Один ехал на велосипеде, другой — на чем-то, напоминающем электромотоцикл. Оба двигались по проезжей части в одном направлении. Они столкнулись, в результате чего велосипедист на неделю попал в больницу. А другой участник уехал, его пока не нашли. По ситуации на данный момент, такое происшествие — не ДТП. То, что очень напоминает электромотоцикл, регистрацию в ГАИ не проходило. Установить владельца — проблема. И ведь такого транспорта вокруг нас уже много.
— Добрый день, — Сергей улыбается и, прихрамывая, медленно идет нам навстречу. — Вот так я теперь передвигаюсь, а ведь еще недавно бегал как молодой.
Он разводит руками в беспомощном жесте. Садимся. Мужчина вздыхает.
— 21 августа я поставил машину в гараж, расположенный по улице Казинца, 127. Сел на велосипед и поехал по местному проезду, по правой стороне. Это не что иное, как проезжая часть: если там включить навигатор, то разрешенная скорость, которую он покажет, будет 20 км/ч, — говорит Сергей.
На часах было около 16:30, светло.
— Впереди, у правого края проезжей части, стоял автомобильный прицеп: обыкновенный, типа «Зубренка». Я начинаю его объезжать и в этот момент получаю сзади сильнейший удар! Падаю с велосипеда, теряю сознание, — рассказывает собеседник. — Соответственно, я не помню, куда меня ударили, чем меня ударили. Помню только, что я лежал на траве: мужчина поднял меня с дороги, перетащил на траву, где я понемногу стал приходить в себя.
Мужчина, о котором идет речь, — водитель некоего транспортного средства на электротяге. Самокат — не самокат, с виду больше похож на электромотоцикл.
— Помню, что я смог подняться на ноги. Затем сфотографировал этого человека, получилось со спины. Я пытался сделать нормальный снимок, но мужчина отвернулся, а мне уже было не до того. Зато его мотоцикл получилось сфотографировать нормально, — Сергей предоставил нам фотографии.
На боку этого транспорта видна надпись «BNP Monster». И снимки в интернете действительно напоминают ту модель, которую фотографировал Сергей. Если верить информации в открытом доступе, продавцы позиционируют это как «мотоцикл электрический». Заявленная скорость — до 75 км/ч (по другим данным — до 90 км/ч), запас хода — от 60 до 80 км, допустимая нагрузка — до 200 кг. Мощность электромотора — 1500 Вт. Вес самого транспортного средства — 120 кг.
— Я сфотографировал и место наезда тоже. Не могу сказать, падал ли этот человек вместе со мной. Думаю, это вполне возможно, потому что подножка у его мотоцикла свернута. Хотя это могло произойти и раньше. На снимках также видны и подозрительные царапины, и характерные затиры на резине. Может быть, и падал, просто без особых последствий для себя. Но он был в шлеме, — продолжает Сергей.
Вернемся к человеку, который управлял электротранспортом.
— На вид ему лет 50 или чуть больше — не мальчик какой-то. Я думаю, что он ехал со скоростью по меньшей мере 60—70 км/ч, — вспоминает собеседник. — Для меня и сейчас остаются загадкой действия этого человека. Он же понимал, что случилось, видел мое состояние, видел кровь. И он просто оставил меня. Дал какую-то тряпку, чтобы я приложил к ранам. Эта тряпка до сих пор лежит у грузовика под колесом. А человек этот уехал. Нужно было как минимум вызвать скорую помощь, сразу, что бы там ни было.
Мы были на месте этого происшествия, нашли ту самую тряпку, о которой говорил Сергей. Здесь действительно узкий проезд, ведущий со стороны гаражей, ширины проезжей части хватает для того, чтобы два автомобиля могли разъехаться. Но вдоль правой стороны, если ехать так, как участники столкновения, припаркован транспорт: грузовики, легковушки, которые давно никуда не выезжали, прицепы. В общем, представить картину происшествия не трудно. Слева вдоль дороги тянется что-то напоминающее тротуар — с плохим и поросшим травой асфальтом. Не удивительно, что ни велосипедист, ни человек на электротранспорте там не ехали.
Открываем ПДД. Прилегающая территория (п. 2.53) — территория, непосредственно прилегающая к проезжей части дороги, не предназначенная для сквозного проезда, на которой расположены дворы, площадки, специально отведенные для стоянки транспортных средств, автозаправочные станции, строительные площадки и иные объекты. Максимальная разрешенная скорость на прилегающей территории — 20 км/ч (п. 88).
Теперь о последствиях этого происшествия для Сергея.
— Было так: у меня сбито плечо, сбит локоть, из головы течет кровь — я еле в сознании. Он поэтому меня и оставил, потому что понял, что дело пахнет керосином. Ну а я в таком состоянии тоже слабо соображал: встал, взял велосипед и пошел домой. Кое-как доковылял, дома перекисью обработали локоть, голову, остановили кровь. И вот я лежу на диване, и вдруг меня накрывает — сильнейшее головокружение. Жена говорит: «Так дело не пойдет, вызываем скорую помощь», — рассказывает мужчина.
Прибывшая бригада медиков, очевидно, оценила состояние Сергея как достаточно серьезное.
— Прилетает скорая: больше мне ходить уже не дали. На носилках спустили вниз, привезли в больницу. Там — в палату, лежачий режим, потом отправили на КТ. Определили сотрясение мозга, но легкой степени, черепно-мозговую травму. В результате меня поместили в травматологическое отделение. Затем было еще одно КТ — тазобедренного сустава. На тележке туда, на тележке обратно. На следующий день пришел травматолог и говорит: «Вы лежите ровненько, у вас трещина в тазу». Ходить нельзя, постельный режим, больничная утка со всеми последствиями, — вздыхает собеседник.
В выписном эпикризе, который выдали Сергею, среди прочего указан краевой перелом лонной кости слева в проекции передней части вертлужной впадины. Но сам мужчина говорит именно о трещине.
— В больнице я провел семь дней. В конце концов просто попросил, чтобы меня отправили домой. В справке описали мои травмы, указали, что у меня повреждения средней тяжести. С этим я и ушел, — говорит мужчина.
— Когда я лежал первый день в больнице, ко мне пришел следователь, насколько я понял. Мне объяснили, что этот электромотоцикл — это средство персональной мобильности. Следователь сказал, что раз меня сбило СПМ, то это происшествие не считается ДТП, материалы передаются в райотдел милиции. Ну хорошо. С меня взяли заявление, в котором я написал, что прошу провести расследование и привлечь виновника к ответственности. Стал звонить участковый: что да как. Этим все и ограничилось. Как кажется, на место происшествия никто не ездил, меня никуда не вызывали, ко мне никто не приходил, — делится своими мыслями собеседник.
В действующей редакции Правил дорожного движения (именно в действующей — это важно, так как в обозримом будущем все может серьезно измениться, об этом еще поговорим) дано определение средства персональной мобильности (п. 2.60-1) — устройство или приспособление, не являющиеся транспортными средствами, приводимые в движение двигателем и предназначенные для индивидуального или совместного (в случае наличия специально оборудованных мест для сидения) использования пешеходами (электросамокат, гироскутер, сегвей, моноколесо и прочее).
Одновременно с этим приведем определение мотоцикла (п. 2.28) — двухколесное механическое транспортное средство с боковым прицепом или без него, приводимое в движение двигателем с рабочим объемом 50 куб. см и более (в случае двигателя внутреннего сгорания) или максимальная конструктивная скорость которого (при любом двигателе) превышает 50 км/ч. К мотоциклам приравниваются трех- и четырехколесные механические транспортные средства с приводами управления мотоциклетного типа, имеющие массу в снаряженном состоянии не более 550 кг (без учета массы аккумуляторов электрических транспортных средств) и максимальную эффективную мощность двигателя, не превышающую 15 кВт.
Дорожно-транспортное происшествие (п. 2.18) — происшествие, совершенное с участием хотя бы одного находившегося в движении механического транспортного средства, в результате которого причинен вред жизни или здоровью физического лица, его имуществу либо имуществу юридического лица.
Механическое транспортное средство (п. 2.26) — транспортное средство, приводимое в движение двигателем.
Мотоцикл — механическое транспортное средство, а велосипед — нет. И средство персональной мобильности в настоящий момент не относится к механическим транспортным средствам.
Соответственно, если мы говорим о столкновении велосипедиста и человека, управляющего СПМ, то это не соответствует определению ДТП, которое дано в действующей редакции Правил дорожного движения.
— Когда после случившегося прошло 20 дней, я смог с палочкой добраться до своего участкового, — продолжает Сергей. — Я сам бывший инженер по безопасности дорожного движения, выпускник политеха по специальности «Организация и безопасность дорожного движения». Меня по большому счету готовили на работника Государственной автоинспекции. Я не понимаю, как такое возможно. Техника — 1500 Вт, максимальная скорость — 90 км/ч. Как это может считаться каким-то самокатом? В моем понимании это электромотоцикл. Я ехал на велосипеде — я водитель. Почему это не ДТП?
Второго участника этого происшествия пока не нашли. Но за несколько дней до этой публикации Сергей получил письмо из УВД Октябрьского района, в котором его уведомляли о том, что проверка по его заявлению проводится и в связи с необходимостью проведения дополнительных проверочных мероприятий ее срок продлен прокуратурой до одного месяца.
— Почему не смогли разыскать этого человека? — беспокоится собеседник. — Есть фотография, пусть и со спины, есть место, где он ехал, направление. Ну явно он где-то в этих гаражах оставляет свой мотоцикл. Милиция, как мне рассказали, рассылала председателям гаражных кооперативов фото: не знают ли они этого человека, не встречался ли им такой мотоцикл. Никто ничего не сказал. А сам он затаился и в ближайшее время носа не высунет наружу. Самое интересное, что раньше я его уже видел. Каждое утро я приезжал в гараж, и когда-то, я помню, он меня уже обгонял. Еще один момент (я говорил об этом милиции): у меня на велосипеде установлены такие небольшие часы. В момент удара они вывалились на дорогу. И этот человек их поднимал, чтобы подать мне. То есть на них могли остаться его отпечатки.
Сергей опасается, что однажды получит бумагу о том, что разбирательство прекращено в связи с невозможностью установить второго участника.
— Тогда окажется, что никто не виноват: я просто так провалялся в больнице семь дней, — мужчина пожимает плечами. — Я не кровожадный, мне лично этот человек не нужен. Каждый будет сам отвечать за свои поступки. Наверное, я тоже таким образом отвечаю за свои. Но то, что он меня бросил, — этого я понять не могу. Испугался? Или не совсем в адекватном состоянии был и поэтому убежал? Я этого не понимаю. Нужно было остаться.
Сергей помолчал и негромко добавил (как бы мысли вслух):
— Мне 67 лет. А если бы он меня убил? Вот он меня сбил, уехал, а я бы пошел домой — и не дошел. Упал, потерял сознание — и не очнулся. Его бы тоже не нашли?
У Сергея есть надежда, что кто-то из наших читателей поможет опознать человека на фото или его транспортное средство. Всех, кто располагает какой-либо информацией, он просит позвонить в милицию по телефону 102 или написать в нашу редакцию: pv@onliner.by или t.me/vitpetrovich.
— А как сейчас самочувствие?
— Да как... Могу ходить без палки, но небыстро, с трудом: внутри все болит. Проблема именно с этой трещиной в тазу, потому что с головой вроде уже полегче. Лечение простое: покой. Корсет не надевают, дырки никакие не сверлят, — махнул рукой мужчина.
Юрист Татьяна Ревинская подтвердила, что лицо, передвигающееся на средстве персональной мобильности, к числу которых относятся электросамокаты, гироскутеры, моноколеса, сегвеи и прочие устройства, в силу действующих ПДД является пешеходом.
— Стоит отметить, что в настоящее время к обсуждению размещен проект указа по внесению изменений в Правила дорожного движения, согласно которому лица, передвигающиеся на СПМ, будут приравнены к водителям. При этом глава 20 ПДД, которая предусматривает требования по движению велосипедистов, будет дополнена словами «средства персональной мобильности». Это значит, что требования и правила передвижения по улично-дорожной сети для водителей средств персональной мобильности будут такими же, как и для велосипедистов, — отметила специалист.
С 12 по 27 сентября на Национальном правовом интернет-портале Беларуси проходит общественное обсуждение изменений в Правила дорожного движения. С текстом законопроекта может ознакомиться любой желающий, как и высказать свое отношение касательно предложенных изменений.
Один из принципиальных моментов: все транспортные средства, которые по своим техническим характеристикам будут передвигаться со скоростью более 25 км/ч, предложено отнести к механическим транспортным средствам, которые подлежат регистрации и прохождению остальных процедур для участия в дорожном движении.
Также одно из важных изменений, которое содержится в законопроекте, касается статуса тех, кто передвигается на средствах персональной мобильности. Пока они отнесены к пешеходам. В планах — определить их как водителей со всеми вытекающими последствиями.
— Применительно к рассматриваемой ситуации столкновение велосипедиста и человека на СПМ действительно не расценивается как ДТП. Соответственно, разрешение этой ситуации находится в компетенции органов милиции, а не ГАИ, — продолжает Татьяна Ревинская. — Поэтому если такая ситуация произошла, следует вызвать милицию: данное обстоятельство будет зафиксировано и впоследствии будет проведена соответствующая проверка. Если получены травмы, необходимо вызвать службу 103 либо сразу после произошедшего обратиться в поликлинику (травмопункт) и зафиксировать полученные телесные повреждения.
Что дальше? Юрист говорит, что по результатам проверки будет установлена вина одного из участников инцидента. Ответственность может быть как административная — за нарушение ПДД (ст. 18.20 КоАП, нарушение ПДД пешеходом и иными участниками дорожного движения либо отказ от прохождения проверки (освидетельствования)), так и уголовная (в частности, ст. 155 УК, причинение тяжкого или менее тяжкого телесного повреждения по неосторожности) — в зависимости от степени тяжести травм.
Удается ли чего-то добиться в таком порядке, когда речь не идет о ДТП? Удается. Можно вспомнить хотя бы резонансный случай на минской велодорожке, когда велосипедист сбил пешехода. Тот шел по велосипедной части, хотя рядом был тротуар. Состоялся суд, велосипедиста признали виновным в причинении тяжких телесных повреждений по неосторожности и на основании ст. 155 УК назначили шесть месяцев исправительных работ.
— Если причинен вред потерпевшему или его имуществу, то он вправе потребовать возмещения такого вреда с виновного. При этом потерпевший должен доказать вину второго участника в произошедшем, поскольку в силу ч. 1 п. 1 ст. 933 Гражданского кодекса вред, причиненный личности или имуществу гражданина, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред, — пояснила Татьяна Ревинская. — Требование о возмещении вреда можно заявить, даже если виновного уже привлекли к административной или уголовной ответственности. В этом случае подтверждением наличия в действиях вины будет соответствующее процессуальное решение. При причинении вреда здоровью потерпевший вправе заявлять требования о компенсации морального вреда, размер которого он должен определить с учетом перенесенных нравственных и физических страданий.
Специалист добавила, что в качестве обоснования заявленных требований о возмещении вреда в суде потерпевший может предоставить различные медицинские документы, подтверждающие наличие телесных повреждений и степень их тяжести; чеки или квитанции о приобретении лекарств; справки о стоимости поврежденного имущества и др.
— Также необходимо отметить, что в настоящее время органы внутренних дел располагают достаточными техническими возможностями для установления личности правонарушителей и привлечения их к ответственности. Помощь в этом, безусловно, может оказывать и сам потерпевший, — добавила юрист.
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by