Было у Натальи два BMW X6 — черный и белый. Черный украли: машину позднее разыскали в Краснодарском крае. Белый изъяли поляки — авто с таким же VIN-номером числилось в угоне все в той же России. Каким образом новая машина, купленная в автосалоне и прибывшая непосредственно с завода, могла обзавестись «двойником»? И самое главное — как теперь ее вернуть? Onliner.by проследил за громкой историей до самого конца.
20 октября 2016 года. Наталья с мужем и двумя друзьями возвращалась из Польши домой, в Витебск. Выбрались пораньше: хотелось скорее отдохнуть с дороги. Около полудня въехали в контрольно-пропускной пункт «Бобровники» на границе с Беларусью.
На своем белом BMW X6 2013 года выпуска женщина примерно раз в полгода выезжала за рубеж, и проблем никогда не возникало. Очередь на границе и стандартные вопросы с обеих сторон: что везете, куда-откуда. Все было как обычно. До этого дня.
— В пункте пропуска нас попросили предъявить документы. Я вижу: что-то идет не так — таможенники как-то замешкались. Сказали нам отъехать в сторону и открыть капот — будут сверять VIN. Такую процедуру раньше мы проходили неоднократно — никогда никаких проблем. А в этот раз поляки что-то высматривали, о чем-то совещались, — рассказала Наталья.
Было очевидно: проблема возникла из-за VIN-номера. Женщину попросили предоставить все документы на автомобиль, которые у нее были при себе, — водительское удостоверение, свидетельство о регистрации, страховой полис, сервисную и гарантийную книгу.
— Спросили, где я покупала машину. Разумеется, договор купли-продажи я с собой не вожу. Предложила связаться с дилером, чтобы тот по электронной почте или по факсу переслал копии нужных бумаг. На таможне ответили, что это невозможно: нельзя воспользоваться ни компьютером, ни факсом. Я дозвонилась агенту, который продавал мне автомобиль. Он переслал документы мне на телефон. Разумеется, для поляков это не сыграло никакой роли. Нам сказали ожидать.
Итак, что мы знаем о BMW X6, который вызвал столько вопросов на польской границе? В 2013 году его действительно доставили в Минск непосредственно с завода-изготовителя. Наталья — первый и единственный владелец этой машины.
— Данный автомобиль заказывался с индивидуальной комплектацией — классическая поставка под заказ с завода. Есть все документы, которые это подтверждают, — отметил начальник отдела продаж компании «Автоидея» Андрей Акимов.
Польская пограничная служба оценила машину в $40 000.
Ожидание в «Бобровниках» тянулось часами. Каждые 30 минут супруг Натальи подходил к таможенникам узнать, в чем дело. Ответ был один: вернитесь в автомобиль и ожидайте. Наконец один из сотрудников таможни прояснил ситуацию.
— Нам сказали, что есть сомнения в подлинности VIN-номера. Таможенники отправили запрос в Интерпол и ожидают ответа. А затем появились сотрудники польской полиции. Меня отвели на допрос. Причем задавали достаточно личные вопросы, в том числе: кем и где я работаю, откуда у меня деньги на такую машину, что за люди мои друзья, кем они работают. Полицейские не очень хорошо знали русский язык, а я почти не говорю по-польски. Поэтому в пункт пропуска вызвали переводчика, его пришлось прождать несколько часов. Затем допрос повторился, — вспоминает Наталья.
Она уверена, что в вопросах был скорее психологический подтекст — ее проверяли. А решение об изъятии автомобиля было принято сразу же, как только пришел ответ из Интерпола — BMW X6 с аналогичным VIN-номером находится в международном розыске.
— Мне предоставили бумагу с печатью Интерпола. В документе говорилось о том, что машина в розыске. Таможенники сказали нам забрать вещи и выйти из авто. Затем нам выдали опись изъятого имущества и контакты полицейского участка в Грудку — приграничном поселке в Польше. Все — на этом мы были свободны. Вчетвером, без машины и с вещами в руках. Около полуночи (после 12 часов, проведенных в пункте пропуска) нам разрешили уехать домой.
Уехать — это громко сказано. Ехать было не на чем, а пешком пересекать границу запрещено. Позвонили знакомому в Минск, тот согласился приехать в пункт пропуска и забрать всех четверых. Однако возникла непредвиденная проблема — у него не было страховки. На границе ему предложили оформить ее сроком на 15 дней — слишком много и слишком дорого для того, чтобы на пять минут выехать из страны. Водитель отказался и остался дожидаться рядом с пунктом пропуска.
«Мы просились подсесть к кому-нибудь, чтобы переехать границу. А к кому подсесть, если никто не берет?»
— Людей понять можно: они не знают, кто мы и что везем, — сказала Наталья. — У меня уже начиналась истерика. Наконец пограничник вошел в ситуацию, подошел к какому-то водителю, который ехал один, и уговорил его перевезти нас. Белорусские таможенники уже особо не трогали. Мы пересели в машину знакомого и с ним добрались до Минска, а оттуда выехали в Витебск. К обеду следующего дня были дома — неудачная выдалась поездка.
Как вернуть изъятую в другой стране машину? Наталья с такой ситуацией столкнулась впервые. Еще на границе она сделала звонок в белорусское посольство в Варшаве.
— С нами говорил очень вежливый человек. Он посочувствовал и сказал, что мы не первые, у кого на границе возникли проблемы с авто. Нам сразу сказали, что сделать ничего нельзя и уедем мы без машины: пока не будут проведены все проверочные мероприятия, ее не отдадут, — отметила собеседница.
Корреспондент Onliner.by связался с Генеральным консульством Республики Беларусь в Белостоке. Там сообщили, что отслеживают все подобные случаи, связанные с гражданами Беларуси. По каждому факту расследованием занимаются польские правоохранительные органы и Интерпол.
— К примеру, только за прошлый год на территории Польши были изъяты 27 автомобилей граждан Беларуси. По каждому такому случаю проводится целый комплекс проверочных мероприятий, включающих проведение экспертизы. А решение о дальнейшей судьбе машины принимает прокуратура, — рассказали в консульстве.
Вернувшись домой и придя в себя, Наталья стала звонить куда только можно.
— В первую очередь мы связались с «Автоидеей», рассчитывали на какую-то помощь. Мой агент уверил, что автомобиль чистый, есть договор, товарная накладная, сертификация. Через пару дней перезвонила их юрист, но она также не смогла оказать какой-то действенной помощи. Я была разочарована.
Затем была попытка обратиться в местные органы внутренних дел — Наталья написала письмо на имя начальника Управления ГАИ Витебска. Ожидаемо в Госавтоинспекции помочь не смогли: машину изъяли на территории Польши, а разыскивают в России — женщине порекомендовали обратиться в компетентные органы этих государств.
В интернете, на сайте ГИБДД, Наталья действительно нашла информацию о розыске автомобиля BMW X6 с VIN-номером, который совпадал с указанным на ее машине. Идентичные модель и год выпуска, только в Москве разыскивали серый BMW, а у нашей читательницы, напомним, автомобиль белого цвета.
Женщина отправила два письма в Россию: одно в Интерпол, другое в ГИБДД. Из инспекции, кстати, ответ не пришел до сих пор. А вот в Интерполе ответили.
— Нас уведомили, что авто с таким VIN-номером ни в федеральном, ни в международном розыске не значится. И все — никаких объяснений, почему машину сначала разыскивали, а потом резко убрали из базы данных, — отметила Наталья.
У хозяйки автомобиля возникает много вопросов. Действительно ли «двойник» ее BMW находился в розыске или он существовал только на бумаге? Почему этот розыск так внезапно прекратился? Случайно ли, что это произошло именно с ее машиной?
Была ведь и другая история, с другим BMW X6.
— Действительно, у меня был черный BMW X6 M. В 2010 году его пригнали из Америки. А через два года украли прямо из-под окон моего дома. Машина была застрахована, и страховку мне выплатили. Для этого пришлось пройти необходимые процедуры в органах внутренних дел, — рассказала читательница. — Было оговорено, что если этот BMW разыщут, то он перейдет в собственность страховой компании.
Незадолго до случая в «Бобровниках» Наталье позвонил мужчина. Он представился частным детективом.
— Звонивший сказал, что сам из Бреста, полковник, служил где-то в правоохранительных органах. И страховая компания обратилась к нему за помощью в розыске BMW X6 M. По его словам, авто нашли где-то в Краснодарском крае, а от меня требовались какие-то сведения, чтобы машину оттуда забрать. Понятное дело, что на этот автомобиль я уже не претендовала. Хорошая машина была... Наверное, не везет мне на эту марку.
Когда возникла проблема на границе, Наталья вспомнила о звонившем ей полковнике.
— Я тогда не знала, что думать. Поэтому просто позвонила ему и спросила, не имеет ли он отношения к происходящему. По его словам, не имеет. Но он подсказал мне контакт своего знакомого из Польши, также частного детектива, и порекомендовал обратиться к нему, если вопрос не разрешится.
А вопрос все не разрешался.
Как только пришел ответ из Интерпола, Наталья стала названивать в Польшу, в полицейский участок.
— У нас была следователь, пани Эвелина. Дозвониться до нее можно было не всегда. То на польском, то на ломаном русском нам объясняли, что пока в полиции не будет официальной бумаги из Интерпола, машину нам не вернут. Вот тоже интересная штука: когда мы стояли на границе и решался вопрос об изъятии авто, они получили ответ за пару часов. Так почему в этот раз ожидание затянулось? — недоумевает Наталья.
В конце концов она не выдержала — поехала в Польшу. Женщине удалось встретиться и поговорить со следователем, однако это ни к чему не привело — машину не отдавали. Пани Эвелина разводила руками — нет бумаги из Интерпола.
Наталья воспользовалась рекомендацией и позвонила частному детективу — пану Ежи.
Об этом человеке известно не много. Он хорошо говорит по-русски и, со слов Натальи, в прошлом мог работать в правоохранительных структурах Польши. У него остались опыт и связи, которые помогают решать проблемы, подобные тем, с которыми столкнулась хозяйка BMW X6. Разумеется, помощь эта не бесплатная.
Корреспонденту Onliner.by удалось пообщаться с паном Ежи. Он рассказал, что уже около 20 лет занимается вопросами, связанными с розыском и установлением подлинности VIN-номеров автомобилей, а также оказывает юридические услуги автовладельцам.
«Бывают дела, когда за машину приходится бороться в судах по 2—3 года»
— К нам обращаются как частные лица, так и страховые или лизинговые компании. Клиенты отовсюду: из Беларуси, России, стран Западной Европы. В настоящее время мы ведем работу где-то по двумстам различным обращениям. Есть дела, где приходится бороться в судах по 2—3 года. Но в 90% случаев автомобили удается вернуть их владельцам. В среднем на это уходит 2—3 месяца. Впрочем, как показывает практика, если владелец сам занимается возвратом своей машины, то за нашими следователями он может ходить и больше года. Следователей мало, а дел очень много — поэтому так долго, — рассказал собеседник.
По словам пана Ежи, можно выделить некоторые модели авто, по которым вопросы возникают чаще остальных. Это Honda CR-V, Toyota RAV4 и Land Cruiser, Range Rover, BMW X5 и X6, Audi Q5 и Q7.
— Последние задержания, произошедшие на границе, раскрывают одну и ту же схему. К примеру, белорус купил машину в России, поставил ее на учет и выехал в Польшу или Литву. На границе VIN-номер обязательно проверяют. И оказывается, что «двойник» находится в розыске. Из-за чего это происходит? Кто-то получил данные оригинального автомобиля, изготовил фальшивые документы, а затем заявил о пропаже транспортного средства. Мошенник получает страховую компенсацию, а честный автовладелец рискует лишиться машины, — говорит частный детектив из Польши.
Для установления подлинности VIN-номера проводится специальная экспертиза. По словам пана Ежи, водителю иной раз приходится прождать 2—3 месяца, прежде чем подойдет его очередь. Кроме того, направляется соответствующий запрос в Интерпол — на получение ответа уходит еще порядка месяца-двух. Бывает, что следователь обращается с запросом непосредственно на завод-изготовитель, чтобы узнать, в какую страну был продан конкретный автомобиль, а также некоторые его особенности (тип двигателя, цвет кузова, салон и т. д.).
— Когда вся информация собрана, прокурор должен подписать соответствующее постановление о возврате транспортного средства. После того как оно вступит в силу, владелец может забрать машину, — рассказал собеседник.
Даже получив письмо из Интерпола с информацией о том, что ее авто не числится в розыске, Наталья вынуждена была дожидаться окончания всех необходимых процедур.
— Со мной никто из полиции не связывался. Это была целиком моя проблема — я сама им названивала чуть ли не каждый день. Пан Ежи пообещал, что благодаря своим связям сможет ускорить процесс возврата машины. Я отнесла весь пакет документов переводчикам, заплатила неимоверные деньги, чтобы перевести все на польский язык. Заверенные нотариусом копии выслала ускоренной почтой в Польшу, — отметила читательница.
Где-то спустя четыре недели после изъятия автомобиля была проведена экспертиза. Она подтвердила, что VIN-номер оригинален, то есть не подвергался изменению. Хозяйку машины на экспертизу не приглашали, о ее результатах Наталья узнала от своего частного детектива.
— Пан Ежи говорил, что только благодаря его помощи экспертизу провели в кратчайшие сроки. Однако и после этого забрать BMW я не могла. Меня уверяли, что это невозможно сделать, пока не придет официальная бумага из Интерпола. Ничего не оставалось, кроме как верить этим словам и ждать.
А после Нового года пришло еще одно письмо: частный детектив сообщил, что машину можно забрать.
— Мне он сказал, что каким-то чудесным образом по своим каналам договорился, чтобы автомобиль мне отдали не дожидаясь официального ответа. Пан Ежи вообще очень высоко оценил свою работу по нашему делу и сказал, что без него мы бы никогда не получили машину так быстро, — рассказала Наталья.
Так совпало, что ровно через три месяца после изъятия авто в «Бобровниках», 20 января, женщина забрала свой BMW X6 из Польши.
— Машина стояла не на таможне, не на штрафстоянке, а прямо возле офиса пана Ежи (или это его дом — я не знаю). То есть авто отдали ему — фактически частному лицу. Мне он так и сообщил: «Я забрал BMW, можете за ним приезжать». Он также передал нам постановление от прокурора, подтверждающее, что автомобиль чистый — никаких пометок нигде не делали. Мы уехали домой.
Ни на границе, ни в Беларуси никаких проблем с машиной не возникало. Наталью уже останавливали сотрудники ГАИ, проверяли документы — все хорошо.
Разумеется, услуги пана Ежи стоили денег. Так же как и работа переводчиков, нотариуса, почтовые расходы. Впрочем, автомобиль удалось вернуть за три месяца — не так плохо с учетом обстоятельств.
Остались только не столь значительные вопросы. Например, так ли необходимо было ожидать бумагу из Интерпола, если в результате она не понадобилась? Или все же понадобилась, раз прокурор подписал свое постановление? И наконец, действительно ли помощь детектива была столь активной или же развязка была известна заранее, а заплатить пришлось лишь за скорейшее рассмотрение дела?
Ответить на эти вопросы как Наталье, так и нам, не представляется возможным.
Автомобили BMW X6 на «Автобарахолке» Onliner.by
Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by