Спецпроект

Эксперимент в час пик: «электричка» в автобусной полосе против авто в общем потоке — кто быстрее?

30 ноября 2023 в 8:00
Автор: Виталий Петрович. Фото: Александр Ружечка
Спецпроект

Эксперимент в час пик: «электричка» в автобусной полосе против авто в общем потоке — кто быстрее?

Автор: Виталий Петрович. Фото: Александр Ружечка

Час пик на минском проспекте. Время в пути легко вырастает в два раза даже без вмешательства погоды: плотный трафик, неизбежные заторы. Общественному транспорту полегче: у него своя выделенная полоса. И по ней же, пользуясь привилегией, могут ехать электромобили на зависть тем, кто застрял в пробке. Но дает ли это преимущество в реальных условиях? Вместе с официальным дилером BMW и Mini в Беларуси компанией «Автоидея» мы провели эксперимент. У нас есть Юрий Краснов и Виталий Жуковский, опытные инструкторы по вождению, есть электрический BMW iX и BMW X3 с ДВС — проверим, кто окажется быстрее.

Условия эксперимента

Проспект Независимости в Минске, утро буднего дня, пробки на уровне 7 баллов — обычный для столицы час пик. Мы одновременно начинаем движение в направлении центра города. За рулем BMW iX — Юрий Краснов, который реализует свое право ехать на электромобиле по полосе для маршрутных транспортных средств (п. 124 ПДД). Виталий Жуковский едет на BMW X3 — автомобиле с ДВС. Соответственно, по проспекту он может двигаться на общих основаниях, не въезжая в автобусный ряд. Для чистоты эксперимента в каждой машине есть рефери, который следит за тем, чтобы водители не превышали разрешенную скорость. Мы проверяем, кто проедет заданный участок проспекта за меньшее время.

Важно: у водителя электромобиля нет обязанности ехать исключительно по автобусной полосе. Привилегия электромобилей заключается в том, что им разрешено въезжать в этот ряд, но двигаться только там не обязательно. Соответственно, можно выбирать оптимальное положение на проезжей части.

Первый заезд. «Борисовский тракт» — площадь Независимости

На часах 7:50, обе машины едут вровень по проспекту Независимости со стороны Уручья. Развязка с МКАД — напряженное место, полосы для общественного транспорта здесь нет.

Она начинается от остановки у станции метро «Борисовский тракт». Краснов на iX занимает ее, включаем секундомер. Жуковский на X3 остается где-то слева: он может маневрировать и выбирать удобный ряд, но правила запрещают ему перестраиваться в правую полосу, где едут автобусы, маршрутки, ну и электромобили. Водители остаются на связи друг с другом, чтобы иметь представление о местоположении каждого.

— Ну вот, сразу затык: маршрутка на остановке стоит, — насупился Краснов, замедляясь. — Хорошо хоть быстро поехала — сейчас наберем скорость. 

На самом деле «электричка» разгоняется быстрее, чем он успевает закончить фразу. Да и всерьез заминка из-за маршрутки ни на что не повлияла: остальные полосы проспекта движутся вяловато — обычная история перед пересечением проспекта с улицами Туровского и Калиновского.

Вместе с Красновым мы продолжаем ехать за маршруткой, но даже так движемся значительно быстрее всех остальных. Дистанция между двумя автомобилями начинает расти.

У Национальной библиотеки нагнали еще и троллейбус, но повезло — он уже отъезжал от остановки. Перед развязкой с улицей Филимонова автобусная полоса довольно резко закончилась, пришлось перестраиваться левее, благо впустили. Зато на динамике вырвались на оперативный простор: троллейбус съехал с проспекта, а маршрутку мы опередили.

Жаль, не увидим в зеркало грустный взгляд Жуковского. Ему-то деться некуда, проспект на этом участке зависает очень заметно. И когда Виталий проезжал библиотеку, мы уже мчались через перекресток с улицей Волгоградской.

— Проблему могут создать только автобусы, — делает промежуточный вывод Краснов. — Маршрутки стоят недолго: человек зашел, человек вышел. Автобусам и троллейбусам, конечно, нужно больше времени на остановках, из-за этого можно замедлиться. Но нам пока везет.

— Что ж это ты такой везучий, вздыхает радиоволна голосом Жуковского.

Какой-никакой трафик в выделенной полосе все же есть. То кто-то перестроиться для поворота направо, то просто решит схитрить и проехать быстрее. К примеру, от Волгоградской до Сурганова мы ехали за BMW GT, не электрическим, но водителя это, похоже, не смущало.

— Глядя на то, с какой скоростью едет основной поток, я скажу, что и за автобусом мы бы двигались куда быстрее остальных, — замечает Юрий.

А автобуса нет, на проспекте их в принципе не слишком много — основной пассажиропоток здесь в метро. На «круизе» едем по свободной полосе со скоростью 60 км/ч, и на фоне почти стоящих автомобилей слева это кажется полетом.

— Здесь кроется серьезная опасность, — предупреждает инструктор. — Что, если кому-то приспичит вдруг высунуться в наш ряд? Нужно быть начеку.

Виталий наслаждается светомузыкой стоп-сигналов вокруг себя, а мы уже подъезжаем к площади Якуба Коласа.

— Два места на проспекте, о которых нужно знать водителям: пересечение с улицей Сурганова и перекресток перед площадью Якуба Коласа — из правого ряда на проспекте разрешен только поворот направо. Соответственно, чтобы ехать прямо, нам приходится перестраиваться левее, — говорит Краснов.

Но оба раза это оказывается на руку. За перекрестками находятся остановки, и стоящий там транспорт блокирует автобусную полосу. Нам же ничто не мешает проехать в общем ряду чуть дольше и опередить стоящие автобусы.

— Перед перекрестком с проспектом Машерова тоже лучше ехать левее. Из правого ряда можно ехать дальше, но там многие поворачивают направо — будет затык, — предупреждает наш водитель.

Площадь Победы, Октябрьская площадь, перекресток возле ГУМа. Жуковский отстает минимум на одну станцию метро.

На площади Независимости останавливаем секундомер и съезжаем с проспекта под путепровод.

Результат — 14 минут 30 секунд. Это сопоставимо со скоростью метро. Сравнивать комфорт двух видов транспорта в час пик не станем.

— Кажется, что мы были в ситуации максимального благоприятствования: транспорта в нашей полосе почти не было, да и опережать его удавалось весьма удачно. 14 минут! Вряд ли по правилам в час пик можно проехать этот маршрут быстрее. Виталик будет очень долго ехать, у него плотный трафик, — отмечает Краснов. — Виталик, ты где вообще?

Спустя некоторое время вторая машина выходит на связь.

— Мы почти возле ГУМа, — невеселым голосом говорит Жуковский и вдруг с явным недоверием спрашивает: — А вы вообще с какой скоростью ехали?

— С разрешенной — не больше шестидесяти.

— Ну мы тоже с разрешенной — не больше сорока, — мрачно замечает он.

Итоговое время BMW X3 в этом заезде — 26 минут. Не так и плохо: достаточно включить утром навигатор — что-то подобное он и спрогнозирует. Но проигрыш электромобилю в автобусной полосе составил 11 минут и 30 секунд — целая вечность. И это стало неожиданностью.

Второй заезд. Площадь Независимости — Национальная библиотека

Едем в обратную сторону, на часах около 8:30. Транспорта по-прежнему много. Краснов видит ситуацию и, выехав на проспект, не занимает крайнюю правую полосу, а движется по второй — объезжает автобусы и маршрутки на остановке. Две машины пока едут вровень.

Перекресток с улицей Свердлова проскочили без проблем, а у Главпочтамта застряли за маршруткой, из которой необычно долго выходили пассажиры. Жуковский на X3 нас опередил и стал удаляться.

— Вот ведь проблема! — посетовал Краснов. — И влево не перестроишься — там поток плотный. Некоторые водители принципиально не хотят уступать: им обидно, ты же быстрее едешь по автобусной полосе. И сразу мысль у кого-то, дескать, удобно тебе, а вот пусть теперь будет неудобно. К тому же их там толпа едет, и никто не хочет рисковать. Никто же не знает, насколько ты шустрый водитель. Бывает, вроде и уступаешь, а человек не едет. Ты снижаешь скорость, снижаешь, он не выезжает, ты вообще останавливаешься, а сзади много машин: в лучшем случае ты просто всем сбил скорость, а в худшем кто-то в тебя въедет. Поэтому никто этим и не занимается.

Наконец маршрутка срывается с места: они, когда захотят, вообще очень быстрые. Мы едем следом. Видим, что X3 застрял в заторе перед Комсомольской, а в нашей полосе свободно: успеваем проехать на зеленый, а Виталик остается стоять. Теперь у нас преимущество в целый светофорный цикл.

А на остановке возле Дома офицеров стоят троллейбус и маршрутка, еще и автомобиль остановился на «аварийке» кого-то высаживать. Краснов включил было левый поворотник на удачу, но, как он и говорил, никто тормозить ради нас не собирался. Стоим, ждем. Наблюдаем, как нас объезжает веселый Жуковский. Что ж, вот это больше похоже на соревнование. Цирк мы проезжали вровень.

Переломный момент случается на площади Победы: X3 застревает в пробке, а мы на iX проезжаем перекресток значительно быстрее. Все, теперь мы с Виталиком увидимся только на финише, вопрос в том, каким будет отставание.

Мы проехали проспект Машерова, приближались к площади Якуба Коласа, а другая машина все еще ждала возможности выехать на круг. Преимущество, которое есть у электромобиля, сыграло определяющую роль и в этом заезде.

— Кстати, выезжать на круг из правого ряда всегда удобнее: ты быстрее наберешь скорость и с меньшими проблемами проедешь перекресток, чем тот, кто будет левее, — подчеркнул ведущий рубрики.

Не изменило ситуацию и то, что мы всерьез застряли на пересечении с улицей Петруся Бровки. Не ушли вовремя левее, остались в автобусной полосе и долго ждали, пока все, кому это нужно, повернут с проспекта направо. А там еще пешеходный переход за поворотом. В общем, будь Жуковский поудачливее на площади Победы, он бы этот заезд мог выиграть. Нас опередил даже трактор, который ехал по второй полосе, — в правой, автобусной, ему нельзя находиться.

Затем ситуация повторилась на пересечении с улицей Сурганова.

— Кстати, это показательный случай. Такие перекрестки сильно влияют на то, как идет движение по полосе для общественного транспорта. К примеру, загорелась стрелка для поворота направо, а основной сигнал — красный. Тебе нужно прямо, кому-то за тобой — направо. Он нервничает, кто-то начинает сигналить понапрасну, все это создает лишнюю нервозность. Или обратная ситуация: стрелка не горит, и машина перед тобой стоит и ждет. И ты ждешь — а что поделать? — отмечает Краснов.

В этом у проспекта Независимости есть своя специфика.

— Здесь по большому счету нет транзитной полосы для общественного транспорта, по которой можно было бы спокойно ехать. Это, кстати, неудобно самому общественному транспорту. Есть места, когда для проезда перекрестка нужно перестроиться из полосы влево, или случаются такие вот затыки. К примеру, на проспекте Дзержинского автобусная полоса сделана иначе: она уходит левее, а справа появляется полоса для поворота направо. Опять же есть карманы на остановках общественного транспорта. Проспект Дзержинского в этом плане комфортнее, — говорит наш водитель.

Но Жуковский был слишком далеко, чтобы посочувствовать нашим неприятностям. Мы финишировали у Национальной библиотеки спустя 15 минут после старта на площади Независимости. Виталий на своей машине приехал на 5 минут позже.

Третий и четвертый заезды. Итоговый счет

Для чистоты эксперимента мы провели третий и четвертый заезды по тем же маршрутам, но с одной лишь разницей: час пик заканчивался, город вошел в ритм буднего дня. И это сильно сказалось на результатах.

Поездка до площади Независимости для Краснова на iX во многом была похожа на то, что мы с ним увидели за полтора часа до этого. Полупустая полоса для общественного транспорта, затыки на остановках из-за автобусов или из-за автомобилей, которые останавливаются на «аварийке» (иногда где попало) и высаживают пассажиров.

— Знаешь, чего не хватает? Второй полосы для общественного транспорта. Или хотя бы карманов на остановках. И тогда бы на электромобиле можно было бы спокойно ехать как по рельсам и ни о чем не волноваться, — со смехом отмечает Краснов.

Еще одна сложность связана с разметкой. Чаще всего полоса для общественного транспорта отделена сплошной линией, которую нельзя пересекать. Это создает трудности для всех, кто по ней движется: перестроиться левее, чтобы проехать перекресток, объехать стоящий транспорт, — как это сделать через сплошную? В то же время трудно ожидать, что электромобиль будет ехать исключительно по этому ряду вне зависимости от того, что там происходит. Уперся в автобус и едешь всю дорогу с его скоростью, останавливаясь на остановках? Такого мы не видели.

— Это дилемма. Возможно, речь об осознанной попытке снизить количество постоянных перестроений (едешь по автобусной полосе — вот и езжай, не суйся в другие). В противном случае нужна прерывистая разметка. Пока мы видим, что и общественный транспорт едет так, как ему нужно, и водители электромобилей поступают так же. Все привыкли, что это происходит, — продолжает ведущий рубрики.

Также держим в голове, что привилегия «электричек» ехать по выделенной полосе — решение, направленное на популяризацию этого вида транспорта. И организация дорожного движения адаптируется под существующие реалии. В то же время бросается в глаза, что далеко не все водители электромобилей стремятся этим преимуществом воспользоваться. Гораздо чаще можно увидеть, как «электричка» едет в любом ряду наравне со всеми, не стремясь занимать выделенную полосу.

Что касается результата заезда, то электромобиль снова приехал первым, но уже не с таким безусловным преимуществом — разница составила всего около двух минут.

3:0 в пользу «электрички» — разгром?

Последний заезд проводился уже поздним утром. И преимущество выделенной полосы исчезло как снег в Минске перед Новым годом. Жуковский на X3 как ездил спокойно (то во второй полосе, то в третьей), так и продолжал это делать. Только теперь он получил преимущество: трафик разрядился, скорость потока выросла.

При этом Краснов, стремясь ехать в автобусной полосе, сталкивался, казалось бы, с теми же неудобствами вроде поворачивающих направо автомобилей и стоящего транспорта. Но теперь у него не было преимущества относительно свободной полосы в час пик. Плюсы растворились, а минусы остались.

И iХ проиграл финальный заезд. Ненамного, к финишу он приехал фактически вслед за X3, но все же это гол престижа от машины с ДВС.

Выводы

Виталий Жуковский, опередив «электричку», остался образцом спокойствия. И приверженцем автомобилей с ДВС.

— Мне нравится движение в спокойном, размеренном режиме. У тебя не болит голова, что нужно перестраиваться, объезжать автобусы и так далее. Едешь спокойно, не будоражишь ни свои нервные клетки, ни весь поток. Потому что любое перестроение в плотном потоке — это проблема для окружающих. Кому-то ты создал неудобства, кто-то затаил обиду и потом старается ее выместить при первом удобном случае. Это прямой путь к конфликтам, — отметил он.

— Согласен, такой электромобиль, выскакивающий во вторую полосу, может сбить скорость всему потоку. Что-то подобное происходит на МКАД: все ехали 90, кто-то перестроился — все уже едут 70. И в тех условиях, которые созданы, такие неудобства все равно будут, — подтвердил Юрий Краснов.

Не смутило Виталия и то, что в самый час пик он потратил на дорогу заметно больше времени.

— Когда у меня есть дела в центре, я выезжаю пораньше и еду спокойно, получаю удовольствие без спешки. Торопись — не торопись, но намного раньше ты не приедешь, а потраченные нервы — это ни к чему. Нужно грамотно подходить к своему состоянию. К тому же куда безопаснее просто ехать в своей полосе, чем прыгать из ряда в ряд. Мне кажется, многие водители электромобилей это понимают, раз не спешат во что бы то ни стало ехать по автобусной полосе, — предположил Виталий Жуковский.

Юрий Краснов также делает акцент на безопасности.

— На любой машине, на электромобиле в том числе, можно ездить по-разному. Да, в час пик мы проехали заметно быстрее, воспользовавшись своим правом, это впечатлило. Но такой режим движения предполагает, что за рулем опытный водитель. Потому что сбоку много машин, часть водителей тебя специально не будет пускать в свой ряд в случае чего, им обидно, что ты едешь быстрее их. Случается и недопонимание. Едешь и боишься, что слева кто-то выедет под тебя — вполне реальная опасность, — предупредил он.

Возможное решение — искать сбалансированный подход.

— По сути, этой привилегией владельцы электромобилей могут воспользоваться только в городе, да и то не везде. Хорошо, если у тебя такой маршрут — по проспекту с выделенной полосой. Реально можно получить выгоду. Но только в час пик. Когда трафик уже не такой плотный, разница исчезает, как и смысл ехать по выделенной полосе. Все-таки для этого нужны благоприятные условия, — считает Юрий Краснов.


Партнер проекта — «Автоидея»

Новые автомобили BMW X1, X3, iX, 3, i5, 7 серия, MINI Cooper S Countryman доступны для тест-драйва в АВТОИДЕЯ.

Онлайн-запись на тест-драйв.

Все новые автомобили BMW и MINI при покупке у официального дилера АВТОИДЕЯ имеют гарантию 4 года или 200 000 км (в зависимости от того, что наступит ранее). Помимо автомобилей в наличии на складе, доступна возможность оформления заказа в производство. 

Лизинг под 0,01% в BYN — специальное предложение на покупку новых автомобилей BMW и MINI до 31 декабря.

Спецпроект подготовлен при поддержке ООО «АВТОИДЕЯ», УНП 190829939.

У вас есть тема для «Разбора с Красновым»? Пишите нам: pv@onliner.by или t.me/vitpetrovich.

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by