Лакмусовая полоса. Как ездят в крайнем левом ряду на немецких автобанах

Автор: Андрей Журов. Фото: Алексей Матюшков
06 июля 2016 в 8:00

Поведение водителей в крайней левой полосе хорошо отражает дорожную ситуацию в целом. В Беларуси этот ряд стал эдакой зоной для избранных — мощных, скоростных и склонных к нарушениям. Пусть только попробует кто-нибудь «случайный» выехать туда — сразу найдется принципиальный «учитель» на крутом внедорожнике. Особенно умиляет аргумент защитников агрессивных автомобилистов: а что ты делал там при свободных правых? В самом деле? Неужели это решать рядовому водителю? На знаменитых же немецких автобанах крайняя левая — ряд для всех. Хоть Porsche 911, хоть Renault Twingo могут выехать, и, даже если заставят затормозить Ferrari, никто моргать фарами, липнуть к заднему бамперу и сигналить не будет.

Часто мы говорим, что происшествия провоцируют среда, инфраструктура и ошибки в проектировании. Действительно, безукоризненные немецкие автобаны, на которых регистрируется не так уж много ДТП, настраивают на миролюбивый лад. Но там еще водители доброжелательные и помогают друг другу. Очень хорошо заметна разница в поведении водителей, когда ты еще вчера ехал по дорогам Германии, а сегодня уже столкнулся с белорусской действительностью.


У нас в глаза бросаются две крайности. Одни водители, действительно, зачем-то выезжают в крайний левый ряд на совершенно пустой дороге. Другие начинают сгонять и прессинговать едущих с максимально разрешенной скоростью, даже когда нет шансов перестроиться и уступить дорогу. Как же поступают в Дойчлянд? Сравним.


На немецких автобанах все сбалансированно. Никто необоснованно крайний левый ряд не занимает, но уж если выехал туда, то водителя трогать не будут. Значит, человек взял на себя ответственность, ему нужно и, в конце концов, виднее, он ведь впереди. К тому же выполнять опережение на скоростных трассах можно только слева (справа этот маневр запрещен — такая защита от «шашечников»).


Особенно эффектно смотрится, как из среднего (правого) ряда водители вклиниваются в плотный поток слева. Просто включают указатель поворота и сразу выполняют маневр, не дождавшись ответной реакции. «А как иначе? Мне нужно, и остальные должны понимать». В Беларуси за такое бьют. Больно. По тормозам.


А немцы воспринимают адекватно — сбрасывают скорость и притормаживают, если нужно. Причем держат дистанцию и не подгоняют прямо (морганием света фар) или косвенно (приближением к бамперу). Никто в принципы там не играет, и это, пожалуй, главное отличие. Понимаешь: вот оно — то самое взаимоуважение!


Не однажды наблюдали, как водитель какого-нибудь суперкара, ехавший более 200 км/ч, сбрасывал скорость до 110—120 км/ч только потому, что владелец скромного хетчбэка решал опередить фуру из среднего ряда. Нормальная ситуация.


Ответственность на себя автоматически берет тот, кто едет с высокой скоростью. Это его задача — остановить вовремя машину, если кто-то решит перестроиться в «его» полосу.


«Аварийкой» вклинившиеся никогда не благодарят. Вовсе не потому, что водители невежливые, а просто не принято обозначать таким образом само собой разумеющееся. Это еще одно отличие от Беларуси, где за пропуск непременно надо сказать то ли «спасибо», то ли «извини». Тогда, так уж и быть, позволят проехать по полосе для избранных.

На некоторых участках автобаны имеют сужение. Например, трехполосный отрезок сменяется двухполосным. Все предупреждающие знаки и разметка имеются. А водители стараются заблаговременно совершить маневр, не в самый последний момент. Если же кто-то зазевался, то его пропустят. Ну вы помните: достаточно включить указатель поворота...



Ремонт постоянно проводится и на немецких дорогах. Именно благодаря этому полотно находится в идеальном состоянии. Но работы устроены так, что никакой опасности не представляют: временные разделительные ограждения, разметка вдвое лучше обычной, яркая иллюминация. А главное — стандартизированные, типовые решения, чтобы не было сюрпризов.




О краткосрочных работах (например, покос травы или уборка мусора) сообщают не ржавые знаки, стоящие на земле, а огромные светодиодные табло, установленные за полторы тысячи, тысячу и пятьсот метров. Такой индикатор виден из-за фуры издалека. Даже пятилетний пассажир поймет, что впереди опасность и надо притормозить.




Дотошные немцы даже обозначают, что раньше тут был ремонт, а теперь все по-прежнему. Потому что за время работ привычка уже сформировалась

Кстати, про автопоезда. Синдром польского дальнобойщика на немецких автобанах тоже наблюдается. Иногда фуры вдруг выезжают в крайнюю левую, чтобы ехать на два километра в час быстрее коллеги-дальнобойщика. Это едва ли не единственный случай, который можно назвать спекулятивным использованием левого ряда. Действительно, напрягает!


Пока фура ме-е-едленно опережает другой автопоезд, собирается хвост из легковушек. Водители проявляют стоическое спокойствие и ждут удобного момента. Потом начинается ускорение потока в левом ряду.


Как только автомобилист понимает, что набрал оптимальную скорость и ритм в среднем (правом) ряду его устраивает, то берется правее. Очень круто наблюдать, как машины ранжируются по скорости и складываются в поток, словно карты в колоду.




Демократичные правила немецких скоростных трасс, конечно, позволяют дальнобойщикам совершать опережения по крайней левой, но не везде. Есть участки, где этот маневр для грузовиков запрещен знаками. Ни разу за несколько тысяч километров не видели, чтобы эти требования нарушали.





Опережение по крайней левой также может быть лимитировано для автобусов и легковых автомобилей с прицепами. Не такие скоростные транспортные средства аккуратно смещают правее.





На многих участках автобанов скоростной режим не ограничен и самая быстрая полоса, разумеется, крайняя левая. Такая свобода стала возможной благодаря системному устранению факторов аварийности: доступ пешеходов исключен, развязки выполнены в нескольких уровнях, разделительное ограждение установлено.

На немецких автобанах этого знака ждут, чтобы вдавить педаль газа в пол

Немцы охотно пользуются предоставленным бонусом. Крейсерская скорость для свежих автомобилей вроде Volkswagen Passat B8, Skoda Octavia, BMW (серия значения не имеет) — 180—200 км/ч.




Только не нужно думать, что ограничений совсем нет. Наиболее часто встречаются знаки «120».


В зоне ремонтных работ скорость понижается до 100 км/ч, 80 км/ч и редко — до 60 км/ч. Опять-таки происходит это планомерно, заранее, без резких действий.





Также скорость может быть ограничена во время дождя — когда возникает риск аквапланирования.



Интересно, что камер скорости на автобанах практически нет. Как правило, они встречаются на городских магистралях и междугородных трассах рангом пониже. Но большинство водителей все равно замедляются, их убедили, что это не просто так, а реальная необходимость.


Вообще контроля минимум. Полиция автобаны массово не патрулирует. Выезжает только на происшествия. Тогда все расступаются, давая возможность проехать спецмашине.


А вот что бич для автобанов, так это пробки. Прямо на скоростной трассе вдруг образуется затор. Иногда даже видимой причины нет — просто большое число автомобилей выехали на короткий участок трассы. Есть даже предупреждающие знаки. Но немцы подстраховываются — при приближении к затору с одновременным снижением скорости включают «аварийку». У нас так пока не принято, хотя на МКАД было бы очень уместно.





Повсеместно встречаются светодиодные табло. Отличный инструмент, когда надо оперативно сообщить информацию водителям — можно понизить скоростной режим, предупредить о заторах или ДТП.



Из необычных предупреждений отметим полосатые «колпаки», развевающиеся на ветру. Актуально для водителей габаритных автомобилей. Есть места и в Беларуси, где при выезде на открытый, продуваемый участок существует риск опрокидывания из-за внезапного порыва.


Немцы настолько педантичны, что высаживают кусты в зоне разделительного ограждения. Это имеет и практичный смысл: чтобы в темноте встречные машины не слепили светом фар.


То есть все сделано, чтобы ты был готов ко всем возможным опасностям, не отвлекался от вождения, вовремя замечал предупреждения о съездах и чувствовал себя комфортно в любой полосе. А водители ни капельки не портят впечатления о безукоризненных трассах, не занимаются выяснением отношений на скорости и изо всех сил помогают друг другу.


Ощущение, что в Беларуси до сих пор играются на дороге, «включают» принципы и строят из себя справедливого гаишника. А в Германии просто едут, максимально бесконфликтно и с уважением друг к другу. Там задача — добраться из точки А в точку Б без проблем. Для некоторых наших соотечественников передвижение — это все еще процесс, самопрезентация, оправдание потраченных денег на автомобиль и спекуляция на необязательных пунктах ПДД.

GPS-навигаторы в каталоге Onliner.by

Читайте также:

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by