В 2023 году белорусский рынок новых авто, кажется, восстал из мертвых. «Поминки» европейских брендов сменились праздничными презентациями брендов китайских: журналисты не успевали перемещаться от фуршета к фуршету и перелистывать прайс-листы, а менеджеры — учить китайские названия новых марок. И если их кто-то привозит — значит, это кому-то нужно. А что с «бэушкой», которую продолжают активно пригонять из Европы и Америки? Упал ли спрос на нее из-за бума китайских авто? И что нас ждет в следующем году?
В качестве эксперта рынка, как это было в 2021 и 2022 годах, мы пригласили Дмитрия Больдюсова, основателя и руководителя AutoGroup — профильной компании по подбору и информационному сопровождению в вопросе приобретения авто на мировых аукционах (США/Европа/Корея).
— Когда в 2020—2021 годах менялся курс евро, многие переживали, мол, сейчас «отвалятся» машины из Америки. Но рынки разных стран не взаимоисключающие, а взаимодополняющие. У каждого своя специфика.
Нужен дизель, универсал, «механика» — это все к Европе. На аукционах в основном представлены авто без повреждений, но с большими пробегами (около 150 тыс. км). На пробегах еще сказался 2020 год, когда были проблемы с производством: условный немец катался на своей машине максимально долго, потому что ему не на что было поменять старое авто.
Америка — понятная умеренная цена, небольшой пробег, бензиновый двигатель, но машина после аварии.
В Китае производят и электрокары, и авто с ДВС. Последние, как правило, к нам не доезжают, лишь ограниченные модели. Хайп вызвали китайские «электрички». Связано это с несколькими факторами:
До 2020 года новые машины независимо от бренда попадали на рынок исключительно через официального представителя — дилера. После случилась пандемия, потом — разрывы контрактов между производителями и дилерами на локальных рынках. Следствие — дефицит и отложенный спрос. У дилеров опустели склады.
На этом фоне Китай предложил рынку новые и свежие решения, в основном электромобили. При этом без ограничения по контрактам поставки. То есть авто может приобрести любое юрлицо. Добавим к этому нулевую таможенную пошлину на «электрички» с 2022 года, которая сегодня продлена до 2025-го.
В качестве результата получаем вновь открывшийся сегмент рынка новых электрокаров, практически без порога входа. При этом новинки модные, технологичные, недорогие. Такие машины моментально наводнили рынки России и Беларуси. Дилеры наполнили свои склады, предложений стало слишком много. На рынке, который еще недавно казался новым, моментально возник избыток предложений.
Уже сегодня можно констатировать, что «китайцев» слишком много. Является ли этот товар ликвидным? Время покажет, но я бы сильно не рассчитывал на это. Потому как уже в следующем году появится рынок вторички и он сильно подожмет рынок новых китайских брендов.
По Китаю к тому же хватает оговорок:
— Прежде всего там представлены корейские бренды Kia, Hyundai, Genesis. Пробеги здесь меньше, чем в Европе, — 70—120 тыс. км. Но выбор не так велик, а логистика чуть сложнее. Среди наших клиентов корейский рынок — это разовые сделки.
— Наши заказчики — это люди, которые везут авто для личного пользования. Поэтому я не сказал бы, что отсутствие российских посредников (а их от общего числа покупателей из РФ — 90%) как-то сказалось на импорте. Важно понимать, что покупатель из РФ не связан с рынком импорта напрямую, а рассматривает строго внутренний рынок Беларуси.
Что повлияло на исчезновение россиян с наших рынков? Во-первых, колебания курса рубля. Во-вторых, ситуация с утильсбором. Как может рассуждать посредник? Курс можно пережить: у тебя есть клиент, ты четко посчитал математику, понимаешь, что даже при таких цифрах в обменнике продашь машину по устраивающей тебя цене. А тут выясняется, что потребителя у тебя нет, курс валится в течение месяца и ты не можешь оформить авто на себя из-за «утиля»... Это комбо ограничило поток россиян. Да, они вернутся, вопрос — когда.
— Америка — это недорогие кроссоверы с моторами 1,5 литра (Chevrolet Equinox, Ford Escape, Buick Encore GX (Chevrolet Trax)). Плюс седаны в сегменте до $15—25 тыс. (VW Jetta, Honda Civic/Accord, Chevrolet Malibu). Электрокары — это прежде всего Tesla.
Конечно, случаются и индивидуальные заказы. Например, Lincoln MKZ, но это скорее исключение из правил, экзотика для белоруса.
Европа — абсолютно разные классы и размеры. В основном востребованы седаны и универсалы, как с АКПП, так и с «механикой». Преимущественно дизельные моторы, пробеги по 130—160 тыс. км.
— Мы можем констатировать тенденцию снижения цен на аукционах Америки. Это происходит не по причине оттока покупателя из РФ или на фоне других обстоятельств, которые могли бы повлиять на американский рынок извне. Здесь влияет скорее сезонность и смена поры года.
В США не принято «переобувать» авто в зимний комплект резины, бóльшая часть машин катается на «всесезонке». По этой причине зимой число ДТП возрастает и лотов на аукционе становится ощутимо больше, причем повреждения у них минимальные. Увеличение объема предложений на фоне сохранения либо снижения объема спроса дает снижение стоимости лотов на торгах.
Логистические вопросы по доставке лота с аукциона до порта Клайпеды, которые были актуальны в прошлом году, разрешены. Авто отгружаются по всем семи портам без промедления. Перевозчики констатируют лишь небольшие затруднения по доставке из Клайпеды до места назначения. Но все решаемо, по крайней мере сегодня. В среднем доставка от места покупки до места назначения занимает от полутора до трех месяцев. Затраты существенно не изменились.
Так что если рассматриваете вероятность приобретения машины из США для личного пользования, то сейчас, пожалуй, самое подходящее для этого время. Доставка из Европы и Кореи занимает 2—4 недели и 1,5—2 месяца соответственно.
— Автомобильный рынок будет зависеть от многих факторов, в том числе от геополитической ситуации, принятия решений регулирующими органами, возможных заградительных мер со стороны Европы. Не то время, чтобы загадывать. Будем смотреть по ситуации. Одно можно сказать с уверенностью: белорус без свежего авто не останется. Будут варианты, возможности, рынки.
Рынок Китая пойдет на спад по сравнению с 2023 годом. Хайп — это лишь временное явление. На его фоне рынки Америки и Европы останутся стабильно востребованными. Рынок Кореи продолжит существовать как дополнение и скорее альтернатива.
Мы прогнозируем возвращение российского клиента на внутренний рынок Беларуси. Если обобщить, то все будет хорошо. Машины будут прибывать, спрос останется на прежнем уровне либо даже покажет небольшой рост в своей общей массе.
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by