Водитель уснул за рулем, потерял концентрацию — сколько раз это становилось причиной аварий, произошедших за последнее время на скоростных трассах. Onliner.by вместе с Юрием Красновым решился на эксперимент: мы испробуем на себе, что значит поездка длиной в ночь. Как себя будет чувствовать водитель, каким образом наступает усталость, можно ли определить ее по ранним симптомам, чтобы не допустить чрезмерного риска и вовремя остановиться на отдых? Это специальный выпуск: «Ночь с Красновым».
В период летних отпусков многие водители отправляются в длительные поездки, например едут с семьей на море. Причем не всегда маршрут планируется таким образом, чтобы дать организму необходимый отдых. Экономия времени и денег приводит к долгим ночным переездам, а это всегда риск.
Мы проводим эксперимент в условиях, максимально приближенных к реальности. В конце рабочего дня водитель отправляется в дорогу, чтобы уже к утру быть в точке назначения. По трассе М1 (Брест — Минск — граница России) поедем в Брест, сфотографируемся на фоне Брестской крепости и постараемся вернуться обратно уже утром. Это 700 км без возможности нормально отдохнуть. За руль садится Юрий Краснов — осилит ли он такое путешествие?
Хроника путешествия
Окончательно стемнело — самое время выезжать. Мы стартуем с проспекта Дзержинского в Минске, планируем благополучно добраться до брестской трассы и, никуда не сворачивая, доехать до самой крепости.
— Я испробую на себе, как чувствует себя тот, кто совершает такую поездку, — говорит Краснов. — Все по-честному: мой день начался сегодня в 7:00, я занимался своими делами, времени спать не было, да и разве можно отоспаться впрок? И ночью прилечь, по-видимому, не удастся — дорога нас ждет длинная. Как я себя буду чувствовать после суток без сна? Вот об этом мы и поговорим: какие симптомы наступающего утомления мне удастся заметить, можно ли как-то с этим бороться, чтобы не допустить чрезмерного риска. Все-таки это ночная трасса, на которой и без того опасностей хватает.
С собой наш эксперт берет то, что, предположительно, поможет справиться с сонливостью: термос кофе, кислые конфеты, подборку ритмичной музыки. Предварительно Краснов пройдет специальный тест по таблице Шульте, который позволит определить устойчивость его внимания. Задача: за минимальное время найти в числовом квадрате цифры от «1» до «36». Упражнение повторяется трижды, средний результат — 1 минута 15 секунд.
— Это то время, за которое я прошел тест сейчас, вечером, перед тем как отправиться в путь. Мы повторим исследование в Бресте, когда преодолеем полпути, а затем еще раз после нашего возвращения. Посмотрим, изменится ли что-то в моем состоянии за это время, — пояснил эксперт.
В 23:10 путешествие начинается. Краснов включает музыку. Проспект Дзержинского почти пустой — город готовится спать. А мы выезжаем за МКАД и держим курс на юго-запад.
— Мы в пути почти два часа, проехали 130 км, состояние достаточно бодрое, — говорит наш водитель. — Я заметил, что, если зевнуть, чувствуется, что уже можно было бы и прилечь. Но в принципе все нормально. Заехали на заправку, купили колы, чтобы добавлять ее в кофе: по личному опыту знаю, что это неплохо бодрит. Купили еще кислого мармелада, а также (на случай, если станет совсем плохо) энергетический напиток. Посмотрим, поможет ли это не спать.
Нужно отметить, что на трассе, где разрешено двигаться со скоростью 120 км/ч, Краснов едет медленнее: 100—110 км/ч, а иногда и вовсе около 80 км/ч.
— Скорость в темноте — это опасно, — поясняет он. — Особенно если есть встречные машины и нельзя переключиться на дальний свет фар. В ближнем свете виден относительно небольшой отрезок дороги. Представьте, что впереди что-то промелькнуло. Успеете оттормозиться со 120 км/ч? Поэтому я всегда снижаю скорость, иногда очень значительно. При дальнем свете можно чуть ускориться, но все равно нужно быть уверенным, что при необходимости успеешь остановиться.
Водитель старается ехать ближе к центру дороги, чтобы иметь возможность среагировать, если что-то или кто-то появится с обочины. Реальные опасности: появление пешехода, велосипедиста, выход дикого животного.
— Еще одно наблюдение: при небольшой скорости усталость наступает быстрее — ты менее напряжен. Когда едешь быстро, то держишь себя в тонусе, постоянно фокусируешься, стараешься быть сконцентрированным. Это бодрит, но ехать быстро рискованно. Так что это палка о двух концах, — рассуждает Краснов.
По пути встретили грузовик с полуприцепом, стоящий у края проезжей части, — сломался. Мы вовремя разглядели автомобиль в дальнем свете фар. Знак аварийной остановки был выставлен, но на небольшом расстоянии. Если утомленный водитель не увидит препятствие заранее, ситуация будет очень опасной.
Внезапно видим велосипедиста, который движется по обочине. Точнее, даже не его самого, а мигающий фонарь красного цвета и две светоотражающие полоски на ярком жилете. Если вы считаете, что ехать ночью на велосипеде по скоростной трассе — это хорошая идея, то по крайней мере используйте все возможные средства, чтобы себя обозначить. Благодаря этому жилету водитель увидел велосипедиста заранее. Мы остановились в безопасном месте и немного подождали путешественника, чтобы расспросить, куда он в такое позднее время держит путь.
Оказалось, что его также зовут Юрий — Краснов обрадовался, встретив тезку. Мужчина на велосипеде едет аж из Калининграда. Он путешествует, в Беларуси намерен посетить Брест, Минск, Бобруйск, а потом рванет куда-то в сторону Смоленска.
— Заеду к родственникам — они у меня в Бресте живут. А вообще, просто решил покататься, попутешествовать. У меня здесь, в сумках, все необходимое: палатка, запас еды, воды, аккумуляторы для мобильника. Даже плитка с собой есть, так что при необходимости смогу что-то приготовить. Но вообще стараюсь перекусывать где-то по дороге, в кафе, — рассказал велосипедист.
Представьте, без отдыха за день он проехал 200 км по Беларуси и намерен преодолеть еще столько же за ночь, чтобы к утру быть в Бресте.
— Нет, днем не спал. Я привычный к таким путешествиям. В этот раз собираюсь в сумме проехать 5000 км. Особой опасности не чувствую. В Беларуси, кстати, водители стараются взять левее, если видят велосипедиста, объезжают аккуратно. Это уже ближе к Смоленску ситуация меняется — там никто особо не смотрит, — говорит наш собеседник.
Велосипедист рассказал, что буквально за пару минут до встречи с нами видел косулю возле дороги — он спугнул ее светом своего фонаря.
— А мы не заметили никого. Можно сказать, повезло, — сказал Краснов. — Когда дикое животное выходит на дорогу — это серьезная опасность. Но во многом это вопрос везения. Кто-то всю жизнь за рулем и никого не встречал. А ведь можно нарваться и на лося.
Тезки пожелали друг другу счастливого пути, и мы вернулись в машину — эксперимент нужно продолжать.
— Мы три часа в пути. Чувствую, как начинают тяжелеть веки. И появилось давящее ощущение в затылке — пока легкое. В таком состоянии справиться с сонливостью можно. Разомните шею, помотайте головой, сильно сожмите загривок — должно даже стать немного больно. Все дело в том, что водитель постоянно смотрит на дорогу, всматривается, вдруг там что-то мелькнет, инстинктивно старается податься вперед, чтобы все лучше видеть. В результате шея постоянно напряжена, — рассказал эксперт.
Очевидно, что, если справиться с состоянием усталости не удается, следует завершить поездку при первой предоставившейся возможности. Остановитесь в безопасном месте и поспите. Лучше всего подыскать какой-то отель — они периодически встречаются вдоль крупных дорог. Это не так экономно, но позволит полноценно отдохнуть. На крайний случай можно остановиться в безопасном месте и поспать в машине.
— Многие думают, что если в автомобиле двое водителей, то можно ехать без перерыва: один за рулем, другой в это время спит. Это ошибочное суждение. Сколько раз убеждался, в том числе на собственном примере: опытный водитель не сможет уснуть, когда машина едет. Будет лежать, смотреть по сторонам, — говорит Краснов. — Мы ездили как-то так с отцом. Я ложился, пытался поспать — не могу. В результате ни он не спит, ни я. И оба всегда уставшие, оба пытаемся следить за дорогой, а потом оба останавливаемся и спим.
Кстати, эти рассуждения помогают кое-что понять об авариях с участием автобусов дальнего следования. Да, экипаж состоит из двух водителей, да, они меняются. Но может ли человек полноценно отдохнуть в дороге, чтобы потом сесть за руль?
Под эти рассуждения увидели указатель — недалеко гостиница. Решили остановиться, поинтересоваться ценами. На стоянке, которая, к слову, размечена также и для большегрузных автомобилей, находилась всего одна машина — микроавтобус с немецкими номерами. Дальнобойщики в наших краях нечасто пользуются таким сервисом, как ночевка в гостиницах. Экономят — спят в кабинах.
Оказалось, что и на немецком микроавтобусе путешествует русскоязычная семья. Ее глава — Виталий — рассказал, что когда-то переехал жить в Германию.
По его словам, в Беларуси бывает сложно найти гостиницу, чтобы переночевать. Иногда указатели уводят на несколько километров от трассы. Цены тоже сильно разнятся.
— В отеле где-то возле Барановичей нам предложили апартаменты — 300 евро за семью. Дороговато, как мне кажется, — отметил мужчина.
В этой гостинице цены куда демократичнее. За двухместный номер (одноместных в наличии не было) берут порядка 35—40 рублей.
— Меня устраивает стоимость. Ночью обязательно нужно спать — это полноценный отдых. Затем следует нормально позавтракать и только потом отправляться в путь, — говорит Виталий.
Он возвращается домой, в Германию, после поездки в Россию. Мы попросили его поделиться впечатлениями о качестве дорог.
— Дороги становятся лучше. Даже в России они уже стали хорошими — нельзя пожаловаться. Жаль только, что в футбол не играли в Оренбурге: до Самары трасса отличная, а дальше — катастрофа.
В Брест мы въехали, когда было еще темно. Проследовали по широкой Московской улице и такому же широкому проспекту Машерова.
Город спал, спала и крепость, выхваченная из темноты прожекторами.
— Брест, вторая родина Марадоны, — пошутил, выходя из машины, Краснов.
— Что я могу сказать о своем самочувствии: очень неприятное ощущение в глазах — будто песка насыпали. Пробуешь их сильно сжать — помогает, но ненадолго. Это признак, что организм устал, — продолжил водитель. — Давит в затылок, давит на виски. Появился шум в ушах. Это не критично, но если придирчиво проанализировать собственное состояние — то дискомфорт однозначно появился. Если коротко: хочется лечь на подушку и закрыть глазки. Я уже массировал шею, жмякал уши, открывал окна, чтобы в машине был прохладный воздух — он бодрит. Сейчас выпью кофе с колой, съем шоколад, кислых конфет — и отправимся обратно. Дорога назад будет еще труднее, а ехать прилично.
Но прежде нужно пройти тест на внимательность. Исследование показало, что терпения у Краснова поубавилось.
— Было впечатление, что сейчас просто брошу все эти таблицы и все, — признался он. — Лень какая-то появилась, хотелось все закончить и лечь спать.
Результат предсказуемо стал хуже: в среднем на 14 секунд.
Ближе к утру стало полегче.
— Вот это время перед самым рассветом — где-то с трех до пяти часов — оно самое тяжелое для водителя. Потом уже проще, когда встанет солнце. Организм это чувствует, переключается на дневную фазу, сил прибавляется, — поделился ощущениями водитель.
По дороге анализируем, что помогает справиться с сонливостью.
— По поводу кофе у меня нет однозначного мнения. С одной стороны, поначалу он бодрит. В особенности если смешать с колой. Но после этой кофеиновой активности у многих людей, наоборот, наступает период спокойствия — спать хочется сильнее прежнего, — отметил Краснов. — Время от времени в форс-мажорной ситуации, когда ехать надо, я, например, могу выпить энергетический напиток. Это вредно для организма, но действительно помогает продержаться некоторое время.
Ритмичная музыка также способствует активности.
— Я беру в поездку ту музыкальную подборку, которая мне нравится. Это лучше, чем слушать все подряд — легче держать концентрацию, потому что песни вызывают эмоции и ты не отключаешь внимание.
Краснов заметил, что в дороге ему помогают кислые конфеты.
— Но кислота должна быть такая, чтобы аж скулы сводило — тогда помогает очень сильно.
Некоторые водители просят пассажиров поддерживать с ними беседу — чтобы не уснуть. Другим это не нравится.
— В дальней поездке, когда чувствую, что устал, прошу жену не отвлекать меня болтовней. Я сконцентрирован, оцениваю свое состояние и остановлюсь, если потребуется. Посторонние вопросы ни к чему, — рассказал Краснов.
Еще один эффективный прием: выйти из машины, например на АЗС, размяться, пообщаться с другими водителями или продавцами. Наверное, это один из самых эффективных способов отогнать сон, выявленных нами в этой поездке.
— Мой совет: смотрите на дорогу глазами ребенка. Если устали, представьте, что выполняете какое-то важное задание или играете. Это поможет удержать концентрацию, — отметил эксперт. — Конечно, очень многое зависит от эмоционального состояния водителя в конкретный момент. Какое у него настроение, как он себя чувствовал до этого, нормально ли отдыхал в предыдущие дни — это все имеет определяющее значение.
Уже при утреннем свете мы увидели на трассе последствия какого-то происшествия. У края дороги были следы не то ДТП, не то автомобильного пожара. Нам показалось, что горела фура: на асфальте лежали обгоревшие элементы крепления, части бытовой техники, доски.
— Трудно с ходу сказать, что здесь произошло, — говорит Краснов. — Так или иначе, это очередное напоминание о том, насколько небезопасной может быть дорога.
Ну а как самочувствие нашего водителя?
— Удивительно, но я почувствовал себя еще лучше. Наверное, это все солнечный свет. Усталость немного ощущается, но уже хочется скорее добраться домой. Знаете, как говорят: был бы катамаран — доплыл бы и до Турции. Серьезно, какой-то энтузиазм появился. Посмотрим, конечно, что будет дальше.
Воодушевление было таким, что Краснов снова запел...
Но буквально через полчаса ситуация поменялась кардинальным образом.
К этому времени Юрий не спал уже почти сутки. После периода эмоционального подъема и воодушевления внезапно начался резкий спад.
— Я почувствовал приход этого состояния: песок в глазах, подбородок тянет вниз, голова начинает опускаться, веки труднее открывать, сильнее давит затылок — все это симптомы, которые говорят о серьезной усталости. Кофе уже не срабатывает. Ночью в таком состоянии ехать крайне опасно. Еще минут 40 — и может просто выключить, — рассказал водитель.
Но решительность закончить поездку все еще не пропала.
— Сейчас я умою лицо, у меня в запасе еще есть энергетик: до Минска я доеду, но только потому, что уже взошло солнце и стало светло, — отметил Краснов.
Некоторое время состояние Юрия было неоднозначным. То он чувствовал прилив сил, то снова возвращалась сонливость. В утомленном состоянии водитель не должен управлять автомобилем — это опасно. А впереди город с интенсивным движением утреннего часа пик. Поэтому мы нашли безопасную стоянку у придорожного кафе и припарковались.
Эксперимент было решено прекратить.
— Мы заканчиваем наше исследование, делаем большой перерыв в этой поездке ввиду того, что движение дальше небезопасно, — говорит Краснов. — Накатила усталость, мое состояние ухудшилось. Стало подташнивать, закружилась голова, появился озноб. Когда я переводил взгляд с зеркала заднего вида на дорогу, казалось, что можно потерять сознание. Было трудно сфокусироваться. Я снизил скорость, но ехать дальше опасно. Нужно отдохнуть.
Примечательно, что до Минска оставалось менее 50 км. Важно оценивать свои силы и не рисковать на дороге. Достаточно секунды для потери концентрации, а последствия могут быть непоправимыми.
В довершение Краснов прошел тест с цифрами. Результат оказался еще на 10 секунд хуже, чем было в Бресте. Очевидно, что решение поспать было верным.
— Мы желаем вам безопасных дорог. Всегда оценивайте свои силы, проявляйте осторожность за рулем. Не допускайте переутомления, своевременно давайте себе отдохнуть, — посоветовал эксперт, укрываясь одеялом.
Читайте также:
«Разбор с Красновым» — традиционная рубрика Onliner.by о безопасности на дороге
Auto.Onliner теперь в Telegram! Присоединяйтесь!
Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!
Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by