Зима на этот раз теплая и бесснежная, но это не гарантирует отсутствия проблем с аккумулятором. Напомним основные моменты в виде вопросов и ответов. Это будет полезно в первую очередь для новичков за рулем, но в качестве шпаргалки пригодится и более опытным автомобилистам.
Двигатель не заводится — это батарея виновата?
Включаете стартер, а он еле-еле там под капотом «шевелится». Это аккумулятор разряжен? Скорее всего, что так и есть, но лучше убедиться в этом, обратив внимание на другие признаки. Если одновременно с попыткой запуска сильно гаснут осветительные приборы и контрольные лампы на панели, а стартер с каждым разом крутит все медленнее, это может говорить именно о том, что батарея не справляется со своей задачей. Правда, остается небольшая вероятность того, что неисправен сам стартер.
А если при включении зажигания вообще ничего не происходит? Тут тоже внимание на то, загораются ли лампы (освещения салона или контрольные на «приборке», неважно) и не меняется ли их яркость. Если их свечение не меняется, то дело может быть опять же в неисправном стартере, обрыве цепи или даже в том, что водитель не выжимает сцепление (на «механике») или оставил «автомат» в положении D или R, и система блокирует пуск двигателя — да, так тоже бывает.
Если вы вообще остались без электричества во всех его проявлениях (не срабатывает вообще ничего), то в первую очередь стоит проверить, надежно ли закреплены клеммы на аккумуляторе, а также убедиться в надежности контактов провода, идущего от «минуса» на кузов.
Аккумулятор разрядился — что-то с генератором?
Точный ответ на этот вопрос дадут измерения с помощью мультиметра. Без нагрузки полностью заряженный аккумулятор имеет напряжение 12,5—12,7 В, если менее 12,2 В, это говорит о наполовину разряженной батарее, а сильно разряженный АКБ выдаст менее 12 В. Значения приведены для температуры окружающего воздуха +20 градусов, но при околонулевой температуре они будут ненамного ниже.
При работающем двигателе при выключенных мощных потребителях напряжение составляет примерно 13,5—14,5 В, если меньше, это может говорить о неисправном генераторе (либо, как вариант, об ослабленном ремне в его приводе или плохом контакте на проводе от генератора к батарее). В случае с разряженной батареей напряжение может быть и выше, например 14,7 В, но более высокие значения говорят о возможной неисправности реле-регулятора.
Исключение составляют автомобили, оснащенные интеллектуальным датчиком батареи — IBS. В этом случае параметры напряжения могут отличаться от вышеуказанных в зависимости от ряда условий. Но, с другой стороны, и сам датчик в случае выхода из строя может привести к хроническому недозаряду АКБ.
Важно понимать, что батарея может постепенно разряжаться и по другим причинам. Например, если у вас преимущественно короткие городские поездки, АКБ просто не успевает восстановить заряд, потраченный во время «холодного пуска». Также этому могут мешать работающие мощные потребители — фары, подогревы сидений, лобового стекла, руля, автономный подогреватель. Заряд может снижаться и во время длительных стоянок как по естественным причинам (например, пусть и немного, но какую-то энергию расходует сигнализация), так и по причине утечек тока в бортовой сети — именно поэтому при длительных простоях минусовую клемму лучше снимать. Наконец, причина может быть и в том, что уже неисправен и сам аккумулятор.
Современный аккумулятор не требует обслуживания?
Да, в новых моделях нельзя вынуть пробки и проверить уровень и плотность электролита, но минимального внимания и культуры эксплуатации со стороны владельца они все же требуют. В первую очередь это касается того, что нельзя допускать глубоких разрядов и вообще периодически проверять напряжение. Также следует держать чистым корпус, контакты и клеммы, своевременно устранять окислы.
Недавно мы провели эксперимент — проверили несколько автомобилей у сотрудников редакции. На всех машинах уровень заряда оказался в районе 12,5 В, то есть по нижней границе нормы. Исключение составил один автомобиль, где старая батарея выдала всего 12,16 В, после чего ее пришлось приводить в чувство с помощью зарядного устройства. Хотя по впечатлениям водителя автомобиль заводился как обычно.
Аккумулятор вышел из строя — пора в утиль?
Необязательно. Как минимум, можно попытаться его зарядить, если есть техническая возможность, проверить уровень и плотность электролита. Если в технике не разбираетесь, все эти операции можно доверить специалистам. Если не было глубоких разрядов, длительной эксплуатации/хранения в сильно разряженном состоянии, сульфатации и разрушения пластин, шансы на восстановления аккумулятора есть. Сдать батарею в зачет новой вы всегда успеете.
Современные аккумуляторы не такие надежные, как раньше?
Бывалые автомобилисты любят вспоминать, что раньше аккумуляторы служили по 5—7 лет, а сейчас чуть ли не вдвое меньше. Специалисты обращают внимание на то, что сами автомобили стали другими: увеличилось количество электропотребителей, а некоторые технологии (например, система «старт-стоп») требуют применения специальных батарей AGM. Неправильный подбор аккумулятора, неисправное электрооборудование, специфическая эксплуатация способны привести к сокращению срока службы аккумулятора.
По словам специалистов, обычно производители называют срок 3—5 лет в зависимости от технологии изготовления. Батареи AGM, GEL, как правило, могут проработать и до 10 лет. Многие современные модели производятся как раз с учетом высоких нагрузок: они должны справляться с частыми запусками в пробках, моментально реагировать на старт после стоянки на светофоре.
Как правильно выбрать аккумулятор?
Здесь лучше всего ориентироваться на спецификации производителя автомобиля. Емкость батареи можно выбрать чуть больше, чем рекомендовано (вопреки стереотипам это никак не повлияет на ресурс аккумулятора или генератора, который в таком случае якобы будет работать на износ — это миф). В любом случае необходимо учитывать размеры аккумулятора, чтобы он поместился в штатное место, полярность, значения по емкости и пусковому току (последнее особенно важно для дизельных моделей). Если автомобиль оснащен системой «старт-стоп», обычная батарея не подойдет, требуется AGM и EFB, которые, правда, заметно дороже.
Также стоит обратить внимание на дату выпуска — лучше всего, чтобы срок хранения перед продажей не превышал полутора лет. Но еще важнее, чтобы аккумулятор хранился в заряженном состоянии. Его состояние стоит проверить перед покупкой. Также не будет лишним убедиться в том, что исправен по части электрооборудования и ваш автомобиль.
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by