Вместе с Юрием Красновым, преподавателем и инструктором по вождению, продолжаем исследовать страну. Кому-то кажется, что в плане дорожного движения у нас все одинаково, но начинаешь всматриваться опытным взглядом — и проступают различия, иной раз удивительные. Недавно мы делали обзор гомельской трассы, поэтому логично, что дальнейшие исследования продолжаем в этом же направлении.
— Юрий Сергеевич, а вы бывали прежде в Гомеле? — это не праздная беседа с Красновым, мы действительно приближаемся к этому областному центру — между прочим, единственному, где наш экипаж еще не был.
— Только один раз, и то когда маленький был. Правда, мне та поездка запомнилась на всю жизнь, — отвечает ведущий рубрики и широко улыбается. — Мы с папой возвращались с юга. Везли прицеп арбузов. Наверное, они дешевые были, я уже не помню. Короче, едем. Гомель, впереди светофор, все стоят спокойно в очереди. А первая полоса свободна — мы по ней едем. И вдруг перед нами — представьте — из второй полосы внезапно выезжает какой-то «Москвич». Папа уворачивается от столкновения, заскакивает на бордюр и останавливается в каких-то сантиметрах от огромного дерева (по-моему, это был дуб). Но все нормально: даже колесо не порвалось.
— А арбузы как?
— Да все с арбузами хорошо. Правда, они зеленые были: много пришлось выкинуть, остальные кое-как дозрели.
— Зачем же вы целый прицеп зеленых арбузов купили?
— Да мы с юга ехали, они там дешевые были, наверное. Не помню.
— А прицеп как — в комплекте с арбузами шел?
— Нет, прицеп у нас был. Но хватит уже про арбузы. Смотри: Гомель!
Гомель встретил нас погодой, которой традиционно завидуют минчане: всегда чуть теплее, чуть солнечнее. План у нас такой: проведем в городе весь день, покатаемся, никуда не торопясь, поглядим, как ездят гомельчане, как здесь организовано дорожное движение, что бросится в глаза.
И первое же наблюдение — в Гомеле очень много круговых перекрестков. Причем знающие люди говорят, что число колец значительно выросло за последние годы.
— Гомель удивляет с самого начала: это город круговых перекрестков, их здесь реально много. И мне это нравится! Причем круги хорошие, знаки заранее установлены. Есть места, где создана отдельная полоса для тех, кто едет направо, — это удобно, не нужно выезжать со всеми на круг, не нужно никому уступать. Это безопаснее, плюс какой-то процент водителей отсеивается, их не вынуждают ехать через круг. Под Минском, в Ждановичах, тоже так сделали, — отмечает инструктор.
Но сами по себе круги не решат проблему аварийности на перекрестках. Вопрос в том, как ведут себя водители.
— Я бы сказал, что стиль вождения у многих здесь резковатый, даже резче, чем в Минске. Я езжу потише. И если бы гомельские водители ездили по этим кругам поспокойнее — все было бы в полном порядке. Но многие вылетают на круг, вместо того чтобы аккуратно снизить скорость. Расчет на то, что если машин не будет, то он раз — и проехал. Но расчеты, бывает, не оправдываются, — качает головой преподаватель. — Принцип проезда кругового перекрестка должен быть таким: снизь скорость, дай кому-то выехать, не лети первым. Не надо сначала выскакивать на круг, а потом уже на кругу начинать тормозить. Так ведут себя люди, которые всегда куда-то торопятся, всегда боятся не успеть. Это вредная привычка наших водителей.
Неожиданно мы обнаруживаем в Гомеле то, чего не встретишь в Минске: диагональный пешеходный переход. Перекресток улиц Советской и Ланге. По другую сторону от улицы Ланге расположена улица Коммунаров, но въезд на нее с этой стороны закрыт. В итоге перекресток фактически Т-образный. И помимо стандартно размещенных пешеходных переходов здесь есть расположенные крест-накрест «зебры».
— Удобно: люди видят, что можно идти напрямик. Причем улица довольно загруженная. Даже удивительно, что в Гомеле одобрили такую организацию движения. В Минске вот пока не рискнули, при том что и места есть, где по факту диагональный переход напрашивается: пересечение улиц Городецкой и Ложинской, к примеру, или улицы Кольцова и 1-го переулка Кольцова, — говорит Краснов. — Почему бы вообще на всех перекрестках так не сделать: когда идут пешеходы — машины стоят, и наоборот. Я думаю, это не так сложно реализовать, и это влияет на безопасность.
Перекресток улицы Кирова и проспекта Победы. На него Краснову жаловались подписчики.
— Здесь применено интересное решение: на проспекте есть отдельные кармашки для разворота. То есть не нужно выезжать на встречную — удобно. Но есть нюансы. Видишь, машина поворачивает с проспекта налево, на улицу Кирова? Там должна быть стоп-линия и красный свет должен гореть. Но ничего этого нет. И водители уступают дорогу по помехе справа, уступают тем, кто едет на разрешающий сигнал светофора. То есть нарушен принцип регулирования: у одних светофор, а у других ничего нет, — отмечает инструктор.
Кто местный — тот знает, а вот не местные водители частенько попадают здесь в опасные ситуации и даже в аварии. Именно на это пожаловались Краснову. Получилась эдакая ловушка для приезжих.
— Участок улицы Кирова между двумя проездами проспекта Победы — это не часть перекрестка, а отдельная дорога. И у нас здесь есть один перекресток и есть второй перекресток, а между ними кусок дороги. Соответственно, если я с проспекта поворачиваю налево, то мне должен гореть красный сигнал светофора, когда другому направлению горит зеленый, — указывает преподаватель.
И ведь знаков приоритета на этом участке дороги нет.
— Допустим, светофоры не работают. Я подъехал, у меня знак «Стоп». Я повернул, и у меня уже главная дорога, а у тех знак приоритета — тоже «Стоп». Но знака «Главная дорога» здесь нет. И я им должен уступать по помехе справа, получается. Намудрили, — считает ведущий рубрики. — Хотя развороты сделаны здорово, и есть разметка «Уступить дорогу». Хотя опять же момент: если светофор работает, то здесь не должно быть никакого «Уступить дорогу», здесь должен быть светофор. Проблема в том, что на этом перекрестке такое тяжело реализовать. У нас в Минске решили как: ты повернул на зеленый, а потом тебе горит красный — ты будешь стоять. Загорелся зеленый — поехал. В Гомеле сделали по-своему, но это спорное решение. Получился регулируемый нерегулируемый перекресток. Дескать, местные знают. А не местным что делать?
Еще одна фишка Гомеля — эксперименты с пешеходными переходами. Ни в одном другом областном центре мы не вспомнили сразу столько.
Улица Пролетарская, рядом площадь Ленина и парк Гомельского дворцово-паркового ансамбля. На тротуаре возле пешеходного перехода установлены столбики, на которых в зависимости от режима работы светофора высвечиваются сигналы «Стой» или «Иди». «Принцип работы указанных столбиков заключается в том, что когда пешеход попадает на траекторию луча между излучателем и приемником двух столбиков, он блокирует или рассеивает часть лучей, в результате чего срабатывает звуковой сигнал, указывающий движение пешехода на запрещающий сигнал светофора, а на экранных индикаторах дополнительно применяются надписи „СТОЙ“ и „ИДИ“ красного и зеленого цвета, соответственно, информирующие пешеходов о необходимости остановки либо движения через проезжую часть», — рассказывали в областной ГАИ.
— Люди выходят массово из парка, они расслаблены, они могут на этот светофор и не посмотреть. А тут два столбика, что уже привлекает внимание. Подходишь и видишь: «Стой!» Я бы на всех переходах так сделал. Бывают ситуации: стоит на переходе толпа, кто-то о чем-то задумался, а рядом человек с ноги на ногу переступил, и тот уже идет, не глядя на светофор, — ему показалось, что пора. Либо кто-то пойдет на красный свет, а остальные идут следом — опять же, не глядя на светофор. Сигнальчик же маленький, висит где-то — нужно голову поднять. А пешеходы смотрят себе под ноги. И такой столбик может быть заметнее, — комментирует Краснов.
Улица Владимирова: здесь оборудован проекционный пешеходный переход. В темное время суток над ним включается специальная подсветка, которая проецирует бело-желтую разметку, а также дорожный знак «Пешеходный переход» на дорогу. «Подобная разметка не подвержена износу и заметна при любом направлении и яркости автомобильных фар», — отмечали в ГАИ региона.
А вот какой переход мы увидели в центральной части города: индикация встроена в тротуарную плитку, ее хорошо видно, если как раз смотреть себе под ноги.
— Еще я заметил, что в Гомеле пешеходные переходы часто расположены на отдалении от перекрестков. Это не очень удобно для пешеходов — нужно дальше идти. Зато на перекрестках взаимодействуют только водители. В этом плане удачное решение, потому что если как в Минске, то нужно пропускать пешеходов и одновременно смотреть на машины — некоторые не справляются. А здесь риски попытались минимизировать. Вот еще одно подтверждение того, что любое решение — это компромисс. Что удобно водителям — не всегда удобно пешеходам, — говорит инструктор.
Светофор в тротуаре мы увидели. А еще увидели светофор (на этот раз автомобильный), вмонтированный в асфальт проезжей части. Эксперимент реализован на пересечении улиц Кожара и Мазурова. Аналогов в стране нет, утверждает ГАИ.
— Если водитель привык смотреть в первую очередь на дорогу, то он эти зеленые или красные полосы заметит, возможно, даже раньше, чем светофор. Правда, только если он первым едет, потому что если впереди уже кто-то есть, то это не сработает, — рассуждает Краснов. — Но в любом случае каждый способ информировать участников дорожного движения в конечном счете работает. Мне лично нравятся маленькие дублирующие светофоры, которые вешают на уровне глаз водителя. Но все мы разные. Кто-то на дорогу засмотрелся, кто-то ворон считал. И с помощью таких штук делают так, чтобы куда бы водитель ни смотрел, он вовремя сориентировался, увидел сигнал светофора. В темноте, опять же, сколько случаев, когда водитель едет, машин нет, он о чем-то задумался... А тут раз — на дороге что-то горит. Конечно, водитель обратит на это внимание.
В течение проведенного в Гомеле дня мы увидели последствия двух достаточно серьезных ДТП. Одно из них случилось на улице Советской. По всей видимости, столкнулись электросамокат, который двигался по тротуару, и автомобиль, выезжавший из арки дома. Была скорая, ГАИ занималась оформлением. И первое, что бросилось в глаза... Ну как, отгадаете по фото?
— Мой лайк гомельской ГАИ за то, что у нее есть знак для обозначения места оформления ДТП. Это класс, в Минске я такого не припомню, — подчеркивает преподаватель.
Что касается самого ДТП, то оно вполне типичное для городов, но для Гомеля — особенно. Здесь много красивых и длинных зданий с выездами через арку. Причем заранее разглядеть эти выезды бывает трудно, как и увидеть автомобиль, выныривающий оттуда.
— Гомельщина бывает сурова! Здесь на скоростной трассе вместо пешеходных переходов — табличка «Пропусти автомобиль». А в городе, где нужно предупредить пешеходов, табличку «Берегись автомобиля» не повесили, — отмечает с укоризной ведущий рубрики. — Водитель, скорее всего, слишком резко выехал. Но и самокатчику следовало снизить скорость, если он знал, что подъезжает к арке. Это одна из первостепенных задач и для велосипедистов, и для людей на СПМ. Во-первых, нужно смотреть на пешеходов, учитывать, что они могут выходить прямо под колеса из здания или идти не глядя с остановок общественного транспорта. А во-вторых, надо смотреть, чтобы не выехала машина. Но для Минска такие места редкость. Есть проспект Независимости, но там тротуар шире и масштаб застройки больше. А вот на улице Ленина как раз есть узкие участки с такими арками — там нужно быть начеку. В Гомеле же такие арки повсюду.
— А как правильно вести себя водителю?
— Подъезжаешь и останавливаешься, чтобы нос был уже виден, но ударить тебя еще не могли. И потом понемногу начинаешь высовываться, пока не открывается обзор.
Еще один прикол. Едешь по улице, заехал во двор — все нормально. Выезжаешь из него — никаких знаков нет, то есть хочешь — налево езжай, а хочешь — направо. И потом выясняется, что это улица с односторонним движением. Только тебе-то это откуда было знать? Снова какой-то местный колорит, не для всех.
Другое ДТП случилось на улице Подгорной, где столкнулись BMW и Audi.
— Предположу, что Audi разворачивалась или выезжала с прилегающей территории, а водитель BMW не успел остановиться. Такая тихая и спокойная улица, и такое ДТП, — снова качает головой Краснов. — Потому что каждый ездит с той скоростью, какая ему нравится. В итоге это приводит к превышениям и, как следствие, к авариям.
Центральная площадь Гомеля — площадь Ленина.
— Хотелось бы видеть знаки приоритета, чтобы сориентироваться, — ворчит наш водитель. — Хотя конфликтов особо не возникает, по крайней мере сейчас, когда видна разметка. А выпадет снег — тогда как? Станут, видимо, уступать по помехе справа. У нас в Минске непременно повесили бы знак, а здесь это как-то не является обязательным. Дальше знаки приоритета есть: круг — главная дорога, все стандартно. Но организация дорожного движения такая, что ты больше должен на асфальте высматривать, что да как.
На вместительную стоянку, расположенную рядом, с большого круга заехать не удалось. Пришлось разворачиваться и внимательно разбираться в особенностях местных маршрутов. Попутно Краснов комментирует:
— Знак приоритета должен быть установлен там же, где светофор. Потому что или светофор работает, и тогда это регулируемый перекресток, или он не работает, и тогда все смотрят на знаки приоритета. Здесь их повесили на разных столбах. Формально это неправильно. Светофор свежий, как кажется, а знак просто не перевесили.
Наконец мы припарковались.
— Когда заехал на эту площадь, честное слово, словил приступ ностальгии! Вспомнил, как мы когда-то в Минске ездили по площади Ленина, по кругу, а в середине была большая стоянка, — говорит ведущий рубрики. — Ну а мой второй визит в Гомель мне тоже запомнится. Хороший город, где все очень даже неплохо с тем, как организовано движение. Да, можно найти какие-то нюансы, к чему-то придраться, но это не портит общего впечатления. В целом, повторюсь, здесь все хорошо. Просто Гомель чуть-чуть для своих, для тех, кто в теме, — это его особенность.
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by