В этом году Volkswagen Polo стукнул полтинник. Рыночную карьеру этот автомобиль начинал как перекроенный Audi 50, но в итоге превратился в самостоятельную модель — одну из самых популярных в мире, соперничающую в том числе и со «старшим братом» Golf. Золотой юбилей — хороший повод напомнить об истории одного из бестселлеров Volkswagen.
Так в Германии звучал слоган рекламной кампании первого поколения Polo. Серийный выпуск автомобиля начался в марте 1975 года. Модель представляла собой упрощенную версию Audi 50, вышедшей на рынок осенью 1974-го. Обе машины имели фактически идентичный дизайн экстерьера, руку к созданию которого приложил Марчелло Гандини — в то время знаменитый итальянец являлся главным дизайнером ателье Bertone.
На тот момент 3,5-метровый 4-местный хетчбэк стал самым маленьким Volkswagen, завершив формирование новой модельной гаммы компании из Вольфсбурга: перед ним на рынок вышли Passat (1973 год) и Golf (1974 год). Первое время Polo предлагался с 0,9-литровым 4-цилиндровым мотором (40 л. с.) — с ним машинка массой 685 кг могла разгоняться до 132 км/ч. В 1976 году гамма была расширена 1,1-литровыми «четверками» на 50 и 60 л. с.
В 1977-м был представлен седан с 2-дверным кузовом — такая модификация продавалась под отдельным названием Derby. До 1981 года было выпущено более 1,1 миллиона единиц первого Polo.
Второе поколение Polo дебютировало осенью 1981 года. В длину хетчбэк подрос до 3,66 метра, а спустя год гамма пополнилась вариантом Coupe с увеличенным наклоном задних стоек кузова и стекла. В 1987-м Polo впервые начали оснащать дизелем — это была 1,3-литровая «четверка» мощностью 45 л. с. (позже ей на смену пришел более мощный агрегат объемом 1,4 литра).
Весной 1987 года Polo обзавелся и по-настоящему «зажигательной» модификацией Coupe GT G40, получившей под капот бензиновый двигатель 1.3 с механическим нагнетателем. Он развивал 115 л. с. и разгонял машину до максимальных 195 км/ч. В 1990-м было проведено плановое обновление Polo — ему поменяли фары, бамперы, решетку радиатора и улучшили ходовую часть. Выпуск Polo II продолжался 13 лет, было продано более 2,7 миллиона экземпляров модели.
В 1994 году появляется третье поколение Polo — с новыми шасси, двигателями и кузовом: хетчбэк впервые предложили и в 5-дверном исполнении. В 1995-м подоспела самая веселая версия Polo — под названием Harlequin, внешние панели кузова которой окрашивались сразу в четыре цвета. Сперва в рекламных целях изготовили 20 таких машин, но в итоге тираж «шутливой» серии достиг 3806 единиц.
Летом 1997 года семейство Polo пополнилось универсалом, а в следующем году в гамме появилась новая топ-версия — с литерами GTI в обозначении. Под капотом у нее прописался мотор 1.6 мощностью 120 л. с. После обновления в 1999-м стандартом для Polo стали две подушки безопасности, ABS и натяжители ремней безопасности. По белу свету Polo III разошелся в количестве 3,5 миллиона экземпляров.
Polo четвертого поколения увидел свет в 2001 году. Он стал на 15 см длиннее и на 5 см шире предшественника, а главной внешней приметой стали четыре круглые фары. В 2005-м, вскоре после плановой модернизации, автомобиль обзавелся модификацией «повышенной проходимости», обозначаемой приставкой Cross. В базовой комплектации модель оснащалась фронтальными и боковыми подушками безопасности и усилителем руля, за доплату была доступна система стабилизации.
В 2006 году на рынок вышел новый Polo GTI — с 1,8-литровым турбомотором мощностью 150 л. с. На еще более «злой» версии Cup Edition двигатель развивал 180 л. с., разгоняя машину до 100 км/ч за 7,5 секунды при максимальных 225 км/ч. Общий тираж Polo IV составил 4,1 миллиона единиц.
Весной 2009 года состоялась мировая премьера хетчбэка пятого поколения, от носа до хвоста у которого было уже почти 4 метра. В моторной линейке появился 3-цилиндровый турбодизель 1.2 TDI (75 л. с.), которым оснащалась самая экономичная версия Polo BlueMotion — по паспорту средний расход у нее был равен 3,3 литра на 100 км. Также в гамме имелась модификация с бензиновой «четверкой» 1.4 TSI, обладающей системой отключения половины цилиндров.
В 2014 году Polo был модернизирован — двигатели стали еще экономичнее, а оснащение пополнилось новыми электронными ассистентами и системами безопасности, включая адаптивный круиз-контроль, систему экстренного торможения и подвеску с адаптивными амортизаторами. В общей сложности было реализовано 6,3 миллиона единиц Polo V.
Именно на базе модели пятой генерации специально для российского рынка был создан доступный седан Volkswagen Polo. Впрочем, это уже отдельная история. Напомним, что модель представили в 2010 году, а в новом поколении калужский Polo (образца 2020 года) стал лифтбэком. Увы, но этот автомобиль больше, как говорится, не актуален — в 2022 году производство Polo на предприятии Volkswagen в Калуге было остановлено.
В Европе о седане калужской сборки, разумеется, не слышали — здесь и сегодня правит был хетчбэк. За полвека своего существования субкомпактный некогда Polo «вырос из штанишек» — длина машины шестого поколения, представленной в 2017 году, превысила магическую отметку в 4 метра. Изменения во внешности носили эволюционный характер, при этом от непопулярной «трехдверки» в Volkswagen решили отказаться.
В ходе рестайлинга в 2021 году была значительно сокращена гамма двигателей — канули в Лету дизеля, и теперь Polo доступен только с 3-цилиндровыми бензиновыми моторами 1.0. Исключение — «заряженная» модификация GTI с 2-литровым турбомотором (207 л. с.). Уже в базовой комплектации Polo обзавелся виртуальной приборной панелью — классические стрелочные шкалы стали историей.
Разумеется, 50-летие одной из своих самых успешных моделей Volkswagen не мог не отпраздновать выпуском особой юбилейной серии Polo — с приставкой Edition 50 в названии. Среди внешних примет такой версии — шильдик «50» на средних стойках кузова, тонированные задние стекла и легкосплавные колесные диски оригинального дизайна (16- или 17-дюймовые на выбор).
Числом «50» украшен и кожаный руль в салоне, памятный шильдик появился также на передней панели, а на порогах — накладки с названием спецверсии. В базовой комплектации есть подогрев передних кресел, черная обивка потолка и мультимедиасистема Discover. Вот, собственно, и весь набор «уникальных фишек» юбилейного Polo, а ведь он точно достоен большего (даже 2-зонный климат-контроль, панорамная крыша и система бесключевого доступа предусмотрены лишь за доплату в составе опционального пакета Plus).
Юбилейные машины имеют бензиновый литровый мотор с двумя вариантами мощности (95 и 116 л. с.), 5-ступенчатую «механику» или 7-ступенчатый «робот». В Германии Polo Edition 50 стоит от 28 200 евро.
Примечательно, что в Европе Polo больше не производится. Единственной европейской площадкой, где выпускали модель, оставалось предприятие Volkswagen Navarra в испанской Памплоне — последний экземпляр еврохетчбэка был собран там в прошлом году. На конвейер испанского завода автомобиль встал в 1984 году — за 40 лет производства изготовлено немногим более 8,4 миллиона единиц. В настоящий момент Polo на рынок Старого Света поставляется с завода Volkswagen в ЮАР.
За пять десятилетий было продано более 20 миллионов экземпляров Polo, около 2,5 миллиона из них — машины нынешней, шестой генерации. Согласитесь, такой результат — достойный повод для гордости и отличный подарок к 50-летию «малыша» Polo.
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by