Белорусы, оставившие след в автомобильной истории. Знакомимся с талантливыми соотечественниками

Автор: Денис Логунович
20 декабря 2016 в 8:00

Каждую автомобильную новинку мы встречаем «по одежке». Именно дизайн машин становится определяющим фактором успеха на рынке. Даже сами производители сначала раскрывают экстерьер будущей модели и лишь потом делятся сухими техническими подробностями. А зачастую процесс «рассекречивания» сопровождается вереницей тизеров или просто скетчей. Созданием легковых автомобилей сегодня занимается лишь пара-тройка государств, но сотрудники мировых автокомпаний — это выходцы со всех уголков планеты. Особенно «интернациональной» профессией является автомобильный дизайнер. Ведь у набора элегантных линий нет языкового барьера или сложностей «технического перевода». А вы знали, что в некоторых мировых компаниях трудятся белорусские художники? Onliner.by отыскал наиболее известных соотечественников, которые работают либо работали на автомобильные бренды. Знай наших!

Виктор Филипченко

Виктор родился в 1985 году в Орше в семье преподавателя по рисованию. Он с детства увлекался велосипедами и, как любой другой мальчишка, любил автомобили. Наполняя листы тетрадей фантиками Turbo, Виктор периодически смотрел на домашние работы, которые отец приносил из школы. Один из учеников нарисовал автомобиль, и тут мальчишка подумал: «А почему бы мне не рисовать автомобили?»

— Я был очень впечатлен тем рисунком. Помню как сейчас! Мне было тогда 12 лет, и с того момента я начал рисовать автомобили. Уже тогда я понял, что хочу быть автодизайнером. В 13 лет пошел в художественную школу и в итоге поступил в Архитектурно-строительный колледж на отделение «Дизайн». После окончания два года проработал в Минске и в 2008 году уехал в частную итальянскую школу SPD (Scuola Politecnica di Design), — рассказал Onliner.by дизайнер.


Школа SPD находится в Милане. Для того чтобы поступить туда, Виктор отправил портфолио и выиграл 50-процентную скидку на магистерский курс по автомобильному дизайну, который поддерживала компания Lamborghini. Позже итальянский производитель суперкаров звал белоруса на стажировку, но парень отказался (хотя и делал дипломную на тему Lamborghini — галерея выше). Желающих получить опыт в компании Lamborghini очень много, и поэтому стажерам там не платят. В итоге Виктор устроился в компанию Nova Design. Эту фирму мало кто знает, зато парню предоставили бесплатное жилье на все время стажировки и платили зарплату.

Сейчас Виктор Филипченко трудится в чешской компании Skoda. С 2011 года ему удалось поработать над многими проектами, и некоторые из них еще не дошли до конвейерной линии.

— Наш босс говорит, что над каждым проектом работает 1000 других рук. Поэтому автомобильным дизайнерам очень важно уметь работать в команде. От рисунка до производства продукта проходит около четырех лет. По сути, все, что выходит сейчас, рисовали четыре года назад. Мне всегда забавно читать комментарии в интернете, когда пишут, что те или иные «скопировали» дизайн у другой модели, которая вышла год назад. Это просто невозможно сделать, — поделился мыслями Виктор.

Один из скетчей Филипченко был использован для рестайлинга нынешнего поколения Skoda Octavia. Парень не стал разглашать секретов чешского производителя на предмет будущих новинок, но уверил, что Skoda развивается быстрыми темпами и в будущем нас ждет немало сюрпризов. А вообще, на этом молодой дизайнер останавливаться не собирается.

— В будущем я хочу поработать в нескольких других компаниях. С опытом понимаешь, что рисовать дорогие спортивные автомобили проще, чем какой-нибудь Volkswagen Golf VIII. Ведь последний нужно еще продать миллиону людей. Но любой серийный продукт, над которым ты работал, — это всегда приятно. Главное — не ущемлять личную жизнь, что для творческого человека иногда непросто, — завершил свой рассказ Виктор.

Владимир Шитт

В 1985 году в Беларуси родился еще один будущий автомобильный дизайнер. Владимир Шитт — выходец из Гродненской области. Первым его рисунком была машина скорой помощи. Будучи мальчишкой, Владимир увлекался сборкой самодельных машин, используя запчасти от сломанных игрушек.

— Под кроватью я хранил целую коробку с подобным хламом. Правда, для меня это был не хлам в то время, а материал для безграничного творчества — детское воображение все видит по-другому. Была детская мечта собрать собственный карт. Даже рисовал чертежи, каким бы я хотел его видеть. В подростковом возрасте даже начинал собирать агрегаты для него, но так до сих пор эта мечта и не исполнилась. В один момент мама отвезла меня в художественную школу, мы записались, но не всегда получалось добраться туда по причине времени и транспорта. Поэтому в основном я брал задание и приезжал показывать спустя 2 недели. В детстве фанател от «Черепашек-ниндзя», и в основном все школьные тетради были изрисованы ими. В более сознательном возрасте у меня было два мопеда и мотоцикл, что позволило постепенно познакомиться с техникой, — вспомнил Владимир.

После девяти классов средней школы парень уехал попробовать свои силы в Москву. В то время он даже не задумывался об автомобильном дизайне, хотя и рисовал автомобили для себя. В 2001 году поступил в Московский государственный художественный колледж имени Калинина. Четыре года отучился на отделении «Художественная роспись». В 2008 году выходец из Гродненской области пришел к другу в Московскую государственную художественно-промышленную академию имени Строганова и узнал о существовании кафедры «Дизайн средств транспорта». В этом же году Владимир поступил в это заведение.

За время обучения в «Строгановке» молодой дизайнер участвовал в нескольких конкурсах: Audi (третье место), Mazda (первое место) и Renault (первое место). В 2012-м белорус прошел стажировку в немецком R&D-центре Mazda Motor Europe. Позже был приглашен на стажировку в Volkswagen и Volvo, но по определенным обстоятельствам Владимир не смог уехать. В 2014-м прошел стажировку в Citroen, где сделал дипломный проект. Французам понравилось работать с парнем, и его пригласили на работу. С прошлого года Владимир является штатным дизайнером экстерьера в Citroen и живет в Париже.


— Первый реальный опыт я получил в Marussia Motors. Это был 2011 год. В компании Citroen я уже успел сделать концепт Citroen C3 WRC 2017, который был показан на международном салоне в Париже (сентябрь 2016 года). Также занимался омологацией для реальных гонок Citroen C3 WRC. К сожалению, сейчас не могу назвать проекты, над которыми работаю. У компаний есть свои правила конфиденциальности,— поделился дизайнер.

Василий Гуринович

Еще один белорусский дизайнер, оставивший след в автомобильной истории, — Василий Гуринович. Он родился в Минске в 1988 году. Его отец увлекался масштабными моделями, поэтому квартира была завалена танками и самолетами. По словам Василия, отсюда у него и пошла любовь к технике.

— В моей семье все рисуют, поэтому сам начал рисовать с раннего детства. Еще до поступления в школу рисовал все подряд. Учеба началась с гимназии-колледжа искусств №26, в которой уже учился мой брат. После 12 лет школы я поступил в Академию искусств на кафедру объемного дизайна, где я и открыл для себя промышленный и автодизайн. В БГАИ у нас образовался узкий круг ребят, которые горели идеей работать на студии автомобильных компаний и предпринимали для этого много усилий, обменивались опытом и старались друг друга перегнать, — рассказал корреспонденту Василий.

За годы учебы парень участвовал в конкурсе Sketchfighter, который проводил портал Cardesign. Суть состязания была в том, чтобы за короткое время нарисовать авто определенного бренда. Там минчанин смог выйти в финал и занял первое место, выиграв грант, который полностью покрывал обучение в магистратуре в Милане (SPD Milano). Это та же школа, где учился упомянутый Виктор Филипченко. За год обучения Василий работал над проектами для Audi, Lamborghini и Skoda.

— В Италии я окончательно для себя решил, что хочу заниматься интерьерами авто. Финальный проект я делал для Audi. После Италии я вернулся обратно доучиваться в академию, однако перед дипломом меня пригласили в штаб-квартиру Audi на 6-месячную стажировку в Ингольштадт, после окончания которой у меня появилась возможность остаться там работать. Поэтому после защиты диплома в Минске я уехал работать в Германию. Опыт работы в компании можно назвать крайне положительным. Куча вдохновения, опыт и окружение людьми, скетчи которых я видел только в журналах. Работы было много, много стресса, но это все равно воспринимается положительно, домой приходишь с усталостью от любимого дела. Рутина присутствует, но позитивные моменты все равно перевешивают, — поделился мыслями белорусский дизайнер.

Еще будучи на стажировке, Василий участвовал в проектах следующих поколений А7 и А8 (обе модели еще не представлены). Подписав контракт, он сосредоточился на новой А7. Белорус участвовал во всех этапах, от дизайна до подготовки к производству, и ждет не дождется, когда автомобили попадут на конвейер. Были у минчанина еще некоторые проекты, но о них ему нельзя рассказывать.

Василий уехал из Германии и живет сейчас в ОАЭ. В начале этого года он успел поработать на студии BMW в Мюнхене, но все же решил сменить направление деятельности. Сейчас он в Дубае, где работает над новым проектом промышленного дизайна (не авто). В будущем Василий планирует продвигать свои собственные идеи в массы.

Андрей Трофимчук

Многие знают, что в проекте «ё-АВТО» было завязано много белорусов. За дизайн потенциальных моделей тоже отвечали наши соотечественники. Один из участников проекта — Андрей Трофимчук. Он родился в Минске в 1978 году и рисовал с самого детства.

— У меня даже была персональная выставка в 6 лет. Я ходил в изостудию при ЖЭСе, а там преподавал тогда еще совсем молодой, а ныне известный художник Николай Кузнецов. Он моим родителям советовал отдать меня в искусство. Окончил Академию искусств, отделение монументальной живописи. Самое смешное, что автомобили я не рисовал никогда. Помню, что рисовал самолетики, но не машины. Автомобилями увлекся уже после окончания академии. Увидел Ferrari Rosso дизайнера Куна Окуямы, и что-то накатило — захотел быть автомобильным дизайнером, — рассказал Андрей.

Парень начал рисовать иллюстрации, пробовать свои силы в тюнинге и даже работал удаленно с японской компанией Envision Inc. Но первым полномасштабным проектом Андрея был вездеход для компании MAZ-MAN, над которым он работал в 2008 году. В 2010-м питерский дизайнер Виктор Пунтус познакомил минчанина с людьми, которые затевали проект «ё-мобиля» (тогда он так еще не назывался). В этой компании белорус проработал 5 лет и получил основные знания и опыт.

— Жаль, что компания «ё-АВТО» ликвидирована. Политико-экономическая ситуация негативно подействовала на основного инвестора — Михаила Прохорова. Кстати, многие до сих пор думают, что этот проект был не более чем пиаром. На самом деле работа велась серьезная, и при другом стечении обстоятельств результат мог быть весьма интересным для автопрома. Идеи по гибриду с конденсатором вместо батареи закладывались очень интересные. Даже сырой прототип полноприводного внедорожника весом под 1800 кг выдавал расход в городском цикле около 6 литров при хорошей динамике. Такое даже «дизелям» не под силу, — считает Андрей.

После закрытия «ё-АВТО» (в 2015-м) он делал проекты на фрилансе. Как и многие другие дизайнеры, Андрей не зацикливался на автомобилях. Например, в портфолио парня — 22-метровая яхта для французской компании O-Yachts (ее сейчас строят в Риге).

— В данный момент я работаю в израильско-китайской компании Qoros в Шанхае. Китай вообще сейчас нечто вроде профессионального рая для автомобильных дизайнеров: зарплаты очень высокие по европейским меркам, работы много, она интересная. За счет огромного количества европейских художников в китайских студиях, уровень дизайна очень растет. Один минус — экология и китайская специфика, к которой не все могут адаптироваться. В планах на будущее — заниматься собственными проектами. Один такой пытаюсь сейчас реализовать в Европе, — рассказал Андрей.

Алексей Кежа

В 1985 году в Витебске родился Алексей Кежа. Один из самых успешных и талантливых автомобильных дизайнеров — выходцев из нашей страны. Связаться с Алексеем нам, к сожалению, не удалось. Из открытых источников, блогов других дизайнеров и социальных сетей мы узнали некоторую информацию об этом парне. Еще в 19-летнем возрасте он стал одним из десяти студентов на конкурсе автомобильного дизайна Strate College Designers (Париж). Он был зачислен сразу на второй курс.

Обучение в данном колледже стоит €8 тысяч в год. Это было не по карману белорусу, поэтому руководство учебного заведения взяло для него кредит у Национального банка Франции с отсрочкой на 25 лет. За время учебы Алексей успел поработать в студиях BMW, Renault и Volkswagen. На третьем курсе витебчанин стал стажером-дизайнером в фирме P.G.O., а после окончания колледжа отправился на работу в Renault.

Вот что дизайнер рассказал в одном из интервью: «Сегодня Renault в поиске себя. Эта компания имеет большой потенциал, но не совсем раскрыта в разных странах мира. Она открывает новые горизонты, новые экономические способности, новые рынки и имеет много новых проектов, а это для дизайнера всегда интересно».

Позже Алексей получил приглашение на стажировку сразу от двух компаний — Audi и BMW. Белорус выбрал BMW. Он и сейчас работает в Мюнхене, занимаясь экстерьером моделей. Одним из его проектов стал концепт BMW 2002 Hommage, который является современным воплощением культовой модели 2002-го Turbo.

Владимир Будько

Еще один начинающий автодизайнер из Беларуси — Владимир Будько. Он родился в 1988 году в Лиде. Совсем недавно уехал работать в компанию Geely в Швецию. А начиналось все, когда парню было 10 лет и он учился в лидской ДХШ, куда его отправила мама.

— Там я познакомился с товарищем, который заразил меня автомобилями. После этого уже было не остановить: рисовали только авто (наверное, не было ни одного завершенного натюрморта), все разговоры про авто, а деньги на обеды уходили на автожурналы. В это время и закралась мечта автомобильного дизайнера. Мечты мечтами (хотя рисовать машины не переставал), но после школы поступил в Лидский колледж на отделение «ИВС-Сети». Хорошо помню, как между вторым и третьим курсами понял все безрассудство своего поступка в виде выбора предмета изучения. После осознания этого пришло твердое решение: буду поступать в БГАИ на отделение транспортного дизайна, — вспомнил Владимир.

Парень окончил колледж и поступил в академию. Дальше началось самое интересное в жизни молодого человека. Владимир попал в очень дружный коллектив, появилась группа единомышленников, заболевших «кардизайном головного мозга». Он подружился с Сергеем Рябчиком и Владимиром Лашуком. Все они организовали в этом году совместную студию INSH design в Минске.

Как и для других автомобильных дизайнеров, отправной точкой в развитии и понимании профессии для Владимира был сайт Сardesign. Он был постоянным участником форума и выкладывал туда свои работы. Также ежегодно проводимый конкурс на этом сайте совместно с Миланской школой SPD давал возможность выиграть обучение за рубежом.

— Я выиграл в конкурсе Scuola Politecnica di Design 50-процентный гранд, но не поехал в Милан. Не позволили финансы. Переломный момент для меня случился в конце 2012 года, когда я получил письмо с предложением о стажировке от дизайнера из Renault Антона Шаменкова. И вот летом 2013 года на 6 месяцев я оказался в техноцентре Renault. Осознание, что это «оно», пришло сразу. Также в это время начало постепенно приходить понимание того, что есть автомобильный дизайн, что требуется от дизайнера, этапы создания авто, — поделился мыслями Владимир.

Завершение стажировки знаменовала собой презентация для главного дизайнера Renault мистера Лоренса ван ден Акера. Ему понравились работы белоруса, и Владимир получил возможность сделать дипломный проект на Renault. После получения диплома академии парень начал рассылать портфолио. В это же время он устроился в белорусскую компанию VDS, принимал участие в проекте создания мини-трактора, который, к слову, так и остался лишь в эскизах. Прошлой зимой лидчанин начал получать ответы из различных компаний. В итоге выбор пал на Geely.

— У меня были подозрения, что для европейского рынка китайцы должны будут предложить что-то новое, а принять участие в становлении «нового лица» бренда — это очень интересно. Так и случилось — в октябре свет увидел новый бренд LYNK&CO. Что касается студии Geely, реальность оказалась выше ожиданий. Все на очень высоком уровне, начиная от дизайна интерьера и заканчивая молодым коллективом. Нет ощущения начальник — подчиненный. Порадовала отдельная комната с кроватью, где можно поспать, если устал, — поделился небольшим опытом работы в Geely Владимир.

Конечно, Владимир не смог рассказать нам, над какими проектами работает. Все дизайнеры подписывают договор о неразглашении, и за нарушение этого правила грозит огромный штраф. Дизайнер лишь сообщил нам, что в Geely ведется активная работа над автомобилями различных сегментов. Главной целью Владимира сейчас является нарисовать сначала реальный концепт, а потом добиться, чтобы его работа дошла до серийного производства. Об этом мечтают все автомобильные дизайнеры, и порой на реализацию такого плана уходит вся жизнь.

Юрий Замковенко

Юрий уже становился героем статьи Onliner.by. Сейчас он работает в Volvo и живет в Швеции. Юрий дружит с Владимиром Будько и близко общается с минскими ребятами из INSH design. Родился Замковенко 27 лет назад в Могилеве. Он еще в детстве начал рисовать все подряд (не только машинки) и пытался заглянуть в будущее и представить, каким будет дизайн завтра.

— В раннем возрасте я услышал слово «дизайн», точного определения которому не знал. И мне показалось, что именно это слово являлось воплощением будущего мира, который должен был стать вершиной технологического и социального развития. И я начал думать, как найти себе место в этом мире, — философски вспоминает Юрий.

Будучи мальчишкой, парень выбирал из трех вариантов будущей жизни: стать ученым (но Юрий плохо учился), стать вампиром (в силу обстоятельств тоже не вышло) либо заниматься дизайном. Судьба позволила остановить выбор на последнем пункте, и будущий дизайнер Volvo пошел в художественную школу в своем городе.

— На самом деле у меня никогда не было приоритетной специализации в дизайне. Но когда поступил в Академию искусств и познакомился с ребятами, интересующимися автомобилями, тоже сфокусировался на этом направлении. Насколько я знаю, в этой статье примут участие некоторые из моих друзей — и это меня, несомненно, радует. Мы все вместе изучали автомобильный дизайн в академии, — рассказал Юрий.

Во время учебы Юрий проходил стажировку в Volvo. Сейчас белорус работает в шведской компании в подразделении, занимающемся экстерьером. Наш соотечественник принимал активное участие в совместном проекте Volvo и Uber. По словам дизайнера, сейчас он работает над моделью, которая готовится к производству. Как и в детстве, Юрий занимается футуристическими проектами.


В этой статье — далеко не все белорусские дизайнеры, влияющие на летопись автомобильной истории. На наших страницах уже появлялся выходец из Минска Дмитрий Самаль. Он сотрудничал с несколькими автопроизводителями, а сейчас занимается дизайном очков. Молодые белорусские художники вовсю расширяют свое поле деятельности и работают с различными автомобильными брендами. В Минске есть ребята, которые на фрилансе рисуют колесные диски и другие автомобильные элементы. Зачастую имя человека, отвечавшего за внешний вид той или иной машины, не разглашается в пресс-релизах, и мы знаем лишь «громкие» имена таких мастеров, как Крис Бэнгл, Вальтер де Сильва или Лоренс ван ден Акер. Но иногда неплохо познакомиться и с начинающими «автохудожниками». Особенно если они — ваши соотечественники. Кто знает, может быть, фару вашей следующей машины нарисует ваш сосед!

Графические планшеты в каталоге Onliner.by

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by