Год назад мы разбирали трагедию в Шабанах, в результате которой погиб водитель Nissan. Резонанс был огромным и не утихал несколько недель, но в конце концов о происшествии стали забывать. Однако несколько дней назад буквально в паре кварталов от того места случилось ДТП, которое унесло две молодые жизни. Официальной информации пока мало. Но если выехать на место аварии, становится понятно: что-то подобное рано или поздно должно было случиться. Организация дорожного движения там только на первый взгляд кажется простой, а в действительности влечет ряд перестроений и конфликтное взаимодействие с главным направлением.
В среду, 29 мая, аккурат перед сильным ливнем, накрывшим Минск, пришла тревожная новость с ул. Селицкого. «Что-то белое ударило на скорости стоящий в правой полосе фургон, по инерции пролетело еще метров 100 по дороге. Часть белой машины, довольно большая и искореженная, осталась возле фургона. Две скорые с маяками приехали только что. Деблокируют, — сообщил на форуме Onliner очевидец. — Фургон от удара бросило в дерево».
Чем-то белым оказался автомобиль BMW 5-Series (в кузове E39). По данным следствия, он двигался со стороны пр. Партизанского в направлении ул. Бачило. В сводке сказано, что водитель не справился с управлением и врезался в припаркованный у края проезжей части Iveco.
Удар был такой силы, что грузовик отбросило на газон. А на проезжей части осталась лежать искореженная часть BMW (у машины срезало часть крыши).
Затем, судя по словам очевидцев, легковушка врезалась в припаркованный Volkswagen Bora. Но и после этого BMW продолжала движение, остановившись лишь через несколько десятков метров.
За рулем BMW, как впоследствии сообщил Следственный комитет, находился 20-летний водитель. В салоне были еще трое молодых людей того же возраста. Двое из них (20-летняя девушка и 21-летний парень) погибли, один после оказания медицинской помощи отпущен домой. Сам водитель госпитализирован.
По косвенным признакам можно понять, что парень, управлявший BMW, был трезвым: возбуждено уголовное дело по ч. 3 ст. 317 (нарушение ПДД, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц).
Если бы молодой человек находился в состоянии опьянения, фигурировала бы другая часть водительской статьи.
На месте происшествия сейчас практически ничего не напоминает о трагедии. Только если пристально всматриваться, то можно заметить примятую траву, поврежденный бордюрный камень, осколки и осыпь стекла.
Рядом припаркован Volkswagen, поврежденный в результате этой аварии. У автомобиля сильно помята водительская сторона. У Юрия Краснова сразу возникает такое предположение: «Возможно, BMW после столкновения с грузовиком понесло в противоположную сторону, к бордюру, а ударившись, он отлетел и врезался в Bora».
Мы связались с владельцем Volkswagen. В момент разговора он как раз находился в Следственном комитете, давал пояснения. Мужчина рассказал, что машину часто оставляет именно возле края проезжей части, поскольку во дворе парковочные места обычно заняты. Момента происшествия он не видел, пришел на место ДТП позднее.
Еще одна важная, на наш взгляд, деталь: свежих следов торможения не заметно. Может ли это означать, что водитель BMW до критического момента продолжал движение?
Теперь обратим внимание на организацию дорожного движения. Она только на первый взгляд кажется простой. Сразу бросаются в глаза регулируемый переход, заезд во двор, заужение проезжей части.
Предположительно водитель BMW двигался по пр. Партизанскому, а потом свернул на ул. Селицкого. Повторяя этот маршрут, Юрий Краснов сразу обращает внимание на странность: «Сразу после съезда с проспекта не понимаешь, в какой полосе двигаться. Улица Селицкого имеет два ряда. Ну допустим, я попал в крайний правый, где видна еще старая разметка».
«Если незнаком с дальнейшей организацией дорожного движения, то, скорее всего, поедешь дальше. Но впереди ждет сужение проезжей части до одной полосы, и это может стать в некоторой степени неожиданностью»
Предупреждающий знак установлен, но разметка... Вместо привычной стрелки 1.19, призывающей смещаться, явно нанесена 1.18.3, с помощью которой обозначают поворот налево и разворот. Если подходить формально, поворот во двор запрещен требованиями разметки, хотя это абсурд.
Сложность на данном участке, кроме поворота во двор, могут создавать наличие регулируемого пешеходного перехода и чересчур короткий участок для перестроения из крайнего правого ряда в левый.
Далее расположен заштрихованный островок, движение по которому запрещено. Однако в реальности... Впрочем, об этом чуть позже.
Зачем в принципе нужно сужение до одной полосы? Очевидно, это своеобразная подводка к тому месту, где необходимо уступить дорогу. В смысле почему? Ах, ну да. Возможно, вы не заметили соответствующий знак, но он есть. Найдете сразу на фотографии?
А ведь водителям его предстоит увидеть на скорости. Сбивать может также знак «Главная дорога», который виден для двух направлений — для автомобилей, едущих по ул. Селицкого и спускающихся с путепровода.
— По задумке знак «Главная дорога» установлен для направления, которое движется с путепровода, — говорит ведущий рубрики. — А те, кто едет по ул. Селицкого (со стороны пр. Партизанского), должны уступать. Но сразу это неочевидно и непонятно. Тем более что водители в первую очередь смотрят на дорогу и только потом уже на знаки, хотя в ПДД приоритет за последними.
В общем, в самой невыгодной ситуации оказываются те, кто до последнего едет по крайней правой полосе. До заштрихованного островка места немного, а предстоит вклиниться в плотный поток, движущийся слева. Трафик днем тут всегда значительный.
Но даже если вам удалось перестроиться, нужно сразу готовиться к новой опасности — примыканию главной дороги, по которой тоже активно едет транспорт. Фактически после одного сложного маневра необходимо совершить другой. Без передышки!
— Обычно опережение совершают с ускорением, а дефицит места вынуждает это делать еще резче, — делится впечатлениями Юрий Краснов. — Это, безусловно, провоцирующий фактор, учитывая, что, как правило, соседи по потоку не дают вклиниться и ты попадаешь в сложную ситуацию. А ведь впереди еще припаркованные машины стоят...
За полчаса, что мы находились на месте происшествия, удалось увидеть, как несколько водителей совершали опережение именно по крайней правой полосе, не в силах отказаться от маневра.
Отметим, что покрытие на участке, заштрихованном разметкой, имеет специфику: там собирается меленький песок, при попадании на который сцепление колес становится другим...
Прямо на наших глазах чуть не произошла очередная трагедия. Водитель одного грузовика стал опережать другой по крайней правой полосе и островку безопасности. Времени оставалось мало. Вроде бы успевал, но началось примыкание главной дороги, по которой ехал третий фургон.
Как назло, в этот момент у Geely, припаркованного возле края проезжей части, находился мужчина. Кажется, он едва успел прижаться к своему автомобилю.
Переходим к версиям. Если исходить из предварительной информации, согласно которой водитель BMW съехал с пр. Партизанского и двигался по ул. Селицкого, то можно предположить, что он пытался совершить опережение по крайней правой полосе и не успел. Об этом, в частности, может говорить то, что удар пришелся в левый край кузова грузовика.
— Как сообщали очевидцы, погибли те, кто сидел справа, — припоминает Юрий Краснов. — Это типично для подобных происшествий. В этом смысле грузовик стал фактором аварийности. Была бы на его месте легковушка, вероятно, последствия были бы не такими страшными. А так удар пришелся в жизненно важные органы: голову, грудную клетку...
Отдельный вопрос, на который пока нет ответа, — что происходило перед ДТП в салоне автомобиля, в котором, напомним, находилась компания молодежи?
— Это еще один важный фактор, который нужно учитывать, — считает ведущий «Разборов...». — Помните, несколько лет назад была страшная авария на площади Бангалор, где подросток на родительской машине вылетел прямо на круг? Не обошлось без жертв. Я помню, что рассказывал юноша: пассажиры сзади смеялись, попросили передать бутылку воды. Водитель отвлекся от управления, а когда посмотрел вперед, то что-либо предпринимать было уже поздно.
Не исключено, что молодой человек за рулем BMW попал под действие самообмана, когда кажется, что еще чуть-чуть и ты успеешь. Азарт и эйфория, как известно, не лучшие помощники водителя...
— В подобных случаях заложниками ситуации нередко становятся пассажиры, — замечает эксперт. — Они рассчитывают доехать до пункта назначения, а гибнут из-за чужой ошибки. Пассажир практически никак не может повлиять на стиль управления или поведение водителя. Конечно, он вправе сделать замечание, но как отреагирует человек за рулем, не ясно.
— В одной точке в одно время складывается множество факторов: молодой водитель с недостаточным опытом; мощный, пускай и старый автомобиль; неочевидная организация дорожного движения, вынуждающая перестраиваться и уступать дорогу; припаркованный грузовик; скорость... — подытоживает непростой выпуск Юрий Краснов. — Наложилось, собралось и поспособствовало тому, что случилась трагедия...
Читайте также:
Auto.Onliner теперь в Telegram! Присоединяйтесь!
Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!
Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by