Компания BMW в этом году отмечает важную для себя производственную веху — 20 лет с момента запуска серийного производства автомобилей на предприятии в Лейпциге. Этот завод постоянно расширялся и модернизировался, а всего за два десятилетия с его конвейера сошло около 3,75 миллиона автомобилей.
Строительство этого предприятия началось в 2003 году, а на следующий год британский архитектор иракского происхождения Заха Хадид получила за проект центрального здания завода Притцкеровскую премию — в области архитектуры она считается аналогом Нобелевской. Позже последовала еще одна награда — немецкая премия в области архитектуры (Deutscher Architekturpreis).
1 марта 2005 года предприятие BMW в Лейпциге начало свою работу — первым на конвейер встал седан третьей серии пятого поколения (E90). Первоначально предприятие было рассчитано на выпуск 650 автомобилей в день, но сейчас, спустя 20 лет, ежедневные мощности в два раза больше — 1300 машин.
Интерьер центрального здания следует принципам полной прозрачности рабочего процесса. На пути из штамповочного цеха в покрасочный автомобили разной степени готовности, открытые взору как каждого из тысяч работников завода, так и посетителей, «парят» вдоль сборочного конвейера до следующего производственного цикла. Человек, находящийся в кафетерии при заводе, может наблюдать проплывающие мимо в полной тишине кузова автомобилей.
В 2009 году завод отметил выпуск 500-тысячного автомобиля, осенью того же года в Лейпциге началось производство первого поколения кроссовера X1 (E84) — до 2015-го было выпущено около 635 тысяч единиц этой модели. Спустя два года саксонскому предприятию покорилась отметка в миллион машин, двухмиллионный и трехмиллионный экземпляры последовали соответственно в 2016-м и 2021-м.
Этот завод, кстати, легко узнать издалека — по четырем 50-метровым ветрогенераторам. Преобразуя энергию ветра, эти «мельницы» общей мощностью 10 МВт вырабатывают до 26 ГВтч в год — этого достаточно, чтобы покрыть около 15% всех энергетических потребностей завода. В эксплуатацию они были введены в 2013 году для обеспечения энергией новеньких заводских цехов, в которых началась сборка i3 — первого массового электромобиля баварской марки. До этого BMW изготавливала электрокары в основном в рамках экспериментальных проектов для испытаний различных технологий.
Всего с 2013 по 2022 год в Лейпциге было произведено чуть более 250 тысяч экземпляров i3. При его производстве в промышленных масштабах использовался карбон — углепластиковые кузова i3 баварцы «штамповали» практически со скоростью стальных. А благодаря ветряным электростанциям расход энергии сократился на 50% по сравнению с обычной сборкой автомобиля. Кроме того, прямо на территории предприятия вырабатывается водород, необходимый для заправки работающих на топливных элементах вилочных погрузчиков и буксирных тягачей — они используются для внутренней заводской логистики.
В 2014 году предприятие в Лейпциге стало площадкой для выпуска первого «подзаряжаемого» гибрида BMW — купе i8. В 2018-м компанию ему составил родстер — всего до 2020 года было произведено 20 500 единиц «двухдверки», которая стала самым продаваемым гибридным спорткаром в мире.
В 2014 году завод в Саксонии был модернизирован, а мощности расширены для освоения производства однообъемника второй серии Active Tourer — первого переднеприводного автомобиля баварского концерна, построенного на архитектуре с поперечным расположением силовых агрегатов.
В 2021 году на заводе был освоен выпуск тяговых батарей для электромобилей. Сейчас в Лейпциге производится пятое поколение электротехники BMW — это компактные модульные электромоторы и аккумулятор, удельная емкость которого на 40% выше по сравнению с батареей, которая использовалась на i3.
В настоящее время завод выпускает четыре модели, и все они разработаны на платформе UKL: это четвертое поколение хетчбэка BMW первой серии, компактвэн второй серии Active Tourer и Gran Coupe второй серии, а также кроссовер Mini Countryman (включая его электрическую модификацию). Производятся они круглосуточно, в три смены.
И если 20 лет назад на лейпцигском предприятии трудилось около 2600 человек, то теперь на нем работает 6800 сотрудников. В общей сложности баварским автогигантом в площадку в Лейпциге было инвестировано более 5 миллиардов евро. За все годы существования на предприятии прописку получили 20 различных моделей.
Есть о чем рассказать? Пишите в наш
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by