Что такое утильсбор и как его оплатить?

22 971
05 февраля 2025 в 14:00

Что такое утильсбор и как его оплатить?

В последнее время в новостях стало часто мелькать словосочетание «утилизационный сбор» — это связано с его рекордным повышением. Но если вы никогда не пригоняли машину из-за границы, то, возможно, и не знаете, что он собой представляет и почему все вокруг тревожно о нем говорят. Давайте разбираться.

Что такое утильсбор?

Утилизационный сбор (он же утильсбор, он же просто «утиль») — это то, что должно быть уплачено с каждой машины, въезжающей в Беларусь. Концепция, которая легла в основу законодательства, такова: допустим, купили вы свежепригнанный автомобиль из-за границы или новенькое авто в салоне. Планируете поездить на нем лет пять и перепродать, а что там будет дальше — неважно. Но государство думает наперед: через лет 20—30 (а может, 40 и больше) машина исчерпает свой ресурс и отправится на свалку. Точнее, в утилизацию. Кому-то же в теории надо за «переработку» авто заплатить? Так в итоге и легли расходы на первого владельца, который к моменту утилизации машины, скорее всего, о ней уже и думать забудет.

А еще может случиться расклад, при котором автомобиль попадет в ДТП и не будет нужен даже самым ушлым разборщикам. И тогда вопрос с его «переработкой» придется решать гораздо раньше.

Но, естественно, это не все причины, из-за которых утильсбор в принципе придумали. В последние годы наблюдается резкий скачок импорта автомобилей, который надо как-то «погасить», поддержав отечественное производство и заводы дружественных государств. Правда, новацией 2025 года стало то, что отныне для ввозимых легковушек из России и других стран ЕАЭС льготы не будет. Еще одна цель утильсбора — отделить частных покупателей автомобилей для личного пользования от перекупщиков, которые на этом зарабатывают.

Напомним: утильсбор в Беларуси ввели еще в 2014 году. Наша страна не уникальна: такой же есть у вышеназванных стран-соседок, в Европе. В некоторых государствах утильсбор включается в иные «дорожные» налоги.

Почему про утильсбор сейчас говорят все вокруг?

30 января на Национальном правовом портале опубликовали новые ставки утильсбора. О том, что их приведут «в соответствие с уровнями, установленными в Российской Федерации с 1 января 2025 года», стало известно позавчера. Но нужно отметить: многие автоэксперты прогнозировали изменения.

Если говорить о легковушках (точнее, о категории М1 — ТС, которые имеют не более 8 пассажирских мест), то обновленные ставки выглядят так:

И что, машины станут дороже? И да, и нет. По прогнозам одного из наших экспертов, представителя AutoGroup (это профильная компания по подбору и информационному сопровождению в вопросе приобретения авто на мировых аукционах), «тяжелая бэушка» лет 10—20 с производства в стоимости не изменится. «Вероятность того, что цены на свежие машины из Европы и США на внутреннем рынке Беларуси вырастут, крайне невысока», — также добавляет он. Что касается новых автомобилей из салона, то очень вероятно, что их стоимость поднимется. 

 Важно обратить внимание на пункт 1.7 постановления СовМина РБ от 28 января 2025 года №50: именно он говорит нам о том, сколько будут платить физлица при ввозе авто для личного пользования. Напомним: в марте прошлого года (после предыдущего повышения) ставки составляли 544,5 рубля за машины в возрасте до трех лет включительно и 816,7 рубля за машины старше трех лет. Сравниваем с документом: изменения коснулись только последней категории авто — плюс 272,3 рубля. То есть физлица не сильно почувствуют изменения, если захотят пригнать авто из-за границы.

К тому же в постановлении нет информации, касающейся ограничений по срокам владения авто после того, как утильсбор будет оплачен. А вот с юрлицами все сложнее: для них цены повысились ощутимо.

Как заплатить утильсбор?

Если покупаете «бэушку» внутри страны, утильсбор платить не нужно (это сделал до вас первый владелец).

Если покупаете новое авто из салона, то об «утиле» тоже позаботились до вас (точнее, скорее всего, он уже «заложен» в цену).

Как оплатить утильсбор при ввозе авто в Беларусь? Если вы физлицо, то путь такой:

Дерево в системе Расчет ЕРИП → Таможенные платежи → Утилизационный сбор → Лица с паспортом РБ, видом на жительство или Юридические лица и ИП → 02013 Утилизационный сбор при ввозе — 02013 Утилизационный сбор за транспортные средства, ввозимые (ввезенные) на территорию РБ → Идентификационный номер (личный номер из паспорта РБ или вида на жительство).

Как оплатить утильсбор при ввозе ТС юрлицу и ИП?

Для расчета утилизационного сбора необходимо обратиться к таможенному представителю (декларанту), так как сумма меняется в зависимости от категории ТС и юридического статуса плательщика.

Оплата через ЕРИП:
Дерево в системе Расчет ЕРИП → Таможенные платежи → Утилизационный сбор → Юридические лица и ИП → 02013 Утилизационный сбор при ввозе — 02013 Утилизационный сбор за транспортные средства, ввозимые (ввезенные) на территорию РБ → УНП юрлица и ИП.


Дарим три видеорегистратора и 150 рублей в телеграм-канале «Oníner Авто». Переходите по ссылке, подписывайтесь и участвуйте.


Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро