зебра»: кое-где даже остались следы разметки, виден островок безопасности.

— Я помню, здесь случались ДТП с участием двух и более автомобилей, — рассказывает Юрий Краснов. — Один водитель притормаживает, а другой не успевает или не распознает опасную ситуацию. Это очень напоминает обстоятельства ДТП, случившегося возле Колосово. Пешеходы тут редко бывают. Никто не ходит, водители к этому привыкают. Но вдруг появляется одиночный пешеход и... Дальше сами знаете.

Не сказать, что это оживленное место, скорее наоборот. За полчаса мы увидели лишь одного человека, воспользовавшегося путепроводом.

— Раньше здесь случались ДТП. Много кого из деревни посбивали, кто-то погиб. Потом сделали надземный переход, — объясняет мужчина.

Сам он ходит тут дважды в день: когда идет на работу и обратно домой. «Дети здесь почти не бывают. Ближайшие школы находятся в Энергетике и Негорелом», — говорит собеседник.

— Очевидно, что идти по путепроводу гораздо безопаснее, чем пересекать оживленную трассу, на которой водители не ожидают появления человека, — рассуждает Юрий Краснов. — Вопрос, идут ли люди? Вроде бы сделано удобно. Однако для пожилого человека (а в деревнях в основном живут пенсионеры) это все равно может быть непреодолимым препятствием.

Подобные места иногда называют памятниками жертвам ДТП. О целесообразности возведения таких конструкций порой задумываются лишь после нескольких трагический происшествий.

Останавливаемся возле еще одного перехода — он расположен под землей и выполнен весьма удачно. Предусмотрено светодиодное (!) освещение. Лестничный пролет небольшой. Виден выход...

— Нельзя забывать, почему люди иногда не пользуются подземными переходами. Во-первых, из соображений безопасности, — перечисляет ведущий «Разборов...». — Например, женщина вряд ли пойдет поздно вечером в темный тоннель, где никого нет. Во-вторых, потому что сложно спускаться и подниматься по лестнице. Это скорее касается пожилых людей. В-третьих, из-за страха. Да-да, не забывайте про тех, кто испытывает приступы клаустрофобии — им важно видеть перед собой хотя бы кусочек открытого пространства.

По словам Юрия Краснова, возведение подобных объектов — это работа над ошибками, допущенными во время проектирования.

Трассу М1 строили как стрелу, избегая деления крупных населенных пунктов. Однако под нож часто попадали деревни (вспомните драматичную историю жителей хутора возле деревни Родковичи Барановичского района). Эти решения аукаются людским горем до сих пор.

— Где большие скорости, там в любом случае будут либо совершаться наезды на пешеходов, либо происходить столкновения автомобилей, — считает ведущий рубрики. — Подобные ситуации на скоростных дорогах должны быть исключены на уровне проектного решения.


— Белорусский участок трассы М1 имеет протяженность 611 километров, — подытоживает Юрий Краснов. — Представьте, сколько на этой дороге таких же проблемных мест, как возле поворота на Колосово! Работа над ошибками ведется, но подобных участков еще достаточно. Поэтому водителям приходится выполнять сверхзадачу — искать глазами пешеходный переход, заранее планировать торможение и включать «аварийку» для предупреждения движущихся следом. Иначе пока никак...

Видеорегистраторы в каталоге Onliner

Читайте также:

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. sk@onliner.by