Ночь с Красновым: опасности на темных дорогах. Спецвыпуск
26 287
296
11 августа 2018 в 8:00
Автор: Виталий Петрович. Фото: Александр Ружечка
Ночь с Красновым: опасности на темных дорогах. Спецвыпуск

Водитель уснул за рулем, потерял концентрацию — сколько раз это становилось причиной аварий, произошедших за последнее время на скоростных трассах. Onliner.by вместе с Юрием Красновым решился на эксперимент: мы испробуем на себе, что значит поездка длиной в ночь. Как себя будет чувствовать водитель, каким образом наступает усталость, можно ли определить ее по ранним симптомам, чтобы не допустить чрезмерного риска и вовремя остановиться на отдых? Это специальный выпуск: «Ночь с Красновым».

В период летних отпусков многие водители отправляются в длительные поездки, например едут с семьей на море. Причем не всегда маршрут планируется таким образом, чтобы дать организму необходимый отдых. Экономия времени и денег приводит к долгим ночным переездам, а это всегда риск.

Мы проводим эксперимент в условиях, максимально приближенных к реальности. В конце рабочего дня водитель отправляется в дорогу, чтобы уже к утру быть в точке назначения. По трассе М1 (Брест — Минск — граница России) поедем в Брест, сфотографируемся на фоне Брестской крепости и постараемся вернуться обратно уже утром. Это 700 км без возможности нормально отдохнуть. За руль садится Юрий Краснов — осилит ли он такое путешествие?



Хроника путешествия

23:10. Начало

Окончательно стемнело — самое время выезжать. Мы стартуем с проспекта Дзержинского в Минске, планируем благополучно добраться до брестской трассы и, никуда не сворачивая, доехать до самой крепости.

— Я испробую на себе, как чувствует себя тот, кто совершает такую поездку, — говорит Краснов. — Все по-честному: мой день начался сегодня в 7:00, я занимался своими делами, времени спать не было, да и разве можно отоспаться впрок? И ночью прилечь, по-видимому, не удастся — дорога нас ждет длинная. Как я себя буду чувствовать после суток без сна? Вот об этом мы и поговорим: какие симптомы наступающего утомления мне удастся заметить, можно ли как-то с этим бороться, чтобы не допустить чрезмерного риска. Все-таки это ночная трасса, на которой и без того опасностей хватает.

С собой наш эксперт берет то, что, предположительно, поможет справиться с сонливостью: термос кофе, кислые конфеты, подборку ритмичной музыки. Предварительно Краснов пройдет специальный тест по таблице Шульте, который позволит определить устойчивость его внимания. Задача: за минимальное время найти в числовом квадрате цифры от «1» до «36». Упражнение повторяется трижды, средний результат — 1 минута 15 секунд.

— Это то время, за которое я прошел тест сейчас, вечером, перед тем как отправиться в путь. Мы повторим исследование в Бресте, когда преодолеем полпути, а затем еще раз после нашего возвращения. Посмотрим, изменится ли что-то в моем состоянии за это время, — пояснил эксперт.

В 23:10 путешествие начинается. Краснов включает музыку. Проспект Дзержинского почти пустой — город готовится спать. А мы выезжаем за МКАД и держим курс на юго-запад.

01:10. В пути 1 час 50 минут

— Мы в пути почти два часа, проехали 130 км, состояние достаточно бодрое, — говорит наш водитель. — Я заметил, что, если зевнуть, чувствуется, что уже можно было бы и прилечь. Но в принципе все нормально. Заехали на заправку, купили колы, чтобы добавлять ее в кофе: по личному опыту знаю, что это неплохо бодрит. Купили еще кислого мармелада, а также (на случай, если станет совсем плохо) энергетический напиток. Посмотрим, поможет ли это не спать.

Нужно отметить, что на трассе, где разрешено двигаться со скоростью 120 км/ч, Краснов едет медленнее: 100—110 км/ч, а иногда и вовсе около 80 км/ч.

— Скорость в темноте — это опасно, — поясняет он. — Особенно если есть встречные машины и нельзя переключиться на дальний свет фар. В ближнем свете виден относительно небольшой отрезок дороги. Представьте, что впереди что-то промелькнуло. Успеете оттормозиться со 120 км/ч? Поэтому я всегда снижаю скорость, иногда очень значительно. При дальнем свете можно чуть ускориться, но все равно нужно быть уверенным, что при необходимости успеешь остановиться.

Водитель старается ехать ближе к центру дороги, чтобы иметь возможность среагировать, если что-то или кто-то появится с обочины. Реальные опасности: появление пешехода, велосипедиста, выход дикого животного.

— Еще одно наблюдение: при небольшой скорости усталость наступает быстрее — ты менее напряжен. Когда едешь быстро, то держишь себя в тонусе, постоянно фокусируешься, стараешься быть сконцентрированным. Это бодрит, но ехать быстро рискованно. Так что это палка о двух концах, — рассуждает Краснов.

По пути встретили грузовик с полуприцепом, стоящий у края проезжей части, — сломался. Мы вовремя разглядели автомобиль в дальнем свете фар. Знак аварийной остановки был выставлен, но на небольшом расстоянии. Если утомленный водитель не увидит препятствие заранее, ситуация будет очень опасной.

01:35. В пути 2 часа 15 минут

Внезапно видим велосипедиста, который движется по обочине. Точнее, даже не его самого, а мигающий фонарь красного цвета и две светоотражающие полоски на ярком жилете. Если вы считаете, что ехать ночью на велосипеде по скоростной трассе — это хорошая идея, то по крайней мере используйте все возможные средства, чтобы себя обозначить. Благодаря этому жилету водитель увидел велосипедиста заранее. Мы остановились в безопасном месте и немного подождали путешественника, чтобы расспросить, куда он в такое позднее время держит путь.

Оказалось, что его также зовут Юрий — Краснов обрадовался, встретив тезку. Мужчина на велосипеде едет аж из Калининграда. Он путешествует, в Беларуси намерен посетить Брест, Минск, Бобруйск, а потом рванет куда-то в сторону Смоленска.

— Заеду к родственникам — они у меня в Бресте живут. А вообще, просто решил покататься, попутешествовать. У меня здесь, в сумках, все необходимое: палатка, запас еды, воды, аккумуляторы для мобильника. Даже плитка с собой есть, так что при необходимости смогу что-то приготовить. Но вообще стараюсь перекусывать где-то по дороге, в кафе, — рассказал велосипедист.

Представьте, без отдыха за день он проехал 200 км по Беларуси и намерен преодолеть еще столько же за ночь, чтобы к утру быть в Бресте.

— Нет, днем не спал. Я привычный к таким путешествиям. В этот раз собираюсь в сумме проехать 5000 км. Особой опасности не чувствую. В Беларуси, кстати, водители стараются взять левее, если видят велосипедиста, объезжают аккуратно. Это уже ближе к Смоленску ситуация меняется — там никто особо не смотрит, — говорит наш собеседник.

Велосипедист рассказал, что буквально за пару минут до встречи с нами видел косулю возле дороги — он спугнул ее светом своего фонаря.

— А мы не заметили никого. Можно сказать, повезло, — сказал Краснов. — Когда дикое животное выходит на дорогу — это серьезная опасность. Но во многом это вопрос везения. Кто-то всю жизнь за рулем и никого не встречал. А ведь можно нарваться и на лося.

Тезки пожелали друг другу счастливого пути, и мы вернулись в машину — эксперимент нужно продолжать.

02:15. В пути 3 часа 5 минут

— Мы три часа в пути. Чувствую, как начинают тяжелеть веки. И появилось давящее ощущение в затылке — пока легкое. В таком состоянии справиться с сонливостью можно. Разомните шею, помотайте головой, сильно сожмите загривок — должно даже стать немного больно. Все дело в том, что водитель постоянно смотрит на дорогу, всматривается, вдруг там что-то мелькнет, инстинктивно старается податься вперед, чтобы все лучше видеть. В результате шея постоянно напряжена, — рассказал эксперт.

Очевидно, что, если справиться с состоянием усталости не удается, следует завершить поездку при первой предоставившейся возможности. Остановитесь в безопасном месте и поспите. Лучше всего подыскать какой-то отель — они периодически встречаются вдоль крупных дорог. Это не так экономно, но позволит полноценно отдохнуть. На крайний случай можно остановиться в безопасном месте и поспать в машине.

— Многие думают, что если в автомобиле двое водителей, то можно ехать без перерыва: один за рулем, другой в это время спит. Это ошибочное суждение. Сколько раз убеждался, в том числе на собственном примере: опытный водитель не сможет уснуть, когда машина едет. Будет лежать, смотреть по сторонам, — говорит Краснов. — Мы ездили как-то так с отцом. Я ложился, пытался поспать — не могу. В результате ни он не спит, ни я. И оба всегда уставшие, оба пытаемся следить за дорогой, а потом оба останавливаемся и спим.

Кстати, эти рассуждения помогают кое-что понять об авариях с участием автобусов дальнего следования. Да, экипаж состоит из двух водителей, да, они меняются. Но может ли человек полноценно отдохнуть в дороге, чтобы потом сесть за руль?

Под эти рассуждения увидели указатель — недалеко гостиница. Решили остановиться, поинтересоваться ценами. На стоянке, которая, к слову, размечена также и для большегрузных автомобилей, находилась всего одна машина — микроавтобус с немецкими номерами. Дальнобойщики в наших краях нечасто пользуются таким сервисом, как ночевка в гостиницах. Экономят — спят в кабинах.

Оказалось, что и на немецком микроавтобусе путешествует русскоязычная семья. Ее глава — Виталий — рассказал, что когда-то переехал жить в Германию.

По его словам, в Беларуси бывает сложно найти гостиницу, чтобы переночевать. Иногда указатели уводят на несколько километров от трассы. Цены тоже сильно разнятся.

— В отеле где-то возле Барановичей нам предложили апартаменты — 300 евро за семью. Дороговато, как мне кажется, — отметил мужчина.

В этой гостинице цены куда демократичнее. За двухместный номер (одноместных в наличии не было) берут порядка 35—40 рублей.

— Меня устраивает стоимость. Ночью обязательно нужно спать — это полноценный отдых. Затем следует нормально позавтракать и только потом отправляться в путь, — говорит Виталий.

Он возвращается домой, в Германию, после поездки в Россию. Мы попросили его поделиться впечатлениями о качестве дорог.

— Дороги становятся лучше. Даже в России они уже стали хорошими — нельзя пожаловаться. Жаль только, что в футбол не играли в Оренбурге: до Самары трасса отличная, а дальше — катастрофа.

04:30. В пути 5 часов 20 минут. Брест

В Брест мы въехали, когда было еще темно. Проследовали по широкой Московской улице и такому же широкому проспекту Машерова.

Город спал, спала и крепость, выхваченная из темноты прожекторами.

— Брест, вторая родина Марадоны, — пошутил, выходя из машины, Краснов.

Обещанный снимок на фоне Брестской крепости

— Что я могу сказать о своем самочувствии: очень неприятное ощущение в глазах — будто песка насыпали. Пробуешь их сильно сжать — помогает, но ненадолго. Это признак, что организм устал, — продолжил водитель. — Давит в затылок, давит на виски. Появился шум в ушах. Это не критично, но если придирчиво проанализировать собственное состояние — то дискомфорт однозначно появился. Если коротко: хочется лечь на подушку и закрыть глазки. Я уже массировал шею, жмякал уши, открывал окна, чтобы в машине был прохладный воздух — он бодрит. Сейчас выпью кофе с колой, съем шоколад, кислых конфет — и отправимся обратно. Дорога назад будет еще труднее, а ехать прилично.

Но прежде нужно пройти тест на внимательность. Исследование показало, что терпения у Краснова поубавилось.

— Было впечатление, что сейчас просто брошу все эти таблицы и все, — признался он. — Лень какая-то появилась, хотелось все закончить и лечь спать.

Результат предсказуемо стал хуже: в среднем на 14 секунд.

05:15. В пути 6 часов 5 минут

Ближе к утру стало полегче.

— Вот это время перед самым рассветом — где-то с трех до пяти часов — оно самое тяжелое для водителя. Потом уже проще, когда встанет солнце. Организм это чувствует, переключается на дневную фазу, сил прибавляется, — поделился ощущениями водитель.

По дороге анализируем, что помогает справиться с сонливостью.

— По поводу кофе у меня нет однозначного мнения. С одной стороны, поначалу он бодрит. В особенности если смешать с колой. Но после этой кофеиновой активности у многих людей, наоборот, наступает период спокойствия — спать хочется сильнее прежнего, — отметил Краснов. — Время от времени в форс-мажорной ситуации, когда ехать надо, я, например, могу выпить энергетический напиток. Это вредно для организма, но действительно помогает продержаться некоторое время.

Ритмичная музыка также способствует активности.

— Я беру в поездку ту музыкальную подборку, которая мне нравится. Это лучше, чем слушать все подряд — легче держать концентрацию, потому что песни вызывают эмоции и ты не отключаешь внимание.

Краснов заметил, что в дороге ему помогают кислые конфеты.

— Но кислота должна быть такая, чтобы аж скулы сводило — тогда помогает очень сильно.

Некоторые водители просят пассажиров поддерживать с ними беседу — чтобы не уснуть. Другим это не нравится.

— В дальней поездке, когда чувствую, что устал, прошу жену не отвлекать меня болтовней. Я сконцентрирован, оцениваю свое состояние и остановлюсь, если потребуется. Посторонние вопросы ни к чему, — рассказал Краснов.

Еще один эффективный прием: выйти из машины, например на АЗС, размяться, пообщаться с другими водителями или продавцами. Наверное, это один из самых эффективных способов отогнать сон, выявленных нами в этой поездке.

— Мой совет: смотрите на дорогу глазами ребенка. Если устали, представьте, что выполняете какое-то важное задание или играете. Это поможет удержать концентрацию, — отметил эксперт. — Конечно, очень многое зависит от эмоционального состояния водителя в конкретный момент. Какое у него настроение, как он себя чувствовал до этого, нормально ли отдыхал в предыдущие дни — это все имеет определяющее значение.

06:10. В пути 7 часов

Уже при утреннем свете мы увидели на трассе последствия какого-то происшествия. У края дороги были следы не то ДТП, не то автомобильного пожара. Нам показалось, что горела фура: на асфальте лежали обгоревшие элементы крепления, части бытовой техники, доски.

— Трудно с ходу сказать, что здесь произошло, — говорит Краснов. — Так или иначе, это очередное напоминание о том, насколько небезопасной может быть дорога.

Ну а как самочувствие нашего водителя?

— Удивительно, но я почувствовал себя еще лучше. Наверное, это все солнечный свет. Усталость немного ощущается, но уже хочется скорее добраться домой. Знаете, как говорят: был бы катамаран — доплыл бы и до Турции. Серьезно, какой-то энтузиазм появился. Посмотрим, конечно, что будет дальше.

Воодушевление было таким, что Краснов снова запел...

Но буквально через полчаса ситуация поменялась кардинальным образом.

06:40. В пути 7 часов 30 минут

К этому времени Юрий не спал уже почти сутки. После периода эмоционального подъема и воодушевления внезапно начался резкий спад.

— Я почувствовал приход этого состояния: песок в глазах, подбородок тянет вниз, голова начинает опускаться, веки труднее открывать, сильнее давит затылок — все это симптомы, которые говорят о серьезной усталости. Кофе уже не срабатывает. Ночью в таком состоянии ехать крайне опасно. Еще минут 40 — и может просто выключить, — рассказал водитель.

Но решительность закончить поездку все еще не пропала.

— Сейчас я умою лицо, у меня в запасе еще есть энергетик: до Минска я доеду, но только потому, что уже взошло солнце и стало светло, — отметил Краснов.

07:30. В пути 8 часов 20 минут. Конец эксперимента

Некоторое время состояние Юрия было неоднозначным. То он чувствовал прилив сил, то снова возвращалась сонливость. В утомленном состоянии водитель не должен управлять автомобилем — это опасно. А впереди город с интенсивным движением утреннего часа пик. Поэтому мы нашли безопасную стоянку у придорожного кафе и припарковались.

Эксперимент было решено прекратить.

— Мы заканчиваем наше исследование, делаем большой перерыв в этой поездке ввиду того, что движение дальше небезопасно, — говорит Краснов. — Накатила усталость, мое состояние ухудшилось. Стало подташнивать, закружилась голова, появился озноб. Когда я переводил взгляд с зеркала заднего вида на дорогу, казалось, что можно потерять сознание. Было трудно сфокусироваться. Я снизил скорость, но ехать дальше опасно. Нужно отдохнуть.

Примечательно, что до Минска оставалось менее 50 км. Важно оценивать свои силы и не рисковать на дороге. Достаточно секунды для потери концентрации, а последствия могут быть непоправимыми.

В довершение Краснов прошел тест с цифрами. Результат оказался еще на 10 секунд хуже, чем было в Бресте. Очевидно, что решение поспать было верным.

— Мы желаем вам безопасных дорог. Всегда оценивайте свои силы, проявляйте осторожность за рулем. Не допускайте переутомления, своевременно давайте себе отдохнуть, — посоветовал эксперт, укрываясь одеялом.

Кофе в каталоге Onliner.by

Читайте также:

«Разбор с Красновым» — традиционная рубрика Onliner.by о безопасности на дороге

Auto.Onliner теперь в Telegram! Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by