08 сентября 2023 в 8:00
Автор: Виталий Петрович
КРАСНОВ

Подставы на переходах: то пешеходы выходят прямо под колеса, то водители и не думают уступать

Автор: Виталий Петрович
Напишите отзыв на товар и получите шанс выиграть робот — мойщик окон

Опасность на дороге — это не только грузовик, выехавший на встречную полосу. Самое обычное место, перекресток, который проезжаешь в сотый раз, тоже может быть опасным. И все хорошо, пока ничего не случилось, но стоит совпасть нескольким факторам — и за голову хватаешься! Обычный поворот направо оказывается рискованным маневром, а поворот налево ведет прямиком в ловушку. Вместе с Юрием Красновым, преподавателем и инструктором по вождению, мы отправились выискивать опасности там, где их совсем не ждешь.

Повернешь направо — пешеходы идут под колеса

Наш читатель пожаловался Краснову на перекресток Партизанского проспекта и улицы Варвашени в Минске. Автомобили поворачивают с проспекта направо на разрешающий сигнал светофора, на пешеходном переходе за поворотом в этот момент горит красный свет. Вдруг загорается зеленый, и люди начинают идти, иной раз прямо под колеса поворачивающих автомобилей.

— Это характерно и для других участков в столице. И по сути, такая ситуация — это провокация, которая запросто может привести к ДТП. Водитель начинает поворачивать, когда пешеходы стоят. Он их видит на тротуаре, и вдруг будто назло людям загорается зеленый. А у нас же в таком случае по сторонам особо не смотрят: горит зеленый — все идут, — отмечает ведущий рубрики.

По Правилам дорожного движения на пешеходном переходе именно пешеходы имеют преимущество, водитель обязан их пропускать. Проблема именно во внезапности.

— Все знают, что надо уступать. Но кто-то может просто не ожидать, что пешеходам вдруг загорится зеленый, кто-то при повороте вовремя не заметит человека или приближающийся велосипед, электросамокат. Ты отстоял на светофоре, разнервничался, поехал, а там вдруг кто-то на дорогу выходит.

Причем не вполне понятно, для чего нужна эта отсечка. Даже если бы пешеходы стартовали одновременно с водителями, это создавало бы меньше проблем: каждый, по крайней мере, видел бы, к чему готовиться, и понимал бы, что ему делать. Хотя полностью это бы не снимало рисков: какой-нибудь неопытный водитель все равно мог бы и не успеть сориентироваться.

— Еще лучше, когда зеленый сигнал сначала загорается пешеходам. Они начинают переходить дорогу, водители это видят и сразу понимают: идут люди, нужно уступать. А затем пусть разрешающий сигнал для автомобилей погорит подольше, уже после того, как пешеходам зажегся красный. За это время больше машин сможет повернуть безо всякого риска, — предлагает Юрий Краснов.

На перекрестке Партизанский — Варвашени ситуацию осложняет еще и то, что число полос там не так давно изменили, и все поворачивающие направо попадают исключительно в правый ряд.

— Раньше было две полосы и, по крайней мере, когда пешеходам загорался зеленый, водители успевали проехать в свободной полосе. Теперь ряд один (второй отошел встречному потоку, там выделили полосу для поворота налево). Ты едешь, а под машину выходит пешеход. И деваться тебе некуда, — отмечает собеседник.

К слову, такое бывает не только в Минске. Вот видео из Могилева.

Еще один пример. Минск, улица Старовиленская. Водитель начинает движение, когда пешеходам горит красный. Затем ситуация меняется, но готов ли к этому водитель?

Не нужно далеко ехать: мы натолкнулись на такой же, по сути, перекресток в центре города: Богдановича — Хоружей. Поворачиваем направо с улицы Богдановича: нам загорается зеленый, пешеходам в этот момент горит красный. Вдруг и у них переключается на зеленый — люди решительно выходят на проезжую часть. Тот, кто ездит здесь постоянно, уже привык к таким сюрпризам, а вот новичок может и не отреагировать вовремя.

— Хорошо еще, когда есть обратный отсчет на пешеходном светофоре. Его видно с водительского места, можно успеть сообразить, что пешеходам сейчас загорится зеленый, — комментирует Краснов.

При этом в столице есть примеры бесконфликтной организации движения на перекрестках: Кольцова — Мирошниченко или Ложинская — Городецкая. Сначала всем пешеходам во всех направлениях горит зеленый. Когда им загорается красный, поочередно загорается разрешающий сигнал для водителей. То есть пешеходы вообще не ходят под машины.

Безусловно, для применения тех или иных способов организации движения учитываются разные факторы. И прием с относительно незагруженного перекрестка может быть негоден для узла с высоким уровнем трафика.

— Есть и другой безопасный вариант: водителям загорается зеленый свет, а стрелка направо не горит. Пешеходы идут на зеленый, потом им загорается красный, а машинам включается стрелка для поворота — потоки не пересекаются, а значит, риски сводятся к минимуму, — говорит ведущий рубрики.

Повернешь налево — не пропустишь и на штраф попадешь

Другая история, другая читательская жалоба. Перекресток улицы Тимирязева и проспекта Машерова. Автомобили поворачивают на проспект налево, им горит зеленая стрелка. За перекрестком пешеходный переход, там нужно уступать.

— Когда машинам загорается стрелка для поворота налево вместе с основным зеленым, пешеходам горит красный. Потом стрелка моргает и гаснет, и пешеходам включается разрешающий сигнал — они идут через дорогу. И обязательно на таком крупном перекрестке остаются машины, которые не успели уехать. И водители по-любому пытаются проскочить, иначе пойдет поток по другому направлению и они застрянут, будут всем мешать, — объясняет преподаватель.

Нам на эту ситуацию жаловались еще и в свете того, что нередко за таким перекрестком стоит экипаж ГАИ, который штрафует за непропуск пешеходов.

— Это очень сложная ситуация для водителей, потому что у них, по сути, нет выбора: остался на перекрестке — нарушил, не пропустил пешехода — тоже нарушил. Осталось только «вафельницу» нанести и камеру повесить, чтобы уж наверняка, — комментирует собеседник.

Мы съездили на перекресток Тимирязева — Машерова. Он не один такой в Минске, но действительно самый показательный. Во-первых, он достаточно крупный и загруженный. Во-вторых, стрелка налево здесь горит предательски мало. Краснов смотрел-смотрел, засекал время и пришел к неутешительному выводу:

— Здоровенный перекресток, машины стоят на перекрестке очень далеко. Они начинают ехать по стрелке, доезжают до середины перекрестка — стрелка уже мигает. Затем она гаснет, пешеходы идут через дорогу. Это ловушка для водителя!

— В Минске вообще со стрелками сложно. Такое впечатление, что светофоры со стрелками жадины делают: стрелка загорелась, только все тронулись — и она уже гаснет. Ну дайте вы побольше времени, как в Витебске, где такой проблемы нет: светофор еще горит, а машины уже проехали.

Мы прошлись туда-сюда и почувствовали все на себе. Пешеходный светофор переключился на зеленый — идем через дорогу. С поворота лихо выезжает грузовик — водитель явно желает проскочить. За ним по той же траектории несутся три легковушки, и никто даже не делает попыток замедлиться, уступить дорогу пешеходам. Водители хотят во что бы то ни стало убраться поскорее с перекрестка. Приходится нам останавливаться и их пропускать. Пропустили, но в итоге уже пешеходный светофор мигает, загорается красный, а мы стоим посреди дороги, потому что не успели ее перейти. Как здесь ходят пожилые люди или родители с детьми — загадка.

— Да уж! Здесь явно напрашиваются режимы подольше, чтобы машины успели уехать и не возникало опасных ситуаций ни на самом перекрестке, ни затем на пешеходном переходе, — рассуждает инструктор.

У короткого режима дополнительной секции есть и другой побочный эффект. Водители видят, что успевает проехать считаное число машин, быстро собирается затор. Они ждут и нервничают, потом едут и нервничают — быстрее, быстрее! Впереди пешеходы идут, а за переходом инспектор.


— Хорошая организация движения — на вес золота. Именно она во многом гарантирует то, что на дорогах будет безопасно. Водители понимают, что именно они должны делать, соблюдают ПДД, потому что это удобно и правильно. Противоположный эффект — это возрастающая нервозность на дороге, суета, опрометчивые действия, иногда спровоцированные самой ситуацией. Это то, чего все бы хотели избегать на дорогах, — подытоживает Юрий Краснов.

У вас есть тема для «Разбора с Красновым»? Пишите нам: pv@onliner.by или t.me/vitpetrovich.

Выбор покупателей
синтетическое, 5W-40, бензиновый/дизельный, допуски API: SN; CF, 4 л
синтетическое, 5W-40, бензиновый/дизельный, допуски API: SN; CF, 4 л
синтетическое, 5W-40, бензиновый/дизельный, допуски API: SN; CF, 5 л

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by