Если вас волею судьбы занесло во Вроцлав, то, помимо главных достопримечательностей этого красивого, уютного и крупнейшего города Нижней Силезии, непременно стоит посетить и замок Топач (Zamek Topacz). Находится он всего в нескольких километрах к югу от Вроцлава, а на территории замкового комплекса, кроме гостиницы, ресторана и парка с искусственным озером, есть еще одна изюминка — Музей моторизации (Muzeum Motoryzacji Topacz).
Для тех, кто интересуется автомобильной историей и у кого внутри вдруг щелкнул какой-то ржавый тумблер, этот небольшой, но очень интересный музей обязателен к посещению. В нем собрано около двух сотен экспонатов — старинные автомобили, а также мотоциклы. Причем некоторые из них можно даже арендовать для тест-драйва или взять напрокат в особых случаях — например, на свадьбу. В музее два зала (один на первом этаже, другой на втором). Иногда экспозиция выставляется и на улице (но не в этот раз).
Прямо у входа в музей притаилась Toyota Corolla бордового цвета — это двухдверный седан третьего поколения (E30) 1976 года выпуска, оснащенный 1,2-литровым мотором (55 л. с.) и 3-ступенчатым «автоматом». Данный экземпляр Corolla, способный разогнаться до 140 км/ч, был отреставрирован одним из местных дилеров Toyota, сотрудничающим с музеем.
Общий тираж Corolla, которая выпускается с 1966 года и с тех пор сменила 12 поколений, еще пару лет назад превысил отметку в 50 миллионов единиц (включая множество вариантов с разными типами кузовов). К слову, по итогам 2022 года модель сохранила статус самой популярной легковушки в мире.
Один из самых занимательных экспонатов музея — созданный на трехколесном шасси Patent-Motorwagen Nr.1 Карла Бенца, то есть самодвижущийся экипаж с двигателем внутреннего сгорания, фактически прообраз современного автомобиля. Правда, речь идет всего лишь о реплике этой знаменитой повозки, на которую 29 января 1886 года Бенц зарегистрировал патент за номером 37435. В июле того же года в Мангейме состоялся первый публичный выезд «Моторвагена» (он мог разгоняться до 16 км/ч), а 2 ноября патентная заявка была одобрена.
Особую роль в этой истории сыграла одна женщина — Берта Бенц, жена изобретателя. 5 августа 1888 года вместе с двумя сыновьями она отправилась из Мангейма в Пфорцхайм, совершив на трехколесном «Моторвагене» мужа первую в мире автомобильную поездку на расстояние более 100 км (106 км, если быть точным). Топливо для заправки пришлось покупать у местных аптекарей, это был лигроин (более тяжелая, чем обычный бензин, фракция), который использовался в качестве чистящего средства. Именно пробег Берты способствовал популяризации изобретения Бенца и коммерческому успеху автомобиля как такового.
Широко представлены в музее роскошные «британцы» — классические модели Bentley и Rolls-Royce. Среди них — модель 20/25, самый популярный Rolls-Royce в межвоенный период (было сделано без малого 3800 единиц), позволивший компании пережить экономический кризис начала 30-х годов. В Rolls-Royce тогда предпочитали хранить гордое молчание по поводу мощности двигателя, но, по косвенным данным, отдача шестицилиндрового мотора рядного типа объемом 3669 см3 у этого экземпляра 1935 года выпуска составляла где-то около 65 л. с.
И если 20/25 относился к «младшей» модельной серии британской фирмы, то Phantom II — это уже ее «старший брат», располагавший «шестеркой» объемом 7,7 л и 4-ступенчатой «механикой». У данного экземпляра Phantom II 1933 года мощность агрегата составляла примерно 122 л. с. (максимальная скорость достигала 150 км/ч). Примечательно, что до войны Rolls-Royce постройкой собственных кузовов не занималась — клиенты заказывали их у многочисленных ателье.
В коллекции музея имеется и кабриолет Rolls-Royce Corniche (это слово означает дорогу, идущую вдоль горного склона), произведенный в 1975 году. Кузов для открытой машины размером с представительский седан готовило придворное ателье Mulliner Park Ward — по сути, это двухдверная версия модели Silver Shadow, под капотом которой притаился 6,75-литровый карбюраторный V8 (190 л. с.).
Еще одно творение Mulliner Park Ward — монументальное купе Bentley Continental S3 1963 года, превосходно отреставрированное и с 6,2-литровым атмосферным двигателем V8 под капотом. Двухдверка, которую из-за скошенных сверху фар прозвали «китайские глаза», разошлась тиражом в 171 экземпляр, 17 из них были леворульными (то есть в экспортном исполнении). Один из них и выставлен в музее.
Volkswagen Typ 1 — настоящая легенда! Этот автомобиль больше известен как просто «Жук», серийный выпуск которого начался после окончания Второй мировой войны (хотя проект машины был утвержден в 1938 году). Классический «Жук» сошел со сцены только в 2003 году — произведено 21,5 миллиона единиц модели, что делает ее одной из самых массовых машин в истории. В музее выставлен Beetle 1967 года выпуска, оснащенный 1,5-литровым двигателем (44 л. с.). Компанию ему составляет созданный на шасси «Жука» миловидный заднемоторный кабриолет Karmann-Ghia.
Также есть и армейский вариант «Жука», который Volkswagen выпускал с 1940 по 1945 год — Typ 82 по прозвищу Kübelwagen (автомобиль-«лоханка»), представлявший собой штабной транспорт Вермахта. Он располагал плоскими кузовными панелями из тонких стальных листов, складным брезентовым верхом, дорожным просветом в 29 см и оппозитной «четверкой» объемами 1 или 1,1 л (23 и 25 л. с. соответственно). Максимальная скорость — 80 км/ч.
А это уже Ford T 1926 года выпуска, оснащенный 22-сильным четырехцилиндровым двигателем 2.9. Основным замыслом Генри Форда было создание автомобиля для средней американской семьи — первоначально он стоил 850 долларов, но в 20-е годы цена снизилась примерно до 300 долларов (при этом рабочий на заводе Ford в то время получал за смену 5—7 долларов).
Автомобиль отличался простотой и неприхотливостью конструкции, легко ремонтировался, а еще им было относительно несложно управлять, так что американцы начали массово садиться за руль. С 1908 по 1927 год было выпущено более 15 миллионов единиц Ford T, это достижение удалось превзойти лишь много лет спустя (и да, это был Volkswagen Beetle).
Энтузиастам американского автопрома, конечно же, знакомо и имя Buick Electra — самая дорогая и роскошная модель марки, которая предлагалась в нескольких вариантах кузова, включая седан, универсал, купе и кабриолет.
В музее представлено первое и, пожалуй, самое интересное поколение модели, которое запомнилось благодаря своей эффектной «аэрокосмической» внешности — это полноразмерный четырехдверный хардтоп (то есть без центральных стоек кузова) образца 1959 года. Под капотом одного из самых красивых американских автомобилей всех времен скрывается 6,6-литровый двигатель V8, с которым он мог развивать максимальные 198 км/ч.
По соседству с Electra выставлена еще одна хорошенькая заокеанская машина — купе Studebaker Hawk GT 1963 года в черном цвете. Над внешним обликом двухдверки, выпускавшейся с 1962 по 1964 год, работал видный американский промышленный дизайнер Брукс Стивенс, за свою карьеру бравшийся едва ли не за все на свете! Так, среди его наиболее известных работ — фирменный логотип пива Miller.
Еще до начала Второй мировой войны в Польше был освоен выпуск нескольких моделей Fiat — согласно лицензионному соглашению, заключенному с итальянским концерном в 1931 году. Их производили на мощностях предприятия PZInż в Варшаве под маркой Polski Fiat — среди них была и небольшая двухдверная модель 508. В музее выставлен экземпляр 1936 года выпуска, с литровым двигателем (24 л. с.), который мог разгонять машину до 95 км/ч.
В 1939 году завод PZInż разбомбила немецкая авиация, а марка Polski Fiat возродилась лишь в 60-е годы уже в социалистической Польше. В 1967 году на варшавском предприятии FSO (завод легковых автомобилей) начался выпуск Fiat 125p, который от оригинального 125-го отличался не только измененной внешностью (например, круглыми фарами вместо квадратных), но и менее мощными двигателями объемом 1,3 л (60 л. с.) и 1,5 л (75 л. с.) от Fiat 1300/1500. На конвейере 125p продержался до 1991 года.
Почетное место в музее занял Polski Fiat 126p, производством которого занимался Завод малолитражных автомобилей (FSM), это была самая массовая легковушка в Польше. Всего на предприятиях FSM в Бельско-Бяла и Тыхы с 1973 по 2000 год было изготовлено 3,31 миллиона единиц модели, к которой поляки до сих пор питают теплые чувства.
На FSO и FSM также выпускались автомобили марки Syrena — это уже самостоятельная разработка польских конструкторов, так что у себя на родине эти машины (между прочим, участвовавшие и в знаменитом ралли Монте-Карло) пользуются таким же почтением, как и Polski Fiat. Первой в производство пошла Syrena 100 с двухцилиндровым моторчиком на 744 «кубика» (27 л. с.), чуть ли не главной особенностью которой стали открывающиеся против хода движения двери. С 1957 по 1960 год было собрано около 4900 экземпляров «сотой сирены».
За ней последовали модели с индексами 101, 102, 103, 104 и 105, на шасси которой был также построен пикап R-20, выпускавшийся с 1972 по 1983 год. Оснащался грузовичок 842-кубовым трехцилиндровым двигателем (40 л. с.).
Еще одна известная польская автомобильная марка — Nysa. Под ней выпускались экспортировавшиеся и в СССР фургоны и микроавтобусы. Ныса, собственно, это город, где их делали, а в народе они были известны под названием Нюша. Машины ранних годов выпуска были бескапотными, как, например, этот «плосконосый» N-59 1961 года.
Напоследок небольшая фотоподборка имеющихся в фондах музея мотоциклов уже позабытых польских марок Junak, WFM и WSK, на которые наверняка будет интересно взглянуть любителям двухколесной техники.
Auto.Onlíner в Telegram: обстановка на дорогах и только самые важные новости
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро