Мнения о грядущем повышении цен на авто: утильсбор в Беларуси могут поднять уже осенью, недолго осталось и 140-му указу?

24 августа 2023 в 8:00
Автор: Андрей Гомыляев. Фото: архив Onlíner

Мнения о грядущем повышении цен на авто: утильсбор в Беларуси могут поднять уже осенью, недолго осталось и 140-му указу?

Автор: Андрей Гомыляев. Фото: архив Onlíner
Напишите отзыв на товар и получите шанс выиграть робот — мойщик окон

Пока что в Беларуси ставки утильсбора сохраняются прежними — такими, какими их утвердили в 2021 году. В то же время в России их резко повысили с 1 августа этого года (плюс около $1,5 тысячи для «бюджеток»). Возникает логичный вопрос: Беларусь на очереди? На волне законодательной борьбы с перекупщиками и защиты внутреннего рынка можно задуматься над еще более острым моментом: долго ли в таких условиях просуществует 140-й указ о льготной растаможке? Попросили высказаться по этим вопросам игроков рынка новых и б/у машин, а также представителя белорусского автозавода.

О чем говорим?

Утильсбор в Беларуси для физлиц при привозе стандартной легковушки с ДВС (ввезена для личных целей, вне зависимости от объема двигателя) сейчас составляет: 544,5 рубля для авто до 3 лет; 816,7 рубля для авто старше 3 лет. За машину, достигшую 7-летнего возраста, придется заплатить 1225,1 рубля утильсбора.

В России повышение утильсбора стартовало 1 августа. Суммы выросли в 1,7—3,7 раза. Это коснулось новых и б/у автомобилей, импортируемых юрлицами. Исключение сделано для частных покупателей при трех условиях: машина остается в собственности в течение 12 месяцев; физлицо ввозит не более одной машины в год; объем двигателя машины не превышает 3 литра. Участники рынка РФ не скрывают: дополнительные расходы планируют переложить на потребителей. Меру объясняют защитой внутреннего рынка, борьбой со сверхприбылями перекупщиков. Несложно предположить, что все автомобили, кроме произведенных в стране, подорожают. А автоконцерны с локальным производством получат промсубсидии, компенсирующие уплату сбора.

140-й указ стал форточкой возможностей после шокового подорожания в 2011 году таможенных пошлин на ввоз легковушек. Документ появился в 2019-м, согласно ему инвалиды (1-й и 2-й группы), а также многодетные семьи могли рассчитывать на 50%-ное возмещение один раз в год. Нельзя исключать, что многие льготники воспользовались возможностью для собственных нужд. Но и нет смысла отрицать, что большинство льготных оформлений осуществляется для третьих лиц: перекупщиков или реальных покупателей (в том числе из России). Сразу же, еще в 2019-м, появились люди, предлагающие пригнать и оформить машину на многодетную семью. Начиная с 2022 года, в условиях дефицита автомобилей в салонах дилеров, ввоз из-за границы достиг 80% от всего рынка купленных в РБ легковушек. Игроки рынка заявляют прямо: огромная доля поставленных в Беларусь из Европы и США машин оформляется именно по 140-му указу.

Алексей Ваганов, руководитель СП ЗАО «Юнисон»: 140-го в следующем году уже не будет

— Ожидаем роста утильсбора в Беларуси начиная с осени, с сентября. Поэтому намерены освоить крупноузловую сборку на белорусском заводе «Юнисон» кроссоверов VGV. Таким образом (с локальным производством) будет возможно обойти повышенные ставки утильсбора в России, что сделает автомобили дешевле для конечного потребителя.

Сейчас основной доход многих дилеров — на сервисе и продаже подержанных машин. Считаю, на таком бизнесе сильно не протянуть. Думаю, до конца 2023-го или в следующем году могут отменить льготы для физлиц по 140-му указу. Для официальных дилеров эта льгота — проблема. Этот вопрос уже поднят, нас поддерживают. Потому что и бюджет недополучает налоги от официальных дилеров, и автомобили достаются не льготникам, а разными путями уходят в Россию. Они даже не остаются на внутреннем белорусском рынке. Есть понимание, что этот вопрос нужно решать. Соцподдержка нужна, но не в ущерб. В этом году будет продано в лучшем случае 17—20 тысяч машин. Это совсем не показатели конца 2010-х, когда продавалось 50—70 тысяч ТС. Нужно пройти определенный путь и убрать эти преграды.

Представитель компании в секторе содействия по подбору и доставке авто из-за рубежа: тему поднимали не раз, но пока нет каких-то действий

— Если говорить, что утильсбор защищает внутренний рынок, то он должен быть. Должна нормально работать цепочка между дилером и производителем, но сейчас в Беларусь поставляются далеко не все автомобильные бренды. Было бы правильным понимать, что именно хотят защитить. Скажу, что сейчас объем продаж и в нашем секторе упал процентов на 30: это и сезонность, и падение курсов российского рубля, и общая нестабильность на фоне повышения утильсбора. Понимаю, что и в Беларуси вслед за Россией могут повысить утильсбор — как говорят, по накатанной. Все же единое таможенное пространство, поэтому не исключаю такой возможности. Повышение утильсбора в России вторит требованиям 140-го указа, а именно ограничивает действия перекупщиков.

Думаю, решение упразднить 140-й указ могут лоббировать официальные дилеры, которые потеряли часть клиентов — те переключились в поисках машин на импорт из США и Европы. Но нужно понимать, что последние три года — буквально с момента появления льготы — постоянно говорят о ее отмене. Однако этого до сих пор не происходит. Вероятно, когда-то это случится, но, учитывая общие условия рынка, текущую ситуацию (и с платежами, и с пересечением границы), не в самое ближайшее время. Сегодня остается актуальным дефицит автомобилей, который нужно удовлетворить. После того как это будет сделано, 140-й просуществует недолго. Вопросы стоит решать по мере их поступления. Если отменят — будем разбираться. Исключать такой поворот нельзя.

Сергей Варивода, председатель правления Белорусской автомобильной ассоциации: утильсбор точно поднимут, а вот изменений 140-го пока не видно

— Безусловно, повышение ставок утильсбора в Беларуси произойдет, поскольку это решение со стороны России требует аналогичного ответа в нашей стране. Мы находимся в составе единого рынка, движение товаров (в том числе импортных автомобилей) во многом гармонизировано. Если Россия повышает входные барьеры на свой рынок, то и Беларусь сделает подобный шаг. Насколько они повысятся у нас, будет ли рост идентичен российскому, это отдельные вопросы правительству. Белорусскую автомобильную ассоциацию больше интересует снижение барьеров на движение товаров внутри ЕАЭС. Пока пусть и незначительный, но существует утильсбор при ввозе авто из РФ в РБ (например, за Haval российской сборки нужно платить 544 рубля). На наш взгляд, было бы логично убрать внутренние (для Союзного государства) препятствия при выстраивании внешних, если мы говорим о защите внутреннего рынка. Также для дилеров болезненны ставки для категории N1, под которую подпадают и пикапы — 6534 рубля. Есть опасения, что при поднятии ставок эта сумма значительно вырастет.

Что касается 140-го указа, то мы последовательны в этом вопросе. Считаем, его необходимо скорректировать.

Во-первых, закрепить использование авто в личных целях — ввести, как это уже было когда-то, 2—3-летний запрет на отчуждение ТС. То есть прописать невозможность перепродать или подарить пригнанную и растаможенную по льготе машину на какой-то относительно длительный период. Во-вторых, в указе есть два варианта получения льготы: сразу при оформлении таможенной процедуры либо уже после. Ассоциация предлагает разрешить льготу только с возвратом средств. То есть при получении автомобиля нужно будет заплатить 100% растаможки, а позже (в течение финансового года при подаче декларации) половина суммы вернется на карту лица, оформлявшего автомобиль. В таком случае перекупщикам было бы невыгодно пользоваться 140-м указом.

Дискуссия о корректировке указа ведется уже не первый год, но пока не видно встречного движения со стороны уполномоченных органов. Потому у нас нет оснований предполагать, что документ будет отменен или даже изменен. Указ работает, снимает проблемы с предложением автомобилей на внутреннем рынке, не допускает существенного роста стоимости машин. Но есть и цена, которую платит за его существование наша экономика. Считаем, что каждое привезенное через альтернативные каналы ТС — это минус один автомобиль, произведенный на конвейере отечественного производителя.

Читайте также:


Выбор покупателей
синтетическое, 5W-40, бензиновый/дизельный, допуски API: SN; CF, 4 л
синтетическое, 5W-40, бензиновый/дизельный, допуски API: SN; CF, 4 л
синтетическое, 5W-40, бензиновый/дизельный, допуски API: SN; CF, 5 л

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by