«Были положительные эмоции, адреналин от этих маневров»: что рассказал выживший пассажир об аварии в Шабанах

Автор: Виталий Петрович. Фото: Максим Малиновский, очевидцы, ГАИ
29 октября 2019 в 13:35

Суд Заводского района Минска продолжает рассмотрение уголовного дела о ДТП на улице Селицкого в Минске. Водитель автомобиля BMW 5-Series, выполняя опережение автобуса, врезался в припаркованные у края проезжей части грузовик Iveco и два Volkswagen. От удара у BMW срезало часть крыши. Погибли двое пассажиров: парень 1997 года рождения и девушка 1998 года рождения. Водитель выжил, ему предъявлено обвинение по ч. 3 ст. 317 Уголовного кодекса.

Показания свидетелей

«Были положительные эмоции, адреналин от этих маневров — вот и все»

Сегодня суд начал опрашивать свидетелей. Первым вызвали выжившего пассажира, который находился в BMW в момент аварии. Молодого человека зовут Владислав, 1998 года рождения, он сообщил суду, что работает следователем Заводского районного отдела Следственного комитета.

Он рассказал, что 29 мая он с товарищами дождался окончания экзаменов. Кирилл на BMW согласился подвезти их домой. Владислав сел сзади, за водительским сиденьем.

— После экзаменов распивали спиртное?

— Ну что-то было.

— Обвиняемый употреблял? 

— Я не видел.

По версии следствия, водитель BMW был трезв в момент ДТП.

— Мы поворачивали в сторону Шабанов, на улицу Селицкого с Партизанского проспекта. Конкретно скорость автомобиля я назвать не могу, — сказал свидетель. — Мы хотели опередить, я не помню, кого именно: легковой автомобиль или автобус — не уверен. Я не помню, в какой полосе мы ехали, предполагаю, что хотели проехать между припаркованными справа автомобилями и двигавшимся слева автомобилем или автобусом.

Затем произошел удар. Свидетель запомнил, что врезались в белый грузовик, удар пришелся в правую сторону BMW.

— По ощущениям, нас развернуло. Затем был второй удар. Я посмотрел назад: мы уже катились к третьей машине.


Владислав смог выбраться из автомобиля, когда тот остановился.

— Все остальные были без сознания, в том числе водитель. Помню, попытался открыть водительскую дверь — она не открылась. Прошел к пассажирской стороне, попытался там открыть двери — тоже не получилось. Подошел какой-то очевидец, он вызвал скорую. Автомобиль был без крыши в тот момент, много повреждений было и внутри салона, не только снаружи, — рассказал свидетель.

Через какое-то время водитель пришел в сознание. По словам Владислава, Кирилл не смог самостоятельно покинуть автомобиль, так как дверь заклинило. Кто-то из очевидцев принес какой-то инструмент и открыл дверь.

— Превышал ли скорость обвиняемый во время той поездки?

— Я не знаю конкретно, превышал ли скорость. Я не мог ее видеть, потому что сидел за водителем. Но мы маневрировали.

— Что значит маневрировали, поясните, — попросила адвокат потерпевших. — Как именно: «шахматка», «джигитка» — меня интересуют опасные опережения.

— В каком плане опасные? Перед машиной прямо? Ну опережали, но не прямо перед кузовом. Каких-то звуковых сигналов в нашу сторону от водителей, которые двигались в попутном направлении, я не помню.


Свидетель затруднился ответить, подрезал ли водитель кого-либо во время движения. Он добавил, что никто из пассажиров не делал водителю замечаний по поводу того, как он управлял машиной.

— Были какие-то разговоры по поводу скорости потока или маневрирования, но это было как шутка, все выражали эмоции. Замечаний не делали. «Давай аккуратнее» или «Остановись» — ничего такого не было. Были положительные эмоции, адреналин от этих маневров — вот и все.

— Водитель двигался со скоростью потока или быстрее скорости потока? 

— Сами понимаете: если это обгон, то, естественно, скорость набирается. Как я понимаю, при опережении наша скорость должна была быть выше скорости потока.

Свидетель знаком с Кириллом не очень хорошо, они учились вместе, но общались немного. Однако и до аварии Кирилл подвозил Владислава домой.

— Как вы можете охарактеризовать обвиняемого?

— Ну как... Тихий, спокойный человек.

— Как можете охарактеризовать его манеру управления автомобилем, когда он подвозил вас ранее?

— Он ехал спокойно. Но я не особо следил за дорогой.

Мама погибшего в этой аварии парня заявила в суде, что Владислав в разговоре с ней вскоре после аварии рассказывал, что водитель BMW в тот день совершал маневры, «от которых замирало сердце», в том числе проезжал на красный свет светофора, ехал, едва не цепляя боковые зеркала других авто.

В суде свидетель отметил, что не мог говорить о том, что на светофоре горел красный свет.

— Про стекла, да, говорил. Но я не думал, что мы не сможем опередить. Я видел припаркованные впереди автомобили, и я подумал, что мы просто заденем стекла.

Он подтвердил, что у него были сомнения в том, что BMW сможет проехать между припаркованными авто и опережаемым транспортным средством без последствий.

— Я, Влад, конечно, не ожидала от тебя такого. То, что ты сказал здесь, полностью противоречит тому, что я слышала от тебя в своем доме, — эмоционально сказала мама погибшего парня. — Не ожидала я, понимаешь?

После этого адвокат обвиняемого попросила свидетеля оценить с точки зрения водителя, насколько опасными были маневры Кирилла в день, когда произошла авария.

— Ну некоторые маневры да, могли быть опасными в плане правил дорожного движения. Но у самой машины он не опережал. Может быть, от набора скорости был адреналин, — ответил Владислав.

Отвечая на очередной вопрос, молодой человек подтвердил, что скорость движения BMW при входе в поворот на улице Селицкого была достаточно высокой.

— Как можете охарактеризовать манеру вождения обвиняемого в тот день, 29 мая? Аккуратное, неаккуратное? — задала вопрос судья.

— Однозначно неаккуратное.

— Было ли оно агрессивным?

— Да, наверное, так можно сказать.

Также сегодня стало известно, что семья обвиняемого уже перечислила по 500 рублей в адрес каждого потерпевшего.

«Пассажиры, как все это увидели, закричали: „Езжай, езжай, езжай!“»

После этого свои показания дал водитель того самого автобуса, который пытался обогнать водитель автомобиля BMW, когда попал в аварию.

— Это был 72-й маршрут: из Шабанов до станции метро «Могилевская», где-то полчаса на круг. Было солнце, сухо, потока машин сильного не было, — рассказал он. — После поворота с Партизанского проспекта на улицу Селицкого есть две полосы, потом они сужаются в одну. В крайней правой за остановкой стояли машины. Я потихоньку перестроился. Ехал со скоростью, наверное, 20—30 км/ч. И вдруг слышу удар сзади справа, посыпались осколки стекла, мусор. Машина проскочила на скорости справа мимо меня, ударилась в красную машину, потом ее развернуло, и уже задней частью она ударилась в третью машину.

Водителя попросили определить скорость, с которой мимо него пронеслась белая машина (BMW).

— Ну, не менее 100 км/ч. Одна секунда, две, три — и она уже в третью машину врезалась.

— Как вы определили, что не менее 100 км/ч была скорость? — уточнил государственный обвинитель.

— Ну потому что — вжик, — водитель присвистнул и изобразил рукой быстрое движение.

Мужчина уточнил, что имеет водительский стаж с 1980 года.

Водитель рассказал, что до аварии не слышал звуков резкого торможения или что-то подобное.

— Я не видел BMW, я смотрел вперед. И только когда услышал удар, машинально посмотрел вправо. И увидел, что мимо меня проскакивает этот автомобиль и ударяется в красную машину. Я его увидел уже тогда, когда он поравнялся с моей кабиной. По времени это секунда. Он летел — бам! В красную врезался, разворачивается — все! Три секунды — и все.

Адвокат потерпевших уточнила, выполнял ли водитель какие-либо перестроения в тот момент, когда произошла авария.

— Нет, я уже ехал в крайней левой полосе, — ответил водитель. — Свернул с Партизанского проспекта, остановился на остановке. В тот момент BMW я не видел. Посмотрел влево — никаких машин не было. Перестроился в крайний левый ряд, потому что в правом ряду были припаркованы машины. Двигался по крайней левой полосе, за мной вроде не было никакого движения. Никаких маневров я и не видел, и сам не совершал — уже ехал в своей полосе.


Автобус короткий — три двери.

— На уровне какой двери вы услышали звук удара?

— Я услышал удар, и уже через секунду машина проскакивает мимо меня. Ну, наверное, на уровне задней двери я слышал удар.

Видеорегистратора в автобусе не было. Водитель рассказал, что автобус не получил повреждений в этом инциденте.

— Я увидел, что там остановились машины и побежали люди. А у меня автобус битком набит, пассажиры, как все это увидели, закричали: «Езжай, езжай, езжай!»

Водитель уехал оттуда, не сообщил в ГАИ о том, что являлся очевидцем дорожно-транспортного происшествия. Адвокат обвиняемого посетовала на то, что такого важного свидетеля пришлось достаточно долго разыскивать.


BMW проехал по разметке, затем скрылся за автобусом

Еще один свидетель — водитель автомобиля Volkswagen Polo, который двигался вслед за автобусом, в суд не явился. Были зачитаны его показания, которые он давал в ходе расследования уголовного дела.

Этот водитель сообщил, что ехал вслед за автобусом на дистанции примерно 10 метров. В этот момент справа его автомобиль опередил белый BMW. Свидетель также указал, что эта машина двигалась со скоростью порядка 90—100 км/ч, по его мнению. BMW проехал по разметке, затем скрылся за автобусом. Момента аварии водитель Volkswagen не видел, но слышал глухой звук удара. Уже потом он увидел, как BMW развернуло и машина в неуправляемом состоянии двигалась уже по инерции.


Свидетель признал, что видел последствия ДТП, видел людей в разбитой BMW, на них была кровь, слышал, как кто-то просил вызвать скорую. Мужчина позвонил в «103», но останавливаться на месте аварии не стал: пояснил, что стало страшно, к тому же там были и другие очевидцы.


Авария произошла 29 мая в 16:19. Автомобиль BMW 5-Series двигался со стороны Партизанского проспекта по улице Селицкого в направлении улицы Бачило.

В BMW было четверо студентов: двое погибли, водитель — на скамье подсудимых. Суд по делу о ДТП в Шабанах

Версия следствия: «Обвиняемый, превышая разрешенную скорость, проявил невнимательность и неосторожность в складывающейся дорожной обстановке. С целью опережения двигавшегося в попутном направлении автобуса МАЗ, выехал в правую полосу движения, где применил неправильные приемы управления транспортным средством и совершил столкновение с припаркованными справа у обочины автомобилями Iveco, Volkswagen Bora и Volkswagen Transporter».

Водитель BMW — 1998 года рождения, на момент ДТП его водительский стаж составлял около двух лет. Установлено, что скорость BMW в момент столкновения составляла не менее 80 км/ч (на этом участке улицы Селицкого действует ограничение в 60 км/ч).

Обвиняемый: «Просто не понимаю. Я ездил по этой дороге большое количество раз каждый день, был уверен в своих силах. Просто не представлял, что нечто подобное может произойти».


Читайте также:

Auto.Onliner в Telegram: обстановка на дорогах и только самые важные новости

Быстрая связь с редакцией: пишите нам в Viber!

Библиотека Onliner: лучшие материалы и циклы статей

Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by