Пожалуй, приезжать на репортаж о проблемах с дворовой парковкой на автомобиле было ошибкой. Да, в квартале «Минск-Мира» под названием «Эмиратс Люкс» пришлось покрутиться. Тем не менее место для стоянки мы нашли, несмотря на вечерний час пик. Пришлось пройти 7—10 минут, но зато машина осталась стоять без риска быть подпертой, задетой неаккуратно открытой дверью или эвакуированной за нарушение ПДД. Похоже, в этом и заключается суть проблемы новых районов столицы с плотной застройкой. Кто-то требует, чтобы инфраструктура соответствовала реалиям, когда на семью (= квартиру) приходится минимум по одному ТС, и чтобы об этом думали еще на стадии проектирования. Другие же свыклись, что им никто ничего не должен, ищут места и готовы пройтись до подъезда хоть полкилометра. Или все не так просто?
На карте район выглядит следующим образом. Красным отмечены зоны весьма плотной парковки, зеленым — местный паркинг на восемь этажей.
Между зонами — высотные многоэтажные дома. Тут же разместился супермаркет, в некоторых зданиях на первых этажах — закусочные и салоны красоты. Типичный минский «спальник», только с современными фасадами. В старых районах уже несколько привыкли к проблеме с парковкой. Жители столицы надеялись, что при новой застройке ее удастся избежать — все же известна актуальная статистика автомобилизации. По логике, исходя из этого и стоит строить.
Собственно, вот эти числа: по данным Белстата на май 2023 года, в Минске почти 775 тыс. автомобилей. То есть машина имеется примерно у каждого третьего жителя столицы (всего 1,975 млн человек). Считай, у каждой семьи. Исходя из потребительского подхода, у дома должно быть столько же парковочных мест, сколько и квартир в нем, плюс еще парочка для гостей и курьеров. Но в реальности все иначе.
Остановились мы на площадке за тем самым восьмиэтажным паркингом, ближе мест не заметили. И здесь довольно свободно, несмотря на вечернее время. Можно даже сказать, куча незанятого пространства.
А вот буквально в 20—30 метрах ближе к домам «Марина» уже аншлаг. Выглядит картина несколько странно: практически пустой паркинг (лишь на втором этаже плотно благодаря автохаусу), а непосредственно перед ним — ни местечка даже для Smart.
Доступ на сам паркинг строго ограничен. «Частная территория. Проезд, проход, нахождение посторонним лицам запрещено!» — гласит табличка. Для пущей убедительности — камеры и шлагбаум.
Интересно, кого здесь считают «посторонним»? С этим вопросом сразу направляемся к посту охраны. Женщина в возрасте говорит через окошко:
— Припарковаться на пару часов нельзя, возможности почасовой оплаты нет. На ночь — тоже никак. Только аренда на месяц или выкуп машино-места в собственность. Аренда, правда, дорогая — 330 рублей для первых трех этажей. Наиболее дешевые — самые верхние этажи. Будет 230 рублей. Надо официально заключить договор. Раньше было дешевле, но сейчас подняли цены. Почему — не знаю, так начальство сказало. Наверное, прежде было лучше людям. А как сейчас у домов дела с парковкой, я не знаю. Но все эти машины, которые теперь снаружи, стояли тут, под крышей. Сейчас приходится покружить, а совсем под вечер — еще хуже.
Похоже, семье на Geely повезло — долго кружить не пришлось. Среди плотных рядов автомобилей водителю удалось найти окошко. «То, что подняли плату, знаю, — говорит мужчина. — Это произошло еще прошлым летом. Подробностями не владею, но сами факты мне известны. Раньше много соседей оставляло там машины, потом со всеми стали расторгать прежние договоры с предложением заключить новые — естественно, по обновленной цене».
Мы позвонили по номеру, указанному на плакате «Продажа машино-мест». Оператор озвучила суммы: «Стоимость для первого этажа — 8,9 тыс., для второго — 7,3, для третьего — 7,1 (и так далее по убыванию), последний этаж без крыши — 4,3 тыс. Все суммы — в евро». Подтвердили нам и расценки на аренду в месяц: 330 рублей за первые три этажа, 230 — за верхние. По нашим данным, еще в начале прошлого года арендатор мог вложиться в эквивалент 25 евро в месяц.
Водитель Geely считает, что непосредственно около паркинга проблем с парковкой нет: «Вот там, через дорогу, где дома „Марины“ и „Волна“, — там совсем жесть. А здесь достаточно мест. Как кажется, машино-мест там предусмотрено процентов 15 от количества квартир. Иногда оттуда приезжают парковаться сюда. А если и здесь ничего не найдут — оставляют авто вдоль дороги на Германовской, у кладбища. В самом худшем случае есть еще большая площадка за кладбищем. Как по мне, найти место можно всегда. Но вы же понимаете, все стремятся подъехать поближе к подъезду. Хватает кадров, которые заезжают на зеленую зону, пытаются втиснуться между столбиками, ограждающими тротуар. Обратите внимание — там эти столбики через один погнуты».
Что ж, отправляемся прямиком в гущу «совсем жести». Действительно, на небольшой внутридворовой территории пытается уместиться максимальное число автовладельцев. Детская горка, окруженная с одной стороны стеной дома, а с трех остальных — стоящими машинами, привычное дело для квартала. Не нужно быть специалистом в области ПДД и дорожной безопасности, чтобы заметить целый набор нарушений: некоторые авто стоят на местах для мусорных баков, на тротуаре, вторым рядом, со стороны жилой застройки, у края проезжей части узких проездов, рассчитанных на две машины в разных направлениях. Кадров хватает. Один плюс — место для инвалидов ждет того, кому оно действительно нужно.
Видим типичную ситуацию: легальные места по обе стороны от тупикового проезда заняты, а в конце — BMW и Mitsubishi. Блокируют сразу четыре стоящие по правилам машины. Со стороны выглядит несколько нелепо: одно из мест свободно, а рядом все заблокировано. Скорее всего, окошко появилось совсем недавно. Под лобовым стеклом BMW находим номер телефона. «Сейчас, минуточку. Уже бегу», — заверяет мужской голос. Вскоре появляется и сам автовладелец, благодарит и извиняется. Не с первого раза, но ему все же удается перепарковать машину так, чтобы никому не мешать. За этой бесконечной игрой и проходят вечера района.
Идем дальше. Автовладельцы, которые паркуются криво и делают это довольно осознанно, при виде людей с фотокамерой резко начинают спешить — уверяют, что «нет времени на разговоры».
А вот водителю Volkswagen повезло — место у подъезда освободилось, как только он подъехал. «Я про паркинг, места на нем и цены вообще ничего не знаю. Никогда даже не интересовался. Да, каждый день кружусь. Во дворе получается парковаться не всегда. Там, за домом, проходит улица, на которой можно оставлять машины только с одной стороны. Когда-то парковались с обеих (в том числе и я), но пару раз приехала ГАИ с эвакуатором, причем ночью. Конечно, желание у народа отпало. Может, кто-то позвонил из жильцов, а может, просто приехали, потому что недалеко. Тут ведь штрафстоянка на Левкова — через дорогу. Скажу так: между жильцами особых конфликтов нет, чуть что — просто звонят по номеру, оставленному под лобовым. Проблемы в основном на огибающем квартал проезде. Бывает, упрутся нос к носу два встречных автомобиля, разминуться из-за припаркованных машин не могут, и начинается: кто должен первым проехать, кому придется уступить», — рассказал мужчина.
Один из местных жителей — Сергей — пригласил нас в квартиру, чтобы мы взглянули на ситуацию из окна, с высоты. Да, геометрия борьбы за свободное место впечатляет.
Не менее впечатляющими можно назвать и хитрые способы выбить себе привилегированное место. Вот машина, из которой торгуют фруктами, заняла удобное место у перехода, ведущего ко входу в супермаркет. А вот кто-то застолбил площадку для мусорных контейнеров. Еще одно элегантное решение — проникнуть под шлагбаум на проезд, ведущий к рампе магазина. Как им это удается? Загадка.
Сам Сергей считает, что проблема с парковкой усугубилась после поднятия паркингом цен на аренду мест: «Однажды я просто не смог туда заехать по своему пропуску, после чего вышел охранник и сказал, что договор со мной (как и с другими арендаторами) разорвали. Никаких уведомлений я не получал. Насколько знаю, похожая ситуация и в других ЖК. В итоге людям приходится становиться везде, где только можно и нельзя. И это еще не открыли проспект Мира за „Волной“ — под сотню машин оставляют там. А когда запустят движение по новой улице, им вновь придется искать место. Вероятность того, что они поедут в наш двор, очевидна. Толкового ответа, почему так сильно взлетела арендная плата, я не получил».
Мужчина показывает переписку и с администрацией района. «Условия договора аренды, в том числе в части установления права на односторонний отказ от его исполнения, полностью соответствуют действующему законодательству, — говорится в письме. — Соблюдение ПДД в части остановки и стоянки транспортных средств на дворовых территориях <...> находится на постоянном контроле отдела ГАИ».
Как бы то ни было, «Минск-Мир» остается далек от статуса квартала для людей, а не для машин. Старую минскую проблему при новой постройке, к сожалению, не решили, хоть и отделили зону прогулок и детских игр от стоянки транспорта. С другой стороны, сами автомобилисты не спешат изменять своей привычке парковаться максимально близко ко входу в подъезд и по-прежнему требуют право на это. Никакие паркинги не успокоят это желание.
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by