17 799
26 июля 2023 в 8:00
Источник: Дмитрий Гладкий. Фото: Дмитрий Гладкий, коллекция автора

Символ живительной прохлады. Вспоминаем поливальные машины нашего детства

Источник: Дмитрий Гладкий. Фото: Дмитрий Гладкий, коллекция автора

Что является непременным символом лета? У каждого он свой. Для кого-то это пляж, для кого-то жаркая погода с ярким солнцем. А еще и вода с купанием. Не важно — в реке, озере, море или фонтане. Главное, чтобы вода. У меня в детстве излюбленной забавой было освежиться в брызгах от поливальных машин. Сегодня их и вспомним — «поливашки» нашего детства.

Конечно, дороги поливают не только летом. Осенью и весной тоже. Но именно в летний зной появление на горизонте поливальной машины вызывает положительные эмоции. Вы в детстве подбегали к краю дороги, чтобы поймать брызги? Я — да.

История поливалок без преувеличения уходит своими корнями в глубину веков. По крайней мере, во второй половине XIX века уже существовали специальные поливальные обозы, представлявшие собой бочки на телегах с устройством для обрызгивания водой. История же автомобильных «поливалок» — вполне себе тема для научной диссертации объемом в несколько сотен страниц. Мы вспомним белорусскую главу.

В послевоенной БССР поливомоечные автомобили строили в Жодино. Такие машины были одним из первых видов продукции завода торфяного машиностроения. Потом он стал заводом дорожных и мелиоративных машин «Дормаш» (именно этот завод в дальнейшем станет БелАЗом), а его поливалка называлась Д-298. На фото экземпляр выпуска конца 1950-х годов.

С начала 1970-х годов всесоюзной поливалкой становится ПМ-130 Мценского завода коммунального машиностроения. В качестве основы было взято усиленное шасси ЗИЛ-130. Можно вспомнить не один советский фильм или сюжет «Ералаша», где показывали проезд таких машин. И в самом процессе, и в старом ЗИЛе есть какая-то своя душевность и энергетика.

Красиво этими машинами поливали городские клумбы и газоны. Здесь в кадре уже более поздняя версия — ПМ-130Б на базе ЗИЛ-130-76. Такие начали делать в 1976 году, а в эксплуатации они встречались и 20 лет спустя, до конца 1990-х и даже позже.

Экспериментировали в СССР и с поливальными автопоездами. К ПМ-130 подсоединяли прицеп-цистерну, что, конечно, увеличивало время работы и уменьшало количество рейсов на водозаправочную станцию. Но почему-то массовой такая конфигурация не стала. Двухзвенные поливалки ездили в основном по Москве, немножко по Ленинграду. В других городах почти не встречались.

Вот, кстати, тот самый случай наличия в регулярной эксплуатации классической ПМ-130Б, еще со старой бочкой. Снимок сделан в конце 1990-х где-то в частном секторе белорусской столицы. Водозаправочные станции иногда встречались в весьма неожиданных местах.

А это редкая длиннобазная конфигурация ПМ-130 на «растянутом» шасси ЗИЛ-130Г. Угадаете, где сделано фото? Это самый-пресамый центр Минска, в одном из дворов сталинок в нескольких сотнях метров от площади Независимости. Период — конец 1990-х.

На смену ПМ-130Б пришла новая модель КО-002. У нее была бóльшая вместимость цистерны (6450 литров против 6000 у ПМ-130Б). Также новая модель отличалась меньшим расходом воды при мойке дорог и большим — при поливе. Здесь как раз версия для полива зеленых насаждений, о чем красноречиво говорит длинный шланг. Локация — минская улица Якубовского образца 1999 года.

Надо признать, что за внешним видом поливалок в Минске следили достаточно строго. По крайней мере, за теми, что ездили по центру. Все-таки они, как ни крути, часть лица и имиджа города. К каждому техосмотру их подкрашивали, и в целом выглядели эти машины опрятно и аккуратно. Здесь КО-002 едет по центральной аллее столичного парка Горького в 2001 году.

Следующая фотография поливалки примечательна напоминанием о трафаретных технологиях нанесения надписей на цистерны. А молодое поколение жителей района Запад из этого снимка может наконец-то понять, почему дома, которые сейчас выглядят серыми, все еще называют красными. Да, на рубеже веков, когда скверика с бюстом маршала Якубовского еще не существовало, эти дома действительно были темно-красными.

Часть поливалок в Минске одно время переоборудовали под газовое топливо. Вот как раз та самая газовая версия с восьмью баллонами на цистерне.

В начале нулевых ЗИЛ-130 стали постепенно списывать, а им на смену пришла очередная новая модель — КО-815-01 на шасси ЗИЛ-433362 с «квадратной» кабиной. На образцово-показательной заводской фотографии изображена версия с комплектом зимнего навесного оборудования.

В Минске таких машин было много. Вот одна из них едет по улице Кирова летом 2001 года. Казалось, ЗИЛы будут вечными. Но нет — исчезла сама марка ЗИЛ, исчез завод, исчезают последние экземпляры. Вероятно, в столице еще остались такие машины в рабочем состоянии, но в центре их уже не увидишь.


Сейчас главным поливальным автомобилем Беларуси, что не удивительно, стал МАЗ. Это уже более тяжелые машины по сравнению с ЗИЛами. Но и запас воды у них больше. Поливомоечное оборудование на них монтируют в Осиповичах и Могилеве.

Сейчас, когда жара в столице сменяется редкими, но обильными дождями, мы вспоминаем зиму и мечтаем о снеге. А когда придет зима и на улицы выйдут поливалки со снежными отвалами, мы точно так же начнем мечтать о жаре и брызгах от поливальной машины. Этот процесс абсолютно цикличен.

Читайте также:


Выбор покупателей
синтетическое, 5W-40, бензиновый/дизельный, допуски API: SN; CF, 4 л
синтетическое, 5W-40, бензиновый/дизельный, допуски API: SN; CF, 4 л
Выбор покупателей
синтетическое, 5W-40, бензиновый/дизельный, допуски API: SN; CF, 5 л

Auto.Onlíner в Telegram: обстановка на дорогах и только самые важные новости

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ok@onliner.by