20 820
19 сентября 2023 в 8:00
Источник: Дмитрий Гладкий. Фото: Дмитрий Гладкий

Желто-красные воспоминания. Фотоподборка винтажных авариек нашего детства

Источник: Дмитрий Гладкий. Фото: Дмитрий Гладкий
Напишите отзыв на товар и получите шанс выиграть робот — мойщик окон

Под аварийными автомобилями нашего детства имеются в виду, конечно, не машины, попавшие в ДТП. Речь о ретроспецтехнике аварийных служб, которую 20 лет назад еще можно было встретить на улицах Минска. Уазики-«буханки», ЗИЛы и ГАЗоны, лобастые МАЗы, раскрашенные в яркие, привлекающие внимание цвета, — все это уже история, которую и вспоминаем сегодня.

Для меня автомобили аварийных служб — реально яркое воспоминание детства в самом прямом смысле слова. Был у меня, как и у многих других советских детей, наборчик из четырех металлических машинок, чем-то напоминавших РАФ-977. Машинки представляли собой жестяные болванки, раскрашенные в цвета милиции, скорой помощи, пожарной охраны и аварийной газовой службы. «Аварийная газовая» желто-красная машинка была, наверное, самой любимой в этом наборе. Возможно, поэтому, когда увлекался пленочной уличной автомобильной фотосъемкой, на аварийки всегда обращал самое пристальное внимание. Какими они были?

Служба 04

В 1980—1990-х самым популярным автомобилем в аварийной службе газа, или просто «Службе 04», был УАЗ-452В, он же «батон», он же «буханка», он же «таблетка». Этой машине вообще были к лицу любые спецливреи, но «газовая» окраска особенно. Сейчас такие если где и остались, то только, может быть, в райцентрах.

«Козлик» в аварийной службе газа объективно был редкостью даже тогда, а зеленый с красными полосами — вдвойне. Перекрашивать эту машину в желтый не стали то ли в качестве дани уважения к основной военной профессии внедорожника, то ли исходя из экономии. Скорее всего, второе. Снимок этот был сделан во дворе минской девятиэтажки по адресу Одинцова, 11 в середине 1990-х.

Ассистенты троллейбусов

Самыми харизматичными аварийками были грузовики для обслуживания и ремонта контактной сети троллейбусов и трамваев. Вот как этот ГАЗончик, сфотографированный на площади Змитрока Бядули. Конкретно этот экземпляр родом еще из 1970-х, но в минском трамвайном парке служил до нулевых.

Энергослужба ПО «МГЭТ» (так когда-то назывался троллейбусно-трамвайный отдел «Минсктранса») подарила транспортным фанатам такой любопытный объект для фотоохоты, как аварийно-ремонтные спецтроллейбусы. Переоборудовали их прямо в троллейбусных депо столицы. В данном случае большую часть окон заделали, превратив некогда пассажирский салон в грузовой отсек со специальным оборудованием. Было достаточно удобно. По сути, получился вместительный спецгрузовик. При этом для пассажиров-ремонтников места осталось куда больше, чем в кабине любого ГАЗона.

Красивыми два десятилетия назад были и машины, оказывающие троллейбусам техпомощь (проще говоря, буксировщики аварийных троллейбусов). Особенно машины из троллейбусного депо №4. Этот «Урал-375» уже тогда был «ветераном труда», но всегда щеголял свежей голубой окраской, которую, вероятно, обновляли к каждому техосмотру.

Параллельно с ним работал и более молодой «Урал-4320». Красивая желто-голубая ливрея стала своего рода фирменным стилем вспомогательного транспорта троллейбусного депо №4. Жаль, что до наших дней традиция не сохранилась и современные МАЗы-техпомощи носят обычную заводскую невзрачную окраску.

Ангелы теплосетей

Отдельная «епархия» — аварийная служба теплосетей. Именно эти ребята испытывают трубы, когда в наших квартирах период сезонного отключения горячей воды. Они же следят за тем, чтобы отопление работало как надо. В конце 1990-х в этой службе содержали настоящий «зоопарк» советских грузовиков, которые уже тогда были «краснокнижными видами». Например, такой «Урал-375», еще из ранних, с круглым открывающимся люком в крыше. Шасси явно попало в теплосети из армии.

Но главным раритетом был, конечно, этот ЗИЛ-157. На заглавном фото статьи он запечатлен летом, а здесь — зимой 1998 года. Помню, на улице был приличный такой мороз, больше 20 градусов. Так что идущий из трубы буржуйки белый дым означает вовсе не избрание нового понтифика, а то, что ремонтники греются. Кадр сделан на перекрестке Одинцова — Якубовского в Минске, за забором на заднем плане — территория поликлиники №2. Что-то там тогда переделывали. Любопытно, что сейчас на этом месте вновь забор — поликлинику глобально перестраивают.

На фоне предыдущих машин этот «Урал-4320» был «молодняком». Сейчас, конечно, он уже «заслуженный ветеран», если еще эксплуатируется. Данный конкретный экземпляр любопытен надписью на белорусском языке. Желтый, синий и красный цвета тогда были фирменным признаком именно этой аварийной службы, ее эксклюзивом. Все машины тогда окрашивались так. Сегодня та окраска почти исчезла, но как минимум один старый МАЗ-5337 еще ездит в такой расцветке.

Кстати, о МАЗах в аварийной службе теплосетей. Безусловно, этот экземпляр из лобастого 500-го семейства был главной звездой. Ярко-синяя кабина отлично гармонировала с цветами кузова. К ежегодным техосмотрам краску исправно обновляли, потому отнюдь не молодая уже тогда машина всегда выглядела с иголочки. Прицепные компрессоры, кстати, и по сей день в основной своей массе эксплуатируются и сохранили трехцветную окраску. Современные грузовики, которые их таскают, — в основном МАЗы свежих годов, но в заводской однотонной окраске.

«Тайные агенты»

А вот эта аварийная служба для меня и по сей день загадка. До сих пор не знаю, к какому ведомству относились «Жигули» в ливрее а-ля скорая медпомощь. Однако на некоторых экземплярах были синие мигалки и даже громкоговорители. Значит, ребята на них ездили с немаленькими полномочиями.

Машин таких в Минске было не то чтобы много, но точно не одна. Вот эту «пятерку» я подловил в центре города весной 2000 года. Жаль, водителя не было на месте, поэтому тайна принадлежности автомобиля осталась нераскрытой. В середине нулевых аварийки в такой окраске вообще перестали попадаться на минских улицах.


Сегодня хранителями традиций яркой окраски спецтранспорта аварийных служб являются два ведомства из Министерства энергетики: ГПО «Белэнерго» и ГО по топливу и газификации «Белтопгаз». Их машины — ярко-желтые, с красными дверями и полосами.

Парк аварийной газовой службы вообще образцовый — в основном очень свежие машины, не только в Минске, но и в регионах. Например, этот Citroen Jumpy сфотографирован в Бресте.

Былое разнообразие, раньше царившее в мире авариек, увы, сейчас практически утрачено. Одиночных уникумов почти не осталось, парки стремятся к небольшому наименованию моделей, но дело аварийно-ремонтных бригад живет, на отсутствие работы они не жалуются. Наступила новая эпоха в истории аварийного спецтранспорта. Вполне возможно, что 20 лет спустя рассматривать фотографии авариек из 20-х годов XXI века будет не менее любопытно, чем сейчас снимки из 1990—2000-х.

Читайте также:


Выбор покупателей
синтетическое, 5W-40, бензиновый/дизельный, допуски API: SN; CF, 4 л
синтетическое, 5W-40, бензиновый/дизельный, допуски API: SN; CF, 4 л
синтетическое, 5W-40, бензиновый/дизельный, допуски API: SN; CF, 5 л

Auto.Onlíner в Telegram: обстановка на дорогах и только самые важные новости

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by