11 декабря прояснилось сразу несколько принципиально важных вопросов для потенциальных покупателей и владельцев электромобилей и гибридов. Во-первых, Александр Лукашенко подписал Указ №428, которым вносятся изменения в Указ №92 от 12 марта 2020 года «О стимулировании использования электромобилей». Во-вторых, стало известно о предоставлении тарифной льготы на ввоз электромобилей в Беларусь в 2026 году. Разбираемся, что это значит для обычных автолюбителей.
Новым Указом предусмотрено, что с 1 января 2026 года нулевая ставка НДС при ввозе в страну физическими лицами для личного пользования распространяется на транспортные средства, приводимые в движение исключительно электрическими двигателями, с даты выпуска которых прошло не более 5 лет, за исключением транспортных средств с гибридными силовыми установками всех типов. Другими словами, последовательные гибриды от налога на добавленную стоимость при ввозе в следующем году освобождаться не будут.
Ну а что же таможенные пошлины? В 2025 году Евразийской экономической комиссией была установлена квота в 15 000 электромобилей, которые можно было беспошлинно ввезти в Беларусь. 1 октября стало известно, что она выбрана полностью.
11 декабря на заседании Евразийского межправительственного совета главы правительств стран Евразийского экономического союза договорились предоставить тарифную льготу в виде освобождения от уплаты таможенной пошлины в отношении электромобилей, ввозимых в ряд государств-членов в 2026 году. В случае с Беларусью квота составляет 20 тысяч штук и касается только чистых электромобилей (квоты для Армении и Кыргызстана составляют по 15 тысяч штук, но, помимо электромобилей, распространяются и на последовательные гибриды).
Получается, что при ввозе в страну электромобилей таможенные пошлины платить белорусам не нужно, а ставка НДС останется нулевой. А вот в случае с гибридами, даже последовательными, придется платить и растаможку (15% от стоимости автомобиля), и НДС (20%), что приведет к повышению их конечной стоимости.
— Безусловно, новацией новой редакции Указа №92 является практически полное исключение льгот для последовательных гибридов, — замечает руководитель ООО «Автоцентр на МКАД» и председатель правления БАА Сергей Варивода. — По сути дела, в новой редакции сохраняется лишь льгота по оплате за парковку для владельцев последовательных гибридов. Причем парковку в местах расположения зарядных станций, а не повсеместно.
Ну и сохраняются переходные положения по возможности применения инвестиционного вычета по ранее приобретенным последовательным гибридам в порядке, установленном 170-й статьей Налогового кодекса. Здесь речь идет об инвестиционном вычете у юридических лиц.
Ранее законодательством было предусмотрено освобождение до 1 января 2026 года участников дорожного движения на электромобилях от взимания платы за пользование автомобильными парковками, находящимися в коммунальной собственности. В новом Указе продления этой нормы нет, так что теперь и владельцам «электричек» придется платить.
Между тем документом предусмотрено, что во время зарядки электромобилей и гибридов в специально оборудованных местах плата за парковку взиматься не будет.
— Несколько дней назад некоторые лизинговые компании начали рассылать клиентам-физлицам сообщение о том, что с 1 января увеличится стоимость платежей на сумму НДС на контрактную стоимость по ставке 20%. Означает ли это, что теперь покупатели гибридов все-таки действительно будут платить повышенные платежи?
— Да, последовательные гибриды лишаются основной льготы. Это льготы по применению нулевой ставки НДС как при ввозе, так и при реализации, — подтверждает Сергей Варивода.
— Большинство лизинговых организаций, передавая в лизинг как чистые электрички, так и гибридные автомобили, указывали в графиках с 1 января 2026 года лизинговый платеж, включая НДС. Те, кто этого не делал в отношении гибридных автомобилей, безусловно, сейчас будут вынуждены вносить изменения в графики по гибридным автомобилям, по последовательным гибридам, добавляя в этот график ставку НДС.
— При этом в случае с электромобилями все остается по-прежнему, то есть повышений не будет?
— Да, именно так. Повышений в графиках лизинга электрокаров не будет. С оговоркой: если этот график не предполагает платежи после 1 января 2029 года, так как льготы продлены на три года.
— Важнейшей инновацией для импортеров гибридов и для их приобретателей является то, что, по сути дела, с 1 января полностью уравниваются условия как ввоза, так и реализации гибридных автомобилей, независимо от конструктивного исполнения, и автомобилей с двигателями внутреннего сгорания, — говорит Сергей Варивода.
— То есть и для тех и для других типов силовых установок применяется одинаковая ставка утилизационного сбора, вводится для последовательных гибридов таможенная пошлина на 15%, ну и налогообложение налогом на добавленную стоимость будет расширяться по общей установленной ставке 20%. Это вот, наверное, такая самая чувствительная инновация для потребителей.
Обратите внимание, вот сейчас мы говорим об импорте юрлицами-физлицами и в терминологии электромобилей. Для юрлиц льготы, которые и раньше были, и сейчас сохраняются, касаются категории транспортных средств М и N, это включая и автобусы, и микроавтобусы, и грузовые автомобили.
Льготы на электромобили для физических лиц распространяются только на категорию М1 и незначительное количество автомобилей из категории М2, там где не более 12 пассажирских мест. То есть это легковые автомобили, минивэны и микроавтобусы. То есть для физлиц это понятие для целей предоставления льгот чуть у́же, чем для юрлиц.
Документ определяет два государственных оператора, которые осуществляют функции по созданию и развитию государственной зарядной сети для зарядки электромобилей.
Первый — это РУП «Производственное объединение „Белоруснефть“» (зарядная сеть «Маланка»), которое занимается строительством и обслуживанием станций и комплексов следующих типов:
По состоянию на начало августа в сети насчитывалось 758 зарядных станций, до конца 2025 года планировалось установить еще более 200.
Ну а вторым государственным оператором становится РУП «Белтелеком» (сеть Evika!), которое занимается только медленными зарядными станциями. К слову, в настоящий момент по всей стране насчитывается более 230 станций.
— Из новой редакции следует, что улучшаются условия применения инвестиционного вычета для юридических лиц, создающих электрозарядные станции.
— Немного упрощается процедура, в частности не требуется проведение государственной экспертизы проектного решения по установке этой зарядной станции. Появляется возможность, скажем, для автомобильного дилера, который по той или иной причине создал зарядный пост, зарядную станцию, а теперь хотел бы передать ее на баланс иного лица. Такая возможность появляется, она комфортная с точки зрения налогообложения, то есть мы можем передать государственному оператору (теперь их два) с баланса на баланс как произведенные ранее затраты, так и в целом готовый зарядный комплекс.
При этом для лица передающего (условно говоря, дилера) это будут внереализационные расходы, то есть те самые расходы, которые снижают налогооблагаемую базу, а для лица принимающего не возникает источник налогообложения по налогу на прибыль (это не будет являться доходом).
То есть вот такие нюансы, которые касаются инвест-вычета, упрощения условий строительства и последующей эксплуатации, они есть в Указе. В общем-то для тех, кто планирует участвовать в создании структуры зарядных станций, в том числе и для крупных автодилеров, эти нормы, конечно, позитивны.
По большому счету основные изменения Указа №92, если не считать в целом изменения в части последовательных гибридов, в большей степени, конечно, касаются юридических лиц. Что касается гибридов, то да, условия ввоза физическими лицами тоже стали некомфортными.
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by