КРАСНОВ

«Шланг длинный, а люди об этом не знают». Что вы думаете о тех, кто заправляется против шерсти?

29 августа 2024 в 8:00
Автор: Виталий Петрович. Фото: Максим Малиновский, коллаж: Максим Тарналицкий
КРАСНОВ

«Шланг длинный, а люди об этом не знают». Что вы думаете о тех, кто заправляется против шерсти?

Автор: Виталий Петрович. Фото: Максим Малиновский, коллаж: Максим Тарналицкий
Выигрывай AirPods 3 за покупки с доставкой Onlíner Prime

Мы поспрашивали знакомых: «Что вы думаете о тех, кто на АЗС едет заправляться против шерсти?» Большинство ответило эмоционально и однозначно: «Бесят!» А кто-то объяснил: «Смотри, это как в длинной очереди. Все стоят друг за дружкой, никому это не нравится, но все как-то терпят. Вдруг находится кто-то самый хитрый: заскакивает с другой стороны, дескать, только спросить. И все это видят и от его безнаказанности только больше раздражаются». В общем, чувствуется, что вопрос принципиальный, разбираться будем с Юрием Красновым, преподавателем и инструктором по вождению.

По схеме или против шерсти?

Поводом поднять эту тему, как и во многих других случаях, стало сообщение нашего читателя. Ситуация типичная и, пожалуй, всем знакомая. Заправочная колонка слева, заправочная колонка справа: каждый выбирает свою в зависимости от того, где расположен лючок топливного бака, и едет туда наравне с остальными. Так делают почти все, но в то же время находятся водители, которые, чтобы не стоять в очереди, подъезжают на неудобную сторону против шерсти, то есть навстречу движению основного потока, либо как-то ухитряются вырулить задним ходом.

— Вас это тоже раздражает? — спрашиваем Краснова.

— Мне, вообще-то, все равно. Если человек умеет ездить задним ходом, то какая разница, передом он сюда подъедет или задом. Но это мое личное мнение. А есть схема движения на территории АЗС, еще нормы пожарной безопасности, всякие нормативы. И это нужно учитывать, если нет желания скандалить со всеми вокруг, — отвечает ведущий рубрики.

Ранее в компании «Белоруснефть» поясняли, что на каждой АЗС есть схема движения, которая регламентирует перемещение транспорта по территории заправки и утверждена в ГАИ. Отходить от нее могут только технические транспортные средства (заправщики, бензовозы, мусоровозы и т. д.), всем остальным нужно подчиняться. Если на схеме не оговорено наличие возможности двигаться задним ходом, то это означает, что совершать такой маневр нельзя. Если колонки заняты и вы не можете осуществить заправку (к примеру, заливная горловина находится с другой стороны), то нужно дождаться, пока освободится удобная колонка, и осуществить заправку согласно правилам.

Есть два основополагающих нормативных акта: Правила проектирования АЗС (ТКП 253-2010 г.) и Правила эксплуатации АЗС (постановление Совета Министров №85 от 31.01.2023). Составлением технического кодекса устоявшейся практики занималось Министерство по чрезвычайным ситуациям. Один из пунктов ТКП (п. 4.1.19) определяет, что «движение транспортных средств по территории АЗС должно быть односторонним, с организацией раздельного въезда и выезда на/с территории АЗС». Нарушение это пункта — нарушение противопожарных норм.

— Насколько я понимаю, нужно, чтобы все машины стояли в одну сторону. Тогда в случае чего все могут оперативно уехать. Если кто-то стоит против шерсти, это создает проблемы. И в случае чрезвычайной ситуации такой вот водитель будет создавать угрозу для остальных и себя самого, — отмечает инструктор. — Кстати, это не только на АЗС так. Вот я оставляю машину в паркинге и с какой-то поры стал парковаться носом к стенке: мне так удобнее открывать багажник, забирать оттуда вещи. И одна женщина стала возмущаться и жаловаться на меня, дескать, почему он так паркуется? Кажется, смешно? Оказалось, у нее своя правда: по правилам пожарной безопасности нужно парковаться передом к выезду, чтобы в случае чего иметь возможность быстро выехать.

Поэтому каждая АЗС согласовывает схему движения на своей территории, устанавливает соответствующие знаки и информационные таблички. Разобраться в них нетрудно, поэтому в большинстве случаев водитель, въехавший навстречу остальному потоку, не просто растерялся и совершил ошибку, а сделал это намеренно.

— Мы понимаем: приезжаешь на заправку, горловина бака у твоей машины, допустим, справа, и впереди длинная очередь. А по левую сторону — никого. И думаешь: «Так я же по-быстрому, я никому не помешаю», — говорит преподаватель. — У меня тоже был один такой раз, честно признаюсь, — въехал не так, как полагается. И мне оператор АЗС говорит: «А я вас заправлять не буду, вы нарушили схему движения по территории АЗС, вам нужно въехать по-другому». Но это один-единственный раз, никогда больше я не видел, чтобы у кого-то были проблемы с тем, чтобы заправиться, как бы он ни въехал. Разве что другие водители возмущаются.

Мы специально приехали на АЗС, чтобы проверить этот тезис. На заправке чудес вообще хватает. Пришлось для начала постоять в очереди за велосипедом: кто-то прикатил с канистрами, возможно, не дотянул на автомобиле.

И долго ждать не пришлось. Совсем скоро появился Chevrolet Cruze с московскими номерами — водитель не захотел терять время на ожидание, хотя к нужной ему колонке и очереди-то не было, нужно было дождаться, пока закончит заправляться одна машина. Тем не менее автомобилист, сделав круг, подъехал задом наперед к свободной колонке. Заправят или нет? Проблем не возникло.

— Не всегда работники станции обратят на такое внимание. Правда, другие водители могут начать возмущаться. Всегда есть люди, которым не все равно, они ревностно относятся к ситуации, когда кто-либо делает что-то не так, как все. Применительно к таким случаям оно в целом оправданно: есть определенные правила, которых нужно придерживаться, — констатирует ведущий рубрики.

Chevrolet Cruze спокойно уехал с полным баком. И он не один такой.

Насколько длинный шланг?

— Есть, к слову, один способ, о котором я совсем недавно узнал от знакомого. Он подсказал: «Подъезжай к свободной колонке: обычно шланг на АЗС, если с ним все в порядке, достаточно длинный, чтобы дотянуться до горловины бака даже на противоположном боку авто». Никогда не пробовал, но стоит проверить, — говорит Краснов.

Заезжаем, проверяем: длины шланга действительно достаточно даже в случае с нашей не самой компактной машиной. Но есть нюансы.

— Технически так заправиться возможно: шланг длинный, а люди об этом не знают. Но, во-первых, мне этот способ не кажется полностью безопасным. А во-вторых, он неудобный. Нужен помощник, который будет постоянно этот шланг держать, иначе он трется о кузов, может его поцарапать. Наверное, даже какую-то вмятину так можно оставить. Отойти тоже страшно: а если что-то случится, а если пистолет вылетит? — рассуждает инструктор.

«Вряд ли кто-то станет скандалить с клиентом»

О ситуации на АЗС нам рассказал один из работников этой сферы.

— Да, полно тех, кто въезжает как попало. И чем больше очереди, тем больше таких водителей — тут прямая зависимость. Уверен, они понимают, что поступают неправильно, здесь не нужно гадать: все едут в одну сторону, а ты — в другую, что-то здесь не так. Но наши люди не любят ждать, — отметил собеседник.

— Говорят, клиенту даже могут отказать в заправке, если он въехал неправильно?

— За всю свою практику я с таким не сталкивался. Работники станции наверняка сделают замечание, попросят соблюдать правила, въехать как полагается. Но чтобы кого-то из-за этого не обслужили — не знаю. Во-первых, это клиент, и задача АЗС его обслужить: заправить, что-то продать. Если начать всех воспитывать, ни к чему хорошему это не приведет. Во-вторых, это конфликтная ситуация. Будет ли толк — неизвестно: работа на время выяснения отношений замедлится, все будут еще больше негодовать, а сотрудник в итоге еще и жалобу получит в свой адрес. Причем наверняка клиент «забудет», что что-то там нарушил, зато укажет, что с ним обошлись по-хамски. Никому это не нужно.

— А что, если протянуть шланг к другой стороне автомобиля?

— Не лучшая идея. Он, конечно, не порвется, но замечание вам за такое могут сделать точно так же и будут правы. Есть вопросы с точки зрения безопасности: как вы закрепите пистолет в горловине, кто это проконтролирует? Не такие сейчас очереди на АЗС, чтобы искать себе проблемы на пустом месте. Лучше выпить лишнюю чашечку кофе и передохнуть пять минут.

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by