31 621
04 декабря 2023 в 8:00
Источник: Дмитрий Гладкий. Фото: Дмитрий Гладкий, коллекция автора

Сага об «Ольгерде». Изучаем особенности новой линейки электротранспорта BKM Holding

Источник: Дмитрий Гладкий. Фото: Дмитрий Гладкий, коллекция автора

Ольгерд — имя исторического правителя. Даже те, кто не вникал глубоко в историю, про Ольгерда слышали. Ольгерд — сын Гедимина, брат Кейстута, отец Ягайло. Звучит красиво. Но Ольгерд, о котором пойдет речь, — не князь. Это троллейбус. Еще он бывает в версии электробуса, но таких меньшинство. Сейчас это основной продукт BKM Holding, массовому белорусскому пассажиру почти не известный.

Впервые имя Ольгерд на небосклоне электротранспорта прозвучало в октябре 2019 года. Именно тогда в Минске был показан электробус с таким названием. Вот он, самый первый «Ольгерд». Сейчас эта машина работает в Сочи.

С тех пор электробусов «Ольгерд» построено 12 экземпляров. Несмотря на то что 10 из них находятся в регулярной эксплуатации в Беларуси, известны они немногим. Даже в Минске, где их 9, катались на них далеко не все жители столицы, поскольку сосредоточены они в основном в Первомайском районе. Один электробус этой модели есть в Гродно. Почти все машины — с так называемой быстрой зарядкой через пантограф. Единственный экземпляр модификации с длительной ночной зарядкой пока остается экспериментальным.

В свою очередь троллейбусов «Ольгерд» собрано уже больше двухсот, но все они эксплуатируются не в Беларуси. Где же они есть, как выглядят и чем отличаются?

Новая модель? Новое семейство? Новое поколение?

За точку отсчета для «Ольгердов» следует брать семейство самых массовых низкопольных троллейбусов в мире — «Сябар». Вот, например, относительно свежий брестский «Сябар» 2021 года постройки. Его официальное обозначение — «модель 321».

А это свежайший «Ольгерд», построенный в августе 2023-го для Мурманска. Официальное обозначение у него аналогичное — «модель 321». Та же модель? Да. Но при этом совершенно другой кузов, не имеющий ни одной общей панели с «Сябром». Как так?

Нет, ну чтобы модель оставалась одной, поколение одним, а кузова были совершенно разными, такое бывало. Например, у ранних Ford Mustang. Можно вспомнить и другие примеры из мира легковых автомобилей. Но у автобусов и троллейбусов принципиально разные кузова — всегда верный признак машин разных поколений. Однако BKM Holding и «Сябра», и «Ольгерда» относит к одному поколению своей продукции — третьему.

Логика здесь простая. По мнению изготовителя, главной ценностью изделий BKM Holding является электрическая и электронная начинка, которую завод сам проектирует и производит. Именно в ней сосредоточены главные компетенции производителя. И именно благодаря этому в конструктив электрики и в программное обеспечение могут оперативно вносить изменения, которые нужны заказчикам.

Кузов на этом фоне не то чтобы вторичен, но является менее наукоемким, что ли. Так вот по электрике и электронике «Сябры» последних версий и «Ольгерды» почти идентичны. Потому и относит их производитель к одному поколению. То есть «Ольгерд» — это своего рода ветвь развития «Сябров», или «Поколение 3+».

Если поколение одно, то зачем же тогда понадобилось городить огород с совершенно новым кузовом? Для ответа на этот вопрос необходимо перенестись в недавнее прошлое.

Ориентир — Европа

Это было чуть больше пяти лет назад, но сейчас кажется, что словно в другой жизни. Компания BKM Holding всерьез задумалась о выводе своей продукции на рынок стран Евросоюза. Под это модернизировали процессы грунтования каркасов, окраски кузовов и много чего еще. Да и сам кузов «Ольгерда» — это дань именно европейским требованиям. «Сябар» им соответствовал не в полной мере. Например, увеличенных размеров накопительная площадка, где могут разместиться сразу два инвалида-колясочника, как раз из области европейских стандартов, которые внедрили на «Ольгерде».

Рабочее место водителя тоже выглядит вполне по-европейски. Весь софт для мультимедийного щитка приборов собственный, написанный программистами BKM Holding.

Еще из заметных пассажиру особенностей следует отметить не только 5-вольтовые USB-порты для зарядки гаджетов, но и полноценные розетки на 220 В. По пути можно подзарядить даже электросамокат. Правда, это опция, которая есть не во всех экземплярах, ее наличие зависит от оговоренной с заказчиком комплектации.

Или, например, вот этот элемент на крыше. У «разрыва» декоративных щитков и этих кронштейнов абсолютно практическое назначение.

Оказывается, в Европе даже подъем по лестнице на уровень крыши для замены угольных вставок в токоприемниках (обычная повседневная рутина для наших водителей троллейбусов) считается работой на высоте. Для нее нужен особый допуск, определенное состояние здоровья и так далее. Чтобы не гонять водителей на высоту, европейцы требуют от производителей троллейбусов опцию отвода штанг в сторону с фиксацией на уровне глаз.

Вот как это работает.

Вроде бы мелочь, но так менять угольные вставки и правда удобнее, а главное, безопаснее. В итоге благодаря европейским нормативам «Ольгерд» получил интересную и полезную фишку.

Интересны и другие конструктивные решения, внедренные на «Ольгердах». Так, например, кузов у них длиннее, чем у «Сябра». Но главное ноу-хау, конечно, не в длине. Оно в модульности. Кузов как бы разделен на равные части. Причем основные боковые стекла и распашные двери имеют одинаковую длину с составными модулями каркаса и панелями обшивки. Благодаря этому проще будет сделать в будущем «гармошку». Также сокращается количество наименований деталей, что лучше для ремонтопригодности и снижает себестоимость. Наружная обшивка — это стеклопластиковые панели и сэндвич-панели «алюминий — пластик — алюминий».

В целом же удлинение кузова на 800 мм позволило увеличить не только размер накопительной площадки, но и площадь низкого пола, а также общую пассажировместимость. По четыре кресла на куполах передних колес — тоже особенность именно «Ольгерда».

Что же касается стайлинга, то его создание BKM Holding отдал на аутсорсинг. Внешность — работа минского бюро промышленного дизайна D3, оно же ООО «Д3Дизайн». Именно эти ребята, кстати, в свое время делали дизайн трамваев «Метелица» для Stadler.

С такими вводными «Ольгерд» был предложен рынку Евросоюза.

Болгарский контракт

Выход на рынок европейских стран — дело не быстрое, но удача c проектом «Ольгерд» белорусскому производителю все-таки улыбнулась. Был выигран тендер на поставку троллейбусов в болгарский город Враца. Партию из девяти машин собрали в мае 2021 года, в июне «Ольгерды», впервые в троллейбусной ипостаси, приступили к работе. Техническим заданием было оговорено наличие автономного хода до 15 км и зарядка от контактной сети в течение 30 минут. Для болгарской партии троллейбусов использовали батареи польского производства. Почему польские, когда есть свои? Купить уже сертифицированные в Евросоюзе батареи у стороннего поставщика было проще, чем сертифицировать свои ради небольшой партии.

К сожалению, поставка в Болгарию так и осталась единственным европейским контрактом для троллейбусов «Ольгерд». Затем наступил 2022 год и мир изменился.

Питерский хай-тек

Европейских поставок больше не было, но «Ольгердами» еще в 2021 году заинтересовался «самый европейский» город России — Санкт-Петербург. Оттуда поступил очень крупный заказ — почти на сотню машин. Причем комплектация оговаривалась очень богатая. По навороченности питерские «Ольгерды» превосходят даже машины для Евросоюза. Самое необычное в них — электропривод дверей вместо пневматического. Это эксклюзив для Санкт-Петербурга, больше никто такого не заказывал. В питерских «Ольгердах» установлено отдельное место кондуктора с индивидуальным подогревом и даже мини-сейфом для личных вещей. Плюс здесь куча электроники, которая отслеживает пассажиропоток, тщательно считает потребленную энергию, следит за давлением в шинах и температурой различного оборудования. Установлена также телематика, система контроля бодрствования водителя и много чего еще.

Фото: Роман Висельский

Все питерские машины — с автономным ходом, модификации 32100D. Собирали их с конца 2022 по середину лета 2023 года. Батареи для них изготавливала российская компания РЭНЕРА, входящая в ГК «Росатом». И хоть у BKM Holding есть собственные батареи, заказчик потребовал установить именно российские. Смонтированы они за глухой вертикальной перегородкой в заднем свесе кузова. Такое решение знакомо минчанам по столичным «Сябрам» с автономным ходом.

Собственно, из-за запаса батарей у «Ольгердов» с автономным ходом нет заднего стекла. А обратите внимание на светотехнику. На данном экземпляре мы видим «кругляши», которые поставляет «Амкодор». Но изначально здесь планировались совсем не эти фонари.

Фото: Роман Висельский

Изначально «Д3Дизайн» подобрало для кормы «Ольгердов» светотехнику необычной изогнутой формы, так называемые «бумеранги». Поставщиком была знаменитая немецкая Hella. Когда были введены санкции, питерский контракт находился еще в стадии выполнения. Перебои с европейскими комплектующими не заставили себя долго ждать, а затем поставки и вовсе прекратились. Так вместо Hella и появились «кругляши» от «Амкодора». Но некоторым питерским «Ольгердам» еще достались последние «бумеранги» со склада. Сравните оригинальный и антисанкционный варианты.

Но задние фонари — это еще мелочь. Был момент, когда BKM Holding во время выполнения питерского заказа остался без мостов. Немецкая компания ZF, которая была подрядчиком, остановила поставки. Специальные троллейбусные мосты пришлось менять на автобусные, а потом и вовсе искать новых поставщиков. Их в итоге нашли в России и Китае, но «зоопарк» «Ольгердов» из разных комплектаций с разными мостами разных производителей в Санкт-Петербурге образовался. Благо заказчик к ситуации отнесся с пониманием.

Сейчас в Северной столице 97 «Ольгердов» с автономным ходом. Это самый большой «флот» таких машин в рамках одного города.

Еще три локации

Кроме Питера «Ольгерды» поставлены в Екатеринбург, Краснодар и Мурманск. Столица Урала, как и Питер, заказала модификацию 32100D c автономным ходом. Батареи у этих машин — собственного производства BKM Holding. «Флотилия» насчитывает 33 единицы. Все они 2023 года постройки.

Второй по численности после Санкт-Петербурга парк «Ольгердов» — в Краснодаре. Но этот город купил две версии — с автономным ходом и без него, 38 и 22 единицы соответственно. Все они изготовлены в 2023 году. Краснодарские «автономники», как и все прочие, легко отличить по «глухой» корме.

А если увидите «Ольгерда» с задним стеклом, знайте — это классический троллейбус, без «полноразмерного» автономного хода. Режим движения на аккумуляторах, правда, есть и здесь, но он сугубо технологический — для перемещений по территории парка. Полтора десятка таких машин 2023 года постройки купил Мурманск.

В Мурманске «Ольгердам» досталась, пожалуй, самая эффектная ливрея.


Итого троллейбусы «Ольгерд» работают уже в пяти городах, но в Беларуси их нет. Появятся ли? Вполне вероятно, что да, но когда, где и в каком количестве, пока не известно. Пришел ли «Ольгерд» на смену «Сябру»? Еще совсем недавно считалось, что «Сябра» пока со счетов не списывают и, если будет заказ, такие троллейбусы изготовят. Но теперь, по уточненной информации, можно утверждать, что «Сябар» — уже история и «Ольгерд» занял его место.

Является ли «Ольгерд» флагманом BKM Holding? Нет. Флагманским остается семейство четвертого поколения Vitovt. Исторический князь Витовт Великий был племянником Ольгерда, то есть представителем уже следующего поколения династии. У троллейбусов получается так же.

Читайте также:

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by